Закурить не найдётся?
Полученные 5 млн разделили и вложили в разные продукты и нужды «Яндекса». Реклама, содержание офиса, техника — всё это потребовало лишь половины суммы, остаток положили на счёт компании. На 2001 год у команды была цель — заработать первый миллион долларов.
В это же время компания совершенствует механизм поиска, открывает новые сервисы — «Каталог», «Новости», «Почту», «Закладки», «Энциклопедии», «Яндекс.Товары» (будущий «Яндекс.Маркет»).
К лету 2002 года «Яндекс» вышел на самоокупаемость. Инвесторы получили первые дивиденды — $100 000. А компания запустила сервис электронных платежей — «Яндекс.Деньги». В Сети уже находилось около 8 млн россиян, интернет тяжелел с каждым днём, и к поисковику обращалось всё больше человек.
Тогда российской IT-компанией заинтересовался Google. Сергей Брин и Ларри Пейдж (сооснователи Google) приехали в московский офис «Яндекса», осмотрелись и начали переговоры о возможной сделке.
Мысль о работе с молодыми программистами из Кремниевой долины погрузила российских разработчиков в заоблачные мечты. Передовые технологии, уникальные идеи: всё это будут творить «Яндекс» и Google вместе.
Но условия покупки не были похожи на равноценное сотрудничество. Скорее, Google хотел зайти на российский рынок и поглотить «Яндекс». Одно главное препятствие задержало вход Google — морфология русского языка, которой не владел американский поисковик.
Когда Волож решил отказаться от сделки, Google не отступил и самостоятельно пришёл в Россию. Постепенно занимая процент рынка, через пару лет он вытолкнул «Рамблер», а после стал подвигать «Яндекс». Этот момент провёл черту между прошлым и будущим российского поисковика. Теперь нужно было бороться за свой рынок с мировой компанией.
А ваша киска?
Первый и самый прибыльный бизнес Воложа по поставке сетевых решений — компания CompTec — вырос в ключевую компанию на российском рынке. И всё же в 2000 году Аркадий Волож покинул пост генерального директора и с головой ушёл в «Яндекс».
Реклама была едва ли не единственным способом заработка в интернете.
Занимающие весь экран мигающие баннеры и десятки видов другой самой раздражающей рекламы: всем этим был наполнен Рунет в начале своего пути.
Сайты готовы были на все условия редко обращавшихся к «вебу» рекламодателей. Всё-таки главными платформами пиара по-прежнему оставались растяжки над Садовым кольцом, ролики по ТВ и радио.
Свой первый баннер «Яндекс» разместил безвозмездно, в марте 1998 года. Тогда CompTec был основным дистрибьютором Cisco Systems
«Ваша киска купила бы Cisco» — слоган привлёк внимание, и потянулись первые коммерческие клиенты
Подробности этой истории в «Яндекс.Книге» рассказала Елена Колмановская — главный редактор компании.
«Сразу выдвинули два принципа: во-первых, эта реклама должна быть контекстной — то есть соответствовать тематике запроса. А во-вторых, никаких флешей, анимации, самовольного раскрытия баннера на всю страницу — в общем, всего того, что в те времена так любили рекламодатели и ненавидели пользователи».
Правильное решение!
Дальнейшее развитие «Яндекса» требовало миллионов долларов. Брать деньги из CompTec Волож не хотел. Нужны были инвесторы или кредиторы.
В это время и другие российские гиганты-первопроходцы от IT искали инвестиции. Ozon, Rambler, Mail и «Яндекс» в одно и то же время подписали договоры с инвесторами. Правда, три из них оказались не совсем успешными.
Главной ошибкой в переговорах с инвесторами была неопытность бывших советских разработчиков. Вместо того чтобы настоять на продаже исключительно миноритарного пакета (пакет акций, который не позволяет напрямую участвовать в управлении компанией), стеснительные разработчики уступили инвестбанкирам, и это предопределило судьбу компаний.
В итоге те, кто не понимал ничего в управлении IT-компанией, стали вершить её судьбу (о том, что произошло с Ozon, Rambler и Mail).
Похожая история могла произойти и с «Яндексом», но Аркадию Воложу удалось отстоять компанию. По его словам, им нужен был именно инвестор, а не хозяин. Требования Воложа по тем временам звучали довольно дерзко: продажа исключительно миноритарного пакета акций и объём инвестиций ровно под нужды развития. Кроме того, будущий партнёр должен быть не просто инвестором, но и единомышленником.
В 2000 году Baring Vostok Capital Partners и UFG специально для инвестиций в «Яндексе» и Ozon создали новый фонд — ru-Net Holdings. После переговоров решили остановиться на 35,72 процента акций «Яндекса» за $5,28 млн.
Baring Vostok — фонд частных капиталовложений Майкла Калви. Они инвестируют с 1994 года в быстрорастущие российские компании. Среди их проектов — «СТС медиа», Ozon и «Авито» и др. Общий привлечённый капитал — $3,7 млрд.