Стоит ли покупать акции Аэрофлота (мое личное мнение)
Глобально спрос на перевозки растет — это долгоиграющий тренд во всем мире. Авиакомпании каждый год перевозили все больше и больше пассажиров до кризиса.
Также если анализировать прочие факторы и механики бизнеса — то у Аэрофлота есть все — и парк самолетов и персонал и финансовую дыру государство заткнуло. Т.е. абсолютно все возможности вести бизнес в отрасли где есть стабильный и даже нарастающий спрос!
Слепых зон для инвестора (которые можно предусмотреть) для инвестирования в эту компанию я не вижу.
Покупать или нет 3и Ваших возможных ситуации:
- У Вас нет «финансовой подушки» и вообще нет свободных денег. Лучше не инвестировать, а разобраться с личным бюджетом и накоплениями.
- У Вас есть деньги на инвестиции, но Вы не можете на это выделять больше 2-3х часов в неделю и Вы устали уже выбирать и хотите просто вложиться на несколько лет, просто чтобы начать инвестировать.В этом случае акции Аэрофлота — не самый плохой вариант.
- Вы уже высвободили личное время на инвестирование и занимаетесь этим системно.Тогда просто берите себе Аэрофлот на лист и раз в месяц проверяйте — есть ли сильное улучшение в динамике по пассажирообороту по ежемесячной отчетности и есть ли тренд роста на графике.
N.B. Как проверять и узнавать информацию о том что происходит внутри бизнеса перспективной компании, и как это делать раньше основной массы инвесторов, я рассказываю на примере Аэрофлота в этой статье.
В том числе там показываю как я проверяю пассажирооборот ДО выхода отчетности.Статья:
N.B. В некоторых ситуациях надо сразу покупать акции Аэрофлота. Мой разбор такой ситуации и
Всех благ и просьба оценить статьи лайком или дизлайком!!
Акции Фольксваген — цена и стратегия
На фондовом рынке существует ряд торговых стратегий, наиболее популярными из которых являются покупка и удержание, в основном их предпочитают те, кто хочет инвестировать в долгосрочной перспективе независимо от сроков и цен акций компаний.
Конечно, вопрос времени является ключевым, если вы хотите иметь возможность торговать в любое время. Технический анализ работает надежно в случае высокого оборота или ликвидности.
Если дневная торговля также представляет для вас интерес, вы будете иметь дело не только с долгосрочной торговлей, но и с более крупными компаниями. Немецкие, английские и американские биржи — отличное место для многих трейдеров.
Представленные на немецком фондовом рынке акции, в том числе и акции VW, отлично подходят для дневной торговли. Если вы уже представляете автопром на бирже, то почему бы не стать одним из крупнейших представителей, VW?
Большинство трейдеров пытаются заполнить разрыв между закрытием и следующим днем, что во многих случаях может казаться хорошей идеей, но существуют ситуации, например, экстремальные движения рынка, когда эта стратегия представляет серьезные риски.
Хорошим решением может быть стратегия False Outbreaks, особенно если есть разрывы линии тренда. Также существуют индикаторы для подобных ситуаций.
Смысл в том, чтобы войти в узкий стоп и либо частично отключить его, либо тянуть вверх, что в некоторых случаях может быть эффективным.
Суть большинства стратегий заключается в распознавании уровней поддержки и сопротивления, перекосов, а также в понимании себя и психологии трейдинга практически на любом временном отрезке.
Наиболее важными факторами являются моральная подготовленность, способность контролировать эмоции и находиться в спокойном расположении духа.
Борьба со страхом и жадностью необходима для разработки хорошей стратегии, потому что психология является ключом к успеху на фондовой бирже.
Кроме того, мы не должны забывать о риске и вознаграждении, управлении средствами и рисками.
Какой стратегии придерживаться инвестору
В 2023 году лучше придерживаться консервативного подхода к инвестированию, считает главный аналитик Банки.ру Богдан Зварич.
Неопределенность ведет к сохранению повышенных рисков для инвесторов, что не дает возможности удерживать высокую долю акций в портфелях, считает он. Поэтому частному инвестору лучше бо́льшую долю портфеля направить в облигации, полагает он. «Это позволит снизить риски и получить постоянный денежный поток без риска потери начисленного купона при закрытии позиций, как это происходит при досрочном расторжении вклада», — объясняет аналитик.
Если же инвестор предпочитает акции, то лучше выбирать бумаги, дающие денежный поток, говорит Зварич. «То есть акции компаний, которые готовы делиться с инвесторами прибылью через дивиденды», — уточняет он.
С ним согласен Карпунин из БКС. «Не нужно полностью выходить всем капиталом в акции. Рынок бондов в 2022 году показал, как облигации могут защитить портфель в условиях рыночной неопределенности», — говорит он.
Кирсанова из УК «Первая» советует основную часть портфеля вложить в акции компаний, ориентированных на внутренний рынок и не зависящих от внешних рисков. «Однако тактически было бы интересно вложить какую-то долю (в зависимости от риск-профиля) в акции экспортеров, которые могут выиграть от ослабления ковидных ограничений в Китае. Это производители цветных металлов «Норникель» и «Русал»», — говорит она. Помимо этого, тактически можно сделать ставку на золото, поскольку замедление ужесточения монетарной политики ФРС и последующее ее потенциальное ослабление должны вернуть интерес к золоту. «Это обеспечит рост финансовых показателей «Полюса» и «Полиметалла»», — уточняет эксперт.
Как зарабатывать на финансовом инструменте?
При краткосрочном вложении средств, если цель – это заработок на небольших колебаниях, приоритетное место займет технический анализ. Это работа с индикаторами, осцилляторами, графическими моделями, которые протестированы на истории этой разновидности акций.
Зачастую, аналитика ценных бумаг названного эмитента предполагает: нередко падение бумаг происходит после отзыва, объясняющегося техническими проблемами некоторых выпускающихся моделей машин. Бывает, отзыву сопутствует не только ухудшение репутации корпорации, но и финансовые претензии со стороны властей различных государств. Данный фактор становится причиной повышения динамики акций.
Если планируется работа в долгосрок, то нужно учитывать:
- Падение курса евро к доллару США либо йене Японии. Если единая европейская валюта упадет, то продукция автоконцерна из Германии получит преимущества в ценовом плане на рынке ЕС и третьих стран.
- Насколько стратегические инвесторы заинтересованы акциями выпускающей компании.
- Риск введения мер протекционизма на американском рынке по отношению к производителям из других государств мира.
- Риск продажи крупного пакета акций, находящихся на балансе Qatar Holding LLC, когда на Ближнем Востоке нарастает напряженность.
- Вероятное изменение законодательства в сфере налогов там, где находятся главные производства, и в этих странах производитель автомобилей из Германии платит налоги.
Благодаря включению акций Фольксваген в расчет многих биржевых индексов, рост этих ценных бумаг объясняется ощутимым спросом со стороны фондов, принадлежащих к сфере коллективных инвестиций.
Анализ бизнеса Volkswagen
Выручка Volkswagen с годами убедительно растет, в среднем на 8-16% в год. На графике видно, что падение выручки за последние 10 лет произошло только дважды: в 2015 году на фоне Дизельгейта и в 2020 году на фоне пандемии коронавируса.
70% выручки приносят продажи легковых автомобилей, 10% – коммерческих авто, 2% – мотоциклов, еще 18% приносят финансовые и лизинговые сервисы.
При этом чистая прибыль Фольксвагена нестабильная, а в 2015 году вообще оказалась отрицательной. Это объясняется цикличностью отрасли, а также относительно низкой рентабельностью всей сферы автомобилестроения.
Если взглянуть на текущие показатели рентабельности компании Volkswagen, то окажется, что они в основном чуть среднеотраслевых, но в целом рентабельность отрасли небольшая (если сравнивать, например, со строительной отраслью или IT).
Так, валовая маржа компании составляет 17,64% против среднеотраслевой 36,25%, маржа доналоговой прибыли – 9,43% против 9,06%, чистая маржа – 7,46% против 6,56%, а маржа свободного денежного потока – 8,34% против 3,52%.
Самые богатые люди России. Обновленный рейтинг 2022
Компания много инвестирует в производство и разработку новых автомобилей, главным образом, с электрическими и гибридными двигателями: на капитальные затраты и исследования уходит до 50% чистой прибыли. Это позволяет Фольксвагену сохранять ведущие позиции на рынке производства и продажи автомобилей.
В целом бизнес Volkswagen стабилен, но цикличен. Компания отличается сравнительно небольшой рентабельностью, поскольку велики операционные расходы и расходы на исследования.
Volkswagen стоит относительно дешево по мультипликаторам: P/E составляет всего 4,34 (здесь и далее в скобках среднеотраслевое значение – 4,25), P/S – 0,38 (0,39), P/BV – 0,5 (0,59). Такая оценка объясняется тем, что сейчас автомобильная отрасль испытывает очередной спад. Возможно, это хорошая возможность войти в акцию на долгосрочную перспективу.
Перспективы рынка и прогноз по индексу Мосбиржи
Российский рынок акций имеет значительный потенциал роста, считает портфельный управляющий УК «Первая» София Кирсанова. «По индексу Мосбиржи мы ожидаем рост более чем на 30%», — говорит она.
По ее прогнозу, основной вклад в динамику индекса должны принести компании финансового, ИТ и потребительского секторов. Рост акций компаний этих отраслей может составить более 50% в ближайшие 12 месяцев, отмечает она.
«Следующий год также обещает быть удачным на дивиденды», — говорит аналитик. Многие компании в 2022 году накопили достаточное количество денег на балансе и показывают высокую доходность по чистому денежному потоку, но не проводят выплаты из-за технических сложностей, объясняет она. В последние месяцы некоторые компании нашли способы выплатить дивиденды инвесторам, поэтому в 2023 году похожих примеров будет больше, уточняет эксперт.
В то же время акции компаний-экспортеров, в первую очередь нефтегазовых, вряд ли заметно прибавят в 2023 году. Среди экспортеров шансы на рост есть у компаний металлургического сектора, учитывая ожидаемое ослабление карантинных ограничений в Китае и небольшое ослабление курса рубля, добавляет Кирсанова.
По мнению директора аналитического департамента ИК «Регион» Валерия Вайсберга, рост индекса может произойти во второй половине 2023 года, в первом полугодии он будет демонстрировать неустойчивый боковой тренд. По его оценке, среднегодовой индекс Мосбиржи будет на уровне 2 300 пунктов, на конец 2023 года — 2 600 пунктов. В 2023 году аналитик ожидает возобновления полноценного раскрытия информации и возвращения к нормальному графику выплаты дивидендов.
Начальник управления информационно-аналитического контента «БКС Мир инвестиций» Василий Карпунин оценивает потенциал для роста индекса скромнее — на уровне более 10%. По его словам, фактор геополитики останется определяющим для рынка, при этом его сложно спрогнозировать.
Динамика курса за все время
Акции компании торгуются на Франкфуртской бирже и были номинированы в немецкой марке. Переход на наличные банкноты в евро в 2002 году дал начало новой эры в торговле акциями европейских компаний, так как национальные валюты переводились по курсу экю.
Первоначально ценовой уровень акций Volkswagen не превышал уровень в 50 евро за лот, в котором десять акций. Колебания происходили в коридоре от 22 евро (апрель-май 2003) до 31 в сентябре. По сути дела, колебания в коридоре продолжались до апреля 2005, когда зародился повышательный тренд. Он с колебаниями и откатами продолжался до марта 2006 года, когда цена дошла до 45 евро за лот.
Затем двухмесячная коррекция до уровня 38,6 евро. Вот здесь и нужно было покупать акции Фольксвагена. Потому что с мая 2006 до октября 2007 цена взлетела, на пике бумага стоила более 130 евро. Нетрудно посчитать, что рост составил больше 300%.
Но финансовый кризис, начавшийся в США, захватил все сферы и рынки. К февралю 2008 бумага Volkswagen подешевела до 92, затем цена отскочила до уровня 105 евро. Ценовой коридор 92-105 просуществовал до августа 2008.
Можно и нужно было избавляться от бумаг, так как с августа по ноябрь акции летели в отвесном пике и приземлились на уровне ниже 30 евро. На графиках мы наблюдаем теперь уже 300% падение.
С этого уровня началось «возрождение» котировок Volkswagen, поступательный рост привел к июню 2011 года на уровень 141 евро, затем после резкого, но короткого отката до 100 опять фаза роста. Закончилось это историческим максимумом на отметках 250 евро за лот в марте 2015.
Пожертвовать «священными коровами»
Большое внимание Дисс уделяет тому, чтобы увеличить маржинальность бизнеса, ведь финансировать переход на электромобили концерну приходится за счет самостоятельно заработанных средств. Один из его приоритетов – снова сделать бизнес в США прибыльным
Но в начале года Дисс также предупредил топ-менеджеров, что автопроизводителю придется «забить некоторых священных коров». В 2021 г. концерн уже отделил подразделение по выпуску грузовиков Traton, выведя его на биржу. По словам Дисса, концерн продолжит реструктурировать свой бизнес, который сейчас состоит из 12 брендов, включая Audi, Porsche, Seat, Bugatti и Lamborghini.
VW Group – крупнейший в мире автопроизводитель, но нужно «фундаментально изменить мышление» и сосредоточиться не на количестве проданных машин, а на норме прибыли, уверен Дисс. В качестве примера в январе он привел люксовый бренд Bentley, продажи которого достигли 10 000 автомобилей в 2021 г. «Эта новость была бы еще более впечатляющей, если бы маржинальность была выше нуля, – заявил Дисс. – Если быть честным, то я бы предпочел продать 5000 автомобилей, но с маржинальностью свыше 20%». VW Group закончила 2021 г. с выручкой 252,6 млрд евро и получила 14 млрд евро чистой прибыли.
Где и как купить акции сегодня
Купить акции можно через брокеров или напрямую. Способы покупки описаны ниже.
Через зарубежного брокера
Покупать можно через следующих зарубежных брокеров.
- Interactive Brokers
- CapTrader
- Exante
- Just2Trade
Фактически единственный настоящий крупный американский брокер, который еще работает с россиянами.
Плюсы:
- Есть поддержка на русском языке
- Хорошие комиссии
- Депозит можно пополнять рублями (мимо валютного контроля)
К минусам отнесу:
- Минимальный депозит 10.000$
- Комиссия за неактивность
Немецкий представляющий брокер IB для прямого выхода на зарубежные рынки. Здесь находится мой инвестиционный портфель.
Из плюсов:
- работает с россиянами
- наличие русскоязычной версии сайта
- вменяемые комиссии
- отсутствие платы за неактивность
- страховка в рамках законодательства США на $500к
К минусам отнесу:
- Поддержка исключительно на английском и немецком
- Сама служба поддержки работает плохо
Еще один интересный брокер для выхода за рубеж, причем не из семейства IB. К сожалению россиянам открывают договора только на Кипре.
Из плюсов:
- Приемлемые комиссии
- Факт успешной проверки работы со стороны SEC
- Русскоязычный сайт и поддержка
К минусам:
- Кипрская юрисдикция
- Плата за неактивность
Компания является американской «дочкой» Финама и создана чтобы выводить на американский рынок клиентов из СНГ.
Плюсы:
- Максимально простое открытие счета
- Русскоязычная поддержка
- Открытие счета от 200$
Минусы:
- Довольно высокие комиссии
- Разного рода дополнительные платежи
Через российского брокера
Список наиболее предпочтительных российских брокеров для покупки акций Volkswagen.
- Риком
- Кит
- Открытие
- Финам
- БКС
- Тинькофф
- Промсвязь
Старейший российский брокер, работает с 1994 года. Отличный выбор для тех, кто хочет подключиться к автоследованию.
Плюсы:
- никаких назойливых звонков с предложениями потратить деньги;
- собственная торговая платформа;
- впечатляющие результаты стратегий (+74% за 2018 год), к которым можно подключиться.
Из минусов:
нет Quik.
Хороший брокер для новичка. Здесь я держу российскую часть инвестпортфеля из ETF от FinEx на ИИС.
Брокер радует:
низкими комиссиями и отсутствием назойливых звонков с предложениями потратить мои деньги.
Из минусов:
слабый личный кабинет и неудобная система ежегодной перегенерации ключа.
Еще один классный брокер, с которым я проработал больше 2-х лет. Именно тут я торговал на FORTS.
Из плюсов:
- Вменяемые комиссии
- Отличный личный кабинет
- Приятные бесплатные сервисы
К минусам отнесу любовь брокера к звонкам с попыткой что-нибудь продать.
Крупнейший брокер и инвестиционная компания в России. Сам с ними не работал, но коллеги отзываются очень положительно.
Из плюсов:
- Не глючащий терминал Transaq
- Возможность пополнения\снятия денег со счета без комиссии (через свой банк)
- Куча первоклассных сервисов (например бесплатно можно скачать историю котировок)
- Возможность открытия счета в зарубежных юрисдикциях.
К минусам отнесу навязчивость продавцов.
Второй крупнейший брокер после Финама.
Из плюсов:
- Низкие комиссии
- Приятная поддержка
- Обмен валюты по биржевому курсу
К минусам отнесу любовь брокера к попыткам продать «структурные продукты».
Молодой и стремительно набирающий популярность брокер.
Плюсы:
- удобное мобильное приложение;
- бесплатное обслуживание счета, если нет сделок.
Минусы:
- высокие комиссии;
- мало инструментов доступно на стандартном тарифе.
Плюсы:
надежность;
Минусы:
- Слабый личный кабинет
- Ограничения на торговлю иностранными активами
Напрямую в компании, у частного лица или фирмы
Можно купить акции, минуя посредников. Но для этого нужно знать все нюансы покупки и регистрации ценных бумаг. Все затраты по приобретению ложатся на плечи покупателя.