Корпоративное казначейство

Централизация

При этом все больше крупных холдингов делают ставку на централизацию казначейской функции, что превращает казначейства в центры компетенций, играющих одну из ведущих ролей в стратегическом управлении бизнесом. Ведущие компании в России и мире давно признали, что централизация — это оптимальный способ организации казначейской функции, и большинство компаний уже прошли этот путь, говорит партнер, руководитель практики анализа казначейства и товарно-сырьевых операций PwC в России Константин Суплатов. Главные преимущества, по его словам, — повышение уровня компетенции казначейства, лучший контроль за ликвидностью, повышение точности прогнозирования, а также эффективности управления финансовыми и товарными рисками и, соответственно, повышение качества управленческих решений и возможность принимать их максимально оперативно.

В первую очередь децентрализация казначейской функции целесообразна для холдингов с развитой структурой дочерних и зависимых обществ и филиалов с отдельными банковскими счетами, отмечает президент Ассоциации корпоративных казначеев Владимир Козинец: «При этом уровни централизации могут быть разные: информационный, административный, технологический. Каждая компания выбирает наиболее оптимальную модель — единых подходов нет».

Автоматизация и цифровизация — в чем разница?

Для того, чтобы показать разницу между цифровизацией и автоматизацией в компании, приведу простой пример — обработку договора. Это рутинный процесс, который чаще всего занимает много времени у штатных юристов.

Обработка договора в бумажном документообороте. Такой способ до сих пор используется во многих компаниях. В этом случае сотрудник, который занимается договором, составляет его, распечатывает и относит на бумаге юристу компании. После согласования его подписывают и регистрируют в бумажном журнале в юридическом отделе.

Автоматизация обработки договора. Есть общий сервер и диск с шаблонами договоров, которые доступны всем ответственным сотрудникам в компании. В этом случае при необходимости составить договор с новым клиентом нужно просто заменить данные о контрагенте и некоторые условия и все — договор готов. Журнал регистрации тоже электронный. Согласование ведется по электронной почте или в системе согласования договоров. В этом случае можно сказать, что процессы переведены в электронный вид. Правда, соблюдение контрактной политики, сроков и порядка согласования все равно остаются на ответственности сотрудников.

Цифровизация начинается с момента, когда для работы с договорами вводятся электронные инструменты контроля соответствия процесса регламентам компании, плюс подключения необходимых согласующих. Также используется сравнение версий и выделение изменений, автоматическая регистрация и отправка контрагенту после подписания, плюс напоминание о сроках возврата исполнения обязательств. Таким образом, цифровизация — это снижение человеческого фактора, увеличивается скорость, повышается надежность процессов.

Это простой пример, но достаточно наглядный. Теперь давайте посмотрим, что можно цифровизовать в компании любого масштаба в первую очередь.

Ускорьте вашу ИТ-разработку

Кроссплатформенное решение

Быстрая и технически доступная интеграция решения возможна благодаря кроссплатформенности системы. Решение работает на любых аппаратных платформах и операционных системах.

Скоординированность филиалов

Эффективное управление сетью подразделений и дочерними компаниями. Встроенные средства взаимодействия между сотрудниками разных филиалов помогут обеспечить стабильную работу компании.

Мультивалютность

Настройте решение под конкретные задачи вашего бизнеса. Открывайте и обслуживайте счета в любой удобной валюте, не ограничивая себя возможностями банков.

Доступ к исходному коду

Открытый исходный код платформы позволяет проводить аудит кода, а также реализовывать новый функционал, отвечающий бизнес требованиям вашей компании.

Безопасность

Используйте доступные инструменты обеспечения безопасности для защиты данных вашей компании и клиентов. расширенные настройки двухфакторной аутентификации исключают.

Электронный документооборот

Выстраивайте удобную и эффективную систему управления документами благодаря отказу от бумажных носителей. Решение KoenigFinance предоставляет функционал для полностью электронного делопроизводства.

Разработка методических документов

Активно идет работа по совершенствованию методических документов. Важным и актуальным вопросом является выработка единого подхода к определению неправомерного использования бюджетных средств. Споры по этому поводу в рамках контрольных мероприятий возникают часто. Поэтому сегодня готовятся рекомендации по оценке действий объектов контроля в целях подтверждения признаков нецелевого, неэффективного и неправомерного использования бюджетных средств.

Данный документ очень важен в том плане, что все остальные документы, в том числе касающиеся отчетности о результатах контрольной деятельности, во многом от него зависят. Без четкого понимания, что такое нецелевое, неэффективное, неправомерное использование бюджетных средств, по-прежнему будут возникать определенные трудности и с квалификацией нарушений в финансово-бюджетной сфере, и с составлением отчетности о результатах контрольной деятельности органа внутреннего Г(М)ФК. «В этом году мы планируем выпустить методические рекомендации по проведению проверок предоставления и (или) использования субсидий бюджетным и автономным учреждениям и оформлению их результатов, — рассказал С. С. Бычков.— Опираясь на рекомендации по оценке действий объектов контроля, приводящих к неправомерному, нецелевому и неэффективному использованию бюджетных средств, будем более предметно и детально, в зависимости от конкретной тематики проверок, прописывать инструкцию в форме методических рекомендаций для контролера по изучению вопросов и определению контрольных действий по каждому из них, а также квалификации нарушений, выявленных по результатам контрольных мероприятий».

Что требуется для внедрения цифровизации процессов в компании?

Когда речь заходит о внедрении новых технологий, может показаться, что потребуются баснословные вложения, огромные затраты труда и т.п. Но на самом деле это не совсем так. Конечно, какие-то траты будут, усилия тоже придется приложить. Но эти технологии при условии грамотного планирования и внедрения в бизнес-процессы компании почти сразу или чуть позже дают значимый эффект. И срок окупаемости вложений — от трех месяцев до года, в зависимости от масштаба компании и объема работ, которые нужно выполнить.

При этом бизнес получает и дополнительные бенефиты, включая выход на совершенно иной технологический, безопасный уровень, повышение  скорости работы и конкурентоспособности в целом. Все это усиливает способность компании противостоять вызовам ближайшего будущего.

Внедрение цифровых технологий производится не одномоментно, процесс можно условно разделить на несколько этапов.

Этап 1. Компании нужно понять, что именно требуется внедрять, что наиболее актуально на текущий момент. Так, изначально бизнес может попробовать интегрировать цифровые технологии в избранные процессы. Затем можно либо остановиться на достигнутом, если больше ничего не требуется, либо уже глобально внедрить «цифру».

Пример — цифровизация подписания платежей. Например, после подписания реестра электронной подписью, автоматически подписываются все платежки в нем и отправляются на исполнение в банк.  

Этап 2. Выбор пути цифровизации. Здесь проводится обсуждение выбранных на первом этапе процессов, утверждается точный план работ, согласовывается функционал, устанавливаются тестовые стенды. 

Этап 3. Внедрение выбранных инструментов. Этим, как правило, должен заниматься инженер (программист, аналитик-тестировщик, консультант по внедрению). На третьем этапе проводится опытная эксплуатация выбранных технологий, пока что в ограниченном масштабе. Если все ок, тестирование проходит успешно, то компания запускает систему в ОПЭ и начинает на все 100% работать с новыми технологиями, переходя на новую модель.

Важное условие успешного внедрения цифровых инструментов — при выборе и внедрении инновационных решений необходимо четко понимать, что это обоснованно только в том случае, когда появляется существенный эффект непосредственно после внедрения, либо эффект определяется новыми автоматизированными возможностями. Проще говоря, позволит заработать больше сразу либо создаст почву для каких-то передовых решений в будущем, для которых текущая инфраструктура не была готова

Чтобы майнить биткоины, надо сначала «Денди» поменять на мощный ПК. Во-вторых, осознание необходимости этого всей команды руководителей, включая линейных менеджеров и «звезд» организации. После глобальной цифровизации работа компании становится более системной, чем раньше. Многие процессы отстраиваются автоматически, и тем самым «звездам», которые раньше выполняли львиную часть работы, можно уже не выполнять такой объем рутинных обязанностей. Свою энергию можно направить на решение более креативных задач, увеличив, тем самым, эффективность работы компании.

Комплаенс-мониторинг

Главное предназначение мониторинга — сокращение финансовых потерь при работе с неблагонадежными контрагентами, а также соблюдение требований по противодействию мошенничеству, отмыванию денежных средств, нарушениям режима санкций, коррупции, незаконной торговле, финансированию терроризма и уклонению от налогов.

Платформа KoenigFinance располагает всеми необходимыми технологиями для выявления подозрительной финансовой активности и анализа рисков:

  • на каждую компанию, с которой производятся взаиморасчеты со счетов холдинга, заводится специальная информационная карточка, выступающая основой для анализа данных (договоры, сведения о компании, выставляемые счета, период оплаты и т.д.);
  • функционал решения позволяет настраивать уведомления о наступлении заранее запрограммированных событий — от превышения оборота средств на взаиморасчеты до изменения личных данных директора в профиле;
  • у вас есть возможность настроить динамическое обновление категории риска клиента в зависимости от совершаемых им операций и информации, получаемой из внешних баз данных;
  • при обнаружении подозрительных транзакций или необычных платежей они могут быть автоматически заморожены до дальнейшего расследования.

Внутренний финансовый аудит

В настоящее время все необходимые федеральные стандарты внутреннего финансового аудита утверждены. Одним из последних принят стандарт о проведении аудиторских мероприятий в целях подтверждения достоверности бюджетной отчетности (). «Долго спорили, как подходить к этой теме. Чем данное мероприятие будет отличаться от того, что делает Счетная палата? В какие сроки следует давать заключение в целях подтверждения достоверности отчетности? Ответы есть в стандарте. Но после того, как документ начали применять на практике, мы увидели некоторые шероховатости, которые планируем до сентября в обязательном порядке устранить. Так, например, предоставить заключение до подписания индивидуальной отчетности для отдельных аудиторов — нереальная задача в части соблюдения сроков. Надо подумать о возможности сдвинуть сроки хотя бы к моменту подписания консолидированной отчетности», — отметил Станислав Сергеевич

Спикер подчеркнул важность того, что многие процедуры, которые влияют или могут повлиять на достоверность отчетности, анализируются задолго до ее подписания. В этом кроется принципиальное отличие внутреннего аудита от внешнего

По его мнению, внутренний аудит может значительно помочь в подготовке качественной и достоверной бюджетной отчетности, если проводить аудиторские мероприятия не для галочки.

Вопрос в тему

Должны ли положения акта в заключительной части быть идентичны положениям представления, предписания?

Е. А. Леонтьева: «Необязательно. Объект контроля после получения акта может предоставить дополнительные документы, какие-то вопросы могут быть сняты и отражены в представлении, предписании».

Внутренний финансовый аудит изначально планировался как форма предупреждающего контроля. Его главная задача — работать на предупреждение нарушений, недостатков в работе, в том числе отчетности. С этой точки зрения аудит — перспективная форма контрольной деятельности. Правда, многие это до конца не осознали и не приняли. Распространены случаи, когда внутренний финансовый аудит смешивают с классическим ведомственным контролем. Чтобы устранить это непонимание, нужна централизованная программа повышения квалификации внутренних аудиторов и эффективный учебный центр по проведению такого обучения.

Для повышения эффективности аудита при реализации СМАРТ-контроля задумана автоматизация отдельных бизнес-процессов внутреннего финансового аудита. «Конечно, мы понимаем, что внутренний финансовый аудит — это прежде всего аналитическая деятельность и полностью ее автоматизировать не получится, но какие-то отдельные типовые элементы можно», — полагает С. С. Бычков.

Как отметил спикер, очевидно, что система внутреннего финансового аудита сегодня достаточно узкая. Она заточена на финансово-бюджетные процедуры, которые осуществляют главный распорядитель и получатель бюджетных средств. Вне системы находятся бюджетные, автономные учреждения. Поэтому система внутреннего аудита должна быть шире, выходить за рамки бюджетной процедуры и в конечном итоге анализировать не только финансовые процессы, но и другие процессы, которые влияют на результативность деятельности органов власти, учреждений. В результате на ведомственном уровне должны появиться единые центры компетенций по внутреннему аудиту, которые уже будут заниматься всеми процессами, процедурами подведомственных учреждений. Задача достаточно сложная, но проект концепции по переходу от внутреннего финансового аудита к внутреннему аудиту уже есть. Сейчас идет ее согласование с Минэкономразвития России.

О. В. ИЗУТОВА

Предыдущая статьяРиски завышения бюджетных расходов при обосновании цены контракта методом сопоставимых рыночных цен

Следующая статья Как администрировать средства, подлежащие поступлению в бюджеты в результате осуществления внутреннего государственного финансового контроля?

Доступа к информационным системам добиться непросто

С. С. Бычков, заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов РФ, в своем выступлении также затронул вопрос доступа органов ВГФК к информационным системам. В Бюджетном кодексе закреплено право контролеров получать доступ к ИС, но, как показывает практика, этого недостаточно. «Организации — операторы информационных систем периодически отказывают контролерам в доступе к информации, содержащейся в системах и так необходимой для контрольной деятельности», — рассказал Бычков. По мнению спикера, эту проблему в срочном порядке нужно решать.

Также он сообщил, что поправки в БК РФ, предусматривающие усиление норм о предоставлении органам ВГФК права обращаться к информационным системам, подготовлены и находятся в правительстве. Поправки предлагают закрепить для организаций — владельцев или операторов информационных систем обязанность предоставлять доступ органам ВГФК по запросу. «Предлагаем закрепить не право, не возможность, а именно обязанность по предоставлению доступа, — подчеркнул представитель Минфина России. — Однако не исключено, что одним внесением изменений в Бюджетный кодекс решить проблему не удастся. Коллеги, которые находятся по ту сторону баррикад, апеллируют к отраслевым законам».

Справедливо заметить, что в информационных системах содержится конфиденциальная информация: персональные, банковские и другие данные. В связи с этим, по мнению Бычкова, возможно, нужно двигаться и в сторону внесения изменений в отраслевые законы. То есть непосредственно в этих документах предусматривать возможность органам ВГФК обращаться в том числе за информацией, имеющей ограниченный характер хождения. «Нам, возможно, придется идти по данному пути, хотя это займет намного больше времени», — сообщил Бычков.

Необходимость решения проблемы встраивания финконтроля в информационные системы поддержал и Е. А. Данчиков, министр Правительства Москвы, начальник Главного контрольного управления города Москвы. По его мнению, данная задача — национального уровня. Осложняется она тем, что информационные системы у нас зачастую разрозненны и каждый владелец ИС пристально наблюдает за ней, дорожит и никого в нее не пускает.

Решить все накопившиеся вопросы в этой части, по мнению Данчикова, можно через создание новой архитектуры цифровизации органов власти. «Нам надо переходить от разрозненных информационных систем к единому цифровому пространству, — считает руководитель Главконтроля. — Это позволит обеспечить доступ тем или иным органам власти к системам, разделение информации по потокам: кому она, в каких целях предоставляется, защиту информации. И самое главное — достоверность тех сведений, которые там содержатся, поскольку это еще один важный аспект». Действительно, мы знаем, что следует доверять бумаге с печатью, подписью, а можем ли мы доверять данным, содержащимся в системах? Кто подтвердит их достоверность? Очевидно, что поднятые темы не праздные и, по мнению Данчикова, требуют очень большой нормативной работы, которую надо вести как минимум параллельно с самим процессом цифровизации.

Зачем государству помогать небольшим компаниям

Грантовая программа нацелена на поддержку стартапов и малых предприятий. Обычно именно на их долю приходятся многие оригинальные решения и прорывные технологии. В России таким компаниям особенно тяжело: неразвитость рынка венчурного финансирования и высокие требования частных инвесторов лишают их возможности развиваться.

По словам Сергея Полякова, обеспечивая грантовое финансирование, государство надеется помочь компаниям окрепнуть — разработать продукт и «упаковать» его в соответствии с требованиями рынка. На этом этапе разработчики решений в сфере ИИ уже смогут говорить с инвесторами на равных.

По словам руководителя Фонда содействия инновациям Сергея Полякова, особенность их грантов в том, что объем государственного финансирования может расти вместе со стартапом. Но для этого компании обязаны неукоснительно соблюдать условия получения господдержки: вовремя завершать научно-исследовательские работы и должным образом оформлять права на созданную интеллектуальную собственность.

На практике это может выглядеть, например, так: группа студентов получает минимальный грант, за год разрабатывает и регистрирует свой программный продукт. Как только первый грант будет закрыт, можно попросить денег на дальнейшее развитие проекта по программе «Старт-ИИ-2». В Фонде подтвердили, что сейчас с заявками на этот конкурс к ним приходят айтишные стартапы, которые получали поддержку Фонда по другим программам в прошлые годы. «Так что последовательная поддержка малых компаний оказывается правильной тактикой: заняв свою нишу на рынке, они смогут самостоятельно привлечь инвесторов, со временем кто-то из них дорастёт до уровня сегодняшних IT-гигантов», — отмечает Сергей Поляков.

Коллаж: «Секрет фирмы», depositphotos.com, pixabay.com

API и документация

Мы построили решения KoenigFinance на основе различных API и предоставляем свои программные интерфейсы для автоматизации практически любых процессов, важных в работе казначейства. Таким образом минимизируются ошибки, неизбежные при ручной обработке операций.

API KoenigFinance позволяет давать доступ к необходимым данным специалистам других департаментов и филиалов компании, при этом можно сделать API как полностью открытыми, так и ограничить их использование. Для закрытых API применяются специальные ключи с индивидуальными настройками доступных функций, лимитов и т.п.

Служба мгновенных оповещений Webhooks дает вам возможность отслеживать транзакции в реальном времени: получая push-уведомления при выполнении определенных функций API, вы можете настроить обновление статуса транзакции и другие действия. Таким образом, вы всегда будете располагать наиболее актуальной информацией о состоянии активов компании.

Мораторий на контрольную деятельность — повод задуматься

Говоря сегодня о внутреннем Г(М)ФК, нельзя обойти вниманием ограничения контроля в отношении главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств. Эта история особенно важна с точки зрения дальнейшей трансформации контроля и совершенствования подходов к его осуществлению

Напомним: ограничение в обязательном порядке работает в отношении контрольной деятельности Федерального казначейства до 1 января 2023 года (). Мораторий не распространяется на проверки, проводимые по поручениям Президента РФ, Правительства РФ и требованиям генерального прокурора РФ, ФСБ, МВД. Субъектам РФ и муниципальным образованиям рекомендовано принять меры, обеспечивающие возможность ограничения проведения проверок органами Г(М)ФК, с учетом положений постановления № 665 (пункт 5 постановления № 665). Несмотря на то что регионы имеют возможность на свое усмотрение определять особенности осуществления внутреннего Г(М)ФК в 2022 году, они в основном следуют нормам постановления № 665. Но, как отметил С. С. Бычков, ситуация с мораторием на проведение контрольной работы в некоторой степени показывает, что спрос со стороны центров принятия управленческих решений на последующий контроль в существующем формате снижается. В новых условиях, когда ведомствам надо быстро и четко выполнять мегазадачи, отвлекаться на предоставление контролерам информации может считаться неэффективным.

В рамках круглого стола прошла секция «Внутренний государственный финансовый контроль», на которой члены рабочей группы по государственному финансовому контролю обсудили проект приказа «Об утверждении дополнительных форм отчетности о результатах контрольной деятельности органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля» и непосредственно сами формы отчетности.

Исходя из этого, по мнению спикера, необходимо перестраивать систему контроля и в том числе максимально уходить от взаимодействия с объектами контроля посредством бумажных носителей и т. д. И здесь вновь следует обратиться к возможностям, заложенным в электронный СМАРТ-контроль (контроллинг) по реализации процедур планирования, учета, отчетности, интеграции со смежными информационными системами, которые помогут переориентировать контроль на новый формат — невидимый. Создается основа для дополнительного формата взаимодействия между органом контроля и объектами контроля в виде консультаций, рекомендаций по сомнительным операциям.

Как подчеркнул представитель регулятора, в рамках ведомственного проекта на базе Федерального казначейства в ближайшее время планируется запустить несколько модулей по реализации контрольных полномочий ведомства. В полной мере СМАРТ-контроль должен заработать к 2027 году. За отведенное время необходимо на законодательном уровне закрепить новые форматы предварительного контроля, предупреждающего контроля, финансово-бюджетного руллинга. Федеральное казначейство представило концепцию законопроекта, в которой предлагает новаторские вещи, но пока, по мнению Бычкова, не до конца проработанные. Например, предлагается ввести дополнительный метод осуществления ГФК в виде экспертно-аналитических мероприятий. «Понятно, что нужно постепенно отходить от обычных проверок и проводить более аналитическую, аудиторскую работу, — сказал заместитель директора департамента Минфина России. — Бюджетный кодекс и сейчас предусматривает аналог экспертно-аналитического мероприятия органов внутреннего Г(М)ФК — это обследование. Оно может осуществляться как в рамках текущей проверки, так и как отдельное мероприятие. Само по себе оно предполагает анализ определенных видов деятельности объектов контроля и соответствующее заключение, которое направляется объекту контроля. Вопрос: нужен ли еще какой-то дополнительный метод?»

Какой ИИ нужен стране

Программа господдержки выделяет пять направлений, по которым можно получить финансирование:

  • компьютерное зрение;
  • обработка естественного языка;
  • распознавание и синтез речи;
  • интеллектуальные системы поддержки принятия решений;
  • перспективные методы искусственного интеллекта.

«Наша задача — привлечь к участию в конкурсе как можно больше перспективных разработчиков. Поэтому мы постарались не создавать для них лишних сложностей и барьеров. Направления выделены так, чтобы каждый потенциальный участник смог найти подходящее для себя», — пояснил Сергей Поляков.

Специализированная грантовая программа для проектов в сфере ИИ стартовала только в этом году, но Фонд поддерживал их и раньше — в рамках других конкурсов для IT-разработчиков. В общем количестве поступающих заявок на искусственный интеллект приходится не менее 30%. За последние 5 лет гранты получило свыше 700 проектов.

Среди поддержанных Фондом компаний:

  • Компания «Сателлит» за счёт гранта ФСИ разработала решение в сфере интеллектуальной видеоаналитики, на его основе работает уже 27 000 систем наблюдения в более чем 50 странах мира;
  • «Сколиолоджик.ру» разработала систему, которая помогает врачу определить степень тяжести сколиотической деформации позвоночника при анализе рентгеновских снимков;
  • «ЦРТ-инновации» — программный комплекс для анализа аудио- и видеоданных, который применяется для контроля качества и повышения эффективности обслуживания в офисах розничных продаж;
  • «Адептик Плюс» — система интеллектуального планирования для производственных предприятий;
  • «Фокус Технологии» — система, которая позволяет моделировать поведение покупателей и находить способы для улучшения работы магазинов;
  • «Говорящий город» — интеллектуальное приложение для смартфонов, которое помогает инвалидам и престарелым ориентироваться в городе;

Интегрированная служба поддержки

Интерфейс службы поддержки делает возможным прямое взаимодействие между казначейством и другими структурными подразделениями финансовой компании. В нем как менеджеры службы поддержки, так и сотрудники различных департаментов могут создавать запросы (тикеты) для решения проблем или получения информации и
обмениваться документами, при этом общение происходит в режиме реального времени (как в чате).

Тикеты сортируются по темам и упорядочиваются по дате, что упрощает их поиск и обработку. Каждому запросу, вне зависимости от того, кем он создан, присваивается уникальный трекинг-ID, который позволяет точно отслеживать его статус. Сотрудники службы поддержки могут оставлять внутренние комментарии для коллег, а также перенаправлять запросы конкретным менеджерам.

Заранее подготовленные и встроенные в систему шаблоны ответов на часто задаваемые вопросы (сниппеты) значительно сокращают время обработки обращений и позволяют давать качественные, согласованные и подробные ответы. Для поддержки в мультинациональных компаниях заготовки ответов можно переводить на неограниченное количество языков. При этом система автоматически подставит сниппет на том языке, на котором был задан вопрос.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Центр Начало
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: