Сконцентрироваться на выходе из кризиса
Таким образом, в связи с мировым кризисом, спровоцированным пандемией COVID-19, логистическая отрасль остро нуждается в поддержке. Карантинные меры, принятые для подавления эпидемии коронавируса, привели к загруженности большинства аэропортов и морских терминалов и, как следствие, нарушению условий и сроков доставки грузов.
Транспортная логистика несет потери. Ряд экспертов заявляет, что, например, у многих авиакомпаний запас прочности составляет не более двух месяцев. Судовладельцам будет непросто, но они уже научились с 2008 года с переменным успехом работать в изменяющихся условиях. Автотранспортным компаниям сложнее всего: запаса прочности практически нет. Все зависит от финансовых партнеров, а именно лизинговых компаний, банков и производителей автомобилей, которые кредитуют автопредприятия. Максимальный срок, который они смогут выдержать, – до полугода. Затем может наступить очередная волна банкротств.
Среди тех, кому пандемия дала новые возможности, часто указывают железнодорожных перевозчиков. Ж/д транспортные операторы не реагируют на изменение спроса увеличением ставок, в связи с чем этот вид транспорта представляется наиболее надежным и эффективным при перевозке товаров между Россией, ЕС и Китаем в сложившихся условиях. Железнодорожный транспорт, как правило, в ведении государства – его будут поддерживать. Кроме того, именно железная дорога в ближайшие несколько лет станет одним из основных логистических каналов для обеспечения бесперебойной торговли между РФ, Китаем и Европой и доставки противоэпидемических средств.
Для вывода из кризисного состояния логистической отрасли активно внедряются меры господдержки. Как правило, поддержка оказывается государственному транспортному сектору (железные дороги, авиация). Коммерческому сектору господдержка может быть оказана посредством введения налоговых каникул, отмены или снижения дорожного сбора, а также финансовой помощи компаниям, которые понесут большие убытки в связи с пандемией. Если говорить про автоперевозки, то весомой станет помощь в сокращении затрат на запасные части для транспортных средств, например, за счет снижения ввозных пошлин или ставки НДС на эту группу товаров. Весьма эффективными мерами могли бы также стать: мораторий на штрафы (кроме штрафов, регулирующих безопасность дорожного движения), отмена взимания платы за проезд по федеральным трассам, освобождение от налогов самых незащищенных перевозчиков – ИП с одной-двумя машинами, приостановка лизинговых платежей без штрафов.
Преодоление текущего кризиса – небывалое испытание для управленческой команды всех логистических игроков. Нужно оперативно проинвентаризировать все доступные меры господдержки и разработать дальнейший план действий. Это потребует ресурсов целой команды, включающей юристов, финансистов, экономистов. Параллельно с этим, сейчас настало время пересматривать партнерские отношения с подрядчиками, сроки и обязательства по договорам, тщательно работать с оборотным капиталом и ликвидностью.
После пандемии логистический мир уже не будет таким, как прежде. Но компании, которые следят за трендами и быстро адаптируются к меняющимся обстоятельствам, смогут управлять ситуацией, создавать востребованные услуги и усиливать свои позиции в бизнесе.
Что особенно важно, общая беда объединила и сплотила отрасль логистики. В условиях выхода мировой экономики из «пандемического пике» именно коллаборация логистических компаний может стать одним из наиболее важных и действенных драйверов последующего развития и роста.
Уехавшие и их влияние на рынок труда в России
По разным оценкам с начала СВО уехало более 250 тысяч человек, включаю волну уехавших с началом частичной мобилизации. Данные портала НН.ru показывают рост на 66 тыс. резюме из стран СНГ от соискателей с российским гражданством.
По абсолютным данным бОльшая часть уехавших осела в Казахстане и Грузии.
Из российских граждан уехавшие — это практически все белые воротнички, те, кто может работать удаленно. Их синих воротничков уехавшие — это, в основном, мигранты, которые уехали в свои страны. Среди уехавших много специалистов сферы IT, но их влияние на рынок труда оценить сложно, потому что смены работы у большинства не произошло: они продолжают работать у российских работодателей. Из женщин уехавшие это члены их семей. Много людей уехало из Москвы, Санкт-Петербурга и других крупных городов. В Москве и крупных городах краткосрочно наблюдалась нехватка даже офисного персонала.
Логистика в Китае
Есть положительный пример стран Азии, где пик эпидемии пройден и грузопоток из стран в Европу начинает восстанавливаться. Например, 90% производств Китая восстановили свою работу и уже отправляют грузы.
В Китае пострадали все виды перевозок: авиационные, морские, железнодорожные, автомобильные. Были разрушены привычные мультимодальные схемы. Логистическим компаниям пришлось экстренно искать альтернативу «сломанным» звеньям: например, заменять автомобильные перевозки внутри провинций железнодорожными. Из-за проблем с логистикой самой пострадавшей стороной могла оказаться автомобильная промышленность, где под угрозой оказалась цепочка поставок между производственными площадками автозапчастей и сборочными заводами. Однако логистические заторы удавалось преодолевать.
В условиях эпидемии железнодорожный транспорт стал основным инструментом в перевозках. Именно поездами перемещалась значительная часть противоэпидемических и медицинских грузов Китая. Железнодорожные группы многих китайских провинций работали в круглосуточном режиме и помогли заводам, фабрикам, строительным и торговым компаниям своевременно вернуться к работе. В феврале Гуанчжоу восстановил ж/д сообщение с Россией. В мае 2020 г. наблюдается высокий спрос на ж/д перевозки из Азии.
Удавалось решать и проблемы на морских линиях несмотря на то, что морская логистика менее эластична и требует больше времени на восстановление нормального ритма. Но и здесь операторы старались гибко реагировать на ситуацию, развертывая экстренные фидерные сервисы. Эффективно работали в нелегких условиях и отдельные автомобильные компании.
Эффективно работают в условиях эпидемии и таможенные службы китайских провинций, которые существенно сократили время оформления приоритетных грузов, открыли «зеленые коридоры» для противоэпидемических и медицинских грузов, а также для сырья и запчастей, необходимых для восстановления производства. Многие таможни перешли на режим «сначала выпуск – потом окончание таможенных процедур». Это также помогло возобновить работу предприятий и нормализовать внешнюю торговлю.
В целом, грузоперевозки осуществляются, хотя цепочка поставок между Китаем и Европой до сих пор нарушена.
Денежная масса прибавила в весе
Денежная масса М2 включает в себя базу М1 и остатки средств в рублях на счетах срочных вкладов населения, а также финансовых и нефинансовых компаний-резидентов РФ. М1 — это все наличные деньги в обращении вне банковской системы (агрегат М0) и остатки средств в рублях на расчетных, текущих и иных счетах до востребования.
За предыдущие годы объем М2 в России вырос. Так, в 2019 году денежная масса увеличилась на 10%. Ускорение роста в последние два года было связано с активизацией кредитования и расширением бюджетных антикризисных программ.
По данным Банка России, с начала этого года М2 выросла на 7% — с 66,2 до 70,8 триллиона рублей. Если в первые месяцы года прирост составлял 150-200 миллиарда рублей, то в июне М2 увеличилась сразу на 630 миллиардов, а к началу августа — на 1,2 триллиона рублей. По сравнению с аналогичным месяцем 2021-го М2 выросла на 19,3%, это максимальный прирост с 2012 года.
Фото: Ultraskrip/Shutterstock/Fotodom
Железнодорожные перевозки
Отрасль ж/д перевозок переживает кризис. Однако есть позитивные тенденции. Восстанавливается грузовой поток из стран Азии. На фоне экономического спада ОАО РЖД приняло беспрецедентные меры для стимулирования перевозок скидками (на транспортировку угля, антрацита и др.). Со скидкой до 42,5% отправляются и социально значимые грузы в крытых вагонах (кстати, ОАО РЖД отмечает рост погрузки продуктов питания на фоне эпидемии: в марте на 16,9% с опережающим ростом отдельных позиций, в том числе сахара – на 85,6%, овощей – на 42,3%). В операторском сегменте продолжает развиваться циклический спад – замедление экономической активности влияет и на рынок предоставления вагонов.
В целом, железнодорожные перевозки в другие направления осложнены, ставки возросли.
Онлайн-образование становится всё популярнее
Исследование российского рынка онлайн-образования зафиксировало важный момент: в 2021 году доля взрослых россиян, обучавшихся онлайн, оказалась больше, чем учившихся офлайн.
По репрезентативному телефонному опросу аналитики сделали следующие оценки:
- За последние 12 месяцев программы дополнительного онлайн-образования, в том числе бесплатные, проходили 18,1 млн взрослых жителей России — 19,6% населения в возрасте от 18 до 64 лет.
- За то же время на офлайн-программах дополнительного образования обучались 12,2 млн человек — менее 14% взрослого населения.
Судя по онлайн-опросу, за последние три года людей с опытом онлайн-образования стало в России почти втрое больше. В последние 12 месяцев онлайн-обучение проходили 41,2%, но только 14,5% сообщили, что более трёх лет назад тоже обучались онлайн.
Однако портрет потребителя онлайн-образования в исследовании «Нетологии» не сильно изменился по сравнению с другими аналогичными опросами: типичный клиент онлайн-школы — молодая женщина с высшим образованием.
По месту проживания картина тоже привычная: около 60% аудитории онлайн-образования, по оценке аналитиков Data Insight и «Нетологии», живут в Москве и области, других городах-миллионниках или в Санкт-Петербурге и области.
Прогноз: этот тренд сохранится
Эксперты уверены, что онлайн-обучение сохранит популярность, будут меняться лишь нюансы — средний чек, темы и направления. Но люди продолжат учиться даже в сложные времена, и удобнее всего им будет делать это именно онлайн.
«Онлайн-образование — не краткосрочная „модная“ история, а долгосрочный тренд, этот рынок точно останется и со временем возобновит рост», — отметил в комментарии для исследования Сергей Михайлов, совладелец и СЕО GetCourse.
С такой позицией солидарен Евгений Кузнецов, директор Orbita Capital Partners:
Какие ниши растут
Нет идеальной ниши, куда можно было бы зайти и гарантированно получить прибыль. Но некоторые ниши в образовании за время карантина выросли сильнее, чем другие. Это обучение профессиям, здоровье и фитнес.
- Рост ниш с февраля по апрель 2020
С профессиями понятно — это вообще самое востребованное направление обучения в России. А здоровье и фитнес скорее всего выросли из-за карантина — людям было очень тоскливо сидеть дома, поэтому они увлеклись здоровым образом жизни.
Но если не обращать внимания на коронавирусные перекосы, в целом рынок онлайн-образования для взрослых в России выглядит вот так:
- Рынок онлайн-образования для взрослых на конец 2019 года
Больше всего денег вкладывают в иностранные языки, маркетинг, IT и дизайн. Но в этих нишах и самая высокая конкуренция. Непросто будет обогнать SkyEng, «Нетологию», Skillbox.
Кстати, на рынке есть удивительный перекос. Смотрите, как выглядит та же схема, но для всего дополнительного образования, не только онлайн, но и офлайн:
- Весь рынок, включая онлайн и офлайн. Посмотрите на сегмент рабочих специальностей
Самый важный, востребованный и дорогой сегмент в дополнительном образовании офлайн — это обучение квалифицированных рабочих: слесарей, токарей, лифтеров и т. п. В онлайне он не представлен совсем.
Проблема, конечно, в том, что там требуется личное обучение на примере. Но короткие курсы для развития отдельных навыков вполне могут быть проведены офлайн. Скорее всего, в ближайшее время обучение рабочим специальностям потихоньку начнет перемещаться в онлайн.
Еще одна недостаточно оцененная ниша — обучение финансовой грамотности и бухгалтерии. Скорее всего, в ближайшее время оно переместится в онлайн, потому что для этого нет вообще никаких препятствий.
В онлайне маловато школ по обучению творчеству, хотя в офлайне ниша востребована.
Кстати, еще схема о том, чего хотят студенты, когда выбирают курсы:
- Самые популярные цели студентов
Кстати, мы говорили про обучение для взрослых, но есть еще детское образование.
Сейчас на рынке очень мало решений для дошкольного образования (туда входит подготовка к школе, иностранные языки, творчество и обучение молодых родителей).
- Сегмент дошкольного образования почти не представлен. По данным Агентства инноваций Москвы
Другая популярная ниша — дополнительное образование для школьников. Сюда входит подготовка к ЕГЭ, изучение школьных дисциплин, творческие занятия, развитие предпринимательских способностей и т. п.
- Емкость рынка дополнительного школьного образования по оценке руководителя компании «Фоксфорд» Владимира Алешина
Эта ниша традиционно популярна и она только растет.
Что мешает государству поддерживать IT?
Но, хотя власти взяли курс на поддержку IT, развитию отрасли может помешать ряд нерешённых проблем. По словам Стеценко, инвестиции в цифровизацию не имеют смысла без вложений в человеческий капитал — речь идёт в первую очередь об образовании, здравоохранении и социальной мобильности.
«Вложения в человеческий капитал окупаются тогда, когда подготовленные специалисты остаются в орбите национальной экономики. Или хотя бы могут быть „проданы“ за адекватные деньги», — подчёркивает эксперт.
Зачастую работодатели не могут мотивировать IT-специалистов остаться в России, указывает Стеценко. Некоторым компаниям приходится предлагать разработчикам зарплаты, в 1,5–2 раза превышающие уровень оплаты труда аналогичных кадров в Калифорнии. Это делается только для того, чтобы специалисты не уезжали в США.
Эксперт отмечает, что для представителей отрасли важны социальная и правовая среда вокруг них. Им необходимы социальные лифты, стабильность гражданского оборота, гарантии прав собственности, понятная и прозрачная регуляторная среда.
«Вот что первично! И на этой почве программы дадут тот эффект, которого мы все ждём. Но не наоборот. Нет смысла ставить телегу впереди лошади», — сказал он.
Каким был 2021-й для рынка NFT
NFT — один из самых быстрорастущих секторов крипторынка.
По данным агрегатора DappRadar, в 2021 году объем продаж на рынке NFT достиг $22 млрд. При этом за 2020 год он составил всего $100 млн — это рост в 220 раз. В то же время темпы роста только набирают обороты — в третьем квартале объем продаж NFT оказался на 704% выше, чем во втором.
Что касается рыночной капитализации 100 крупнейших выпущенных NFT, она превышает $16.7 млрд. Самыми дорогими NFT являются:
- NFT-коллаж «Everydays: The First 5000 Days» цифрового художника Beeple, проданный за $69.3 млн.
- Второе место занимает его же цифровая скульптура HUMAN ONE, которая ушла за $28.9 млн.
- На третьем месте Cryptopunk #7523 — NFT из одноименной коллекции был продан за $11.75 млн.
Говоря о коллекциях, крупнейшим по объемам продаж в 2021 году стали Bored Ape Yacht Club (BAYC) и пиксельные CryptoPunks, а также персонажи и активы GameFi-игр Axie Infinity, Decentraland и The Sandbox.
Крупнейшие NFT-проекты по данным DappRadar. Источник
Среди причин такого роста NFT-рынка — ажиотаж вокруг этого нового сектора, рост популярности блокчейн-игр, работающих по принципу Play-to-Earn (P2E, «играй, чтобы зарабатывать» — так называемый сектор GameFi), а также приход на рынок крупных брендов — собственные NFT выпустили такие компании, как Coca-Cola, Gucci, Nike, Adidas и другие.
Крупные бренды, экспериментировавшие с NFT в 2021 году.
По данным аналитической компании Chainalysis, суммарный объем сделок на NFT-рынке за все время составил как минимум $ 26.9 млрд. При этом аналитики также отмечают, что растет не только общий объем сделок, но и их средняя стоимость. Это говорит о том, что по мере привлечения новых пользователей NFT становятся все более ценными.
Рост еженедельных сделок на рынке NFT с 1 января по 31 октября 2021 года по данным Chainalysis. Источник
В Chainalysis также узнали, что большинство сделок с NFT осуществляется на розничном рынке. Но с лета 2021 года растет и доля крупных транзакций, стоимость которых превышает $10 000. Прошлой осенью число таких сделок достигло 19% от всех транзакций на рынке NFT. А вот на сделки свыше $100 000 приходится менее 1%.
Графики количества сделок на NFT-рынке в 2021 году по данным Chainalysis: до $10 000, от $10 000 до $100 000 и свыше $100 000.. Источник
Но если рассматривать их не по количеству, а по объему денежных средств, то на крупные операции приходится уже более 26%.
Графики объема сделок на NFT-рынке в 2021 году по данным Chainalysis: до $10 000, от $10 000 до $100 000 и свыше $100 000. Источник
Большинство пользователей покупают NFT на специализированных маркетплейсах. Самый популярный из них — OpenSea. Там представлено более 6 000 NFT-коллекций, а всего в 2021 году через площадку прошло более $16 млрд. По данным Chainalysis, самой популярной NFT-коллекцией стала CryptoPunks.
Диаграмма объема торгов популярных NFT-коллекций в 2021 году по данным Chainalysis. Источник
Почему растет денежная масса
Сотрудник департамента экономических и финансовых исследований CMS Institute Николай Переславский рассказал газете «Известия», что причиной роста М2 стало снижение ключевой ставки Центробанка. Сейчас она составляет 8% при уровне инфляции 15%.
«За сухим сообщением о снижении процентной ставки стоит фактическое увеличение предложения денежной массы через предоставление кредитов коммерческим банкам. И здесь уже срабатывает механизм, похожий на рыночный: чем больше предложение чего-либо (в данном случае денег), тем выше становится спрос со стороны потребителей. Они готовы использовать полученный капитал для приобретения товаров, что стимулирует экономику и в этом году может привести к снижению темпов падения ВВП», — сказал эксперт.
Главный экономист «ПФ Капитал» Евгений Надоршин в разговоре с «Ямал-Медиа» выразил иное мнение
Он обратил внимание на то, что показатель М2 увеличился в основном за счет роста депозитов нефинансовых и финансовых организаций (кроме кредитных организаций — банков). То есть за последние месяцы на счетах компаний увеличилось количество денег
Средства компаний, которые растут на счетах в банках, говорят, о том, что они не инвестируют в экономику, а пока откладывают на будущее. Вопреки риторике властей, призывающих инвестировать в импортозамещение, компании выбирают формирование подушки безопасности, размещают все больше средств на депозитах.
Евгений Надоршин
главный экономист «ПФ Капитал»
По словам Надоршина, это указывает на дальнейшее замедление темпов роста экономики и большие просадки в инвестициях.
Фото: Tech Daily/Unsplash
Курсы по IT-профессиям популярнее всех остальных
Самым успешным направлением и по охвату аудитории, и по тратам населения стал сегмент «IT-профессии и маркетинг». Такой вывод авторы исследования сделали, объединив результаты телефонного и онлайн-опросов.
По их оценкам, онлайн-обучение IT-профессиям и маркетингу проходили в 2021 году более 2,5 млн человек. Совокупные траты на такие курсы превысили 46 млрд рублей. Стоит отметить, что собственно курсы по программированию проходили 950 тысяч человек, а всё остальное приходится на различные специальности в сфере маркетинга, SMM, продакт- и проджект-менеджмента, а также веб-дизайна.
Более однородное, но почти столь же популярное направление — профессии в сфере образования. Методической работе, преподаванию, кураторству и продюсированию образовательных проектов обучались более 2,2 млн человек. Общие траты населения на них составили более 28 млрд рублей. Стоит учитывать, что в оценку трат авторы исследования включали также оплаченные работодателями курсы. Поэтому в числе обучавшихся в сфере образования могут быть многочисленные учителя, проходившие обязательное повышение квалификации онлайн.
IT и образование, а также производство и ремонт, финансы, бухгалтерию и право респонденты чаще всего изучали в интересах профессионального развития. Все остальные направления, в том числе иностранные языки, активнее всего изучали для расширения кругозора.
На разницу в целях указывает и несовпадение объёмов аудитории по отдельным направлениям и трат на них. Например, по оценке авторов исследования, 12% всех участников онлайн-образования обучались в сфере хобби, творчества и личного развития. Но в структуре трат на это направление приходится 9%. Значит, заметная доля аудитории использовала бесплатные ресурсы и покупала недорогие образовательные продукты.
Объём аудитории онлайн-образования и траты на него по направлениям
Инфографика: «Нетология», «Исследование российского рынка онлайн-образования»
Прогноз: тренд сохранится
В начале года участники опросов одинаково часто сообщали о желании изучать в дальнейшем иностранные языки, IT-профессии и маркетинг, а также обучаться в направлениях хобби, творчества и личностного развития.
Но дальнейшие события, по мнению экспертов, изменили планы большинства людей. Руководитель «Яндекс.Практикума» в России Евгений Лебедев заметил в комментарии для исследования, что обучение как хобби будет не в приоритете в ближайший год.
Рост спроса уже наблюдается на курсах по переобучению для освоения новой профессии в IT, и, по мнению Лебедева, он продолжится. Новые продукты в области IT‑профессий, считает руководитель «Яндекс.Практикума», целесообразно делать нишевыми: например, курсы по подготовке айтишников к релокации.
Программный директор Skillbox Сергей Попков настроен пессимистичнее: он считает, что все направления дополнительного образования взрослых по итогам года просядут. Но именно в секторе IT-профессий падение будет наименьшим, на 10–15%. То есть всё‑таки IT будет интересовать клиентов больше всего.
Другие эксперты в исследовании российского рынка онлайн-образования отмечают, что полезными для клиентов в ближайшем будущем могут быть не только IT‑профессии. Так, Максим Спиридонов согласен, что спрос будет расти на востребованные в условиях кризиса профессии. Но одновременно люди будут заинтересованы во всём, что обучает «дополнительному заработку и экономии, финансовой грамотности».
А Денис Колодий рассчитывает, что не исчезнет и сегмент edutainment: потребность в самообразовании и осознанном досуге не исчезнет, а зарубежные дистрибьюторы «контента на вечер» с рынка уходят.
Как может помочь облачный сервис Cloud4Y
Наверное, самое главный аргумент обращения к сервис-провайдеру — это ресурсы и компетенции
Важно, чтобы провайдер облачных услуг мог обеспечить такой же уровень надёжности, стабильности и производительности, что и иностранные компании. В России облачные платформы хорошо развиты, так что серьёзных проблем с миграцией к крупным провайдерам не возникнет.
Итак, как мы можем помочь вам прямо сейчас:
- Миграция на российскую облачную платформу. Разработаем план миграции и перевезем виртуальные машины и сервисы из Amazon Web Service, Google Cloud, Azure в облако Cloud4Y на базе VMware. Мы готовы предоставить рабочую инфраструктуру в день обращения (до 20 TB RAM и более).
- Миграция объектного хранилища. Разработаем план миграции с иностранных сервисов на выделенное S3-хранилище Cloud4Y.
- Развёртывание файлового хранилища. Поможем переехать изGoogle Drive, Yandex Disk, Dropboxи других сервисов, развернём облачное хранилище на базе файлового сервера или предложим корпоративный портал для хранения и управлениями файлами.
-
Настройка и поддержка базы данных. В рамках услуги DBaaS
развернём БД MS SQL, MySQL, PostgreSQL, MongoDB, Redis, поможем с миграцией и предложим поддержку. - Организация работы корпоративной почты. Подготовимплан миграции из облачных сервисов Google и Office 365 и поможем безболезненно переехать на корпоративную почту от Cloud4Y, построенную на платформе Microsoft Exchange.
- Подключение backup-систем. Поможем настроить системы резервного копирования и перенести данные на новую площадку. При необходимости предложим Nextcloud — локальное решение для совместной работы с файлам в режиме онлайн с соблюдением требований безопасности.
-
Защита инфраструктуры и сервисов. Используем надёжные решения для отражения DDoS-атак
любого уровня, в том числе на L7 уровне. Также интегрируем в системные процессы компании работу антивирусного
и другого защитного ПО. - Резервирование мощностей. Вы можете зарезервировать нужный объём ресурсов, если миграция инфраструктуры не планируется сейчас, но возможна в ближайшее время.
Тренды, которые станут популярны в ближайшее время
Микрообучение. Это популярный тренд в образовании, который в России пока не очень известен.
Суть в том, что весь материал разбивается на небольшие единицы, которые можно изучить за 3–5 минут. В конце пользователь сдает небольшой тест. Так информация усваивается легко и быстро.
Искусственный интеллект. Позволяет сделать обучение индивидуальным для каждого ученика. ИИ может все, начиная с тестирования начального уровня студента, заканчивая созданием для него персонального образовательного контента.
Мобильное обучение. Весь контент адаптирован для изучения на мобильных устройствах.
Трудоустройство выпускников. Все чаще выпускники хотят получить не только профессию, но и работу после обучения.
Геймификация. Не так давно считалось, что геймификация совершит переворот в образовании. Но оказалось, что пользователи гораздо консервативнее, чем считалось, и предпочитают традиционное обучение. Но геймификация отлично работает в детском образовании.
Проектное обучение. Набирает популярность обучение не абстрактными лекциями, а работой над конкретным проектом, в результате которого студент получает все знания на практике.
Ситуация по отраслям экономики в октябре 2022
IT: Соискатели в сфере IT стали менее требовательны, более договороспособны, количество вакансий от работодателей снизилось — нехватки персонала особой нет. Повторим, что как таковой утечки сотрудников из российских IT компаний в сентябре-октябре не было. Сказалась быстрая реакция властей и решение не призывать сотрудников этой сферы и ряда других критичных для экономики отраслей. У соискателей в IT был особый запрос на бронь, снижение запросов по зарплатам.
Продажи: вакансий больше чем соискателей, наблюдается дефицит соискателей, особенно мужчин. Но последние события лишь незначительно повлияли на ситуацию — она была такой и летом и еще раньше. Ниже — график потребности работодателей в сотрудниках к конкретных областях. Чем выше цифра — тем выше спрос.
Строительство: вакансий больше чем соискателей — также как с продажами, но тут влияние оказал отток мигрантов.
Автобизнес: падение с начала года на 50% и вакансий и резюме. Соискатели стали уходить из этого бизнеса в другие. Спрос со стороны работодателей еще существует, но он стал значительно ниже.
Банки и финансы: среднее снижение в количествах и вакансий и резюме.
Добыча: мало резюме потому что там почти нет текучки и в целом работает мало людей, количество вакансий показывает небольшой рост. В отрасли в целом нет проблем с персоналом. Но есть проблемы с импортным оборудованием и ростом затрат, что может сказаться и на финансовых показателях компаний и зарплатах.
Транспорт и логистика: растет количество и вакансий и резюме, соискателей достаточно.
Логистика в России
В настоящий момент российские логистические компании переживают не лучшие времена. По оценкам экспертов, только в России убытки транспортного сектора на начало мая 2020 превышают 230 млрд руб., причем большая часть приходится на авиационный сегмент, практически остановивший логистические операции. Складские площади простаивают в связи со снижением объемов грузооборота. В тяжелой ситуации оказались железнодорожные операторы, стивидоры и автотранспортные компании. Вместе с тем есть и те, кому пандемия принесла новые перспективы: логисты отмечают, что общим трендом является смещение грузопотоков на железнодорожный транспорт.
Остановимся подробнее на ситуации в России.
Состояние отрасли логистики в России
Не секрет, что два главных потока товаров – ЕС и Китай – были существенно сокращены в связи с пандемией. Рынки автомобильных, авиа- и морских перевозок падают день ото дня, и улучшения пока не наблюдается. Правительство РФ вводит дополнительные меры поддержки организаций, в том числе, и логистических компаний: налоговые каникулы, отсрочки по выплате кредитов и связанные с этим субсидии банков, временная отмена арендной платы и другое.
Из-за экономических последствий эпидемии снижается импорт товаров из стран Евросоюза и, наоборот, экспорт из России в ЕС. Усиление карантинных мер при прохождении таможни провоцирует задержки и увеличение сроков доставки. Как следствие, меняются логистические цепи международных перевозок и растет внутрироссийский трафик.
Логистика России в цифрах
По оценкам InfraOne, потери инфраструктурных отраслей РФ от эпидемии к 1 мая составят примерно 507 млрд руб., из них почти 50% – 230,3 млрд руб. – это потери транспортной отрасли. InfraOne оценивает в том числе эффект ограничений, введенных для борьбы с распространением коронавируса. В результате действий регионов, которые имеют право пересматривать сроки самоизоляции жителей, сумма может уменьшиться, «но, вероятнее всего, это будет возможно лишь в малонаселенных субъектах и на итог повлияет незначительно».
Рассмотрим каждый вид перевозки по типу транспорта отдельно.
Логистика в Евросоюзе
Экономика Евросоюза в настоящий момент испытывает на себе все последствия карантинных мероприятий. Движение грузового транспорта полностью не закрыли, однако действуют определённые ограничения. К тому же клиентов у транспортных компаний стало значительно меньше. Экспонента количества заболевших в Европе в настоящее время до сих пор растёт.
В целом, эксперты прогнозируют падение европейского рынка грузоперевозок минимум на 40%.
Основные логистические тенденции в ЕС:
-
Снизился объем и внутриевропейских, и международных перевозок.
-
В связи с режимом самоизоляции, введенным во всех странах Европы, дороги стали практически пустыми.
-
В ЕС отменили ограничения, запрещающие движение грузового транспорта в выходные дни.
-
Ставки внутри Европы снижаются.
Прогноз зарплаты в России на 2022-2025 годы
Перед вами прогноз динамики номинальных зарплат, он показывает прогнозируемые темпы изменения зарплат в денежном выражении. Согласно прогнозу, темпы роста в 2022 году составят 10%, в 2023 году — 7%, в 2024 году — 6,7%, в 2025 году — 6,2%. Прогноз на 2022 год слабо улучшился по отношению к предыдущему, а на все последующие годы — ухудшился.
Прогноз номинальных зарплат важно сравнивать с прогнозом инфляции, чтобы увидеть, как изменятся реальные доходы населения. Так будет видно, что в 2022 году реальные доходы сильно упадут (цены вырастут намного сильнее, чем зарплаты), далее динамика будет примерно нулевая, слабый рост реальных доходов может наблюдаться только в 2024-2025 годах
При этом за весь период в совокупности они все равно сильно упадут.
Что говорят эксперты
Эпидемия дала всей отрасли мощный импульс: индустрия выросла не только количественно, но и качественно. Всем участникам пришлось экстренно создавать новые продукты и модернизировать решения
Это привело к тому, что уровень EdTech-проектов заметно вырос, игроки уделяют особенное внимание качеству своих продуктов и сервисов — иначе есть риск потерять аудиторию.
EdTech уже сделал огромный рывок вперед: с переходом на дистанционный формат появились новые продукты и игроки, в разы расширилась аудитория — и это все не может не отразиться на объеме рынка. К концу года он почти наверняка будет выше прогнозируемого.
Прогноз экономики России на 2022-2025 годы: выводы
Исходя из анализа прогноза макроэкономических показателей России на 2022-2025 годы, можно сделать следующие выводы:
- Экономика будет переживать сильный спад: преимущественно он придется на текущий год, и даже за 4 года Россия, согласно прогнозу, «отыграет» только половину этого спада.
- Пик инфляции придется на 2022 год, затем аналитики ожидают ее существенное снижение.
- Уровень безработицы в 2022 году вырастет примерно в 1,5 раза, затем будет планомерно снижаться, но даже за 4 года не вернется к текущим минимумам.
- Номинальные зарплаты в первые 2 года будут расти ниже инфляции, затем чуть выше. Реальные доходы населения в 2022 году сильно упадут и за 4 года не смогут восстановиться до предыдущих уровней.
- Экспорт будет планомерно падать первые 2 года, затем падение остановится, но и роста не последует. Импорт сильно рухнет в 2022 году, затем начнется постепенное восстановление, но на докризисные уровни не выйдет. Профицит торгового баланса будет оставаться очень высоким.
- Курс рубля к доллару будет планомерно снижаться на протяжении всего периода 2022-2025 годов, несмотря на нынешнее укрепление.
- Банк России продолжит политику снижения ключевой ставки, но вернуть ее на докризисные уровни за 4 года не удастся.
Такие прогнозы дают ведущие мировые и российские аналитики, к чьему мнению прислушивается и учитывает его в своих прогнозах Банк России. Еще раз повторю, что давать прогнозы, тем более, долгосрочные, в нынешней ситуации крайне сложно, поэтому они и часто меняются, пересматриваются. Но исходя из текущих условий, ориентир вот такой.
Оставайтесь на Финансовом гении и повышайте свою финансовую грамотность!
Оценить:
В заключение
Скептики полагают, что пузырь NFT вот-вот лопнет и рынок больше не восстановится. Однако вероятнее, что в ближайшие годы сектор продолжит рост, и мы увидим, как NFT успешно используются в растущем числе сфер деятельности.
В конце концов NFT — это ключ к децентрализованному интернету Web 3.0 и метавселенным — важнейшим технологическим трендам десятилетия.
Невзаимозаменяемые токены делают криптовалюты и блокчейн более доступными массовому пользователю. Возможно, когда-нибудь NFT так прочно войдут в нашу жизнь, что мы даже не будем знать, что сталкиваемся именно с этой технологией. Поэтому пристегнитесь — безумие на рынке NFT только начинается!