Введение
Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (FATF) − это межправительственная организация, создающая стандарты по борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма. О ее роли читайте в нашей статье. Страны во всем мире адаптируют Рекомендации FATF к конкретным условиям своих юрисдикций.
Последние рекомендации от FATF были опубликованы в 2019 году. В июле 2020 года FATF обязалась обновить Руководство по риск-ориентированному подходу к виртуальным активам (VA) и поставщикам услуг виртуальных активов (VASP).
И вот 19 марта 2021 года Группа выпустила черновик Руководства с внесенными правками для общественного обсуждения. К правкам относятся как апгрейд уже существующих стандартов, так и введение новых правил для криптовалют.
В документе можно выделить следующие основные обновления:
- DEX и криптовалютные депозитные сервисы считаются поставщиками услуг виртуальных активов (VASP);
- стейблкоины являются виртуальными активами, и к ним применяются стандарты FATF;
- те NFT, которые могут способствовать отмыванию денег и финансированию терроризма, являются VA;
- VASP должны оценивать и снижать риски финансирования распространения оружия массового уничтожения;
- лучшие практики проведения комплексной проверки контрагентов VASP;
- варианты снижения рисков для одноранговых (p2p) транзакций;
- пояснения и рекомендации касательно нового Travel Rule от FATF.
Особенности рекомендаций
В документах международного института содержатся материалы, а именно свод организационных и правовых мер, которые должны быть приняты в каждой стране для создания эффективного режима борьбы с легализацией преступных доходов и с финансированием терроризма. Такие черты мер, как универсальность и комплексность, выражаются в следующем:
- максимально широкий охват вопросов по противодействию отмыванию преступных денежных средств;
- взаимосвязь с другими межнациональными конвенциями, актами профильных международных организаций, занимающихся ПОД/ФТ, резолюциями Совета Безопасности ООН и прочее;
- предоставление возможности странам вести гибкую политику, решая эти вопросы, с учетом национальных особенностей и специфики правовой системы.
Все рекомендации ФАТФ никоим образом не подменяют подобные резолюции других организаций и не дублируют их. Наоборот, они сводят принципы воедино, играя очень важную роль в ходе кодификации правил и норм в области ПОД/ФТ. Согласно одной из резолюций Совета безопасности, сорок рекомендаций ФАТФ считаются обязательными для выполнения для всех без исключения стран-членов ООН.
Черный список
Одним из направлений деятельности описываемого института является изучение того, какие страны и организации не выполняют рекомендации ФАТФ. Иными словами определяются так называемые некооперативные страны и территории, составляется их список, который называется «черным». Включение государства в этот перечень не приводит к применению санкций, однако оно свидетельствует о степени доверия к этой стране со стороны иностранных инвесторов.
Включение либо исключение из черного списка проводится на заседаниях ФАТФ в соответствии со следующими критериями, установленными в 2000 году:
- пробелы в финансовом регулировании — это могут быть транзакции в платежных системах без необходимой авторизации;
- препятствия законодательного характера, например, невозможность установить личность собственника компании;
- препятствия в международном сотрудничестве – сюда входит запрет давать информацию о компании на законодательном уровне;
- неадекватность мер для противодействия отмыванию денег, к примеру, недостаточная квалификация персонала, коррупция и прочее.
Согласно мировой статистике и данным Всемирного банка в области теневой экономики, каждый год производятся товары и предоставляются услуги более чем на десять триллионов долларов США.
Влияние на DeFi
Руководство ФАТФ в отношении протоколов DeFi менее чем ясно. В начале FATF заявляет:
На этом руководство не останавливается. Вместо этого ФАТФ поясняет, что создатели протокола DeFi, владельцы, операторы или другие лица, которые сохраняют контроль или достаточное влияние над протоколом DeFi, “могут подпадать под определение ФАТФ как ПДУ, если они предоставляют или активно содействуют предоставлению услуг ПДУ”. Далее в руководстве поясняется, что владельцы/операторы проектов DeFi, которые квалифицируются как ПДУ, отличаются “своим отношением к осуществляемой деятельности”. Эти владельцы/операторы могут оказывать достаточный контроль или влияние на активы или протокол проекта. Это влияние может также существовать путем поддержания “постоянных деловых отношений между собой и пользователями”, даже если оно “осуществляется через смарт-контракт или, в некоторых случаях, протоколы голосования”.
В соответствии с этой формулировкой, ФАТФ рекомендует регулирующим органам не просто принимать заявления о “децентрализации, а проводить собственную проверку”. ФАТФ заходит настолько далеко, что предполагает, что если платформа DeFi не имеет организации, управляющей ею, юрисдикция может распорядиться о создании ПДУ в качестве обязанной организации. В этом отношении ФАТФ мало что сделала для того, чтобы сдвинуть с мертвой точки регулятивный статус большинства игроков в DeFi.DeFi: Who, what and how to regulate in a borderless, code-governed world?
Процесс взаимной оценки
ФАТФ создала систему оценки среди своих членов. Объем оценок вращается вокруг двух взаимосвязанных компонентов: технического соответствия и эффективности. Компонент технического соответствия оценивает, действуют ли и применяются ли законы, нормативные акты или другие необходимые меры, а также существует ли институциональная структура для ПОД / ФТ. Компонент эффективности оценивает, работают ли системы ПОД / ФТ и в какой степени страна достигает ряда заранее определенных результатов.
ФАТФ находится в четвертом раунде взаимных оценок. В 2020 году оцениваются Франция и Объединенные Арабские Эмираты, Ливан в 2021 году, Алжир и Афганистан в 2022 году.
Оценка проводится группой из чуть менее десяти человек, в которую входят как минимум два члена Секретариата ФАТФ, а также эксперты, предоставленные странами-членами, выбранные на основе их опыта в юридической и финансовой областях или в операционной. Команда, созданная Секретариатом ФАТФ, собирает и анализирует письменные ответы оцениваемой страны на анкету, в которой просматриваются все 40 + 9 рекомендаций. Процесс занимает около четырнадцати месяцев.
По окончании аттестации выставляются оценки:
— соответствует;
— в значительной степени соответствует;
— частично соответствует;
— неподходящий
В процессе оценки основное внимание уделяется конкретному влиянию национальных мер на борьбу с отмыванием денег и финансированием терроризма. Проект отчета доступен примерно в 200 странах, включая всех членов ФАТФ, а также МВФ, ООН и Всемирный банк
Затем проект отчета обсуждается на пленарном заседании ФАТФ. После того, как отчет был принят и окончательная записка была принята, и для того, чтобы обеспечить последующие действия по отчету, ФАТФ создала «последующую процедуру» для оценок, обязательную для всех оцениваемых стран. Каждая оцениваемая страна должна отчитаться перед ФАТФ о прогрессе, достигнутом после оценки, в течение двух лет после принятия отчета. Страны, имеющие значительные недостатки в одной или нескольких из шести ключевых рекомендаций (рекомендации 1, 5, 10, 13 и специальные рекомендации 2 и 4), должны исправить их в течение двух лет; при отсутствии мер по исправлению положения эти страны подлежат процедуре «усиленного мониторинга», варьирующейся от простого письма президента ФАТФ политическим властям соответствующего государства, за исключением организации, до выезда на место делегация ФАТФ на высоком уровне, выпуск пресс-релиза, осуждающего соответствующее государство, и временное приостановление деятельности организации.
ФАТФ публикует сводную таблицу соответствия или несоблюдения для каждой из 40 рекомендаций для 205 государств.
После первой оценки в 2010 году Франция должна пройти новую оценку в 2020 году.
В контексте пандемии, связанной с covid19, в мае 2020 года ФАТФ опубликовала документ, в котором излагаются вызовы, передовой опыт и политические меры реагирования на новые угрозы и уязвимости, связанные с отмыванием денег и финансированием терроризма в результате этого кризиса.
Центр глобального развития, неправительственная организация, провела исследование, чтобы проанализировать эффективность этих взаимных оценок, чтобы проверить, помогают ли они или препятствуют национальным усилиям по расширению доступа к финансовым услугам. Таким образом, НПО провела обзор 33 взаимных оценок развивающихся стран в период с 2015 по 2018 годы. Результаты показывают, что группы по оценке проводили взаимные оценки таким образом, чтобы поддержать усилия по содействию финансовой доступности и гибкому использованию упрощенных мер. Однако существует непоследовательность в том, как оценщики справляются с рисками, возникающими в результате финансовой изоляции, что свидетельствует о необходимости более систематического подхода к оценке этих рисков.
Обновленное руководство по лицензированию и регистрации VASP
- Стандарты FATF позволяют юрисдикциям гибко применять лицензирование или регистрацию VASP.
- Как минимум, VASP должны быть лицензированы или зарегистрированы в юрисдикции(ях), где они были созданы.
- Юрисдикции также могут требовать, чтобы VASP, предлагающие продукты и / или услуги клиентам в их юрисдикции, были лицензированы или зарегистрированы в этой юрисдикции.
- Национальные органы власти должны иметь механизмы для мониторинга сектора VASP и выявления физических или юридических лиц, которые осуществляют деятельность или операции VA без необходимой лицензии или регистрации.
Отношение государственных регулирующих органов к FATF-эффекту
В начале июля 2019 года Министерство финансов, а также Министерство юстиции Нидерландов пообещали разработать новые правила проведения AML-процедур. Эти правила будут касаться всех финансовых учреждений, включая криптовалютные биржи. Если говорить точнее, нидерландские министерства хотят: урегулировать деятельность криптобирж и других криптовалютных платформ на европейском рынке, ужесточить контроль над проведением ICO и IEO, обеспечить инвестирование денег в проекты, направленные на борьбу с крипто-преступниками.
Новые рекомендации ФАТФ были одобрены и в США. В частности, министр финансов Стивен Мнучин выразил полную поддержку новым стандартам. Он заявил, что принятие июньских рекомендаций сделает анонимный перевод денег практически невозможным. При этом раскрывать данные о пользователях придётся не всегда. Анонимность будет нарушаться лишь в тех случаях, когда сумма транзакции будет составлять 3 000 USD и выше. Более того, Мнучин заявил, что благодаря новым предписаниям, работать смогут только площадки, соблюдающие правила. Сервисы-нелегалы будут наказываться штрафными санкциями или вовсе блокироваться.
Инициативу Министерства финансов США поддержали и другие регулирующие органы. В частности, 8 июля 2019 года совместное заявление выпустили Комиссия по ценным бумагам и биржам США, а также Служба регулирования отрасли финансовых услуг. В заявлении говорилось о скором внедрении новых правил хранения ценных бумаг и цифровых активов, к которым относятся и криптовалюты. При разработке правил будут учитываться соответствующие рекомендации FATF.
Не отстала от США и Канада. 10 июля 2019-го правительство страны кленового листа утвердило новые правила проведения KYC/AML-процедур, касающихся любых продуктов, связанных с криптовалютой. Речь идёт о кошельках, биржах, ICO-платформах и так далее. Все эти ресурсы должны регистрироваться в Центре анализа финансовых операций и отчетности (сокращённо FinTRAC)
Отдельное внимание уделяется условиям раскрытия личности пользователя. Площадки должны передавать информацию о юзере, если он совершает транзакцию на сумму в 10 000 канадских долларов или выше
Почти все новые правила вступят в силу 1 июня 2020 года. К этому времени хождение криптовалют должно регулироваться на государственном уровне.
Под конец июля об ужесточении норм заговорили и в Бразилии. По новым правилам бразильские биржи должны отправлять Налоговому ведомству (сокращённо RFB) сведения обо всех переводах вне зависимости от пересылаемой суммы. Более того, бразильские трейдеры должны самостоятельно сообщать налоговой о транзакциях, проведённых на заграничных площадках. К счастью, тут уже есть минимальные пороги. Отчитываться перед налоговой надо лишь в том случае, если перевод составляет от 30 000 реалов (порядка 7 800 USD).
Влияние на НФТ
Наряду с DeFi и стабильными монетами, NFT взорвали свою популярность и теперь являются одним из основных столпов современной криптоэкосистемы. В отличие от экспансивного подхода к другим аспектам криптоиндустрии, ФАТФ рекомендует, чтобы НФТ “в целом не считались по определению ФАТФ”. Это, вероятно, создает предположение, что НФТ не являются виртуальными активами, а их эмитенты не являются ПДУ.
Однако, подобно своему подходу к DeFi, ФАТФ подчеркивает, что регулирующие органы должны “рассматривать природу НМФ и его функцию на практике, а не то, какая терминология или маркетинговые термины используются”. В частности, ФАТФ утверждает, что НМФ, которые “используются в платежных или инвестиционных целях”, могут быть виртуальными активами.
Хотя в руководстве нет определения “инвестиционных целей”, ФАТФ, вероятно, намеревается охватить тех, кто покупает НМТ с намерением продать их впоследствии с прибылью. Хотя многие покупатели приобретают НФТ из-за их связи с художником или произведением, значительная часть индустрии приобретает их из-за их потенциального роста стоимости. Таким образом, хотя подход ФАТФ к НФТ, по-видимому, не такой широкий, как в отношении DeFi или стейблкоинов, страны ФАТФ могут опираться на формулировку “инвестиционные цели” для введения более строгого регулирования.Nonfungible tokens from a legal perspective
Информационная система и оператор информационной системы.
П. 9 ст. 1 Закона гласит:
Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 N 149-ФЗ содержит следующее определение информационной системы (п. 3 ст. 2) и оператора информационной системы (п. 12 ст. 3):
Закон устанавливает ряд требований к информационной системе в которой могут осуществляться записи с помощью которых осуществляется учет обращение цифровых финансовых активов. Требования эти таковы, что технически такая информационная система никоим образом не может быть блокчейном или распределенным реестром в общепринятом понимании этих терминов.
В частности речь идет о том, что у такой информационной системы (далее — ИС) должен быть “оператор информационной системы”.
Решение о выпуске ЦФА возможно не иначе как с размещением на сайте оператора ИС этого решения. Иными словами, если оператор отказывается разместить у себя на сайте такое решение, то выпуск ЦФА по Закону произвести нельзя.
Оператором ИС может быть только российское юридическое лицо, и только после включения его Банком России в “реестр операторов информационных систем” (п. 1 ст. 5 Закона). При исключении оператора из реестра операции с ЦФА в ИС приостанавливаются (п. 10 ст. 7 Закона).
Оператор ИС, в которой осуществляется выпуск ИС, обязан обеспечить возможность восстановления доступа обладателя цифровых финансовых активов к записям информационной системы по требованию обладателя цифровых финансовых активов, если такой доступ был им утрачен (пп. 1 п. 1 ст. 6 Закона). Тут не уточняется что имеется ввиду под “доступом”, имеется ли в виду доступ на чтение или доступ на запись, однако из смысла п. 2 ст. 6 можно предположить что у оператора все же должен быть полный контроль над правами пользователя:
В соответствии с п. 7 ст. 6 Закона:
На практике это означает, что по сделкам с ЦФА приобретение которых может осуществляться только лицом, являющимся квалифицированным инвестором, переход ЦФА будет осуществляться не иначе как с одобрения оператора ИС.
Что ЦФА дадут бизнесу
Платформа Atomyze уже несколько лет выпускает токены за рубежом. Одним из первых эмитентов компании стал палладиевый фонд «Норникеля» Global Palladium Fund – он запустил платежные инструменты Exchange Traded Commodities (ETC), обеспеченные металлами «Норникеля», президентом которого является Потанин, на шести ключевых биржах Европы. В России Atomyze может предлагать те же услуги, что и за рубежом, включая выпуск привязанных к металлам токенов, отмечал Потанин в интервью Bloomberg.
ЦФА открывают путь на рынок заимствований для малого и среднего бизнеса, говорит руководитель аналитического отдела ассоциации «Финтех» Никита Ломов. В традиционные рынки ЦФА смогут вдохнуть новую жизнь, добавляет заместитель гендиректора группы QIWI Мария Шевченко.
Помимо инвестиций ЦФА могут упростить и оптимизировать торговое финансирование, размещение активов в компании и продажу какой-то ценности, говорит руководитель направления исследований Центра исследования финансовых технологий и цифровой экономики «Сколково-РЭШ» Егор Кривошея.
Одна из особенностей ЦФА связана с тем, что за счет использования технологии распределенного реестра сокращается количество посредников, говорит Ломов. Другое преимущество ЦФА – скорость, продолжает эксперт, с помощью этого инструмента можно быстро токенизировать активы и привлекать под них финансирование.
Для предприятий из категории малого и среднего бизнеса ЦФА, кроме ускорения процесса, позволят получить доступ к новому рынку ликвидности (своего рода «цифровым облигациям»), который раньше был доступен только для крупнейших предприятий с высоким кредитным рейтингом, говорит директор по развитию бизнеса компании «Системы распределенного реестра» Сергей Рябов. Этот инструмент даст возможность МСБ привлекать средства частных инвесторов через простой и прозрачный инструмент, структурирование которого не будет налагать на бизнес значительных операционных расходов.
Сейчас для того, чтобы выпустить облигации, предприятию из категории среднего бизнеса необходимо по закону обратиться к организатору торгов, который проведет все необходимые процедуры для осуществления эмиссии, описывает пример Рябов. Стоимость такого сервиса может достигать 5% (помимо достаточно высокого купонного дохода) от номинала выпускаемых облигаций, а сам процесс – занимать до девяти месяцев. В случае с ЦФА срок выпуска цифрового актива сократится до одной недели, сбор достаточного количества заявок инвесторов на полную сумму выпускаемых ЦФА – до нескольких дней, а комиссия оператора – до 1% от номинала выпускаемых ЦФА, резюмирует Рябов.
С технологической точки зрения ЦФА – это как смарт-контракт, говорит директор центра цифровых финансовых активов Промсвязьбанка Максим Хрусталев: в теории он может иметь существенную гибкость в части условий погашения и других выплат владельцам ЦФА, которые недоступны при использовании традиционных биржевых инструментов. Такой механизм может в первую очередь заинтересовать стартапы и МСБ, отмечает эксперт.
Гибридные цифровые права, сочетающие в себе ЦФА и утилитарные цифровые права (УЦП), по сути, представляют собой широко распространенные утилитарные токены, которые бизнес может использовать для привлечения финансирования под будущую поставку товаров или услуг, добавляет Хрусталев.
ЦФА доступны для более широкого круга эмитентов и инвесторов по сравнению с обычными финансовыми инструментами, говорит представитель ВТБ. Например, небольшое предприятие сможет выпустить свои ЦФА, при этом их оборот на рынке будет напрямую зависеть от доверия инвесторов и в результате побуждать эмитента вести свой бизнес более открыто, объясняет он.
Предложения по развитию регулирования цифровых прав
Второй блок обозначенных в Докладе поправок связан с развитием регулирования цифровых прав. Он предусматривает не только регулирование правил допуска ЦФА к выпуску и обращению, но и гармонизацию подходов к регулированию выпуска и обращения цифровых прав и подходов по допуску неквалифицированных инвесторов к инструментам финансового рынка.
Регулирование правил допуска ЦФА к выпуску и обращению
В рамках этого направления предлагается подумать над возможностью определения дополнительных правил допуска к выпуску и обращению ЦФА по аналогии с механизмами, распространенными на рынке традиционных финансовых инструментов. Речь идет о наделении операторов функциями по допуску эмитентов ЦФА и самих ЦФА к выпуску и обращению на платформах по аналогии с процедурой допуска к торгам (листингом) ценных бумаг, которая в настоящее время осуществляется организаторами торговли. Такой подход, по мнению Банка России, поможет повысить привлекательность ЦФА для инвесторов за счет снижения издержек на проведение первичного анализа инструментов, уровня кредитного и рыночного рисков. Также он будет способствовать расширению перечня доступных для неквалифицированных инвесторов ЦФА и снижению возможности выхода на рынок ЦФА недобросовестных компаний. А это, в свою очередь, позволит повысить привлекательность ЦФА для отдельных институциональных инвесторов.
Предполагается, что общие правила листинга эмитентов ЦФА и самих инструментов будут установлены в законодательстве, а конкретные правила, в которые операторы смогут включать дополнительные критерии и особенности допуска ЦФА и эмитентов ЦФА на свою платформу, они должны будут согласовывать с Банком России.
При этом в целях повышения осведомленности потребителей, способствующей осознанному приобретению ими цифровых продуктов, потребуется систематизировать и правила раскрытия информации о содержании и рисках инструментов. Поскольку в практике деятельности компаний, действующих на банковском, страховом и инвестиционном рынках, уже успешно применяется единый подход к информированию клиентов посредством паспорта финансового продукта (ключевого информационного документа – КИД), предлагается распространить тот же механизм и на участников рынка цифровых прав.
По мнению регулятора, объем и периодичность информации о лицах, выпускающих финансовые инструменты, должны быть напрямую связаны с масштабом выпуска цифровых прав – объемом привлекаемых средств, категориями и потенциальным количеством участников. А для идентификации выпуска ЦФА планируется использовать по аналогии с ISIN для эмиссионных ценных бумаг уже применяемую практику присвоения операторами индивидуальных кодов.
Гармонизация подходов к регулированию выпуска и обращения цифровых прав
Действующим законодательством не предусмотрена технологическая возможность для привлечения инвестирования путем выпуска УЦП ни на одной из платформ операторов инвестиционных платформ, включенных в реестр. Хотя сами сделки с УЦП могут осуществляться в том числе через оператора обмена ЦФА. Это же касается ЦФА и «гибридных» цифровых прав – они выпускаются, обращаются и погашаются в информационной системе, в которой были выпущены.
«Учитывая схожую природу «гибридных» цифровых прав и УЦП, назревшую потребность со стороны эмитентов и инвесторов, техническое соответствие информационных систем, в которых может осуществляться выпуск ЦФА, а также платформ, предназначенных для выпуска УЦП, предлагается предоставить возможность выпуска и обращения УЦП на платформах операторов информационных систем ЦФА», – отмечает Банк России в своем Докладе. В качестве положительных эффектов от такого регулирования он видит расширение операторами перечня предлагаемых финансовых инструментов, активную разработку и использование новых технологических решений, а также повышение удобства привлечения денежных средств и инвестирования для клиентов. Кроме того, такая мера позволит удовлетворить интерес отдельных участников рынка к привлечению инвестиций с использованием таких цифровых инструментов, как выпуск УЦП, предусматривающих право требования драгоценных камней, драгоценных металлов, нефтепродуктов и т. д.
Примеры цифровых активов.
Акции/доли компании на блокчейне.
Первой в мире корпорацией акции которой легально были выражены в токенах на блокчейне Ethereum была зарегистрированная в 2016 г. в Республике Маршалловы Острова корпорация CoinOffering Ltd. В уставе корпорации были установлены следующие положения:
В случае CoinOffering Ltd. такие правила устанавливались уставом самой корпорации, используя либеральную юрисдикцию. Подробнее см. Выпуск, управление и торговля акциями на блокчейне, как это было сделано у CoinOffering // FB, 2016-10-25
В настоящее время есть юрисдикции в которых закон прямо предусматривает возможность ведения реестра акций/акционеров на блокчейне, в частности это американские штаты Делавэр (см. Delaware Passes Law Permitting Companies to Use Blockchain Technology to Issue and Track Shares и Вайоминг (см. Caitlin Long What Do Wyoming’s 13 New Blockchain Laws Mean? // Forbes, 2019-03-04)
Сейчас есть проекты разрабатывающие платформы для выпуска электронных акций на блокчейне используя законодательство указанных штатов, например, cryptoshares.app
Новый Закон открывает возможности для создания аналогичных конструкций в РФ. Это могут быть также гибридные конструкции в виде иностранной компании, например в США, у которой выпущены токенизированные акции на децентрализованном блокчейне, и у которой есть дочерняя компания в РФ, причем эти токенизированные акции могут приобретаться (и продаваться) резидентами РФ через российского оператора обмена цифровых финансовых активов в соответствии с новым Законом.
Электронные векселя.
Первый вид ЦФА о котором говорит Закон это “денежные требования”.
Наиболее удобным и универсальным видом денежных требований которые могут передаваться от одного лица к другому является вексель. Вексель вообще очень удобный и продуманный инструмент расчетов, к тому же можно сказать древний, и по нему наработана огромная практика. Реализовать обращение векселей на блокчейне было бы очень интересно, тем более понятие ЦФА в Законе на это сразу же намекает.
Однако, ст. 4 устанавливает:
Возможно ли при этом реализовать на практике “цифровые права, включающие денежные требования” о которых говорит п. 2 ст. 1 Закона в виде токенов на блокчейне?
Мы полагаем что это возможно, исходя из следующего:
В РФ действует Женевская конвенция 1930 года, имеющая целью разрешение некоторых коллизий законов о переводных и простых векселях.
Ст. 3 этой Конвенции устанавливает:
То есть, ст. 4 ст. 4 должна применяться с учетом положений ст. 3 Женевской конвенции 1930 года, имеющей целью разрешение некоторых коллизий законов о переводных и простых векселях.
Если обязательства по векселю были подписаны на территории РФ, то такое подписание должно быть исполнено только на бумаге, если же обязательства по векселю были подписаны в месте где векселя в электронном виде не запрещены, но такой вексель в силу положений Женевской конвенции 1930 года, имеющая целью разрешение некоторых коллизий законов о переводных и простых векселях даже оказавшись на территории РФ и/или во владении резидента РФ будет действительным. Для соблюдения требований Закона, опять, же возможна гибридная конструкция, при которой вексель выпущенный в соответствии с иностранным правом, может рассматриваться в РФ как ЦФА (денежное требование) и, приобретаться/отчуждаться через оператора обмена ЦФА резидентами РФ, пусть даже и формально не считаясь векселем по российскому праву (с учетом положений ст. 4 )
Например, выпуск таких электронных векселей в соответствии с нормами английского права возможен на платформе cryptonomica.net/bills-of-exchange (см. описание на русском). Место выпуска векселя и платежа по векселю при этом может быть в Великобритании, однако такие ЦФА могут приобретаться и отчуждаться российскими резидентами через оператора обмена цифровых финансовых активов, и возможен их вариант обращения в централизованной информационной системе оператором которой является резидент РФ в соответствии с положениями Закона.
Региональные группы
Чтобы тщательно отслеживать межнациональные денежные потоки и операции, и пресекать преступную в этом отношении деятельность, существуют специальные региональные группы по типу ФАТФ. Они способствуют распространению международных стандартов по всему миру. Каждая из групп занимается своим конкретным регионом и изучает специфику денежного оборота. Кроме того, проводятся взаимные оценки национальных финансовых систем на предмет соответствия стандартам и исследования современных тенденций.
Что это за группы? Всего в мире их насчитывается восемь: Азиатско-Тихоокеанская, группа в Южной Америке, Евразийская, группа в Восточной и Южной Африке, группа на Ближнем Востоке и на территории Северной Африки, Комитет экспертов Европейского Совета, Карибская и группа в Западной Африке. Еще одна, по борьбе с отмыванием денег в Центральной Африке, пока еще не получила признание и не вошла в состав региональных по типу ФАТФ.