История arm, без которой не было бы смартфонов

Современные поколения чипов

Все более-менее новые чипы архитектуры ARM принадлежат к семейству ARMv7, флагманские представители которого уже достигли отметки в восемь ядер и тактовой частоты свыше 2 ГГц. Разработанные непосредственно ARM Limited процессорные ядра принадлежат к линейке Cortex и большинство производителей однокристальных систем используют их без существенных изменений. Лишь компании Qualcomm и Apple создали собственные модификации на основе ARMv7 – первая назвала свои творения Scorpion и Krait, а вторая – Swift.

Чип Apple A6 (ядро Swift) – первая попытка Купертино собственноручно модифицировать архитектуру ARMv7

ARM Cortex-A8. Исторически первым процессорным ядром семейства ARMv7 было Cortex-A8, которое легло в основу таких известных SoC своего времени как Apple A4 (iPhone 4 и iPad) и Samsung Hummingbird (Samsung Galaxy S и Galaxy Tab). Оно демонстрирует примерно вдвое более высокую производительность по сравнению с предшествующим ARM11. К тому же, ядро Cortex-A8 получило сопроцессор NEON для обработки видео высокого разрешения и поддержку плагина Adobe Flash.

Правда, все это негативно сказалось на энергопотреблении Cortex-A8, которое значительно выше чем у ARM11. Несмотря на то, что чипы ARM Cortex-A8 до сих пор применяются в бюджетных планшетниках (однокристальная система Allwiner Boxchip A10), их дни пребывания на рынке, по всей видимости, сочтены.

Однокристальная система TI OMAP 3 – представитель некогда популярного, но сейчас уже угасающего поколения ARM Cortex-A8

ARM Cortex-A9. Вслед за Cortex-A8 компания ARM Limited представила новое поколение чипов – Cortex-A9, которое сейчас является самым распространенным и занимает среднюю ценовую нишу. Производительность ядер Cortex-A9 выросла примерно втрое по сравнению с Cortex-A8, да еще и появилась возможность объединять их по два или даже четыре на одном чипе.

Сопроцессор NEON стал уже необязательным: компания NVIDIA в своей однокристальной системе Tegra 2 его упразднила, решив освободить побольше места для графического ускорителя. Правда, ничего хорошего из этого не вышло, ведь большинство приложений-видеопроигрывателей все равно ориентировались на проверенный временем NEON.
Почти все флагманские планшетные компьютеры образца 2011 года были построены на базе чипа NVIDIA Tegra 2

Именно во времена «царствования» Cortex-A9 появились первые реализации предложенной ARM Limited концепции big.LITTLE, согласно которой однокристальные системы должны иметь одновременно мощные и слабые, но энергоэффективные процессорные ядра. Первой реализацией концепции big.LITTLE стала система-на-чипе NVIDIA Tegra 3 с четырьмя ядрами Cortex-A9 (до 1,7 ГГц) и пятым энергоэффективным ядром-компаньоном (500 МГц) для выполнения простеньких фоновых задач.

ARM Cortex-A5 и Cortex-A7. При проектировании процессорных ядер Cortex-A5 и Cortex-A7 компания ARM Limited преследовала одно и ту же цель – добиться компромисса между минимальным энергопотреблением ARM11 и приемлемым быстродействием Cortex-A8. Не забыли и про возможность объединения ядер по два-четыре – многоядерные чипы Cortex-A5 и Cortex-A7 мало-помалу появляются в продаже (Qualcomm MSM8625 и MTK 6589).
Схема строения однокристальной системы c четырьмя ядрами ARM Cortex-A5

ARM Cortex-A15. Процессорные ядра Cortex-A15 стали логическим продолжением Cortex-A9 – как результат, чипам архитектуры ARM впервые в истории удалось примерно сравниться по быстродействию с Intel Atom, а это уже большой успех. Не зря ведь компания Canonical в системных требования к версии ОС Ubuntu Touch с полноценной многозадачностью указала двухъядерный процессор ARM Cortex-A15 или аналогичный Intel Atom.
Первой массовой однокристальной системой Cortex-A15 стала двухъядерная Exynos 5250, которая применяется в планшетнике Google Nexus 10 и лэптопе Samsung Chromebook

Очень скоро в продажу поступят многочисленные гаджеты на базе NVIDIA Tegra 4 с четырьмя ядрами ARM Cortex-A15 и пятым ядром-компаньоном Cortex-A7. Вслед за NVIDIA концепцию big.LITTLE подхватила компания Samsung: «сердцем» смартфона Galaxy S4 стал чип Exynos 5 Octa с четырьмя ядрами Cortex-A15 и таким же количеством энергоэффективных ядер Cortex-A7.
Схема однокристальной системы big.LITTLE с процессорными ядрами ARM Cortex-A15 (big) и Cortex-A7 (LITTLE)

Различия в потребляемой мощности

Потребляемая мощность во встроенных конструкциях может быть одним из наиболее важных критериев. Система, которая предназначена для подключения к источнику питания, например, к электросети, обычно может игнорировать ограничения потребления энергии, но мобильный дизайн (или один, подключенный к ненадежному источнику питания) может ьыть полностью зависящим от управления питанием.

Части ARM превосходят мощные конструкции со многими из их ядер (если не большинство), не требующих радиаторов. Их типичное энергопотребление составляет менее 5 Вт со многими пакетами, включая графические процессоры, периферийные устройства и память. Такая малая рассеиваемая мощность возможна только из-за меньшего количества используемых транзисторов и относительно низких скоростей (по сравнению с обычными настольными процессорами). Но опять же (относящийся к предыдущему разделу) это влияет на производительность системы, и поэтому более сложные операции потребуют больше времени.

Из-за их повышенной сложности ядра Intel потребляют намного больше энергии, чем ядра ARM. Высокопроизводительный Intel I-7 может потреблять до 130 Вт энергии, тогда как мобильные процессоры Intel (такие как Atom и Celeron) потребляют от 6 Вт до 30 Вт. Процессоры с самой низкой потребляемой мощностью (линия Atom), предназначенные для использования ноутбуком, не интегрируют графику в процессор, а мобильные версии. Однако те, которые интегрируют графику, имеют значительно меньшую тактовую частоту (от 300 МГц до 600 МГц), что приводит к меньшей пропускной способности.

Но за счёт чего ARM работает быстрее?

Чтобы ответить на этот вопрос, нам нужно глубже понять, как процессоры работают у себя внутри, «под капотом».

ARM и x86 — это наборы команд, также известные как архитектуры, которые в основном представляют собой список «программ» микрокода, которые поддерживает ЦП. Вот почему вам не нужно беспокоиться о запуске приложения Windows на конкретном процессоре AMD или Intel; это оба процессора x86, и, хотя их конструкция отличается (и работает по-разному), они оба поддерживают одни и те же инструкции. Это означает, что любая программа, скомпилированная для x86, в целом будет поддерживать оба процессора.

Процессоры в основном выполняют операции последовательно, как машина, получившая список задач. Каждая инструкция известна как код операции, а в архитектурах, таких как x86, есть множество кодов операций, особенно если учесть, что они существуют уже несколько десятилетий. Из-за этой сложности x86 известен как «комплексный набор инструкций» или CISC.

Архитектуры CISC обычно используют подход к проектированию, заключающийся в упаковке большого количества вещей в одну инструкцию. Например, инструкция умножения может перемещать данные из банка памяти в регистр, затем выполнять шаги умножения и перемешивать результаты в памяти. Всё в одной инструкции.

Однако под капотом эта инструкция распаковывается во множество «микроопераций», которые выполняет ЦП. Преимущество CISC — это использование памяти, и, поскольку в те времена это было дорого, CISC был лучше.

Однако это больше не является узким местом, и здесь в игру вступает RISC. RISC, или сокращённый набор инструкций, в основном устраняет сложные, состоящие из нескольких частей инструкции. Каждая инструкция в большинстве случаев может выполняться за один такт, хотя многие длительные операции должны ждать результатов из других областей ЦП или памяти.

Хотя это похоже на откат назад, это имеет огромное значение для дизайна ЦП. ЦП должны загружать все свои инструкции из ОЗУ и выполнять их как можно быстрее. Оказывается, это намного проще сделать, когда у вас много простых инструкций, а не много сложных. ЦП работает быстрее, когда буфер инструкций может быть заполнен, а это намного проще сделать, когда инструкции меньше и их легче обрабатывать.

RISC также имеет преимущество так называемого исполнения вне очереди, или OoOE. По сути, внутри ЦП есть блок, который переупорядочивает и оптимизирует поступающие в него инструкции. Например, если приложению необходимо вычислить две вещи, но они не зависят друг от друга, ЦП может выполнять обе функции параллельно. Обычно разработчикам очень сложно писать параллельный код, но на самых низких уровнях ЦП он может использовать многозадачность для ускорения работы. Чип Apple M1 очень эффективно использует OoOE.

Особенности процессоров NVIDIA, TI, Qualcomm, Marvell

Лицензируя ARM направо и налево, разработчики усиливали позиции своей архитектуры за счет компетенций партнеров. Классическим примером в данном случае можно считать NVIDIA Tegra. Эта линейка систем-на-чипе имеет в основе архитектуру ARM, но у NVIDIA уже были свои весьма серьезные наработки в области трехмерной графики и системной логики.

NVIDIA Tegra

ARM дает своим лицензиарам широкие полномочия по переработке архитектуры. Соответственно инженеры NVIDIA получили возможность совместить в Tegra сильные стороны ARM (вычисления CPU) и собственной продукции – работа с трехмерной графикой и т.д. В результате Tegra обладают высочайшей для своего класса процессоров производительностью в 3D. Они на 25-30% быстрее PowerVR, используемых Samsung и Texas Instruments, а также почти в два раза превосходят Adreno, разработку Qualcomm.

Другие производители процессоров на базе архитектуры ARM усиливают те или иные дополнительные блоки, совершенствуют чипы, чтобы добиться более высоких частот и производительности.

Qualcomm Snapdragon

Например, Qualcomm не использует референсный дизайн ARM. Инженеры компании серьезно переработали его и назвали Scorpio – именно он лежит в основе чипов Snapdragon. Отчасти дизайн был переработан с целью освоения более тонких техпроцессов, чем предусмотрено стандартным IP ARM. В результате первые Snapdragon выпускались по нормам 45 нм, что обеспечило им более высокие частоты. А новое поколение этих процессоров с заявленными 2.5 ГГц и вовсе может стать самым быстрым среди аналогов на базе ARM Cortex-A9. Также Qualcomm применяет собственное графическое ядро Adreno, созданное на базе разработок, приобретенных у AMD. Так что в некотором роде Snapdragon и Tegra – враги на генетическом уровне.

Samsung Hummingbird

Samsung при создании Hummingbird также пошла по пути оптимизации архитектуры. Корейцы совместно с компанией Intrinsity изменили логику, благодаря чему сократилось количество инструкций необходимых для выполнения некоторых операций. Таким образом удалось выиграть 5-10% производительности. Кроме того, был добавлен динамический кэш второго уровня и мультимедийное расширение ARM NEON. В качестве графического модуля корейцы использовали PowerVR SGX540.

Процессор OMAP 4 производства Texas Instruments

Texas Instruments в новых сериях OMAP на базе архитектуры ARM Cortex-A добавила специальный модуль IVA, ответственный за ускорение обработки изображений. Он позволяет быстрее обрабатывать данные, поступающие с сенсора встроенной камере. Кроме того, он подключен к ISP и содействует ускорению видео. В OMAP также применяется графика PowerVR.

Apple A4

Apple A4 обладает большим кэшем в 512 Кбайт, в нем используется графика PowerVR, а само ARM-ядро построено на базе варианта архитектуры, переработанного Samsung.

Apple A5

Двухъядерный Apple A5, дебютировавший в iPad 2 в начале 2011 года, базируется на архитектуре ARM Cortex-A9, также, как и в предыдущий раз оптимизированной Samsung. По сравнению с А4 новый чип обладает удвоенным объемом кэш-памяти второго уровня — его увеличили до 1 Мбайт. Процессор содержит двухканальный контроллер оперативной памяти, обладает улучшенным видеоблоком. В результате его производительность в некоторых задачах вдвое выше, чем у Apple A4.

Marvell предлагает чипы на базе собственной архитектуры Sheeva, которая при ближайшем рассмотрении оказывается гибридом XScale, некогда купленной у Intel, и ARM. Данные чипы обладают большим по сравнению с аналогами объемом кэш-памяти, снабжены специальным мультимедийным модулем.

Сейчас лицензиаты ARM производят только чипы на базе архитектуры ARM Cortex-A9. При этом, хотя она и позволяет создавать четырехъядерные варианты, NVIDIA, Apple, Texas Instruments и другие пока ограничиваются моделями с одним или двумя ядрами. Кроме того, чипы работают на частоте до 1.5 ГГц. Cortex-A9 позволяет делать двухгигагерцовые процессоры, но опять же производители не стремятся быстро наращивать частоты — ведь пока рынку хватит и двухъядерников на 1.5 ГГц.

По-настоящему многоядерными должны стать процессоры на базе Cortex-A15, но они если и анонсированы, то на бумаге. Их появления в кремнии стоит ожидать в следующем году.

Современные процессоры лицензиатов ARM на базе Cortex-A9:

Новая жизнь ARM

Бурный рост продаж клонов IBM PC в девяностые годы сказался на популярности RISC не лучшим образом. Там, где стали заправлять Intel и Microsoft, альтернативы процессорам семейства x86 фактически не было. Зато оставались профессиональные применения: серверы и рабочие станции IBM и Sun Microsystems, где используются «рисковые» архитектуры PowerPC и SPARC соответственно, а также рынок микроконтроллеров, долго служивший для ARM главной статьей дохода.

Первым процессором, дизайн которого выпустили в ARM Holdings после отсоединения от Acorn, стал ARM6, разработанный специально для наладонника Newton и в сотрудничестве с Apple. Впервые спецификация ARM6 была выпущена в 1992 году, а в 1993-м компания объявила о первых прибылях.

С тех пор рост и совершенствование архитектуры ARM не прекращались, а в 1998 году компания успешно вышла на биржу. Тогда же, кстати, Apple продала свою часть акций: для нее это был год тяжелого кризиса, и отказ от доли в ARM помог из него выбраться

Мог ли тогда Стив Джобс предположить, насколько важной для Apple окажется продукция ARM через десять лет?

Среди клиентов ARM на сегодняшний день числится больше четырех десятков крупных производителей электроники. Процессоры на основе дизайнов ARM можно обнаружить в самых разных устройствах — от жестких дисков до автомобилей и от игровых приставок до фото- и видеокамер и телевизоров. Даже в Intel одно время выпускали процессоры на основе ARM (серия называлась XScale, но в 2006 году была продана вместе с подразделением).

Однако самую большую славу ARM принесло развитие мобильных устройств. Apple Newton и наладонники Pocket PC были лишь предисловием к тому, что случилось после выпуска iPhone в 2007 году и iPad — в 2010-м. Энергоемкость архитектуры RISC оказалась ключом к строению портативных устройств, и, сколько Intel ни пытается соревноваться с ARM на этом поприще, сделать конкурентоспособный процессор для планшетов и смартфонов на основе x86 пока что не удалось.

Благодаря ARM архитектура RISC наконец получила заслуженную славу, но на этом история вовсе не заканчивается. Специалисты с интересом следят за ростом популярности многопроцессорных серверных решений на основе ARM (их, к примеру, активно внедряют в дата-центрах Facebook) и обсуждают недавнее появление 64-разрядного ARMv8. Так что будущее ARM видится крайне интересным. Пока что это еще не «британский IBM», о котором мечтал Хаузер, но процветающая фирма, бодро идущая к этому званию.

Отличия ARM и x86

А теперь, когда мы рассмотрели историю развития этих архитектур и их принципиальные отличия, давайте сделаем подробное сравнение ARM и x86, по различным их характеристикам, чтобы определить что лучше и более точно понять в чем их разница.

Производство

Производство x86 vs arm отличается. Процессоры x86 производят только две компании Intel и AMD. Изначально эта была одна компания, но это совсем другая история. Право на выпуск таких процессоров есть только у этих компаний, а это значит, что и направлением развития инфраструктуры будут управлять только они.

ARM работает совсем по-другому. Компания, разрабатывающая ARM, не выпускает ничего. Они просто выдают разрешение на разработку процессоров этой архитектуры, а уже производители могут делать все, что им нужно, например, выпускать специфические чипы с нужными им модулями.

Количество инструкций

Это главные различия архитектуры arm и x86. Процессоры x86 развивались стремительно, как более мощные и производительные. Разработчики добавили большое количество инструкций процессора, причем здесь есть не просто базовый набор, а достаточно много команд, без которых можно было бы обойтись. Изначально это делалось чтобы уменьшить объем памяти занимаемый программами на диске. Также было разработано много вариантов защит и виртуализаций, оптимизаций и многое другое. Все это требует дополнительных транзисторов и энергии.

ARM более прост. Здесь намного меньше инструкций процессора, только те, которые нужны операционной системе и реально используются. Если сравнивать x86, то там используется только 30% от всех возможных инструкций. Их проще выучить, если вы решили писать программы вручную, а также для их реализации нужно меньше транзисторов.

Потребление энергии

Из предыдущего пункта выплывает еще один вывод. Чем больше транзисторов на плате, тем больше ее площадь и потребление энергии, правильно и обратное.

Процессоры x86 потребляют намного больше энергии, чем ARM. Но на потребление энергии также влияет размер самого транзистора. Например, процессор Intel i7 потребляет 47 Ватт, а любой процессор ARM для смартфонов — не более 3 Ватт. Раньше выпускались платы с размером одного элемента 80 нм, затем Intel добилась уменьшения до 22 нм, а в этом году ученые получили возможность создать плату с размером элемента 1 нанометр. Это очень сильно уменьшит энергопотребление без потерь производительности.

За последние годы потребление энергии процессорами x86 очень сильно уменьшилось, например, новые процессоры Intel Haswell могут работать дольше от батареи. Сейчас разница arm vs x86 постепенно стирается.

Тепловыделение

Количество транзисторов влияет еще на один параметр — это выделение тепла. Современные устройства не могут преобразовывать всю энергию в эффективное действие, часть ее рассеивается в виде тепла. КПД плат одинаковый, а значит чем меньше транзисторов и чем меньше их размер — тем меньше тепла будет выделять процессор. Тут уже не возникает вопрос ARM или x86 будет выделять меньше теплоты.

Производительность процессоров

ARM изначально не были заточены для максимальной производительности, это область преуспевания x86. Отчасти этому причина меньше количество транзисторов. Но в последнее время производительность ARM процессоров растет, и они уже могут полноценно использоваться в ноутбуках или на серверах.

Бизнес-модель компании ARM Limited

Сейчас компания ARM Limited занимается лишь разработкой референсных процессорных архитектур и их лицензированием. Создание же конкретных моделей чипов и их последующее массовое производство – это уже дело лицензиатов ARM, которых насчитывается превеликое множество. Есть среди них как известные лишь в узких кругах компании вроде STMicroelectronics, HiSilicon и Atmel, так и IT-гиганты, имена которых у всех на слуху – Samsung, NVIDIA и Qualcomm. С полным списком компаний-лицензиатов можно ознакомиться на соответствующей странице официального сайта ARM Limited.


Только компаний, получивших лицензию на производство чипов семейства ARM Cortex-A, насчитается несколько десятков, а ведь в портфолио ARM Limited есть и другие разработки

Столь большое число лицензиатов вызвано в первую очередь обилием сфер применения ARM-процессоров, причем мобильные гаджеты – это лишь вершина айсберга. Недорогие и энергоэффективные чипы используется во встраиваемых системах, сетевом оборудовании и измерительных приборах. Платежные терминалы, внешние 3G-модемы и спортивные пульсометры – все эти устройства основаны на процессорной архитектуре ARM.


Российская со штаб-квартирой в Зеленограде, что интересно, тоже получила лицензию на производство чипов архитектуры ARM

По подсчетам аналитиков, сама ARM Limited зарабатывает на каждом произведенном чипе $0,067 в виде роялти. Но это сильно усредненная сумма, ведь по себестоимости новейшие многоядерные процессоры значительно превосходят одноядерные чипы устаревшей архитектуры.

Что делает ARM серверы революционными?

ARM серверы – это совершенно новое поколение серверных вычислений — и они внесут значительный вклад в работу предприятий в ближайшие годы. И это действительно серьезное новшество — революционное, не эволюционное.

Новые вычислительные ARM серверные платформы – это целая система: несколько ядер CPU, контроллеры памяти, контроллеры ввода/вывода для SATA, USB, PCIe и др., высокоскоростные межсетевые переключатели и многое другое – и все это на одном кристалле размером в один квадратный дюйм. Это и есть интегрированные масштабируемые технологии в работе.

Чтобы было легче представить: вы можете разместить 72 четырехъядерных процессора ARM в пространство, используемое одной традиционной серверной системной платой.

Сегодняшние традиционные серверные стойки, как правило, укомплектованы платами с Intel Xeon или AMD Opteron процессорами и состоят из множества дискретных компонентов. Они дорогие, мощные, с высоким энергопотреблением, используют значительное количество пространства и могут быстро нагреть комнату до такой температуры, что вы почувствуете себя в сауне.

В отличие от этого, ARM-серверы с их SoC структурой небольшие, с очень низким энергопотреблением, надежные, масштабируемые – и невероятно хорошо подходят для широкого спектра основных вычислительных задач, работая с большим количеством пользователей, данных и приложений (например, веб-сервисов, потоковыми медиа и т.д.). SoC подход размещения всей системы на одном чипе приводит к появлению компьютера, который может работать, используя всего лишь 1,5 Вт.

Добавьте памяти и твердотельные диски, и вы получите сервер, который работает на менее чем 10 Вт мощности. Например, ECX-1000 от Calxeda – четырехъядерный процессор ARM сервера с встроенным контроллерам Ethernet и SATA и 4 Гб оперативной памяти использует 5 Вт при полной мощности (для сравнения, зарядное устройство iPhone — 7 Вт, а блок питания для настольного ПК — 650 Вт).

Реально, эти ARM Серверы используют около 1/10 энергии и занимают значительно меньше 1/10 пространства традиционных стоечных серверов (для систем эквивалентной вычислительной мощности). И все это при цене приобретения около половины от традиционных системных затрат.

И они рассчитаны на масштабирование — ARM Серверы Calxeda ECX -1000 упакованы в «Энергетические карты», состоящие из четырех четырехъядерных процессоров и 16 SATA портов. Они разработаны с учетом возможности масштабирования – встроенный свитч  (80 гигабит в секунду) позволяет с легкостью подключать потенциально тысячи узлов без того количества кабеля, которое присуще традиционным стоечным системам (большая система на основе Intel может иметь сверх 2000 кабелей). Это также обеспечивает превосходную производительность – связь от узла к узлу происходит порядка 200 наносекунд.

Вы можете иметь четыре полноценных ARM сервера, которые будут занимать всего десять дюймов в длину и использовать всего около 20 Вт мощности на полной скорости – вот это и есть революционность.

3.Так что же за KunPeng такой?

Мы знаем про ARM процессоры, что они установлены в смартфонах, и сегодня ни у кого не возникает сомнения в их производительности и энергоэффективности. Я не возьму на себя смелость объяснять плюсы и минусы ARM-архитектуры перед x86, полагая что кто-то это уже сделал до меня или сделает вместо. Гораздо важнее, что x86 и ARM не совместимы, и грубо говоря, обычную Windows вы на KunPeng не поставите, и ваш старый Linux простым копированием файлов на новый сервер не перенесёте. Для некоторых отсутствие живой миграции ВМ c Intel на AMD — уже катастрофа (почему лишь для некоторых — читайте нашу статью), а здесь целый мир другой: вам придётся использовать ARM-версии ваших операционных систем и их программ, а некоторые компилировать заново… Закоренелые айтишники скажут, что с такой совместимостью у сервера на рынке шансов нет, и это похоронило в своё время Itanium и отбросило на задворки галактики IBM Power, но нет же: сообщество ARM растёт. Почему?

Потому что ARM в железе легко масштабируется. Сегодня Kunpeng — это до 64 ядер на одном процессоре, произведённом по 7 нм технологии, 8-канальный контроллер передовой памяти DDR4-2933, PCI Express 4.0, интегрированный 100-гигабитный сетевой контроллер с поддержкой RDMA, 64 Мб кэша L3, а завтра это можно будет взять и удвоить, ведь чиплетная конструкция на ARM архитектуре позволяет практически бесконечно масштабировать вычислительную мощность … чуть не забыл — в одном сервере может быть до 4 процессоров KunPeng. И да, если это имеет для вас какое-то значение — «китайские братья» обычно делают дешевле, чем «американские партнёры», поэтому при одинаковом количестве ядер Huawei Taishan должен быть дешевле, чем его аналог на Intel Xeon или AMD EPYC.

Но не спешите гнать лошадей, ведь на сегодня Kunpeng-ов как минимум — 7 модификаций, а на сайте Huawei информацию о них нужно искать «днём с огнём». Кстати, на всех чипах красуется логотип компании Hisilicon, на сайте которой информации ещё меньше. И даже то, что это – дочерняя компания Huawei выдают только копирайты внизу веб-страниц. Очевидно, это очередная политическая интрижка, лучший способ не увязнуть в которой — посмотреть на железо своими, ну или нашими глазами.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Центр Начало
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: