Программа «цифровая экономика» и ее развитие в российской федерации

30 млрд руб. на автоматизацию налоговой службы

Обеспечение развития и функционирования автоматизированной информационной системы (АИС) «Налог-3» для организации межведомственного обмена в режиме онлайн данными, необходимыми для предоставления государственных и муниципальных услуг. и сервисов на ЕПГУ, будет потрачено 30,14 млрд руб. В том числе будет обеспечен обмен данными об актах гражданского состояния, данными о составе семьи, доходах физических лиц и индивидуальных предпринимателей. Также будет организована выдача и применение с использованием инфраструктуры электронного правительства усиленной квалифицированной подписи юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям.

Задачи проекта

  1. Создание системы правового регулирования цифровой экономики, основанной на гибком подходе к каждой сфере, а также внедрение гражданского оборота на базе цифровых технологий
  2. Создание глобальной конкурентоспособной инфраструктуры передачи, обработки и хранения данных преимущественно на основе отечественных разработок
  3. Обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров для цифровой экономики
  4. Обеспечение информационной безопасности на основе отечественных разработок при передаче, обработке и хранении данных, гарантирующей защиту интересов личности, бизнеса и государства
  5. Создание «сквозных» цифровых технологий преимущественно на основе отечественных разработок
  6. Создание комплексной системы финансирования проектов по разработке и (или) внедрению цифровых технологий и платформенных решений, включающей в себя венчурное финансирование и иные институты развития
  7. Внедрение цифровых технологий и платформенных решений в сферах государственного управления и оказания государственных услуг, в том числе в интересах населения и субъектов малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей
  8. Разработка и внедрение национального механизма осуществления согласованной политики государств — членов Евразийского экономического союза при реализации планов в области развития цифровой экономики

Криптовалюты и ICO

Криптовалюта – виртуальная цифровая валюта, не имеющая единого центра эмиссии (Биткоин, Ripple, Litecoin и другие).

Преимущества:

  • высокий уровень надежности;
  • отсутствие издержек на печать банкнот;
  • доступность (нет ограничения по возрасту)
  • анонимность пользователей;
  • безопасность транзакций.

ICO – форма инвестиций в форме реализации ограниченного количества новых единиц криптовалют, полученных в результате единичной либо ускоренной эмиссии. Считается одним из видов коллективного финансирования. Единицу продаваемой криптовалюты профессионалы называют монетой или токеном.

Рост объемов продаж в виртуальной экономике увеличит спрос на криптовалюты, так как для приобретения цифровых продуктов потребителями разных стран не понадобится уплачивать комиссии банкам за конвертацию валют. Транзакции с криптовалютами проходят быстрее, чем банковские.

Сотрудничество с другими странами

Российская Федерация с 2017 года проводит переговоры с другими государствами по совместному развитию цифровых технологий. Среди них:

  • Казахстан;
  • Китай;
  • Сербия и другие.

Глава Минкомсвязи не раз вступал с докладами, в которых отражал ключевые аспекты цифровизации в России, отмечая готовность нашей страны к взаимодействию с зарубежными партнерами.

Сотрудничество между Россией и Китаем обеспечивается работой Подкомиссии по связи и ИТ-комиссии по подготовке регулярных встреч глав правительств. Основные вопросы для обсуждения в рамках общения руководителей профильных министерств:

  • построение перспективных цифровых платформ и технологий;
  • строительство вдоль арктического побережья России подводного магистрального кабеля, обеспечивающего скоростное соединение Европы с Азией, проведение необходимых исследований;
  • обеспечение персональной подвижной спутниковой связью пространства стран-членов ШОС;
  • использование спектра радиочастот с наибольшей эффективностью.

На современном этапе развития совместные шаги в сфере цифровых технологий ускорят перевод мировой экономики на новый формат, увеличив конкуренцию компаний на глобальном рынке. В этом контексте успешно будут функционировать предприятия, повышающие клиентоориентированность за счет применения новейших технологий.

Интеграция с ЕАЭС, проекты Росакредитации, Ростехнадзора и Минспорта

930 млн руб. будет потрачено на обеспечение подключения федеральных органов исполнительной власти к Национальному сегменту России интегрированной информационной системы Евразийского экономического союза (ЕАЭС) для реализации общих процессов ЕАЭС. 780 млн руб. будет выделено на обеспечение развития информационно-телекоммуникационной инфраструктуры таможенных органов и информационной безопасности. Еще 115 млн руб. в 2019 г. было выделено на разработку и утверждение комплекса национальных документов, направленных на реализации Цифровой повестки ЕАЭС, в том числе утверждение Положения о координации, мониторинге, отборе и продвижении проектов и создании механизмов отбора и поддержки проектов по внедрению цифровых технологий и платформ на пространстве ЕАЭС.

На обеспечение развития и функционирования федеральной государственной информационной системы Росакредитации в целях сокращения издержек бизнеса и предоставления государственных услуг. (в том числе на ЕПГУ) будет выделено 660 млн руб.

580 млн руб. будет выделено на обеспечение создания, развития и функционирования цифровой платформы автоматизированной информационной системы Ростехнадзора в целях предоставления электронных услуг. на ЕПГУ. 350 млн руб. будет выделено на создание и функционирование цифровой платформы и цифровой трансформации функций Минспорта.

Нормативное регулирование

Для успешного выполнения мероприятий нацпрограммы требуется плотное взаимодействие представителей бизнеса и чиновников при формировании нормативной базы для цифровизации экосистемы. Корпорациями-лидерами по применению высоких технологий учреждена автономная некоммерческая организация. АНО «Цифровая экономика» под руководством Е. Ковнира обеспечивает подготовку и общественное обсуждение проектов законодательных актов.

В Российском союзе промышленников и предпринимателей действует постоянный Комитет по виртуальной экономике.

В связи с постоянным обновлением понятийного аппарата в области электронных технологий, отсутствием правовых норм, регулирующих деятельность IT-компаний, нужна помощь экономистов и юристов при работе над законопроектами.

С целью ускорения изменения законодательства разрешено не согласовывать законопроекты в сфере цифровой экономики с Правительством РФ, а лишь получить одобрение бизнес-сообщества на совместных совещаниях бизнеса и власти, заседаниях проектных офисов.

Разработчики НПА и поправок в них:

  • центры компетенций (далее – Центры);
  • ответственные органы власти;
  • бизнес.

Например, в марте 2019 года принят ФЗ № 424632-7 о цифровых правах в России, изменяющий Гражданский кодекс РФ.

Инновационный центр «Сколково» принимает активное участие в реализации федерального проекта и обеспечивает:

  • сбор предложений по разработке и корректировке планов мероприятий по реализации ФП;
  • подготовку и направление проектов планов мероприятий заинтересованным сторонам для рассмотрения;
  • выполнение планов мероприятий и представление отчетности о степени достижения показателей.

Центр под руководством председателя Правления Фонда «Сколково» И. Дроздова работает в 14 направлениях. Среди них:

  • электронный гражданский оборот;
  • большие данные;
  • киберфизические системы;
  • интеллектуальная собственность;
  • стандартизация;
  • интеграционное регулирование;
  • цифровая среда доверия и другие.

В состав Центра вошли признанные крупные российские корпорации и научные центры, являющиеся членами сразу нескольких подгрупп. К ним относятся:

  • АНО «Агентство по технологическому развитию»;
  • Ассоциация содействия участникам ВЭД;
  • Группа Киви;
  • Институт права и развития НИУ ВШЭ;
  • РАНХиГС;
  • ООО «ЯНДЕКС»;
  • ПАО «Ростелеком»;
  • Российский Университет Транспорта;
  • Российская таможенная академия и другие.

Рабочая группа принимает участие в оценке эффективности реализации мероприятий нацпроекта. Приведение деятельности ИТ-компаний в правовое поле и установление специальных режимов налогообложения позволит им выйти из теневого сектора экономики, легализовать деятельность.

Показатели национального проекта

Внутренние затраты на развитие цифровой экономики за счет всех источников по доле в валовом внутреннем продукте страны (проценты)

  • 2018 год — 1,9
  • 2019 год — 2,2
  • 2020 год — 2,5
  • 2021 год — 3,0
  • 2022 год — 3,6
  • 2023 год — 4,3
  • 2024 год — 5,1

Доля домохозяйств, имеющих широкополосный доступ к сети «интернет» (проценты)

  • 2018 год — 75
  • 2019 год — 79
  • 2020 год — 84
  • 2021 год — 89
  • 2022 год — 92
  • 2023 год — 95
  • 2024 год — 97

Доля социально-значимых объектов инфраструктуры, имеющих возможность подключения к широкополосному доступу к сети «интернет» (проценты)

  • 2018 год — 34,1
  • 2019 год — 45,2
  • 2020 год — 56,3
  • 2021 год — 67,5
  • 2022 год — 83,7
  • 2023 год — 91,9
  • 2024 год — 100

 Наличие опорных центров обработки данных в федеральных округах (количество)

  • 2018 год — 2
  • 2019 год — 3
  • 2020 год — 4
  • 2021 год — 5
  • 2022 год — 6
  • 2023 год — 7
  • 2024 год — 8

Доля Российской Федерации в мировом объеме оказания услуг по хранению и обработке данных (проценты)

  • 2020 год — 1,5
  • 2021 год — 2
  • 2022 год — 3
  • 2023 год — 4
  • 2024 год — 5

Стоимостная доля закупаемого и (или) арендуемого федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов и иными органами государственной власти отечественного программного обеспечения (проценты)

  • 2018 год — >50    
  • 2019 год — >60
  • 2020 год — >70
  • 2021 год — >75
  • 2022 год — >80
  • 2023 год — >85
  • 2024 год — >90

Стоимостная доля закупаемого и (или) арендуемого государственными корпорациями, компаниями с государственным участием отечественного программного обеспечения (проценты)

  • 2018 год — >40    
  • 2019 год — >45
  • 2020 год — >50
  • 2021 год — >55
  • 2022 год — >60
  • 2023 год — >65
  • 2024 год — >70

Финансовое обеспечение реализации национального проекта «Цифровая экономика»

  • федеральный проект «Информационная инфраструктура» — 772,4 млрд руб
  • федеральный проект «Цифровые технологии» — 451,8 млрд руб
  • федеральный проект «Цифровое государственное управление» — 235,7 млрд руб
  • федеральный проект «Кадры для цифровой экономики» — 143,1 млрд руб млрд руб
  • федеральный проект «Информационная безопасность» — 30,2 млрд руб 
  • федеральный проект «Нормативное регулирование цифровой среды» — 1,7 млрд руб 

Тренды виртуальной экономики

С целью обмена опытом и обсуждения новых технологических решений в России и за рубежом регулярно проводятся форумы, круглые столы, конференции, выставки по цифровизации различных сфер деятельности. На таких мероприятиях эксперты высказывают собственное мнение по проблемам цифровой экономики в сфере финансов, энергетики, туризма и других, формируя основные векторы развития инновационных технологий. Например, в ноябре 2018 года в Москве состоялась международная конференция «Медиасоставляющая цифровой экономики» с участием 8 стран. Эксперты обсуждали вопросы изменения медиаиндустрии в условиях цифровизации всех сфер жизни.

Тенденции современной интернет-экономики:

  1. Кибербезопасность. На обеспечение защиты электронных данных государства тратят десятки миллиардов долларов ежегодно. Но находятся хакеры, взламывающие сети крупных компаний, финансовых и силовых структур. Уязвимость информации, как основного ресурса, обозначается многими специалистами в качестве угроз цифровой экономики.
  2. Цифровизация государственных услуг. Органы государственной и муниципальной власти взаимодействуют с населением, используя возможности цифровых технологий. Удаленная запись к врачу, подача заявления в ЗАГС или постановка на очередь в детский сад востребованы гражданами и удобны для органов власти, так как исключают рутинную работу по занесению данных о человеке в базу данных. Единовременная регистрация человека на портале дает ему доступ ко всем государственным услугам, оказываемым в электронном виде.
  3. Использование новых технологических решений в промышленности. Цифровизация подразумевает внедрение прорывных технологий: виртуального моделирования, робототехники, больших данных, предиктивной аналитики, Интернета вещей и других. Это позволит снизить затраты труда, увеличив производительность.

Виртуальная экономика проникает во все сферы жизни человека. В России уже сейчас концепция «умного» производства реализуется на транспортных, авиастроительных и ракетно-космических предприятиях. Присвоение ИНН позволяет цифровизировать налогообложение физических и юридических лиц.

Эффект от внедрения цифровых технологий в государственное управление

Цифровые технологии в системе государственного управления позволяют добиться следующих результатов:

  1. За счет внедрения цифровых технологий можно сократить численность государственных служащих, соответственно величину расходов на государственный аппарат.
  2. Цифровые технологии позволят снизить нагрузку органов государственной власти, как следствие, будут достигнуты минимальные показатели коррупции и бюрократии;
  3. В перспективе цифровые технологии в системе государственного управления будут способствовать:

    • возможности обеспечения более высокой точности выявления проблем в жизнедеятельности общества на современном этапе и совершенствования за счет этого стратегического планирования развития государства в социально-экономическом плане;
    • оптимизации контрольно-надзорной деятельности за счет расширения возможностей контроля и охвата проверяемых субъектов;
    • предотвращению возможностей искажения статистической и иной отчетной информации, которая характеризует деятельность органов государственной власти, за счет предоставления доступа к ним через интернет, что позволит обеспечить открытость информации для населения и сформирует условия, обеспечивающие объективную оценку эффективности деятельности органов власти.

Цифровая экономика. Новое начало

В конце 2016 года Президент РФ Владимир Путин поручил кабинету министров совместно с администрацией главы государства разработать и утвердить программу «Цифровая экономика». 

По словам Владимира Путина, при реализации программы следует опираться на российские компании, научно-исследовательские и инжиниринговые центры страны. Также президент призвал «провести инвентаризацию и устранить административные, правовые и любые иные барьеры, которые мешают бизнесу выходить на существующие и формирующиеся высокотехнологичные рынки, а также обеспечить такие проекты финансовыми ресурсами».

28 июля 2017 года правительством Российской Федерации была утверждена программа «Цифровая экономика Российской Федерации». Программа направлена на создание условий для развития общества знаний в Российской Федерации, повышение благосостояния и качества жизни граждан нашей страны путем повышения доступности и качества товаров и услуг, произведенных в цифровой экономике с использованием современных цифровых технологий, повышения степени информированности и цифровой грамотности, улучшения доступности и качества государственных услуг для граждан, а также безопасности как внутри страны, так и за ее пределами. 

По 7 млрд руб. на «Цифровой лес» и цифровизацию избирательного процесса

Обеспечение предоставление цифровых сервисов для участников избирательного процесса обойдется в 7,2 млрд руб. Речь идет о проведении дистанционного электронного голосования на базе технологии блокчейн. Соответствующие решения уже применялись в 2019 г. на выборах в Московскую городскую думу и в 2021 г. на выборах Государственную думу.

Внедрение отраслевой цифровой платформы «Цифровой лес» обойдется в 6,9 млрд руб. На основе данной платформы будет обеспечено оказание электронных услуг. на ЕПГУ в сфере лесного хозяйства, также будет проведена цифровая трансформация управления лесным комплексом.

Роль цифровой экономики в управлении современными социально-экономическими отношениями

Цифровая экономика, как новый тип хозяйствования с преобладающим значением информации и методов управления ею во всех циклах производства и потребления, является базовым элементом развития экономики в целом. Неоспоримо ее воздействие на финансовую сферу, страхование, коммерцию, медицину, образование и другое. Передовые технологии способствуют возникновению новых способов кооперации участников рынка для совместного решения задач.

Цифровой сектор экономики представлен двумя кластерами:

  1. Электронная индустрия, создание микрочипов, компьютеров, устройств персональной связи, бытовых электронных приборов.
  2. Компании, оказывающие методические и практические услуги в технологической сфере управления данными.

Инвестиции в развитие инновационных технологий стали важным показателем деятельности компании, функционирования государства в целом.

Если столетие назад рейтинг крупнейших мировых корпораций возглавляли энергетические, машиностроительные гиганты, то сейчас первые позиции занимают компании цифрового сектора экономики (Apple, Google, Microsoft).

Критерии анализа электронной экономики:

  • показатель занятости в сфере услуг (сложность в ведении статистики по числу занятых);
  • пространственный (взгляды экспертов расходятся в вопросе разграничения видов сетей и скорости передачи данных);
  • экономический (подвергается критике из-за недостаточного изучения влияния работы с данными на результат деятельности компании);
  • технологический (новые технологии называют драйвером экономической эволюции, но сложность в измерении степени развития электронных технологий).

О реструктуризации экономики в направлении цифрового развития свидетельствует достижение определенного уровня количественных характеристик.

Роль современных технологий в управлении экономическими процессами:

  • автоматизация процесса принятия решений;
  • возможность анализа и прогнозирования на макроуровне, уровне регионов, отраслей, хозяйствующих субъектов;
  • получение сведений напрямую от экономических агентов позволяет создавать цифровые модели потребителей, отдельных процессов.

Работа с большими данными (Big Data) дает неограниченные возможности для науки и менеджмента. Облачные технологии в ближайшее время будут использоваться для моделирования и прогнозирования социально-экономического развития регионов, государств, общества в целом.

Сквозные технологии цифровой экономики

Термин «сквозные технологии» подразумевает ключевые направления научно-технического развития, существенно влияющие на становление и развитие рынков. В государственной программе 2017 года по развитию цифровой экономики, утвержденной премьер-министром РФ Д. Медведевым, содержался перечень сквозных технологий. В новой нацпрограмме его нет. Это связано с постоянным движением виртуальных технологий вперед, появлением новых решений.

К сквозным технологиям относят:

  • квантовые;
  • беспроводной связи;
  • большие данные;
  • промышленный интернет;
  • беспроводной сети;
  • компоненты робототехники и сенсорики и другие.

Нацпроект по цифровизации экономики призван стимулировать спрос на цифровые технологии на внутреннем рынке, в то числе путем цифровой трансформации компаний-лидеров российской индустрии. При этом инвестиции бизнеса в развитие экосистемы составят более 0,5 трлн рублей.

Площадка для единорогов

Доступные телемедицинские услуги, скоростные транспортные сети, устойчивые производственные цепочки и смарт-системы безопасности — наше представление об идеальном будущем тесно связано с индустрией гостеха. Мы хотим жить в удобных и комфортных городах и пользоваться качественными сервисами без лишней бюрократии.

«За рубежом количество создаваемых GovTech-сервисов исчисляется десятками в год. Одни из наиболее ярких стартапов — проект 120Water для массового контроля качества питьевой воды и CivicActions, электронная демократия, которая предполагает сбор и визуализацию в открытом пространстве информации о выборах, документах, принятых решениях и лицах, ответственных за принятие решений. 

Такие стартапы работают, получают выручку и создаются на венчурные деньги, что позволяет удовлетворить интересы пользователей, государства, акционеров и основателей. При этом они пользуются преимуществами частных компаний. 

В России же на начальном этапе подобные проекты разрабатывались и обслуживались преимущественно по инициативе государства и муниципалитетов. По большей части это были проекты в таких сферах, как госуслуги и МФЦ, элементы системы «Безопасный город», которые сейчас реализуются и функционируют с участием большого количества частных компаний», — говорит директор по R&D Национального центра информатизации «Ростеха» Александр Ануфриенко.

Получается, что к 2020 году в России сформировались оптимальные условия для запуска новых проектов. Но как понять, в каком направлении двигаться и какие проблемы требуют решения?

Чтобы составить цельную картину мировой гостех-индустрии и определить точки роста, команда аналитиков Vinci Research провела масштабное исследование рынка.

Госкорпорации как двигатель цифровой экономики

Создание плана разработки и продвижения цифровой экономики в Российской Федерации, согласно пункту 9 указаний правительства, объединило таких госрегуляторов рынка, как Минкомсвязь России, Минэкономразвития России, МИД, Минфин России, Минпромторг России, Минобрнауки России и Открытое правительство с участием Экспертного совета при Правительстве России, а также автономную некоммерческую организацию «Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации». Что это значит? В отличие от западной модели развития, где главным катализатором и источником субсидий на развитие цифровых платформ выступают непосредственно частные компании и инвесторы, Россия пошла по совершенно новому и более эффективному пути в условиях нашей экономической системы. Цифровизация России выполняется совместной работой госрегуляторов и государственных корпораций, у которых накоплена максимальная экспертиза, есть технологические и промышленные ресурсы для реализации масштабных проектов на региональном, а не точечном уровне.

Так, в рамках Программы развития цифровой экономики Госкорпорация Ростех была назначена центром компетенций по формированию исследовательских компетенций и технологических заделов по пяти сквозным цифровым технологиям: нейротехнологии и искусственный интеллект, системы распределенного реестра, промышленный интернет, робототехника и сенсорика, технологии беспроводной связи. Выбор зоны ответственности Ростеха не был случайным – в стратегии развития Корпорации до 2025 года именно технологическое лидерство и переход к производству интеллектуальной продукции является главной целью для всех ее холдингов.

Одним из инструментов реализации своей стратегии Ростех называет комплексные, или экосистемные, продукты. Примерами таких продуктов являются «Умный город», «Безопасный город», «Единая государственная информационная система здравоохранения» и другие. Экосистемные продукты формируют целые платформы, позволяющие переводить на них отдельные сферы госуправления. Каждый экосистемный проект предполагает максимально широкую номенклатуру и синтез множества компетенций, таким образом захватывая одновременно значительное число отдельных производителей. При этом продажи экосистемных продуктов имеют очевидный мультипликативный эффект в отличие от продаж отдельных продуктов или компонентов.

В 2017 году Ростех совместно с Внешэкономбанком создали компанию НПО «Конверсия» для реализации первых масштабных цифровых экосистемных проектов в России. Таким образом государственные игроки объединили технологии и мощнейшие финансовые инструменты, позволяя субсидировать новейшие разработки, кредитовать регионы и поставщиков. 

36 млрд руб. на ИТ-инфраструктуру МВД

На обеспечение развития и функционирования информационных систем и информационно-технологической инфраструктуры МВД России для организации межведомственного обмена в режиме онлайн данными, необходимыми для предоставления государственных и муниципальных услуг. и сервисов на ЕПГУ, будет потрачено 36,54 млрд руб.

В том числе будет налажен обмен данными паспортного и регистрационного учета граждан и лиц без гражданства, сведений о транспортных средствах, штрафах за нарушение правил безопасности дорожного движения, сведений о наличии судимости. Также будет организована выдача удостоверений личности гражданина России, содержащего электронный носитель информации. В 2020 г. на один из проектов МВД — создание единого информационного ресурса регистрационного и миграционного учета — было выделено 750 млн руб.

44 млрд руб. на Гостех и другие облачные платформы

На обеспечение создания и развития межведомственных цифровых платформ и систем обеспечения деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных внебюджетных фондов, государственных академий науки и государственных учреждений, функционирующих на основе облачных решений и инфраструктуры, будет потрачено 44,27 млрд руб. В первую очередь речь идет о платформе Гостех, призванной сократить время на внедрение государственных информационных систем и сервисов органов госвласти, а также обеспечить централизованное предоставление государственных сервисов.

Несовпадение цифр в «Цифровой экономике»

История госпрограммы по цифровизации экономики началась еще в 2017 году. Первоначальная версия содержала 5 базовых направлений с присвоением порядковых номеров.

В паспорте новой программы нумерация нацпроектов изменилась, исходя из очередности задач, поставленных Президентом России В. Путиным в майских указах. Но разработчики нацпроектов при нумерации сущностей (цели, задачи, мероприятия) придерживались старых номеров.

Налицо несоответствие паспортов основной программы и нацпроектов, которые должны быть взаимосвязаны. Напрашивается вывод о невнимательности чиновников.

44 млрд руб. на «Цифровую Землю»

В ЦГУ был перенесен целый ряд результатов, включенный в другой федпроект нацпрограммы «Цифровая экономика» — «Информационная инфраструктура». В их числе — создание отечественной цифровой платформы сбора, обработки, хранения и распространения данных дистанционного зондирования Земли из космоса. Данная платформа будет обеспечивать потребности граждан, бизнеса и власти.

Также к этому результату отнесено реализация проекта «Цифровая Земля». Проект курируется госкорпорацией «Роскосмос». Ранее планировавшиеся затраты на него составляли 5,9 млрд руб. Сейчас сумма затрат увеличена более чем в 7 раз — до 44,27 млрд руб.

В ЦГУ перешли и результаты, за выполнение которых ответственен Росреестр. Создание и функционирование цифровой платформы Росреестра обойдется в 20 млрд руб. На другое мероприятия Росреестра — обеспечение создания, развития, наполнения и сопровождения государственных информационных систем «Единая электронная картографическая основа» и «Федеральный портал пространственных данных» — будет выделено 12,5 млрд руб.

Умный город

В России масштабных проектов такого рода пока нет. 

«Пандемия наглядно продемонстрировала значимость цифровых компетенций для государства. Страны с высоким уровнем GovTech смогли быстрее и лучше адаптироваться к новым условиям. В этом плане Россия, к сожалению, не стала одним из лидеров», — считает Виктор Яковлев, вице-президент «Газпромбанка» и руководитель департамента цифровых технологий. 

Многие стартапы в этом сегменте оптимизируют существующие процессы — например, налаживают работу общественного транспорта с помощью умного ПО, применяют алгоритмы для городского планирования, мониторят управление отходами и помогают экономить электроэнергию.

Федеральные проекты национального проекта «Цифровая экономика»

  • Нормативное регулирование цифровой среды, сроки реализации: 01.11.2018 – 31.12.2021. Руководитель проекта С.В.Шипов, заместитель министра экономического развития Российской Федерации
  • Информационная инфраструктура, сроки реализации: 01.11.2018 – 31.12.2024.  Руководитель проекта О.А.Иванов, заместитель министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
  • Кадры для цифровой экономики, сроки реализации: 01.11.2018 – 31.12.2024. Руководитель проекта И.Э.Торосов, заместитель министра экономического развития Российской Федерации
  • Информационная безопасность, сроки реализации: 01.11.2018 – 31.12.2024. Руководитель проекта А.В.Соколов, заместитель министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
  • Цифровые технологии, сроки реализации: 01.11.2018 – 31.12.2024. Руководитель проекта Е.Ю.Кисляков, заместитель министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
  • Цифровое государственное управление, срок реализации 01.11.2018 – 31.12.2024. Руководитель проекта М.В.Паршин, заместитель министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Законопроект о создании реестра объектов капитального строительства

В июне 2021 г. Минстрой разработал законопроект в виде поправок в Градостроительный кодекс, направленных на цифровизацию строительной отрасли. Документ предполагает создание единого реестра объектов капитального строительства, в который включались бы данные, отражающие весь жизненный цикл объектов – об идентификационных номерах объектов, о заключениях экспертизы проектной документации, о разрешениях на строительство и ввод объектов, а также о заключениях о соответствии построенного объекта различным требованиям.

Выдача разрешений на строительство объектов не будет допускаться до внесения в реестр информации о них. Также выдача заключений экспертизы проектной документации не будет допускаться, если объекту не присвоен уникальный номер. 

Информационная безопасность

Суть современного мира отражает цитата Н. Ротшильда: «Кто владеет информацией, тот владеет миром». Имя этого банкира признано в финансовой среде.

Главные принципы информационной безопасности в России:

  • развитие отечественных технологий;
  • использование российского программного обеспечения и оборудования;
  • применение российских криптографических стандартов.

Для выстраивания системы безопасности данных на уровне предприятия учитывают сведения разных направлений. Среди них:

  • перечень информационных ресурсов;
  • ответственные за безопасность, администрирование этих ресурсов;
  • взаимосвязь информационных систем;
  • доступ сотрудников к информационным ресурсам.

8 направлений развития цифровой экономики

В нацпрограмме 2017 года были определены 8 направлений применения новых технологий. К ним относятся:

  1. Государственное регулирование. Создание на законодательном уровне условий для успешного развития цифровой экономики в России.
  2. Информационная инфраструктура (ИКТ). К 2021 году прогнозируется значительный рост патентов на изобретения в IT-сфере. На федеральном и региональном уровнях вводятся налоговые льготы для компаний, занимающихся прикладными исследованиями в сфере высоких технологий.
  3. Исследования и разработки. Новые технологии позволят создавать платформы для обмена продукцией или опытом независимых участников рынка.
  4. Кадры и образование. Планируется создание супер-сервиса для повышения цифровой грамотности россиян с возможностью применения теории при решении практических задач. В общеобразовательных учреждениях для изучения новшеств цифровой экономики будет введена новая дисциплина – «Технология», с привлечением в качестве преподавателей практикующих специалистов.
  5. Информационная безопасность. Предусматривает применение отечественных разработок при обеспечении кибербезопасности.
  6. Государственное управление. Отказ чиновников от бумажного документооборота, предоставление справок и выписок в электронном виде уже частично реализованы.
  7. Умный город. Использование возможностей интернета в парадигме Интернета вещей даст возможность автоматизации парковок, управления водными и энергетическими ресурсами, создания беспилотного общественного транспорта.
  8. Цифровое здравоохранение. Финансовая поддержка на конкурсной основе новых российских компаний, использующих высокие технологии в медицине. Оказание своевременной технологичной медицинской помощи по месту требования.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Центр Начало
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: