Введение
Стремительный прогресс в сфере технологий интеллектуального управления и обработки информации вкупе с научными открытиями в области энергетики, машиностроения, микропроцессорной техники и телекоммуникационных систем, предопределили новый этап в производстве и использовании робототехнических систем.
Начиная с середины двадцатого века такие системы используются в большом количестве сфер хозяйственной деятельности людей, для того чтобы автоматизировать выполнение тяжелых или опасных для людей работ. К прикладному применению робототехнических систем могут быть отнесены следующие операции:
- Процесс изготовления деталей и сборных конструкций разной сложности.
- Процесс обслуживания складов.
- Осуществление военных операций и аварийно-спасательных работ.
- Различные работы по дому.
Также используются роботы и в таких сферах, как исследование планет Солнечной системы, в медицине, индустрии развлечений и других.
Вместе с широким распространением робототехнических систем возрастает и уровень их интеллектуальности. Данный процесс способен вывести робототехнические системы на новый уровень развития, когда из орудий труда роботы смогут постепенно трансформироваться в субъекты общественной жизни. Следует заметить, что параллельно изменяется и сам человек, его деятельность, производительность труда, его образ жизни, мировоззрение, жизненный мир.
Направление 1. Нормативное регулирование
Цель этого направления заключается в формировании новой регуляторной среды, обеспечивающей благоприятный правовой режим для возникновения и развития современных технологий, а также для осуществления экономической деятельности, связанной с их использованием (цифровой экономики). Это подразумевает:
- создание постоянно действующего механизма управления изменениями и компетенциями (знаниями) в области регулирования цифровой экономики;
- снятие ключевых правовых ограничений и создание отдельных правовых институтов, направленных на решение первоочередных задач формирования цифровой экономики;
- формирование комплексного законодательного регулирования отношений, возникающих в связи с развитием цифровой экономики;
- принятие мер, направленных на стимулирование экономической деятельности, связанной с использованием современных технологий, сбором и использованием данных;
- формирование политики по развитию цифровой экономики на территории Евразийского экономического союза, гармонизацию подходов к нормативному правовому регулированию;
- создание методической основы для развития компетенций в области регулирования цифровой экономики.
Показатели успешного выполнения задач к 2024 году:
- успешное функционирование не менее 10 компаний-лидеров (операторов экосистем), конкурентоспособных на глобальных рынках;
- успешное функционирование не менее 10 отраслевых (индустриальных) цифровых платформ для основных предметных областей экономики (в том числе для цифрового здравоохранения, цифрового образования и «умного города»);
- успешное функционирование не менее 500 малых и средних предприятий в сфере создания цифровых технологий и платформ и оказания цифровых услуг.
Центр компетенции по направлению: фонд «Сколково».
Ответственный от центра компетенций: Игорь Дроздов, Председатель Правления.
Ответственный федеральный орган исполнительной власти: Минэкономразвития России.
Руководитель рабочей группы: Руслан Ибрагимов, Вице-президент по корпоративным и правовым вопросам ПАО «МТС».
Структура и шасси роботов
То, какая структура у робота, какой вид шасси используется для передвижения автомата, влияет на все остальные аспекты его использования, но прежде всего на два основных. Во-первых, как долго и как быстро робот сможет передвигаться. Очевидно, что если робот имеет тяжелую конструкцию шасси, а манипуляторы очень неуклюжие, то вряд ли срок его автономной работы будет удовлетворительным для повседневного использования (рис. 2). Во-вторых, если робота предполагается использовать рядом с людьми, то восприятие робота человеком становится значительным фактором успешности его применения. В частности, «зловещая долина» влияет на то, насколько комфортно человек будет чувствовать себя в окружении роботов. Робот не может быть лишь немного похож на человека: он должен быть или совсем не похож, или похож очень значительно, так как иначе люди будут испытывать психологический дискомфорт. Но преодоление «зловещей долины» в свою очередь снова накладывает ограничения на структуру, шасси и внешний вид устройства.
Рис. 2. Робот Рейнджер, придуманный в Университете Корнелл, сумел пройти марафонскую дистанцию без подзарядки
На большинстве научных или отраслевых конференций, на которых автору довелось присутствовать, слушатели обычно задают один и тот же вопрос: «Зачем нужны человекоподобные роботы?» Ответов так же много, как и вариаций самого вопроса. Специалисты по коммерческому применению роботов могут сказать, что андроидная робототехника — бесперспективное направление, так как структура и форм-фактор робота должны определяться исключительно его утилитарностью. Однако ученые, изучающие антропоморфных роботов, часто говорят о том, что раз весь окружающий мир искусственных предметов построен человеком «под cебя», то и робот, максимально похожий на нас, будет в наибольшей степени отвечать мечте о «механическом помощнике, не знающем усталости» (рис. 3). Автор полагает, что решение этой дилеммы будет идти путем, очень похожим на то, каким образом эволюционировала жизнь на нашей планете — первые организмы, вышедшие из моря, были мало похожи на нас, и их форма отвечала ровно тем серьезным испытаниям, которые ставила перед ними Природа. Со временем роботы, безусловно, станут максимально похожи на нас. Однако до этого мы увидим мир, в котором они будут больше интегрированы со многими окружающими нас вещами, представляя скорее утилитарное направление.
Рис. 3. Известный ученый в области андроидной робототехники Хироши Ишигуро и созданный им робот Геминоид
Рис. 4. Манипулятор, созданный компанией Shadow Robot, имеет 20 степеней свободы
Инновации на речном транспорте
Речной транспорт занимает важное место в транспортной системе страны, благодаря низкой себестоимости перевозок и протяженной речной трассе, огибающей сотни российских городов. Речной транспорт не выдерживает конкуренции, прежде всего, с железнодорожным, так как выполняет те же самые функции перевозок
К эксплуатации речных судов всё больше прибегают при отсутствии другого типа транспорта в регионе или удачного речного сообщения между областями
Речной транспорт не выдерживает конкуренции, прежде всего, с железнодорожным, так как выполняет те же самые функции перевозок. К эксплуатации речных судов всё больше прибегают при отсутствии другого типа транспорта в регионе или удачного речного сообщения между областями.
Российские жители же пользуются речным транспортом в редких случаях. Отсутствует строгая система управления всеми отделами. С каждым годом всё большее количество речных судов выводят из эксплуатации из-за внушительного возраста.
Производство новых кораблей, барж, паромов, теплоходов и др. имеет очень низкие обороты из-за недостатка инвестиций. Все эти проблемы требуют разработки стратегических решений — введения инноваций.
Направления инновации на речном транспорте:
- Организация реновации судов, модернизации и ремонта водных объектов флота на судоремонтных производствах.
- Пополнение речного флота новыми судами, преимущественно российского производства, для привлечения инвестиций в отрасль.
- Форсированное выведение из эксплуатации устаревших судов, ужесточение мер касательно использования в эксплуатации таких судов.
- Модернизация системы управления речного флота, проведение переквалификации среди сотрудников.
Откройте для себя все автомобильные технологии и стартапы
Аддитивное производство рядом с производственными площадками, автоматизированные проверки на основе ИИ, использование больших данных для информирования проектирования и производства, а также человеко-машинные интерфейсы заново изобретают производственные процессы для производителей автомобилей.Стремление к развитию электромобилей и беспилотных автомобилей усиливается благодаря достижениям в области машинного обучения и Интернета вещей.Они также позволяют использовать новые бизнес-модели совместного владения транспортными средствами, обслуживания на основе аналитики, повышения безопасности и страхования.Кроме того, стартапы и развивающиеся компании разрабатывают решения, которые позволяют транспортным средствам безопасно общаться и совершать транзакции по сети.
Тенденции и стартапы в автомобильной отрасли, описанные в этом отчете, лишь поверхностно освещают автомобильные тенденции, которые мы выявили в ходе нашего углубленного исследования.Среди прочего, гибридные автомобили, робототехника и автомобильные сенсорные технологии изменят сектор, каким мы его знаем сегодня.Выявление новых возможностей и новейших технологий для внедрения в ваш бизнес на раннем этапе имеет большое значение для получения конкурентного преимущества.Свяжитесь с нами, чтобы легко и подробно изучить актуальные технологии и стартапы, которые важны для вас.
Что делать после одобрения заявки
Когда эксперты одобряют заявку, вы получаете протокол с положительным решением. Его прикрепляют к вашей заявке в последний раздел — «Юр. лицо». Протокол действует 6 месяцев, после этого одобрение сгорает и заявку нужно подавать заново.
За полгода нужно успеть добавить в девятый раздел анкеты данные о компании и документы:
- Устав организации и выписку из ЕГРЮЛ.
- Заявление о намерении стать участником проекта.
- Согласие представить проект в фонд, чтобы получить статус участника.
Успевают не все — в основном из-за задержки регистрации. Поэтому не тяните время: если вы получили одобрение, сразу подайте документы в налоговую.
Регистрация бизнеса онлайн с Тинькофф
Зарегистрируйте компанию. Для работы с фондом подойдет только ООО. ИП не может стать резидентом «Сколково». При регистрации внесите в устав обязательство заниматься только исследовательской деятельностью и коммерциализацией ее результатов.
Если вы уже зарегистрировали компанию, но в уставе нет такого пункта, его нужно добавить. Подайте документы в налоговую и дождитесь подтверждения, что данные внесены.
Пункт устава компании-резидента «Сколково»
Прикрепите к заявке устав и выписку из ЕГРЮЛ. После регистрации и изменения устава скачайте на сайте налоговой выписку из ЕГРЮЛ. Загрузите выписку и действующий устав в заявку.
Приложите заявление об участии. Напишите от руки заявление о намерении участвовать в проекте и согласие представить проект в фонд, чтобы получить статус резидента.
Заявление о намерении стать участником проекта Согласие на участие в проекте «Сколково» нужно написать от руки
Когда вы загрузите документы в раздел «Юр. лицо», нажмите на кнопку «Отправить на статус участника».
Кнопка «Отправить на статус участника» находится в правой верхней части экрана
Примерно через две недели вы получите от фонда одобрение заявки. После этого представьте в «Сколково» оригиналы заявления о намерении стать участником проекта и согласия на участие в проекте «Сколково», а также заверенную копию зарегистрированного устава.
Документы нужно доставить лично, курьером или заказным письмом по адресу: 121205, г. Москва, территория Инновационного центра «Сколково», ул. Нобеля, д. 5, с подписью: «Для департамента контроля и правовой поддержки участников фонда „Сколково“».
После этого вы можете получить выписку из реестра участников проекта — это документ, который подтверждает статус резидента. Выписку выдают в течение 10 дней тремя способами: в электронном виде, на бумажном носителе в фонде или отправляют по почте.
Выписка из реестра участников проекта «Сколково»
Получите доступ к эл. почте резидента и познакомьтесь со своим проектным менеджером. Дальше вы можете оформлять льготы и пользоваться преимуществами статуса участника проекта.
Технопарк «Сколково»
Основная цель работы Технопарка «Сколково» — это создание инфраструктуры для инновационной деятельности, акселерация бизнеса, привлечение молодых талантов в качестве резидентов. На данный момент общая площадь технопарка «Сколково» – это немыслимые 110 000 м². Все кластеры расположены в технопарке, на котором раскинулись офисные помещения, образовательные и научные центры. Технопарк — это и есть основа Сколково, вся его суть. На 2020 год текущая загруженность технопарка близка к 100%, поэтому было принято решение о строительстве двух дополнительных ниток, которое стартует в 2024-2025 году. В этот же промежуток времени планируется открытие собственного технопарка «Сбербанка», который по площади будет самым большим технопарком в мире.
Помимо стандартного офисного размещения, технопарк Сколково помогает формировать команду (подбор кадров), помощь с организацией бизнес-процессов, охрану интеллектуальной собственности, построение имиджа и стратегии развития продукта, обучение инновационному менеджменту, возможность использовать научную и технологическую экспертизу Сколковского Технологического Института, доступ к нужному оборудованию, проведение конференций по инновационным технологиям.
Контроль
В робототехнике есть два полярных подхода к управлению: телеуправление и автономность. Первый означает, что робот управляется человеком и управляющих может быть целая бригада. Например, боевым дроном Predator управляет команда из пяти человек (рис. 9).
Рис. 9. Модуль управления боевым дроном Predator
Второй подход означает, что робот является полностью автономным во всех аспектах своего существования. В каком-то смысле второй подход в своей крайней форме должен быть воплощением искусственного интеллекта, делающего работу не хуже, а то и лучше человека хотя бы в одной конкретно взятой области. Если посмотреть на оба подхода с точки зрения роли человека, то она меняется от роли (теле)оператора до роли супервайзера (наблюдателя). Как обычно, истина будет где-то посередине. Становятся все более популярными исследования по adjusted control and assisted robotics, когда человек берет на себя базовые функции управления в определенные моменты времени, предоставляя машине выполнять более простые действия. Примером такого подхода может служить объединение полуавтономных автомобилей в группы, называемое platooning.
Другим интересным примером синтеза автономного управления и телеуправления является инвалидное кресло, разработанное учеными Imperial College of London в лаборатории Human-Robotics Interaction под руководством Яниса Демириса (рис. 10). Особенность этого кресла в том, что пользователь может просто задавать общее направление движения, а кресло само разбирается, как проехать. Также это кресло «понимает», куда хочет добраться пользователь, и помогает ему туда доехать, даже если пользователь совершает ошибки, вызванные неточным управлением (дрожь в руках или недостаток мускульной силы).
Рис. 10. Кресло для инвалида, реализующее функции assisted robotics
Человеко-машинные интерфейсы (ЧМИ)
По мере того, как автомобили с автоматическим управлением и подключенные к сети автомобили изменяют автомобильный ландшафт, это коренным образом меняет то, как водители взаимодействуют с транспортными средствами.Человеко-машинные интерфейсыиспользуют голосовую или тактильную обратную связь для управления транспортными средствами.Они расширяют возможности того, как и какие аспекты автомобиля контролируются пользователями.Следовательно, такие интерфейсы делают вождение более безопасным и приятным.Другая форма HMI включает интеллектуальных виртуальных помощников, которые помогают водителям и пассажирам взаимодействовать с транспортными средствами и другими поставщиками услуг.
Зачем становиться резидентом
Основные преимущества, которые получают участники проекта:
- налоговые льготы;
- гранты и инвестиции;
- таможенные и визовые льготы;
- возможность выйти на зарубежные рынки;
- доступ к инфраструктуре и экосистеме технопарка.
Налоговые льготы. Компаниям-резидентам на ОСН не платят налог на прибыль и НДС — им вообще не нужно платить никакие налоги, кроме страховых взносов за сотрудников. Но и на эту выплату есть льгота: первые 10 лет действует пониженная ставка страховых взносов — 14% от зарплаты работников вместо 30%.
О льготах и поддержке резидентов
Гранты и инвестиции. В зависимости от стадии проекта можно получить микрогрант до 1,5 млн рублей или мини-грант до 5 млн рублей. В обмен на гранты «Сколково» не требует долю в компании или права на интеллектуальную собственность. Деньги выдают безвозмездно, и возвращать их не нужно, достаточно представить отчет о том, что вы потратили их на цели проекта.
Микрогранты до 1,5 млн рублей выдают на первичное развитие бизнеса: покупку комплектующих для сборки прототипа, аренду оборудования, патентование. Для получения гранта нужно подать заявку в электронном виде, и комиссия рассмотрит ее в течение 20 рабочих дней. Резидент может получить несколько микрогрантов на общую сумму до 4 млн рублей в год.
О микрогрантах в «Сколково»
Мини-гранты до 5 млн рублей выдают на любые расходы, связанные с разработкой проекта. Кроме всего прочего, их можно тратить на зарплату сотрудникам и аренду офиса. Мини-грант получить тяжелее, чем микрогрант: нужно подготовить пакет документов и защитить проект, это занимает несколько месяцев.
О мини-грантах в Сколково
Инвестициями занимается венчурная платформа Skolkovo Ventures — дочерняя компания Фонда «Сколково». Она сама вкладывает деньги в стартапы и упаковывает проекты для других инвесторов: специалисты помогают резидентам с презентациями, переговорами, оформлением сделок.
Об инвестициях через Skolkovo Ventures
В Skolkovo Ventures есть программа привлечения бизнес-ангелов — частных лиц, которые вкладывают деньги в стартапы. При определенных условиях фонд может возместить ангелам до 50% от их инвестиций.
Сайт Skolkovo Ventures
Таможенные и визовые льготы. В инноцентре есть таможенно-финансовая компания (ТФК) «Сколково». Она возмещает расходы на пошлины за импортные товары, которые резиденты покупают для исследовательской деятельности.
Услуги ТФК «Сколково»
Для резидентов отменяется квота на иностранных сотрудников. Зарубежные специалисты компаний — участников проекта получают разрешение на въезд и работу в России сроком до 3 лет.
Выход на зарубежные рынки. Фонд регулярно организовывает для резидентов зарубежные бизнес-миссии. К участию приглашают компании, у которых есть потенциал работы на международном уровне. Например, медицинские стартапы из «Сколково» ездили в Израиль и представляли свои проекты местным компаниям и венчурным фондам.
Инфраструктура и экосистема технопарка. Резиденты могут арендовать у фонда офисы, склады и лаборатории. Когда компания находится на территории инноцентра, ей проще наладить бизнес-контакты с заказчиками, инвесторами и даже государственными органами.
В «Сколково» есть много способов поддержки компаний-резидентов
Инновации на ж/д транспорте
Ж/д транспорт остаётся рентабельным среди других транспортных систем для перевозки грузов и пассажиров. Его преимуществами являются: невысокая себестоимость, регулярность, проходимость в различных погодных условиях и высокая грузоподъемность.
Цели, которые преследует ж/д транспорт в своей работе: обеспечение бесперебойной логистики грузовых перевозок, обеспечение безопасности и достойного уровня комфорта пассажирских перевозок — при наименьшем показателе разного рода затрат.
Главная проблема железнодорожной отрасли — в низком уровне качества предоставляемых услуг по сравнению с высокими запросами рынка. Инновационное развитие ж/д транспорта поможет решить эту и производные от неё проблемы.
Основные направления инновационного развития железных дорог:
- Обновление парков поездного состава, ремонт и модернизация путей сообщения.
- Усиление структуры путевого хозяйства, управления, каналов связи и информации.
- Модернизация технических объектов электроснабжения.
- Развитие технической базы ремонтных работ подвижных составов.
Энерговооруженность
Один из инженеров, создавших робота Asimo в корпорации Honda (рис. 5), признался, что поворотным пунктом в разработке технологии «внутри» этого наиболее продвинутого человекоподобного устройства было использование моторов. Как только стало понятно, как «заставить моторы» делать то, что нужно, дальнейшее было уже «делом техники».
Рис. 5. Asimo, разработанный инженерами Honda, является наиболее продвинутым андроидным роботом на сегодня
Динамика роста энергоэффективности аккумуляторных батарей явно не отвечает стремительному росту вычислительной мощности. Так, за cто с небольшим лет, прошедших с момента появления первой химической батареи в 60-х годах XIX столетия (1860 г., 30 Вт·ч/кг), удельная емкость возросла лишь в два раза с появлением никель-металл-гидридных аккумуляторов (1988 г., 60 Вт·ч/кг). Через 10 лет новое поколение химических литиево-полимерных элементов позволило увеличить удельную емкость батарей в три раза (1997 г., 180 Вт·чс/кг). Однако все это не идет ни в какое сравнение с удельной емкостью двигателей внутреннего сгорания — 13 кВт·ч/кг. Иными словами, для функционирования человекоподобного робота весом в 50 кг необходимо примерно 350 Вт энергии для обеспечения работы без подзарядки в течение 6 ч. Это можно получить с помощью:
- 70 кг свинцово-кислотных аккумуляторов;
- 35 кг NiMH-аккумуляторов;
- 12 кг качественных литиевых батарей;
- 10 столовых ложек бензина.
Именно это обстоятельство заставляет разработчиков использовать во всех автономных системах с большим временем работы двигатели внутреннего сгорания (например, Big Dog, рис. 6).
Рис. 6. Робот Big Dog, разработанный компанией Boston Dynamics, использует двигатель внутреннего сгорания
Решение проблемы энерговооруженности может лежать как в плоскости повышения емкости химических батарей, так и в плоскости использования нетрадиционных источников энергии. В частности, планируется, что разрабатываемый в США по оборонной программе робот-медуза Cyro будет использовать гидродинамическую энергию для поддержания автономной работы в течение многих месяцев. Другим способом повысить энерговооруженность роботов является использование ядерной энергетики. В космонавтике это давно и успешно практикуется: Вояджер 1 и 2, питающиеся из изотопного генератора, десятилетиями шлют исследователям ценную научную информацию. Однако серьезным научным вызовом является разработка малогабаритных и безопасных для человека атомных источников питания автономных роботов.
Не стоит забывать и таком многообещающем направлении, как топливные элементы fuel cells. Военные инженеры в США уже имеют прототипы роботов с такими инновационными батареями.
Программное обеспечение
Как было выше сказано, программное обеспечение роботов выполняет во многом интеграционную функцию между всеми составляющими автомата. Однако не только это. Прогресс в данной области во многом также связан с когнитивными способностями роботов — зрение, машинное обучение. С 2008 г. успешно развивается Open Source проект по созданию открытой операционной системы ROS. Хотя многое еще предстоит сделать в этой части, особенно для того, чтобы приблизить способности роботов к работе с предметами физического мира к способностям человека. Например, элементарная функция складывания носков, на которую у человека уходят секунды, может занимать до 30 мин. у самого продвинутого робота PR2 (рис. 8). Ускорение и повышение качества обработки информации — вот одно из важнейших направлений исследований. Не случайно проходит много робототехнических соревнований, связанных с этими функциями, — от робофутбола до приготовления завтрака.
Рис. 8. Робот PR2 медленно складывает носки
На взгляд автора, именно в отношении разработки специализированного программного обеспечения для роботов и вообще всех видов робототехнических систем есть наибольшие шансы у российских разработчиков. Программное обеспечение необходимо для развития систем компьютерного зрения и понимания роботов, навигации (в том числе и внутри помещений) и машинного обучения с помощью естественных интерфейсов. В России много таких проектов, но упомянем лишь некоторые. Системы компьютерного зрения — VisionLabs; навигация — Indoorgo; понимание естественных языков — Speereo.
Интеллектуальная робототехника
Значение интеллектуальной робототехники в повседневной жизни людей непрерывно увеличивается. Так, сравнительно недавно, робототехнические системы нашли применение в области пассажирских перевозок, которая затрагивает напрямую миллиарды людей. Опытные образцы беспилотных автомобилей для городских условий «Google driverless car» были успешно протестированы в нескольких штатах США.
Интеллектуальная система управления таких транспортных средств предоставила возможность адекватной оценки дорожной ситуацию и возможность передвижения в автоматическом режиме на большие расстояния причем, как в городе, так и по пересеченной местности. Предвидя огромные перспективы использования автономных транспортных средств, многие крупные автомобилестроительные фирмы уже заявили о начале их массового производства в течение ближайших десятилетий.
Уже довольно продолжительное время осуществляются исследования в сфере антропоморфных роботов («ASIMO», «iCub», «Repliee Q2»). Заинтересованность в таких роботах вызвана прежде всего потенциальными возможностями их применения для исполнения обширного набора задач из повседневных людских забот (в противоположность специализированным робототехническим системам). Но на текущий момент, в связи с их высокой стоимостью, и пока все еще недостаточным уровнем автономности данный тип роботов не обладает массовым распространением. Однако, уже сегодня роботы андроидного типа используются для ведения экскурсий, обучения детей и ухода за инвалидами с ограниченными возможностями.
Довольно сильным является влияние робототехнических систем в области здравоохранения. Значительные успехи следует отметить в области хирургии. Так, к примеру, роботизированный аппарат «Da Vinci» провел уже более двухсот тысяч операций во всем мире. Помимо этого, за последние десятилетия наука вплотную приблизилась к интеграции средств взаимодействия с техникой прямо в человеческом мозге. Уже превратились в реальность бионические протезы и системы искусственного зрения, которые управляются при помощи нейрокомпьютерных интерфейсов.
Следует подчеркнуть, что интеллект современных робототехнических систем, созданный на базе классических символьных и логических методик, пока еще имеет значительные отличия по уровню своих возможностей от человеческого. Проблемы творчества, обобщения знаний, определения основных закономерностей, планирования действий разрешены только для небольшой совокупности задач. Тем не менее все более очевидными стали методики и направления по разрешению данных задач с использованием нейросетевых подходов.
Так, например, в работах Дж. Хокинса описана многоуровневая нейронная сетевая структура, которая способна моделировать процессы восприятия, прогнозирования, генерации образов и управляющих информационных последовательностей. Универсальная структура нейронных сетевых моделей может позволить интеллектуальным робототехническим системам легко справляться с обработкой данных разной природы, такими как, видеоизображение, звук, или тактильная информация.
Необходимо заметить, что все робототехнические системы, сколь совершенными они бы не были, обладают ограничениями по количеству исполняемых функций, скорости осуществления технологических операций, радиусу действия и так далее
Поэтому внимание всемирного научно-технического сообщества, начиная с конца двадцатого века, приковано к проблемам многоагентных робототехнических систем (МАРС), в которых ограничения, связанные с отдельными робототехническими агентами, могут быть восполнены функциональными возможностями, возникающими в результате взаимодействия нескольких роботов
Такие системы активно используются при осуществлении сельскохозяйственных уборочных работ, обслуживании складов, разведке и картографировании больших участков местности. Опытные образцы МАРС с успехом выполняют задачи возведения сложных инженерных конструкций.
Как и все технологии всемирного уровня, интеллектуальные робототехнические системы предоставляют людям большое количество перспектив, но, при этом, могут нести с собой и некоторые потенциальные опасности. Уже сегодня возможности роботов-андроидов заставляют задуматься о том, что когда-нибудь интеллектуальные роботы станут субъектами политических отношений, которые будут способны влиять на жизнь общества.