Цифровизация промышленности: как экономить за счет информационных технологий

Тренды виртуальной экономики

С целью обмена опытом и обсуждения новых технологических решений в России и за рубежом регулярно проводятся форумы, круглые столы, конференции, выставки по цифровизации различных сфер деятельности. На таких мероприятиях эксперты высказывают собственное мнение по проблемам цифровой экономики в сфере финансов, энергетики, туризма и других, формируя основные векторы развития инновационных технологий. Например, в ноябре 2018 года в Москве состоялась международная конференция «Медиасоставляющая цифровой экономики» с участием 8 стран. Эксперты обсуждали вопросы изменения медиаиндустрии в условиях цифровизации всех сфер жизни.

Тенденции современной интернет-экономики:

  1. Кибербезопасность. На обеспечение защиты электронных данных государства тратят десятки миллиардов долларов ежегодно. Но находятся хакеры, взламывающие сети крупных компаний, финансовых и силовых структур. Уязвимость информации, как основного ресурса, обозначается многими специалистами в качестве угроз цифровой экономики.
  2. Цифровизация государственных услуг. Органы государственной и муниципальной власти взаимодействуют с населением, используя возможности цифровых технологий. Удаленная запись к врачу, подача заявления в ЗАГС или постановка на очередь в детский сад востребованы гражданами и удобны для органов власти, так как исключают рутинную работу по занесению данных о человеке в базу данных. Единовременная регистрация человека на портале дает ему доступ ко всем государственным услугам, оказываемым в электронном виде.
  3. Использование новых технологических решений в промышленности. Цифровизация подразумевает внедрение прорывных технологий: виртуального моделирования, робототехники, больших данных, предиктивной аналитики, Интернета вещей и других. Это позволит снизить затраты труда, увеличив производительность.

Виртуальная экономика проникает во все сферы жизни человека. В России уже сейчас концепция «умного» производства реализуется на транспортных, авиастроительных и ракетно-космических предприятиях. Присвоение ИНН позволяет цифровизировать налогообложение физических и юридических лиц.

2011: Стратегическое партнерство с SAP

В сентябре 2011 года «Мечел» сообщила о подписании меморандума о стратегическом партнерстве с компанией SAP. Документ предусматривает поэтапное развертывание решений SAP, основанных на специализированных отраслевых пакетах в горнодобывающем, металлургическом и сбытовом направлениях бизнеса «Мечела».

На встрече также принято решение о совместной реализации проекта ERP на всех бизнес-единицах сбытовой сети компании. ERP планировалось внедрить в полном функциональном объеме для сбытовых подразделений в течение 18 месяцев.

Проект внедрения системы консолидации «Мечел» на платформе SAP начался в 2007 году и охватил все дивизионы компании. Он позволил оптимизировать ряд важных процессов в финансах и стандартизовать процесс сбора и подготовки консолидированной финансовой отчетности холдинга.

Паспорт национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации»

Краткие сведения о национальном проекте «Цифровая экономика Российской Федерации» изложены в паспорте, состоящем из 6 частей.

Разделы нацпрограммы:

  1. Раздел содержит информацию об основных положениях: сроках реализации нацпроекта (с 1 октября 2018 года по 31 декабря 2024 года), кураторе, руководителе и администраторе программы.
  2. Раздел определяет цели нацпроекта, достижение которых будет отслеживаться по показателям, установленным отдельно для каждого направления по годам; контроль возложен на Президиум Совета.
  3. В разделе раскрыта структура программы, состоящая из 6 нацпроектов, курирует которые заместитель Председательства Правительства РФ М.А. Акимов; за каждым направлением закреплен руководитель – заместители министров Минэкономразвития или Минкомсвязи.
  4. В разделе по каждому из шести направлений определены задачи, предполагаемые результаты и периоды реализации. Наибольшее количество ожидаемых результатов (64 индикатора) установлены для проекта по цифровизации госсектора.
  5. В разделе закреплены источники финансирования каждого из нацпроектов с разбивкой по годам.
  6. Раздел содержит механизмы действия нацпроекта «Цифровая экономика».

Полный текст нацпроекта доступен на официальном сайте Минкомсвязи.

Искусственный интеллект как основное направление цифровизации

На данный момент многие производственные компании уже завершили первый этап цифровизации, автоматизировав технологические процессы. Задача следующего этапа — внедрение современных технологий во все уровни управления предприятием. На этом этапе ключевым фактором цифровой трансформации становится искусственный интеллект.

В использовании технологий искусственного интеллекта лидируют Китай и США, при этом правительство Китая сделало развитие ИИ стратегической приоритетной задачей. Россия существенно отстает от лидеров, но появление отечественных IT-компаний, предлагающих собственные разработки, основанные на передовых технологиях, в перспективе должны сократить это отставание.

СНАРЯД | APS — российская автоматизированная система для оперативного производственного планирования, которая базируется на технологиях искусственного интеллекта и методах современной математики.

Ключевая функция APS — построение детализированного плана производства от закупок до выпуска продукции. При этом, каждая операция планируется с учетом параметров имеющихся ресурсов: наличия материалов, квалификации персонала, доступности оборудования.

В СНАРЯД | APS реализован принцип оптимизационного планирования — система всегда находит наиболее оптимальное решение, учитывая заданные критерии и имеющиеся ограничения, а также проводит моделирование, предлагая альтернативные сценарии. За счет этого удается оптимизировать время выполнения заказов, повысить эффективность загрузки оборудования, сократить производственный цикл и объем незавершенного производства.

Отслеживание ситуации на производстве в режиме реального времени, высокая оперативность обработки информации и скорость расчетов позволяют корректировать планы при изменении ситуации, сохраняя при этом высокую эффективность.

Предпосылки цифровизации экономики

В наши дни происходят масштабные изменения в сфере коммуникаций и распространения информации. Все сферы жизнедеятельности в той или иной степени связаны с цифровыми технологиями. Большинство стран в своём развитии сталкивается с необходимостью цифровизации в сферах политики, экономики, культуры, социальных процессов и других.

На каждой ступени своего становления экономика являлась в некотором смысле цифровым пространством: экономическая терминология связана с цифрами, а выразить результаты ведения бизнеса возможно только с помощью чисел. Например, используются такие термины, как прибыль, убытки, доход, расход, налоговая база, рост (снижение) инфляции, объём ВВП и многие другие. При этом мы оперируем цифрами.

Любые цифровые данные обрабатываются и документально фиксируются. Полученные результаты используются для того, чтобы разработать и утвердить план социально-экономической политики страны. Вследствие реализации этого плана происходит развитие финансов государства.


Предпосылки цифровизации экономики

На сегодняшнем этапе развития цифровых коммуникационных систем происходит формирование прогрессивной информационной среды. Её основа заключается в следующем:

  • используются цифровые валюты;
  • хозяйственные связи переходят на виртуальную основу;
  • падает потребность во внушительной транспортной инфраструктуре;
  • сокращаются издержки бизнеса;
  • исчезают традиционные рынки и т.п.

Первопроходцем, обозначившим теорию цифровой экономики, является Николас Негропонте. Этот информатик из США написал в 1995 году книгу Being Digital. Перевод названия – «цифровое существование». В книге сформулирована концепция электронной экономики.

В последнем десятилетии ХХ века в законодательстве ряда стран стали обширно использоваться цифровые термины. К началу нынешнего века в связи с распространением информационно-коммуникационных технологий появились нормативные правовые акты. Например, были приняты Окинавская хартия глобального информационного общества и План действий Тунисского обязательства.

Эти и другие документы стали определять принципы развития экономической, социально-политической, духовной сфер постиндустриального общества.

Преимущества и недостатки цифровой экономики

Суть цифровой экономики в ускорении процессов обработки информации, освобождении сотрудников от рутинной работы. В ноябре 2018 года последствия внедрения новых технологий эксперты обсудили на ток-шоу «Ретроспектива: Первые плоды цифровой экономики».

Плюсы виртуальной экономики:

  • повышение производительности труда;
  • снижение издержек;
  • создание новых рабочих мест;
  • переход к электронным деньгам;
  • снижение бюрократии и коррупции;
  • «прозрачность» проводимых операций;
  • сведение к нулю «человеческого» фактора – возможность ошибки, влияние эмоций, физического состояния;
  • развитие фриланса.

Цифровая экономика оказывает прямое действие на ценообразование, снижая стоимость товаров и услуг. Несмотря на это, в реальности, внедрение цифровых технологий таит некоторые опасности.

Недостатки интернет-экономики:

  • риск утечки информации;
  • рост числа мошенников;
  • использование персональных данных людей для управления их поведением;
  • исчезновение ряда невостребованных профессий и компетенций;
  • сокращение работников из-за роботизации производства;
  • отсутствие у персонала навыков работы с использованием новых технологий;
  • нежелание или невозможность некоторых категорий граждан использовать новые технологии на практике (пенсионеры «старой закалки» отказываются переходить на банковские карты);
  • преобладание у детей «машинного» мышления над системным.

В эпоху гаджетов ребенок теряет способность сочувствовать, общаться в реальном мире. У него возникают проблемы с коммуникациями. И это большой минус. Кроме того, сегодня требуется смена системы образования в школе, средних и высших учебных заведениях. Педагог перестал быть для подрастающего поколения источником знаний, он становится навигатором и мотиватором для учеников.

Сравнение с документами 2018 года: преемственность или противоречия

Если сравнить новый Указ с предыдущей версий, от 07.05.2018 года, которая описывает национальные цели и стратегические задачи развития РФ до 2024 года , можно сделать следующие выводы:

  • документ 2020 года намного короче своего предшественника;
  • версия 2020 года НЕ заменяет документ 2018 года, а уточняет его в плане значения некоторых целевых показателей;
  • Указ 2020 года вводит понятие «цифровая зрелость» отраслей экономики, однако не детализирует его;
  • тема цифровизации проходит практически через все пункты Указа 2018 года, от здравоохранения до предпринимательства, тогда как в версии 2020 года она сосредоточена локально.

Таким образом, Указ 2020 года носит скорее рамочный характер, тогда как документ 2018 года детально описывает стратегические задачи достижения национальных целей. Впрочем, до 30 октября 2020 года Правительство РФ должно скорректировать и представить национальные проекты в соответствии с июльским приказом. Поэтому вполне возможно, что текущая национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» будет изменена. Напомним, сейчас, согласно паспорту этой нацпрограммы, утвержденному 24 декабря 2018 года, она включает 11 пунктов в разделе «Цели, целевые и дополнительные показатели». Основными целями здесь заявлены следующие :

  • увеличение внутренних затрат на развитие цифровой экономики за счет всех источников (по доле в валовом внутреннем продукте страны) не менее чем в три раза по сравнению с 2017 годом
  • внутренние затраты на развитие цифровой экономики за счет всех источников по доле в валовом внутреннем продукте страны, проценты
  • создание устойчивой и безопасной информационно- телекоммуникационной инфраструктуры высокоскоростной передачи, обработки и хранения больших объемов данных, доступной для всех организаций и домохозяйств

Достижение этих целей предполагается отслеживать с помощью следующих показателей :

  • доля домохозяйств, имеющих широкополосный доступ к сети «Интернет», %
  • доля социально значимых объектов инфраструктуры, имеющих возможность подключения к широкополосному доступу к сети «Интернет», %
  • наличие опорных центров обработки данных в федеральных округах, количество
  • доля Российской Федерации в мировом объеме оказания услуг по хранению и обработке данных, проценты
  • средний срок простоя государственных информационных систем в результате компьютерных атак, часов
  • использование преимущественно отечественного программного обеспечения государственными органами, органами местного самоуправления и организациями
  • стоимостная доля закупаемого и (или) арендуемого федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов и иными органами государственной власти отечественного программного обеспечения, %
  • стоимостная доля закупаемого и (или) арендуемого государственными корпорациями, компаниями с государственным участием отечественного программного обеспечения, %.

Таким образом, стратегия развития цифровой трансформации до 2030 года не покрывает все цели и целевые показатели, заявленные в национальной программе «Цифровая экономика».

Машинные данные — это не новая нефть

В России в последние годы все более распространенным заблуждением становится представление о том, что данные — это «новая нефть». Мол, раз есть «большие данные», то способ их монетизировать как-нибудь придумаем. И второе, не менее опасное заблуждение — о том, что мы живем в «информационном обществе», где главную роль играют не средства производства, а информация.

На самом деле «большие данные» и в первую очередь машинные данные — это не новая нефть в том смысле, что рентный (паразитирующий) образ жизни на самом факте наличия этих данных в цифровой экономике не построить. Рента, какая бы она ни была, — это вообще не про цифровизацию.

Во-первых, эти машинные данные существуют не сами по себе, а «привязаны» к цифровым двойникам подключенных объектов. Только цифровые двойники позволяют интерпретировать машинные данные, в том числе строить корректно работающие прогностические модели и, таким образом, обеспечивать значительный экономический эффект от сбора машинных данных. «Интернет вещей» (подключенные физические объекты) без цифровых двойников и интегрированных моделей — это лишь дорогая и бесполезная, но модная игрушка для взрослых.

Во-вторых, не стоит преуменьшать роль материального производства. На самом деле никакого «информационного общества», якобы играющего первичную роль по отношению к материальному производству, не существует и никогда не существовало. Цифровизация, напротив, приводит к усилению роли производства в экономике, поскольку, как описано выше, производство в цифровой экономике — это взаимодействие киберфизических систем, включающих как материальные объекты, так и их цифровые двойники (математические модели), наличие которых позволяет использовать материальные объекты наиболее оптимально. Таким образом, машинные данные стекаются туда, где приносят наибольшую пользу, то есть к создателям цифровых моделей, которые одновременно являются и создателями соответствующих физических объектов.

При этом, как мы знаем от Митио Каку, роль посредников — перекупщиков материальных объектов в цифровой экономике будет сокращаться, вплоть до полного их исчезновения. Отсюда следует, что доля торговли и сферы услуг, которая в российской экономике составляет до 60% ВВП, а в экономике крупных российских городов до 80% ВРП, в части торгово-посреднической деятельности будет сокращаться вплоть до ее обнуления, а сфера услуг окажется под жестким контролем производителей физических объектов, ввиду того что бизнес-модель цифровой экономики — это предоставление функций продукта, а не самого продукта, то есть продукт как услуга. Никакой «отдельно стоящей» сферы услуг в цифровой экономике не предусмотрено.

В России есть многое из мира IoT, связанное с эксплуатацией произведенной вне России продукции машиностроения. Но нет практически ничего, относящегося к ее производству. Это означает, что пока ситуация не изменится, мы будем лишь нести расходы, связанные со сбором и хранением данных, а зарабатывать на этой «новой нефти» будут глобальные компании производители. Что, собственно, и наблюдается сейчас. Поэтому рост объемов IoT-рынка в России для нас означает лишь рост затрат на всякие онлайн-кассы, подключенные счетчики, видеокамеры и прочую «аппаратуру», не дающий прироста эффективности.

Вместо всего этого России нужна программа интенсивной индустриализации, фактически создания машиностроения с нуля, только уже на принципах цифровой экономики. Иначе нашей стране будет грозить полная потеря перспектив и веса в глобальной экономике, причем не лет через 100, а уже в ближайшие 10–20 лет. И это будет даже не роль «сырьевого придатка» — ввиду кардинального снижения роли сырья и его первичной переработки в цифровой экономике, ориентированной на концепцию «нулевых отходов» (замкнутая экономика) и максимально возможной эффективности использования первичных ресурсов, особенно невозобновляемых, что снижает потребность в их добыче.

Конкретные шаги по программе «Цифровая экономика»

По всем направлениям программы утверждены планы мероприятий. Уже сейчас в стране действует сайт Госуслуг, который, по отзывам граждан, пользуется большим спросом. Государственные и муниципальные учреждения заключают договора с контрагентами по результатам электронных торгов, аукционов или запроса котировок. Это позволяет рационально использовать бюджетные средства.

Реализация программы предусматривает:

  • укрепление позиций России на мировом рынке услуг по хранению и обработке данных за счет увеличения доли участия с 1 до 10% к 2024 году;
  • предоставление широкополостного доступа к интернету со скоростью не менее 100 Мбит/с 97% жителей страны;
  • покрытие мобильными сетями 5G городов с численностью населения более 1 млн человек;
  • к 2014 году число ИТ-специалистов, ежегодно подготавливаемых российскими ВУЗами, составит 120 тыс. человек
  • к 2024 году в России появится не менее 10 предприятий в сфере высоких технологий.

По каждому направлению нацпроекта разрабатываются дорожные карты. Например, по сквозным технологиям утверждено 7 таких карт. В них подробно описываются смысл технологий, схемы их применения, приводятся характеристика текущего состояния, целевые показатели и инструменты для их достижения.

Росстат совместно с ВШЭ и Минкомсвязи, начиная с 2018 года, будут выпускать ежегодные статистические сборники по достижениям цифровой экономики (УДК 338).

Цифровизация здравоохранения

Для развитых стран ввод цифровых технологий в медицину – это разработка новых инструментов: роботов-хирургов, роботов-сиделок, экзоскелетов. А для развивающихся – переход на электронные системы учёта, дистанционную диагностику и оснащение персонала новой техникой.

Зарубежные примеры цифровой медицины – это IBM Watson и Wolters Kluwer. Первая платформа помогает врачам принимать более точные решения благодаря искусственному интеллекту. Вторая – база лекарств с информацией об их сочетаемости, противопоказаниях.

В России примеров меньше. Медико-хирургический центр им. Пирогова использует комплексную медицинскую информационную систему, а также единую платформу для всех административно-хозяйственных подразделений. К 2024 году заработает система обеспечения льготными лекарствами. Уже работает ЕГИСЗ – единая информационная система с унифицированными электронными медкартами.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Центр Начало
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: