Экспертные и аналитические организации финансового рынка должны иметь доступ к результатам научных исследований о климате
Очевидно, что два направления — создание высокоточной системы мониторинга климатических изменений и запуск инструментов климатического финансирования — при определенных условиях могут создать синергетический эффект. И тогда деньги появятся не только у исследователей от государства, но и у предприятий через инструменты климатического финансирования. Но чтобы эти две параллели пересеклись в нужных точках траекторий, необходимы а) доступ экспертных и аналитических организаций финансового рынка к результатам научных исследований, и б) интеллектуально-управленческий хаб, который сейчас по силам организовать только на площадке главного института развития — ВЭБ.РФ. Без доступа к научным данным система управления климатическими и экологическими рисками развиваться не сможет, а это значит, что финансирование адаптации экономики, территорий и населения к климатическим изменениям будет полностью лежать на бюджете.
В климатологии проект взаимного сравнения совмещенных моделей. Он был организован в 1995 году Рабочей группой по совместному моделированию Всемирной программы исследований климата.
Фото на обложке: Dreamstime
2022: Разработка системы динамического мониторинга климатически активных и опасных веществ в воздухе с помощью беспилотников
Холдинг «Российские космические системы» (РКС, входит в Госкорпорацию «Роскосмос») сообщил 10 октября 2022 года о разработке специалистами системы динамического мониторинга климатически активных и опасных веществ в воздухе с помощью роя беспилотников. Технология предназначена для автоматического измерения параметров окружающей среды на обширных площадях и на различных высотах с временными интервалами от нескольких часов до нескольких суток.
Отличительная особенность разработки РКС состоит в том, что мониторинг ведется с помощью объединенных в группу беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) с установленными на них газоанализаторами – устройствами распознавания опасных веществ. Сведенные в единую систему небольшие беспилотники смогут исследовать состояние атмосферы над мегаполисами, в первую очередь – рядом с опасными производственными объектами.
На каждый беспилотник можно установить до двенадцати газоанализаторов, способных выявлять различные типы и виды атмосферных загрязнений. Технология предполагает, что каждый БПЛА получит индивидуальное маршрутное задание, но при этом все они будут объединены в группу с помощью специальных приемо-передающих модулей. Это позволит в полете обмениваться данными для координации действий и аккумулировать информацию для ее обработки в режиме реального времени. Собранные с их помощью сведения об обстановке будет обрабатывать геоинформационная система, в задачу которой также входит сбор, анализ и графическая визуализация массива данных, отметил генеральный директор компании-разработчика ООО «Космостехпроект» (входит в холдинг РКС), Сергей Калинин. |
Актуальная информация в режиме реального времени будет отражаться на автоматизированном рабочем месте оператора в виде детализированной электронной карты. Система поможет в короткие сроки выявить источники загрязнения и предпринять меры для купирования и устранения последствий. Кроме того, технология позволяет оперативно и с высокой точностью прогнозировать развитие ситуации, учитывая данные о природных и климатических факторах.
Разработка находится в стадии экспериментального подтверждения предложенной концепции и ключевых характеристик, для этого создан макетный образец. На заключительном этапе для реализации проекта планируется привлечь специалистов Московского авиационного института, Начальник патентно-лицензионной службы РКС, Василий Саранцев. |
Технология является развитием российского научно-исследовательского проекта «Матрешка» и опытно-конструкторских работ «Поиск БСС (беспроводная система связи)», в процессе реализации которых была разработана система преобразования сигналов с различных датчиков в данные электронной карты с возможностью отображения оперативной информации.
Финансовый рынок в климатической повестке: какие условия и инструменты создаются для участия бизнеса
Климатическое финансирование — новое для российского рынка направление, которое находится на начальном этапе своего развития. Банк России начал заниматься созданием рекомендательной и методической базы для участников рынка с 2020 года. На первом этапе в поле зрения финансового регулятора вошли вопросы новых климатических рисков и их влияние устойчивость финансовой системы страны. Именно этот ракурс был исследован в консультативном докладе ЦБ РФ «Влияние климатических рисков и устойчивое развитие финансового сектора Российской Федерации», который был предложен для экспертного обсуждения.
По оценкам ЦБ, последствия изменения климата сказываются не только на природных системах и благосостоянии населения, но и на стабильности и развитии финансового сектора во всем мире. А политика, стимулирующая инвестиции в низкоуглеродную энергетику и сокращение выбросов вредных веществ в атмосферу, в том числе через выпуск устойчивых финансовых инструментов, развитие ответственного инвестирования и учета ESG-факторов была определена как вызов сегодняшнего дня и возможность снижения климатических рисков в будущем.
По мнению Банка России, одним из ограничений на пути установления регуляторных требований к учету климатических рисков российскими финансовыми организациями являются проблемы с нехваткой технических знаний и ресурсов для оценки рисков страховщиками, а также с наличием и качеством данных в отдельных отраслях экономики. То есть усиление научного сопровождения процессов изменения климата на глобальном и национальном уровнях, а также появление национальной системе высокоточного мониторинга будет способствовать развитию климатического финансирования и страхования, которое, на мой взгляд, вскоре неизбежно выделится в самостоятельную область деятельности организаций страхования и перестрахования.
В ноябре прошлого года Банк России опубликовал дорожную карту ключевых тактических целей в области устойчивого развития, в которой, в частности, предусматривается развитие имеющихся и внедрение в российскую практику деятельности финансового рынка новых инструментов финансирования устойчивого развития — «зеленых», социальных, переходных климатических инструментов и инструментов с привязкой к целям в области устойчивого развития.
Очевидно, что геополитический кризис наложил существенные ограничения на развитие темы климатического финансирования в России, в связи с чем привлечение частных средств в этот сегмент становится сверхсложной задачей. Однако регулятор двигается в сторону создания финансовых инструментов устойчивого развития, причем с усилением экспертной и научной составляющей при определении целей финансирования и верификации их достижения.
В начале октября директор департамента корпоративных отношений Центрального банка РФ Елена Курицына анонсировала на одном из мероприятий запуск инструмента облигаций для компаний, достигающих целей устойчивого развития. Особенность этого инструмента в том, что стоимость денег для заемщика находится в зависимости от достижения целей, под которые было привлечено финансирование. Среди целей могут быть и климатические KPI — например, снижение выбросов, по которым компания должна взять обязательства по учету и раскрытию. А это значит, что не только заемщик должен быть ответственным, но и цели достижимыми и научно обоснованными.
В планах Банка России запуск еще одного нового для российского рынка инструмента — облигаций климатического перехода, которые будут интересны «коричневым» компаниям, включая добычу, транспортировку, а также генерацию энергии из традиционных источников. Неоднократно озвученная позиция ЦБ состоит в том, что изменение климата воздействует на компанию, но и компания воздействует на изменение климата. Поэтому эмитент, выпуская облигации климатического перехода, должен сделать своего рода план климатического самосовершенствования, и этот план должен быть достаточно амбициозен и верифицирован с учетом научно обоснованных сценариев изменения климата.
Деньги для исследователей земли, океанов, морей и борьбы с опустыниванием выделяются государством
Финансирование распределено по шести блокам и охватывает как фундаментальные исследовательские направления, так и расчеты, а также методическое сопровождение поставленных задач.
К примеру, ученые Института вычислительной математики им. Г.И. Марчука РАН должны представить расчеты по моделированию климата Земли и результаты оценки качества воспроизведения динамики параметров климатической системы за период 1850–2014 гг согласно протоколам программы CMIP6. Институт океанологии им. П.П. Ширшова РАН разработает архитектуру модулей системы мониторинга потоков климатически активных газов в субполярной Северной Атлантике, Баренцевом и Карском морях.
Для разработки адаптационных решений в отраслевом и региональном разрезах, включая борьбу с опустыниванием, Главная геофизическая обсерватория им. А.И.Воейкова представит системный проект сети высокоразрешающего мониторинга атмосферных осадков в рамках системы интегрированного городского экологического/климатического обслуживания. Для 13 регионов страны с участием науки будут разработаны программы действий по борьбе с опустыниванием.
Часть работ направлена на разработку систем наземного и дистанционного мониторинга потоков парниковых газов на территории Российской Федерации, а также систем учета данных о потоках климатически активных веществ и бюджете углерода в лесах и других наземных экологических системах. Так, Институт космических исследований РАН оценит запасы и баланс углерода в лесах Российской Федерации на основе многолетних спутниковых данных дистанционного зондирования и обеспечит введение в опытную эксплуатацию первой очереди действующего прототипа национальной информационно-аналитической системы мониторинга углерода в наземных экосистемах страны.
В зону научного обеспечения национальной системы высокоточного мониторинга, безусловно, попадает состояние почв. Почвенный институт имени В.В. Докучаева подготовит оценку запасов и бюджета углерода агроэкосистем при разных режимах землепользования Европейской части Российской Федерации в разных режимах сельскохозяйственного землепользования на основе существующей наблюдательной сети, а также обоснование состава и порядка формирования геоинформационной базы данных для оценки бюджета углерода в сельскохозяйственных экосистемах страны. Факультет почвоведения МГУ им. М.В. Ломоносова составит обзорную карту потенциала поглощения углерода сельскохозяйственными почвами в РФ.
Ученые привлекаются для создания методик разработки сценариев и моделей оценки социально-экономических эффектов реализации климатической повестки и политики низкоуглеродного развития, а также мер по декарбонизации экономики и энергетики на уровне стран и регионов мира, экономики и энергетики Российской Федерации, разработки мер адаптации населения и экономики Российской Федерации к изменениям климата. Напомним, что действующий сейчас в России национальный план мероприятий первого этапа адаптации к изменениям климата был утвержден в конце 2019 года и охватывает период до конца 2022 года.
Предполагается, что план второго этапа адаптации будет ориентирован на период до 2025 года, для чего, в частности, Главная геофизическая обсерватория им. А.И. Воейкова готовит прогноз природно-климатических характеристик в России.
Национальная система мониторинга климатически активных веществ — это про что и зачем?
В июне этого года на Петербургском международном экономическом форуме Илья Торосов, замминистра экономического развития РФ, анонсировал начало разработки системы климатического мониторинга, которая должна привести к созданию российской модели глобального климата и усилить государственную систему наблюдений за ключевыми компонентами климатической системы, которая, как предполагается, будет состоять из четырех взаимосвязанных тематических блоков: «Климат — Мир», «Климат — Россия», «Экономика — Мир», «Экономика — Россия». В двух климатических блоках накапливаются и анализируются объективные данные о процессах изменения температуры и их влиянии на экосистему жизнедеятельности, в двух экономических блоках накапливаются и анализируются данные об эффективности мероприятий по глобальному энергопереходу и декарбонизации, а также низкоуглеродной трансформации в России.
В результате в стране должна появиться собственная модель изменения климата на глобальном уровне, а также система учета эмиссии и поглощения парниковых газов на национальном уровне. То есть система государственного управления в качестве инструмента и базы для принятия решений получит не только научно обоснованные прогнозы изменения климата и выбросов парниковых газов, а также доказательную базу поглощающей способности российских экосистем, но и оценки экономической эффективности моделей декарбонизации и адаптации к климатическим изменениям.
Для решения задач по созданию единой системы мониторинга сформировано шесть консорциумов, в которые вошли около 50 научных организаций российской академии наук и Росгидромета. Первый «транш» финансирования объемом почти 1,6 млрд руб в соответствии с распоряжением Правительства решено выделить в форме субсидий научным и исследовательским организациям из резервного фонда. На что конкретно пойдут деньги?