Что ждет программистов в россии: иранский сценарий?

Внешнеторговый оборот и экспорт

По данным таможенной статистики, в январе-декабре 2020 года внешнеторговый оборот России составил 571,9 миллиарда долларов США и, по сравнению с январем-декабрем 2019 года, сократился на 15,2%.

Спад во внешней торговле России длится с 2014 года, он обусловлен напряженностью, возникшей в международных отношениях, общей рецессией в экономике страны и падением мировых цен на нефть.

Экспорт России в январе-декабре 2020 года составил 338,2 миллиарда долларов США и по сравнению с январем-декабрем 2019 года сократился на 20,7%.

Основой российского экспорта в январе-декабре 2020 года традиционно стали топливно-энергетические товары, удельный вес которых в товарной структуре экспорта составил 49,6%. По сравнению с январем-декабрем 2019 года стоимостный объем топливно-энергетических товаров снизился на 36,6%, а физический — на 6,0%.

Доля экспорта энергоносителей упала до 20-летнего минимума, поставки еды и драгметаллов выросли на 50%.

Основным продуктом российского экспорта традиционно была и остается сырая нефть. Второе место занимают нефтепродукты. На третьем месте — машины и оборудование. Самый обсуждаемый продукт российского экспорта — природный газ. Еще одна важная статья российского экспорта — металлургическая продукция. Наиболее крупным сектором здесь являются черные металлы.

Несмотря на восстановление цен на нефть и газ во второй половине 2020 года до относительно комфортных уровней, по итогам года доля экспорта упала до 51% — минимума с 1999 года.

Частично компенсировать падение нефтегазового экспорта российским компаниям удалось за счет продовольствия, сельскохозяйственного сырья и драгоценных металлов. Эти категории в 2020 году показали экспортный рост в денежном выражении.

В 2020 году российские производители чаще всего экспортировали мясную и молочную продукцию, увеличив показатели по сравнению с прошлым годом на 41%. Поставки масложировых выросли на 17%, а зерновых — на 21%. Доля реализации продукции пищевой и перерабатывающей промышленности увеличилась на 15%. При этом экспорт рыбы и морепродуктов в 2020 году сократился на 4%.

Важно, что объемные характеристики российского экспорта проявляют гораздо большую устойчивость, нежели ценовые, что говорит о наличии устойчивого спроса на российские экспортные продукты. Сокращение стоимостных объемов экспорта России началось еще до начала пандемии, в январе 2020 года, и было связано со снижением цен на нефть

Максимальные темпы снижения российского экспорта наблюдались в мае 2020 года (в отличие от мировой торговли, показавшей наиболее глубокое падение в апреле) и составили 34,1% (в апреле — 31,5%). На фоне роста цены на нефть в июне отставание от показателей предыдущего года замедлилось, однако в июле–августе вновь обнаружило тенденцию к росту под действием ценового фактора

Сокращение стоимостных объемов экспорта России началось еще до начала пандемии, в январе 2020 года, и было связано со снижением цен на нефть. Максимальные темпы снижения российского экспорта наблюдались в мае 2020 года (в отличие от мировой торговли, показавшей наиболее глубокое падение в апреле) и составили 34,1% (в апреле — 31,5%). На фоне роста цены на нефть в июне отставание от показателей предыдущего года замедлилось, однако в июле–августе вновь обнаружило тенденцию к росту под действием ценового фактора.

Несмотря на сделку ОПЕК+, обязывающую Россию сократить объемы производства нефти, динамика цен оставалась главным фактором снижения стоимостных объемов отечественного экспорта в годовом исчислении, поскольку сокращение поставок нефти сопровождалось увеличением физического объема вывоза ряда других товаров.

Тренд пятый: гибридный формат работы

Тренд на гибридизацию — это реальность бизнеса, при этом он может видоизменяться в зависимости от внешних условий

Формат удаленной/гибридной работы позволил компаниям не принимать во внимание геолокацию сотрудников. От Анадыря и до Териберки — жителей абсолютно любого региона России можно взять на работу с помощью современных инструментов удаленной и коллективной работы

Гибридная работа в 2020-2021 годах позволила развить те решения, которые есть на рынке сегодня — Teams, ZOOM, Webex, Skype. Раньше они, по сути, представляли собой телефон с экраном, а сегодня обогащаются интерактивными досками, виртуальными комнатами, в которые можно пригласить участника переговоров, как при реальной встрече, словом, тем интерактивом, который делает удаленную работу по-настоящему гибридной. Общие чаты, группы позволяют людям выстраивать совместную работу в этом новом формате. Новые правила игры изменили стоимость профессионалов, и значительно улучшили ситуацию на рынке труда — она начинает выравниваться относительно небольших и крупных городов. Этот тренд повысил затраты предприятий в области ФОТ, но создал серьезную экономию на содержании офисов, ускорил адаптацию специалистов и сократил время на запуск проектов, связанных с традиционным наймом персонала.
Одной из экономически выгодных моделей стала особенность гибридной работы, при которой сотрудник нанимается под конкретную задачу, а не работает 8 часов. Это способствует найму сильных профессионалов и снижает конкуренцию между компаниями в области хантинга высококвалифицированных кадров. Особенностью данной работы является использование инструментов не только коллективного труда, но и контроля показателей эффективности сотрудников и подразделений.

Для этих целей Softline активно внедряет продукты анализа деятельности сотрудников «Стахановец», параллельно развивает решение, использующее машинное обучение Yva от компании ABBYY, что позволяет не только отслеживать поведение сотрудников, предсказывая, например, их выгорание или предстоящую смену деятельности, но и улучшать эти процессы, вовлекая сотрудников в активную жизнь компании, увеличивая тем самым бизнес-показатели.

Компания Softline активно сотрудничает и внедряет решения Power BI, Qlick и других популярных производителей, которые позволяют наблюдать за использованием корпоративных приложений, в том числе и сотрудниками на удаленной работе, а это, в свою очередь, позволяет оптимизировать It-ресурсы посредством балансировки, планирования мощностей инфраструктуры. Это помогает компаниям оптимизировать затраты на эксплуатацию операционных систем и своевременно проводить масштабирование или сокращение в зависимости от нужд бизнеса.

Цифровизация экономики в России

Если говорить о развитии на государственном уровне, то оно началось после 2016 года. В послании Федеральному собранию 1 декабря президент России В.В. Путин обозначил необходимость формирования новой веб-экономики, чтобы с помощью информационных технологий повысить эффективность экономических отраслей.

Правительству было дано указание исполнить поручения президента. Указание дал Д. Медведев 8 декабря 2016 года. Необходимо было подготовить программу «Цифровая экономика» к маю 2017 года. Утверждена программа была 27 июля.

Задача, указанная в программе – улучшение жизни граждан путём повышения качества товаров и услуг, которые будут производиться при помощи современных цифровых технологий.

В документе отмечается, что для эффективного развития рынков в сфере цифровой экономики необходимо наличие соответствующих технологий. В связи с этим, в программе выделяются два базовых направления. Первое из них – появление институтов для создания условий развития цифровой экономики: система правового регулирования, кадры, образование. Вторым направлением является формирование информационной инфраструктуры и безопасности.

Для цифровизации экономики России внедряются современные технологии. Это большие данные, нейротехнологии, интеллектуализированные системы, системы распределённого реестра. Говорится о квантовых и новых производственных технологиях, промышленном интернете, робототехнике, сенсорике, беспроводной связи, технологии виртуальной и дополненной реальности.

Основная цель программы, названная в документе, это появление не менее десяти высокотехнологичных предприятий, вышедших на мировой рынок и создающих вокруг себя совокупность исследовательских групп и новых проектов, которые далее будут продолжать развитие цифровой экономики.

Правительство выделяет пять базовых направлений развития цифровой экономики в России до 2024 года:

  • правовое регулирование;
  • кадры и образование;
  • создание исследовательских компетенций и технических наработок;
  • информационная инфраструктура;
  • информационная безопасность.

Программа управляется на трёх уровнях. Стратегический уровень утверждает направления развития, целей и планов цифровой экономики. На оперативном уровне выполняются функции управления реализацией, а на тактическом происходит руководство реализацией проектов и выполнением планов.

Для того чтобы выполнение программы считалось успешным, к 2024 году необходимо достигнуть следующих запланированных показателей:

Согласно статистическим данным, уровень цифровизации экономики России отстаёт от США и стран Европы, но уверенно двигается вперёд. По данным американской компании McKinsey, в России цифровая экономика составляет 4 % от ВВП, а в США – 10 %.

В рейтинге ООН электронных правительств мира наша страна занимает в 2020 году 36-е место (снизившись на 4 позиции) по сравнению с 59-м местом в 2012 году. Поднялась Россия и по индексу E-Participation (это показатель участия населения в принятии государственных решений с использованием IT): с 34 на 23 место.

Что такое цифровая экономика сегодня

Понятие «цифровизация» (или digitalization) обозначает переход к современным моделям и способам действий, которые базируются на информационных технологиях. В качестве примеров можно привести общение с помощью видеосвязи и мессенджеров, реализацию идеи «умного города», переход на электронный документооборот. Граждане всё чаще пользуются интернетом для онлайн-консультаций со специалистами и совершения покупок.

Только до25 декабря

Пройди опрос иполучи обновленный курс от Geekbrains

Дарим курс по digital-профессиям
и быстрому вхождения в IT-сферу

Чтобы получить подарок, заполните информацию в открывшемся окне

Перейти

Скачать файл

Если дать простыми словами определение цифровой экономики, это экономическая деятельность, которая основана на создании, распространении и применении цифровых технологий, а также связанных с ними продуктов и услуг. Развитие digital economy оказывает влияние в первую очередь на:

  • форму работы компаний;
  • жизнедеятельность, получение образования и труд людей;
  • способы коммуникации государства и граждан, в том числе оказание значимых услуг.

Количество инноваций увеличивается, запускаются принципиально иные модели управления бизнесом и новые способы осуществления инвестиционных стратегий. Финансовая индустрия является лидером цифровизации, что проявляется в появлении и развитии

  • онлайн-банкинга;
  • электронных платежей;
  • краудфандинга;
  • скоринговых моделей для оценки кредитных рисков;
  • инвестиционных роботов-советников;
  • облачного хранения информации;
  • криптовалют, блокчейна;
  • P2P-кредитования.

Предприятия используют цифровые технологии для управления, контроля и анализа бизнеса, а также реализации своих услуг или товаров. Большинство финансовых продуктов можно получить онлайн, например, оформить кредит, оплатить счёт или инвестировать средства.

Общество привыкло к тому, что можно заплатить налоги и провести оплату по квитанции ЖКУ с помощью смартфона. Чтобы получить кредит, достаточно зайти на сайт банка и оставить заявку. Можно покупать акции онлайн. Наличие интернета позволяет управлять финансами независимо от места и времени.

Всякая экономическая деятельность, осуществляемая через интернет, является примером цифровизации экономики. Каждая компания, стремящаяся вести свой бизнес онлайн (целиком или частично), может называться цифровой. Формированием электронной экономики занимаются все те предприятия, которые управляют делами с помощью цифровых технологий, предоставляют услуги или продают товары через интернет, применяют digital-маркетинг.

Пример цифровых компаний – это «Яндекс. Такси» или Uber . Они применяют инновационные технологии взаимодействия с потребителями. Организация предоставления услуги в этих компаниях требует гораздо меньше затрат по сравнению с традиционной системой, в итоге для клиента поездка на такси становится дешевле.

Иногда к цифровой экономике обращаются компании, до этого работавшие традиционными методами. Примером может служить сеть магазинов «Пятёрочка». До 70 % средств уходило на обслуживание. Поняв это, администрация перешла на новые технологии, внедрив цифровую трансформацию с помощью партнёра – компании IBS. Это улучшило модель бизнеса сети супермаркетов.

Мир через 20 лет (2036)

Пища

Население Земли будет расти постоянно. На горизонте, особенно для стран третьего мира, будет приобретать очертания призрак голода. Людям нужен хороший источник белка, чтобы жить и работать, поэтому они будут искать новые возможности для пищи. И одной из таких возможностей станут насекомые.

Потребление насекомых уже стало привычным на Дальнем Востоке и в некоторых частях Южной Америки. Представь себе картину того, что саранча станет привычной добавкой к супу или макаронам. У нас уже родилась идея для бизнеса — бургеры с саранчой. И это очень практично, ведь насекомые — это 1,4 миллиарда тонн белка, которые шныряют по планете круглый год.

Но для брезгливых есть синтетическое мясо, которое вполне можно будет вырастить в лабораторных условиях. Сегодня эта технология довольно дорогостоящая, но что будет с ней через 20 лет?

Беспилотные автомобили

Сейчас беспилотные автомобили нестабильны, но за ними будущее, если говорить объективно. Постепенно они будут замещать собой всю транспортную систему в крупных городах. В перспективе это позволит уменьшить количество несчастных случаев на дорогах, а также систематизировать транспортную систему, чтобы не было пробок и прочего дерьма. С другой стороны, не хотелось бы лишаться власти над транспортным средством, поэтому, как нам кажется, беспилотные автомобили по большей части будут использоваться в грузовых перевозках и сфере общественного транспорта.

Бионический глаз

Мы здорово просаживаем глаза за компьютером во время работы. Если работаешь в офисе, то понимаешь, о чем речь. Приходится носить очки, линзы, либо обходится зрением старика. Однако если взглянуть на современные разработки бионических глаз, то можно сказать, что всё идет в сторону развития. Возможно, что в 2036 году люди будут не просто восстанавливать зрение с помощью таких сложных технологий, но и улучшать его.

Перспективы отрасли

Многие ИТ-компании и их заказчики в период пандемии сосредоточились на проектах с краткосрочной отдачей инвестиций, считают в IDC. Вероятно, этот тренд сохранится и в 2021 году: игроки рынка будут меньше инвестировать в интернет вещей, робототехнику и другие направления, где быстрой отдачи ожидать не стоит.

Глава Step Logic Антон Прокофьев убежден, что в этом году рост отрасли будет нулевым. Гендиректор АО «Новые коммуникационные технологии» Наталия Агафонова подчеркнула: госорганы в ближайшие пять лет будут закупать больше офисного ПО российской разработки. Но обеспечить создание и выполнение таких контрактов без господдержки будет сложно.

Логистика в России

В настоящий момент российские логистические компании переживают не лучшие времена. По оценкам экспертов, только в России убытки транспортного сектора на начало мая 2020 превышают 230 млрд руб., причем большая часть приходится на авиационный сегмент, практически остановивший логистические операции. Складские площади простаивают в связи со снижением объемов грузооборота. В тяжелой ситуации оказались железнодорожные операторы, стивидоры и автотранспортные компании. Вместе с тем есть и те, кому пандемия принесла новые перспективы: логисты отмечают, что общим трендом является смещение грузопотоков на железнодорожный транспорт.

Остановимся подробнее на ситуации в России.

Состояние отрасли логистики в России

Не секрет, что два главных потока товаров – ЕС и Китай – были существенно сокращены в связи с пандемией. Рынки автомобильных, авиа- и морских перевозок падают день ото дня, и улучшения пока не наблюдается. Правительство РФ вводит дополнительные меры поддержки организаций, в том числе, и логистических компаний: налоговые каникулы, отсрочки по выплате кредитов и связанные с этим субсидии банков, временная отмена арендной платы и другое.

Из-за экономических последствий эпидемии снижается импорт товаров из стран Евросоюза и, наоборот, экспорт из России в ЕС. Усиление карантинных мер при прохождении таможни провоцирует задержки и увеличение сроков доставки. Как следствие, меняются логистические цепи международных перевозок и растет внутрироссийский трафик.

Логистика России в цифрах

По оценкам InfraOne, потери инфраструктурных отраслей РФ от эпидемии к 1 мая составят примерно 507 млрд руб., из них почти 50% – 230,3 млрд руб. – это потери транспортной отрасли. InfraOne оценивает в том числе эффект ограничений, введенных для борьбы с распространением коронавируса. В результате действий регионов, которые имеют право пересматривать сроки самоизоляции жителей, сумма может уменьшиться, «но, вероятнее всего, это будет возможно лишь в малонаселенных субъектах и на итог повлияет незначительно».

Рассмотрим каждый вид перевозки по типу транспорта отдельно.

Перспективы отрасли

Многие ИТ-компании и их заказчики в период пандемии сосредоточились на проектах с краткосрочной отдачей инвестиций, считают в IDC. Вероятно, этот тренд сохранится и в 2021 году: игроки рынка будут меньше инвестировать в интернет вещей, робототехнику и другие направления, где быстрой отдачи ожидать не стоит.

Глава Step Logic Антон Прокофьев убежден, что в этом году рост отрасли будет нулевым. Гендиректор АО «Новые коммуникационные технологии» Наталия Агафонова подчеркнула: госорганы в ближайшие пять лет будут закупать больше офисного ПО российской разработки. Но обеспечить создание и выполнение таких контрактов без господдержки будет сложно.

Сконцентрироваться на выходе из кризиса

Таким образом, в связи с мировым кризисом, спровоцированным пандемией COVID-19, логистическая отрасль остро нуждается в поддержке. Карантинные меры, принятые для подавления эпидемии коронавируса, привели к загруженности большинства аэропортов и морских терминалов и, как следствие, нарушению условий и сроков доставки грузов.

Транспортная логистика несет потери. Ряд экспертов заявляет, что, например, у многих авиакомпаний запас прочности составляет не более двух месяцев. Судовладельцам будет непросто, но они уже научились с 2008 года с переменным успехом работать в изменяющихся условиях. Автотранспортным компаниям сложнее всего: запаса прочности практически нет. Все зависит от финансовых партнеров, а именно лизинговых компаний, банков и производителей автомобилей, которые кредитуют автопредприятия. Максимальный срок, который они смогут выдержать, – до полугода. Затем может наступить очередная волна банкротств.

Среди тех, кому пандемия дала новые возможности, часто указывают железнодорожных перевозчиков. Ж/д транспортные операторы не реагируют на изменение спроса увеличением ставок, в связи с чем этот вид транспорта представляется наиболее надежным и эффективным при перевозке товаров между Россией, ЕС и Китаем в сложившихся условиях. Железнодорожный транспорт, как правило, в ведении государства – его будут поддерживать. Кроме того, именно железная дорога в ближайшие несколько лет станет одним из основных логистических каналов для обеспечения бесперебойной торговли между РФ, Китаем и Европой и доставки противоэпидемических средств.

Для вывода из кризисного состояния логистической отрасли активно внедряются меры господдержки. Как правило, поддержка оказывается государственному транспортному сектору (железные дороги, авиация). Коммерческому сектору господдержка может быть оказана посредством введения налоговых каникул, отмены или снижения дорожного сбора, а также финансовой помощи компаниям, которые понесут большие убытки в связи с пандемией. Если говорить про автоперевозки, то весомой станет помощь в сокращении затрат на запасные части для транспортных средств, например, за счет снижения ввозных пошлин или ставки НДС на эту группу товаров. Весьма эффективными мерами могли бы также стать: мораторий на штрафы (кроме штрафов, регулирующих безопасность дорожного движения), отмена взимания платы за проезд по федеральным трассам, освобождение от налогов самых незащищенных перевозчиков – ИП с одной-двумя машинами, приостановка лизинговых платежей без штрафов.

Преодоление текущего кризиса – небывалое испытание для управленческой команды всех логистических игроков. Нужно оперативно проинвентаризировать все доступные меры господдержки и разработать дальнейший план действий. Это потребует ресурсов целой команды, включающей юристов, финансистов, экономистов. Параллельно с этим, сейчас настало время пересматривать партнерские отношения с подрядчиками, сроки и обязательства по договорам, тщательно работать с оборотным капиталом и ликвидностью.

После пандемии логистический мир уже не будет таким, как прежде. Но компании, которые следят за трендами и быстро адаптируются к меняющимся обстоятельствам, смогут управлять ситуацией, создавать востребованные услуги и усиливать свои позиции в бизнесе.

Что особенно важно, общая беда объединила и сплотила отрасль логистики. В условиях выхода мировой экономики из «пандемического пике» именно коллаборация логистических компаний может стать одним из наиболее важных и действенных драйверов последующего развития и роста.

ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА: ИСТОРИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Термин «цифровая экономика» появился в 1995 году и был связан, прежде всего, с интенсивным развитием информационно-коммуникационных технологий.

Очевидно, что развитие интернета и мобильных коммуникаций являются «базовыми технологиями цифровой экономики». Но в итоге эти процессы повлияли на все секторы экономики и социальной деятельности, в том числе производство, здравоохранение, образование, финансовые услуги, транспорт и т. д.

По определению Всемирного банка, цифровая экономика (в широком смысле слова) – система экономических, социальных и культурных отношений, основанных на использовании цифровых информационно-коммуникационных технологий.

Развитие технологической инфраструктуры и использование больших баз данных вызвали масштабную цифровую трансформацию нашего общества. И если предыдущий этап цифровизации характеризовался расширением доступа в интернет для миллионов потребителей, то новый этап отличает интеграция широкого спектра цифровых сервисов, продуктов и систем в киберфизическую систему.

Происходящее сегодня слияние онлайн- и офлайн- сфер подтверждает перспективы цифровой экономики. Это стало возможным благодаря нескольким фундаментальным факторам – всеобщей подключенности, стремительному распространению сенсорных устройств и большим базам данных.

Помимо людей, интернетом сегодня «пользуются» около 10 млрд машин и механизмов – устройств, датчиков и приборов, а к 2020 году прогнозируется двукратное увеличение этого числа. 99% мировых данных уже оцифровано и более 50% имеет IP-адрес. В дальнейшем объем данных будет удваиваться каждые два года (прогноз BCG).

Благодаря подключенности и обмену данными возникает возможность более эффективного использования ресурсов, совместного пользования инфраструктурой, более полноценной загрузки мощностей – это так называемая «экономика взаимопомощи», или «экономика совместного потребления», объем которой уже сегодня оценивается в 150 млрд долларов США.

Все эти явления принципиальным образом меняют устройство глобальной экономической системы – возможности потребителей, структуру отраслей, роль государств.

В 2016 году Всемирный банк подготовил доклад о состоянии цифровой экономики «Цифровые дивиденды», в котором были подчеркнуты выгоды ее развития, в том числе:

  • Рост производительности труда
  • Повышение конкурентоспособности компаний
  • Снижение издержек производства
  • Создание новых рабочих мест
  • Более полное удовлетворение потребностей людей
  • Преодоление бедности и социального неравенства 

К рискам перехода на «цифру» для экономик различных стран отнесены:

  • Риски, связанные с кибербезопасностью
  • Массовая безработица
  • Рост «цифрового разрыва» (разрыв в цифровом образовании, в условиях доступа к цифровым услугам и продуктам, как следствие – разрыв в уровне благосостояния) между гражданами и бизнесами внутри стран, а также между странами 

Цифровой суверенитет

Вне зависимости от того, как сложатся наши отношения с айтишной Европой и США, в ближайшие годы мы будем продолжать работать над цифровым суверенитетом — чтобы Россия не зависела от зарубежных сервисов и объектов ИТ-инфраструктуры. Это значит: 

  • Много новых онлайн-сервисов
  • Создание собственного софта
  • Развитие российских облаков и дата-центров
  • Цифровизация госуслуг и развитие цифровых экосистем

Как защитить ваши важные файлы

Основной риск в том, что в России недостаточно населения, чтобы обеспечить рынок под все эти дорогие проекты. Скажем, если ты Google и ты работаешь на весь мир, сделать Google Drive тебе выгодно — у тебя будут десятки миллионов пользователей. Ты сможешь окупить разработку одной лишь рекламой. А если ты небольшой российский стартап, то у тебя в 50 раз меньше пользователей. Тебе не хватит объема рынка, чтобы окупить свою разработку.

Поэтому надежда на то, что все эти проекты будет софинансировать государство — напрямую, через инвестфонды или с помощью ИТ-гигантов типа Яндекса и Мейл-ру. Есть основания полагать, что так и будет. Работа в этих сферах будет. 

В этой сфере нужны все: проджекты, продакты, бэкенды, веб-разработчики, маркетологи, аналитики, тестировщики и далее по списку. 

Итог

Несмотря на присутствие на рынке крупных игроков, рейтинги каждый год выглядят по-новому. Места в первой десятке занимают разные ИТ-компании, а входной порог постоянно повышается. Например, в топ не вошли Rambler Group, ivi, TINKOFF и другие гиганты.

Иногда причина перестановок — в изменениях внутри самого топа. Например, в 2020 году в рейтинг Forbes не вошли онлайн-магазины. Тогда в десятке оказались Mail.ru Group (стоимость 5,285 млрд долларов), Avito (3,85 млрд долларов), QIWI (1,16 млрд долларов), HeadHunter (1,15 млрд долларов) и другие. В 2021 году, когда магазины снова начали учитываться, Ozon и Lamoda потеснили конкурентов.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Центр Начало
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: