За что могут заблокировать счет компании
Отсутствие исчерпывающего перечня оснований заморозки операций юристы считают наиболее серьезной проблемой. Не имея четкой инструкции, банки вынуждены принимать меры уже при первых признаках подозрительной активности.
Базисом финансового контроля в 2019 году остается федеральный закон № 115-ФЗ. Нормативный акт требует от кредитных учреждений проверки следующих операций (ст. 6):
Тип поднадзорной активности
Пояснение
Сделки эквивалентом 600 тысяч рублей и более
Проверке подлежат любые операции с наличностью, переводы с участием физических или юридических лиц, зарегистрированных в странах , банковские вклады и сделки с движимым имуществом
Расчеты за недвижимость стоимостью 3 млн рублей и выше
Контроль банка распространяется на сделки, связанные с переходом прав на капитальный объект
Переводы некоммерческих объединений на сумму в 100 тысяч рублей и более
Во внимание принимается получение денег от иностранных контрагентов, а также аналогичные расходные транзакции
Движение средств от 10 млн рублей по счетам компаний, имеющих стратегическое значение для оборонно-промышленного сектора страны
Перечень организаций, сделки которых необходимо контролировать банкам, приведен в законах и
Операции по специальным счетам исполнителей государственного оборонного заказа
Речь идет о головных организациях, обеспечивающих поставки по контрактам в рамках. Контроль первой транзакции по зачислению средств осуществляется, если сумма достигла или превысила 600 тысяч рублей
Повторно переводы проверяются банком при преодолении отметки в 50 млн в отечественной валюте
Получение наличности с карты, эмитированной финансовым учреждением иностранного государства
Обязанность у банка возникает лишь при работе с «пластиком», выпущенным на территории стран из . Доступ к документу имеют только профессиональные участники рынка. Рядовые клиенты с реестром ознакомиться не могут
Операции с участием лиц, в отношении которых имеются сведения о причастности к экстремизму или терроризму
Информация о людях и фирмах, работа с которыми обязательно привлечет внимание банка, опубликована на сайте Росфинмониторинга ()
Случаи, перечисленные в статье 6 закона 115-ФЗ, предполагают проведение проверок в штатном режиме. Банку не нужно выявлять нарушения или признаки сомнительности. Он действует по прямому предписанию нормы. Документальное обоснование запрашивается по факту совершения операции. Неожиданностью решение кредитной организации о приостановке назвать нельзя. Если транзакция соответствует критериям, указанным в ст. 6, перевод приостановят с вероятностью 100%.
Требования по 115-ФЗ — обязанности банков
С начала действия закона в 2001 году, обязанность выявлять подозрительные сделки была возложена только на банки. Кредитные учреждения также должны сообщать в Росфинмониторинг о переводах с суммами выше установленного лимита.
Предоставление информации по сделкам
Законом определены критерии сделок, о которых банки обязаны информировать Росфинмониторинг. Это короткий список:
- Если сумма операции выше 600 тысяч рублей. Операции в валюте оцениваются в рублевом эквиваленте.
- Сделки с недвижимостью свыше 3 млн.
- Перечисления денежных сумм, которые могут попасть под определение подозрительных операций.
Контролирующая структура банка обязана квалифицировать сделку на основании анализа имеющейся информации и направить в службу мониторинга данные. На эти действия законом отведено три дня.
Верификация клиентов
С начала действия закона в 2001 году банки обязывались удостоверять личность любого клиента. У людей, пришедших заплатить за коммунальные услуги, требовали паспорт. Сейчас, с внесением 57 поправок, требования к физическим лицам упростились. Без верификации можно:
- отправлять переводы не больше 15 тысяч рублей;
- покупать валюту на сумму до 40 тысяч;
- приобретать ювелирные изделия за наличные до 40 тысяч, с использованием банковских карт до 100.
Чтобы открыть расчетный счет, юридическому лицу потребуется предоставить полный пакет документов. Устав, свидетельства о государственной регистрации в ИФНС, паспорт руководителя и главного бухгалтера. Также нужно заполнить анкету клиента.
Для физических лиц, чтобы выпустить банковскую карту или открыть лицевой счет, понадобится только паспорт.
Что вызовет у банков подозрение
Неактивный счет. Банки считают, что правильный предприниматель обязательно должен пользоваться счетом хотя бы раз в три месяца. Большие перерывы в работе вызывают интерес контролирующих органов.
Отсутствие налоговых платежей
Счет, который не используется для оплаты налогов или налоговые отчисления с которого выглядят подозрительно маленькими, привлекает внимание банка.
Десятитысячный уставной капитал. Стандартные 10 тысяч рублей в графе «уставной капитал» — сигнальная ракета для банка
Маловато будет.
Искусственно заниженный НДФЛ. На эти цифры банковские служащие обращают особое внимание.
Совмещаемые должности. Допустим, директор и бухгалтер — одно и то же лицо. А если оно еще и учредитель — совсем плохо.
Случай, когда предприятие зарегистрировано по тому же адресу, что и множество других. Ну и что, что это офисный центр. Все равно государственная машина обратит на это внимание.
Всплеск финансовой активности. Особенно если накануне поменялся учредитель или название организации.
Операции транзита. Одна и та же сумма утром пришла, вечером ушла, и так каждое второе число каждого месяца. Добро пожаловать с объяснениями.
ДЕЛО № 13
Дата: 23.12.2015
Суд: Арбитражный суд Московского округа
Банк-ответчик: Интеркоммерц Банк
Требование Клиента:
обязать банк закрыть расчетный счет и перечислить остаток денежных средств на счет заявителя в другом банке.
Решение Суда: Иск удовлетворен.
- Клиент направил в Банк заявление о расторжении договора и закрытии расчетного счета, а также перечислении остатка денежных средств на счет заявителя в другом банке.
- Банк отказал Клиенту в совершении указанных операций, сославшись на п. 11 ст. 7 Закона о противодействии легализации.
- Основания для принятия решения:
- Отказ был необоснованным, поскольку права и обязанности Банка в отношении Клиента, предусмотренные Законом о противодействии легализации, прекратились с момента получения заявления о расторжении договора;
- К этому случаю применима правовая позиция Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенная в постановлении Пленума № 5 от 04.1999, согласно которой с момента получения банком заявления о расторжении договора банковского счета, такой договор считается расторгнутым
Важное о 115-ФЗ в 2021 году
Федеральный закон №115 хоть и увидел свет 20 лет назад, но всегда остается актуальным. Чуть ли не каждый год к нему принимаются «омолаживающие» поправки.
Налоговики и Центробанк давно стараются взять под контроль наличку, которая ходит в бизнесе. Но до последнего времени все усилия были тщетны. При возникших подозрениях начиналась долгая и не всегда результативная переписка между ведомствами — запросы, ответы, новые запросы. За это время грамотный обнальщик успевал прокрутить деньги и закрыть фирму.
В 2021 году государство пошло по простому и эффективному пути — по сути, упразднило для банков налоговую тайну, а для налоговиков — банковскую. Теперь взаимообмен интересующей информацией между ЦБ и ФНС происходит без лишних сложностей — моментально. Даже запрос писать не нужно.
Федеральный закон № 115-ФЗ: главные положения
В России существует чёткий список организаций, которые имеют право осуществлять работу с денежными средствами, вне зависимости от того, от кого они поступают. В первую очередь, это банки. Они работают как с наличными денежными средствами, так и с безналичными. В законе прописаны 2 основные обязанности банка:
- фиксация всех сделок, которые подлежат контролю со стороны государства. Если стоимость сделки равна или превышает отметку в 600 тысяч рублей, она должна быть зафиксирована банком, а сведения о ней направлены в уполномоченные органы. Это касается не только переводов, но и выдачи займов, кредитов, сделок купли-продажи и прочего;
- фиксация сделок, которые, по мнению банка, имеют сомнительный характер. Здесь возникают проблемы для бизнеса, потому что понятия «сомнительная сделка» в законодательстве не прописано. Здесь полномочия по определению признаков остаются у кредитного учреждения.
Теперь нужно разобраться, где собирается информация обо всех транзакциях. Это:
- Федеральная служба по финансовому мониторингу. Бизнесмены с этим органом исполнительной власти сталкиваются довольно редко, но его деятельность напрямую связана с ведением честного российского бизнеса;
- Департамент банковского надзора. Он находится в ведении ЦБ РФ. Область деятельности – банки, осуществляющие деятельность на территории России. Говоря простым языком – это надзор за банками;
- Управление по соблюдению банковского законодательства или Служба Она есть в каждом банке, именно она занимается определением «сомнительности сделки», именно с ней напрямую работают бизнесмены при возникновении проблем по сделкам.
Что нового придумал ЦБ для физиков в рамках антиотмывочного закона
Центробанк России начнет охоту за переводами между картами физ. лиц. А это может обернуться новой волной блокировкой карточных счетов по требованиям 115 закона. Речь идет о том, что финрегулятор планирует применить нормы работы своей платформы «Знай своего клиента» для фиксации сомнительных, с точки зрения этого закона и требований Налогового кодекса, операций банковских клиентов по счетам граждан.
Прижав «к ногтю» (или полагая, что он это сделал) операции юр лиц и индивидуальных предпринимателей, ЦБ намерен взяться за переводы по картам обычных граждан. О такой инициативе сообщил в середине сентября 2021 года директор департамента финансового мониторинга и валютного контроля Банка России Илья Ясинский. По его словам, ЦБ займется этим вопросом в течение ближайших года — полутора лет.
Правда, ЦБ уже давно вменил банкам в обязанности слежение за переводами физ. лиц. На деле реализация этого контроля пока упирается в отсутствие ресурсов у самих банков. Шутка ли — только по данным за 2020 год число карт, выпущенных всеми российскими банками, перевалило за 300 млн штук.
И, кроме этого, дело стопорится из-за огрехов в организации взаимодействия между ЦБ и другими ведомствами. Ведь в задачи Банка России не входит ловля преступников или повышение собираемости налогов в казну.
Но то, что в ближайшие годы требования к переводам между картами физ. лиц могут ужесточиться, это факт. А звонки из банков с просьбой объяснить целесообразность и основания того или иного перевода — участиться.
ДЕЛО № 11
Дата: 07.02.2018
Суд: Арбитражный суд Московского округа
Банк-ответчик: Газпромбанк
Требование Клиента:
- признать незаконным отказ от выполнения платежных поручений, расторжение соглашения о предоставлении услуг электронного документооборота, а также расторжение договора банковского счета
- обязать банк восстановить услуги электронного документооборота и обслуживания по договору банковского счета
Решение Суда: Иск удовлетворен.
Основания для принятия решения:
- Даже если сделка подпадает под один из признаков, установленных Банком России, это служит лишь формальным основанием для отнесения сделки к разряду «сомнительных» и не дает Банку безусловного права на отказ в выполнении распоряжений Клиента;
- Банк не доказал наличие достаточных оснований для квалификации спорных операций Клиента в качестве подозрительных сделок.
Требования по 115-ФЗ — определение бенефициара
Банки обязаны определять лицо, которое является реальным владельцем предприятия. Это не всегда номинальный учредитель. В 2017 году были внесены поправки, ужесточающие требования по 115-ФЗ к бенефициарам.
У кредитных учреждений, для выполнения требований по установлению бенефициара, есть несколько способов:
- В договор банковского счета включается пункт, согласно которого клиент обязан сообщить информацию о реальных владельцах компании.
- Требование заполнить анкету, в одном из пунктов которой указывается бенефициар.
- Анализ учредительных документов, представленных юридическим лицом.
- Устный опрос руководителя с занесением сведений в учетную карточку клиента.
Если требования банковских работников не будут выполнены, операции по расчетному счету не будут проводиться.
Выявление подозрительных финансовых операций
Одной из основных обязанностей банков, в соответствии с законом 115 ФЗ, является выявление сделок, имеющих признак подозрительной или фиктивной. По этой причине расчетные счета клиентов блокируются, руководству компании направляется требование для дачи пояснений.
Служба банковского контроля просит обосновать законность операции. Предоставить копии документов, свидетельствующих о легальности сделки. Это могут быть договоры купли-продажи, акты выполненных работ, накладные. Заполненные формы, свидетельствующие о вводе в эксплуатацию основных средств.
Центральный банк направляет методические рекомендации для выявления подозрительных сделок. Список обязательных мероприятий постоянно обновляется. ЦБ своими письмами установил перечень операций, которые подлежат особому контролю.
Некоторые из них:
- Компания перечисляет сотрудникам заработную плату из расчета не больше одного МРОТ.
- Не перечисляются взносы во внебюджетные фонды с начисленной заработной платы, но оплачивается НДФЛ.
- На расчетном счете постоянно отсутствует остаток, но проходят большие суммы средств.
- Клиент перечисляет деньги поставщикам таких товаров или услуг, которые не могут относиться к деятельности, указанной при открытии расчетного счета.
- Не отслеживается связь между поступлением средств и их расходом.
- При анкетировании клиент заявил о значительно меньших оборотах по сравнению с реальными.
- Со счета ведутся платежи, не относящиеся к финансово-хозяйственной деятельности клиента.
- На расчетный счет поступают деньги от покупателей с НДС, а оплачиваются поставщикам без выделения этого налога.
Отдел банковского контроля анализирует операции и относит некоторые из них к категории подозрительных по следующим признакам:
- С расчетного счета снимается более 30% поступивших денежных средств.
- Юридическое лицо создано менее 2 лет назад.
- Клиент платит минимальные суммы налогов, которые не сопоставимы с оборотами по расчетному счету.
- Операции имеют признаки транзита.
- На расчетный счет от одного и того же контрагента регулярно поступает большое количество платежей, не превышающих 600 тысяч рублей по каждой операции.
Наиболее рискованные операции, по мнению ЦБ:
- На расчетный счет поступают деньги и снимаются в этот же день.
- Денежные средства постоянно снимаются в суммах, максимально близких к лимиту в 600 тысяч рублей.
- Клиент имеет большое количество корпоративных банковских карт, на которые постоянно перечисляются средства.
Это не полный перечень. Контрольная служба банка может отнести к разряду подозрительных другие операции по расчетному счету клиента.
Обязанность регистрации на сайте Росфинмониторинга
Законом предписывается учреждению, которое имеет лицензию на проведение банковских операций, зарегистрироваться на сайте службы по финансовому мониторингу. Для организации создается личный кабинет.
Связь с контролирующей организацией осуществляется через электронный документооборот. Банки в личном кабинете направляют сведения о подозрительных операциях и отчеты о выполнении предписаний по блокировке счетов.
Росфинмониторинг направляет через личный кабинет списки лиц, заподозренных в финансировании терроризма и ведении другой противозаконной деятельности. Банки обязаны ознакомится с перечнем и неукоснительно выполнять предписания по блокировке счетов.
Законодательная база блокирования счетов
Принятый 7 августа 2001 г. Федеральный закон № 115 «О противодействии отмыванию доходов и финансированию терроризма» дал банкам право оценивать операции на счетах клиента. В соответствии с требованиями регулирования и внутренними правилами контроля установлены следующие признаки повышенного риска:
- Нехарактерные для конкретного счета сделки.
- Отсутствие экономической обоснованности сделки.
- Выведение крупных сумм за пределы страны.
- Искусственное занижение платежей по тарифам.
- Перевод значительных сумм в наличность с целью уклонения от налогов.
Любой из перечисленных признаков является основанием для банка устроить внутреннюю проверку. Это означает запрос документов по подозрительной сделке. Клиенту нужно предоставить их до определённой даты. Непредставление грозит приостановкой операций по клиентскому счету.
Регулярная плановая проверка банка призвана выявить причастность к деятельности террористической или экстремистской направленности. Счета самих организаций (юр. лица, ИП), на которые пала тень сомнения, а также контрагентов этих компаний подвергаются немедленной блокировке. Подробности этого процесса представлены в статье «Что такое блокировка счета по 115-ФЗ?».
Снизить риски блокирования счетов поможет ряд полезных действий, которые должны войти в привычку:
- Своевременное предупреждение банка об любых изменениях в сведениях, будь то новый юридический или фактический адрес, директор, а также ОКВЭД: получение оплаты за поставку строительных материалов организацией, зарегистрированной в качестве автомастерской, будет крайне подозрительным.
- Подробное и развернутое описание в назначении платежа: полное наименование товара /услуги, номер контракта-основания сделки и т.д. Контрагентов также нужно предупредить о необходимости достоверного и полного указания назначения.
- Своевременная уплата всех налогов в требуемом объеме. Минимальный размер налога, определяемый Центробанком, равен 0,9% оборота. При наличии нескольких счетов, налоги должны быть уплачены равномерно с каждого.
- Полная и регулярная проверка собственных контрагентов. Оценить риск сотрудничества с той или иной организацией помогут сервисы для проверки контрагентов.
В случае возникновения подозрений со стороны банка необходимо предоставить максимально полную и достоверную информацию
Важно объяснить банку принципы работы вашего бизнеса: это поможет скорее разрешить все сомнения
Более подробные советы для предотвращения приостановки операций по счетам даны в методических рекомендациях Центробанка.
Платежи, на которые не распространяется блокировка счета
Если приостановка банком функционирования счета все же коснулась клиента, он может производить оплату обязательных взносов в бюджетные и внебюджетные фонды. В соответствии с законодательством банк не может ограничивать подобные операции. Их перечень приведен в ст. 855 ГК РФ:
- алиментные выплаты, компенсация вреда жизни и/или здоровью
- уплата выходного пособия, заработной платы согласно трудовым договорам
- перечисление сумм налогов в ФНС, ФСС, ПФР
- выплаты по исполнительным документам денежных требований
История редакций и изменений закона
Изменения в Закон № 115-ФЗ «О противодействии» вносились много раз. Сам он был принят Государственной Думой 13. 07. 2001 года, одобрен Советом Федераций 20. 07. 2001 года, а 07. 08. 2001 года вступил в свою юридическую силу.
Первое изменение было внесено уже в 2002 году Законом 131-ФЗ. Оно включало в себя несколько дополнительных определений. В частности, было введено понятие «финансового терроризма». Была несколько откорректирована ст. 6, также были внесены изменения в ст. 7.
Последующие редакции закона вносились из-за изменяющейся ситуации в стране. Добавлялись новые понятия, термины, банкам давались новые инструкции. Последние изменения были внесены 18. 03. 2019 года Законами № 32-ФЗ и 33-ФЗ.
Чем грозит организациям нарушение закона 115-ФЗ
Нарушение закона № 115-ФЗ влечет ответственность в соответствии с УК и КоАП РФ (уголовную и административную). Причем соблюдение требований закона касается не только кредитных учреждений, которым грозит потеря лицензии. Соблюдать меры по противодействию отмывания денег обязаны все организации и ИП.
За истекшие 7 лет, с 2012 по 2018 гг., у российских банков было отозвано 489 лицензий, в т.ч. 165 случаев отзыва было связано с различными нарушениями закона № 115-ФЗ. Наибольшее число нарушений было выявлено в 2014-2016 гг., когда ежегодно по причине несоблюдения требований указанного закона отзывалось более 30 банковских лицензий.
Рис. 5. Пик отзыва лицензий пришелся на 2014-2016 гг.
Уголовная ответственность юридических лиц и ИП предусматривается ст. 174 УК РФ.
Таблица 1. Уголовная ответственность за нарушение закона № 115-ФЗ
№ | Суть нарушения | Основание | Взыскание (штраф) |
1 | Неисполнение обязанностей по контролю за операциями (для банков) | Ст. 13 115-ФЗ | Лишение лицензии |
2 | Участие (помощь) в отмывании средств, заведомо полученных преступным путем | Ст. 174 УК РФ | До 125 000 руб. |
3 | Участие (помощь) в отмывании средств (в крупном размере), заведомо полученных преступным путем | Ст. 174 УК РФ | 100-300 000 руб. либо лишение свободы на срок до 4 лет с выплатой штрафа до 100 000 руб. |
4 | Сделки по легализации средств, приобретенных самим лицом в результате преступления | Ст. 174.1 УК РФ | 100 -300 000 руб. либо лишение свободы на срок до 3 лет с выплатой штрафа до 100 000 руб. |
5 | Сделки по легализации средств, приобретенных в результате преступления, совершенные группой лиц или с использованием служебного положения | Ст. 174.1 УК РФ | Лишение свободы на срок до 5 лет с выплатой штрафа до 500 000 руб. |
Помимо уголовной, к нарушителям применяются также меры административной ответственности.
Таблица 2. Административная ответственность за нарушение закона № 115-ФЗ
№ | Суть нарушения | Основание | Взыскание (штраф) | |
для должностных лиц | для организаций | |||
1 | Неисполнение обязанностей по контролю за операциями, если сведения все же были поданы в Росфинмониторинг или были поданы не в срок. | Ч. 1 ст. 15.27. КоАП РФ | 10-30 000 руб. | 50-100 000 руб. |
2 | Непредоставление в Росфинмониторинг сведений о подозрительных операциях или предоставление недостоверных сведений. | Ч. 2 ст. 15.27. КоАП РФ | 30-50 000 руб. | 200-400 000 руб. или приостановление деятельности до 60 суток. |
3 | Не проведение блокировки счета клиента (для банков). | Ч. 2.1. ст. 15.27. КоАП РФ | 30-40 000 руб. | 300-500 000 руб. или приостановление деятельности до 60 суток. |
4 | Неисполнение предписаний Росфинмониторинга или препятствие проведению проверок. | Ч. 3 ст. 15.27. КоАП РФ | 30-50 000 руб. или дисквалификация на срок от 1 до 2 лет. | 700 000-1 млн руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток. |
5 | Неисполнение банком законодательства, повлекшее легализацию преступных доходов клиента. | Ч . 4 ст. 15.27. КоАП РФ | 30-50 000 руб. или дисквалификация на срок от 1 до 3 лет. | 500 000-1 млн руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток. |
Согласно ст. 23.62 КоАП РФ, дела об административных правонарушениях по ст. 15.27 КоАП РФ находятся в ведении Росфинмониторинга.
Кроме вышеуказанной ответственности, нарушители столкнутся со сложностями в ведении деятельности. Письмо банка России № 60-Т от 27 апреля 2007 г. «Об особенностях обслуживания кредитными организациями клиентов с использованием технологии дистанционного доступа к банковскому счету клиента (включая интернет-банкинг)» прямо регламентирует право банков блокировать карты и интернет-банкинг клиентов при выявлении сомнительных операций.
Таблица 3. Права банка в отношении подозрительных клиентов
№ | Действие | Основание |
1 | Блокировка интернет-банка и карт | Письмо ЦБ РФ № 60-Т |
2 | Отказ в совершении операции | п. 11. ст. 7 115-ФЗ |
3 | Расторжение договора РКО в случае двух отказов | п. 5.2. ст. 7 115-ФЗ |
Так как сведения по подозрительным сделкам и контрагентам обновляются ежедневно, то нарушение требований закона в одном банке повлечет за собой сложности в обслуживании и во всех остальных кредитных учреждениях.
ДЕЛО № 14
Суд: ВАС РФ
Дата: 09.07.2013
Банк-ответчик: ВТБ 24
Требование Клиента:
взыскать проценты за пользование чужими денежными средствами.
Решение Суда: В удовлетворении иска отказано.
ВАС РФ пришел к выводу, что Банк вправе запросить у Клиента не только документы, выступающие формальным основанием для сомнительной операции по счету, но и документы по всем связанным с ней операциям, а также иную информацию, позволяющую уяснить цели и характер рассматриваемых операций. В том числе могут быть затребованы документы, подтверждающие источники поступления денежных средств на счет Клиента.
Как не попасть под 115-ФЗ. 9 правил
У организации есть история. Фирма должна периодически продавать, покупать, производить что-нибудь. Какие-то следы жизнедеятельности бизнеса должны быть заметны.
В штате есть несколько работников. Да, есть бизнесы, не предполагающие нескольких сотрудников, но наличие штата банком считается атрибутом функционирующего не на бумаге, а по факту бизнеса.
У организации помимо налогов есть расходы на оплату арендуемых площадей, телефона, интернета, тепла-электричества, скрепок и степлеров в конце концов!
Часто бывает, что фирма имеет счета сразу в нескольких банках. В таком случае хорошо бы платить по статьям, перечисленным в предыдущем пункте со всех счетов. Это ведь не очень сложно, зато сразу всем банкам будет видно, что организация работает.
Немного наличных денег нужно иногда снимать. Ведь в реальной жизни без расходов наличными средствами бизнес обойтись не может. А значит нужно показать, что ваша структура действительно живая. Только не переусердствуйте! Пусть вывод нала не превышает тридцати процентов.
Пусть счет будет активным. Хорошо, когда совершается много операций
И важно, чтобы контрагентов тоже было много. Хотя бы несколько
Уж точно не один.
Нужно помнить о своих ОКВЭД. Не соответствующие заявленным видам деятельности операции возбуждают контролирующие органы. Важно своевременно уведомлять банк о каждом изменении в ЕГРЮЛ.
Не оставляйте без ответов вопросы банкиров. Причем, делать это надо быстро. Утром вопрос — вечером ответ. Сегодня запрос — завтра письмо. Банк должен видеть, что вы не прячетесь.
Проверка контрагентов — обязательная процедура. Вы можете идеально выполнять восемь предыдущих правил, но один подозрительный контрагент способен поставит под удар вашу организацию.