Что такое кампус университета? лучшие кампусы в россии

Кампус в Европе и в России

Кампус (англ. campus) – университетский городок, включающий учебные помещения, научно-исследовательские институты, жилые помещения для студентов, библиотеки, аудитории, столовые и т.д. Слово campus имеет латинское происхождение. Впервые кампусом назвали территорию Принстонского университета в XVIII в. (по материалам открытой энциклопедии Wikipedia). Зачастую европейские университетские городки (особенно когда речь идет об университетах с многовековой историей) представляют собой практически полноценный «город в городе» – многие из них, помимо собственной территории, имеют даже обособленную от остального города управленческую и финансовую системы, а юрисдикция городской полиции не всегда распространяется на территорию кампуса!

Российские университеты и высшие учебные заведения, за крайне редкими исключениями, территориальной обособленностью «как в Европе» похвастать не могут, поэтому под кампусом у нас понимают скорее не территорию, а группу зданий и сооружений, относящихся к одному вузу. Чаще всего эти здания разбросаны на достаточно большой площади – не редкость, когда это даже не один город. Такая территориальная разрозненность – очень важная особенность российских кампусов, особенно для систем контроля доступа.

Разница между умным кампусом и традиционным кампусом

Сегодня умный кампус стал тенденцией будущего. Университетская среда в нашей стране претерпела огромные изменения. В чем разница между умным кампусом и традиционным кампусом, с которым мы знакомы? Давайте перейдем к умному кампусу, где же «мудрость»?

Традиционный способ обучения в кампусе: учитель пишет и рисует на доске на подиуме, давая класс, полный студентов, и студенты изучают новые знания в учебниках из толстой бумаги.

Умный метод обучения в классе в кампусе: учителя должны проводить занятия только под одним объективом, а электронные экраны каждого подключенного класса могут синхронизировать видео-обучение учителя в реальном времени, обеспечивая разумное совместное использование отличных учителей и значительно улучшая объем обучения. Видеозапись или удаленные лекции для студентов и преподавателей и др.

Метод посещаемости традиционного кампуса:

При традиционном способе посещения, после того, как ученики входят в класс, учитель прокручивает имена одно за другим, а ученики отвечают, что является пустой тратой времени в классе.

Умная посещаемость кампуса без восприятия:

Учащиеся носят браслеты Bluetooth или школьные значки. Когда учащиеся входят в класс или садятся на свои места, они могут автоматически выполнять невнимательную посещаемость. 50 записей посещаемости учащихся могут быть заполнены в течение 30 секунд, и данные записи посещаемости будут отправлены учителю одновременно В портативном терминале учитель может сразу увидеть статус посещаемости учеников, независимо от того, не посещают ли ученики или идут не в тот класс.

Есть много различий между умным кампусом и традиционным кампусом.Умный кампус значительно экономит управление школой учениками и меняет методы обучения учителей.

Европейский опыт в российских кампусах

При принятии решения о типе СКУД российским вузам вовсе не грех обратить внимание на европейский опыт, так как собственный опыт в данной сфере у нас отсутствует практически полностью и по вполне объективным причинам. Говорить об однозначности выбора той или иной технологии использования в СКУД кампусных карт (напомню – именно этот выбор будет определять тип и основные характеристики системы доступа) было бы некорректно

В той же Европе не так уж и мало кампусов, использующих классическую схему СКУД с картами-идентификаторами. Тем не менее системы, использующие технологию записи данных на кампусные карты, в Европе все же преобладают. В основном благодаря их принципиально меньшей зависимости от проводов и расстояний, а также практически неограниченным возможностям по развитию и расширению.

Кампусные приложения (и СКУД в их числе) успешно применяются и развиваются в Европе уже на протяжении пары десятков лет – там даже существует Ассоциация пользователей кампусных карт, благодаря которой европейские университеты постоянно обмениваются опытом и самостоятельными наработками в сфере кампусных приложений. Недавно университеты, состоящие в этой ассоциации, приступили к выработке единого стандарта кампусных карт. Цель этой работы – создать для студентов возможность свободно перемещаться между университетами в едином европейском образовательном пространстве, в том числе благодаря универсальной кампусной карте. Нам тоже не чужда данная стратегия, о чем говорит, например, подписание нашей страной Болонской конвенции. Однако ни один российский вуз в Ассоциации пользователей кампусных карт пока не состоит, а значит, и стандарты на кампусные карты и приложения будут приниматься без учета наших пожеланий в данной области. И чтобы исправить эту ситуацию, нам желательно не просто перенять имеющийся опыт, но и показать, что нашим университетам вполне по силам внести свой достаточно ощутимый вклад в общее дело.

Опубликовано: Каталог «СКУД. Антитерроризм»-2012Посещений: 13692

  Автор

В рубрику «Системы контроля и управления доступом (СКУД)» | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Чего не хватает в городах

Чтобы изменить ситуацию, недостаточно построить новые здания для университетов. Российские города тоже должны измениться.


Фото: Andrei Nekrassov / Shutterstock

Сегодня иностранные студенты едут в Россию, по данным выполненного по заказу ЦСР в 2020 году в Москве опроса, руководствуясь результатами рейтингов вузов, информацией о сильных научных направлениях российских университетов, культурной и деловой близостью своей страны с Россией, статусом Москвы как одной из мировых столиц. В последнем рейтинге лучших студенческих городов QS Москва занимает 25-е место. Другие российские участники существенно дальше по списку: Санкт-Петербург на 72-м месте, Томск на 85-м, Новосибирск на 107-м.

Этот же опрос показал, что студентов больше всего огорчают недостатки в трёх сферах городской жизни:

  • городская мобильность, в том числе общественный транспорт, велосипедная и пешеходная инфраструктура;
  • общественные пространства, в том числе пешеходные зоны, парки, набережные и зелёная инфраструктура;
  • креативная инфраструктура, в том числе библиотеки, музеи, коворкинги.

Новости

06

июн

Информация для родителей школьников старших классов!


ИНСТИТУТ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

приглашает школьников на программу
по компетенциям WorldSkills Russia
«ОСНОВЫ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАФИКИ»

Период реализации программы:
14 – 18 июня 2022 г.
Подробная информация по программам представлена:
на сайте https://www.syktsu.ru/edu/additional-education/sign-up/
(выбрать вид программы «Программы для детей).
в социальной сети ВКонтакте https://vk.com/ino_syktsu 

Мы готовы ответить на все вопросы и будем рады вашему участию!
Дополнительная информация по тел. 8 (8212) 390-311, 390-494.

29

мар

Всероссийская Неделя финансовой грамотности

Уважаемые студенты, преподаватели и сотрудники!
С 21 марта по 15 апреля 2022 года проходит традиционная Всероссийская Неделя финансовой грамотности для детей и молодежи 2022 года  под общим названием «Мy Money Fest».
Приглашаем Вас принять участие в мероприятиях Недели, организуемых на площадках нашего Университета.

11

мар

Программы для детей по IT-технологиям

Программы для детей по IT-технологиям

Информация для родителей школьников старших классов!

Институт непрерывного образования СГУ им. Питирима Сорокина ПРИГЛАШАЕТ ШКОЛЬНИКОВ НА ПРОГРАММЫ ПО КОМПЕТЕНЦИЯМ WORLDSKILLS RUSSIA

  • Компьютерные сети
  • Основы компьютерной графики
  • Разработка веб-сайтов на базе систем управления контентом Стоимость программ — 1 600 рублей
  • Разработка компьютерных игр и мультимедийных приложений на платформе GameMarket Studio 2 Стоимость — 2 000 рублей

Период реализации программ: 21 — 26 марта 2022 г. Подробная информация по программам представлена:

  • на сайте https://www.syktsu.ru/edu/additional-education/sign-up/ (выбрать вид программы «Программы для детей);
  • в социальной сети ВКонтакте https://vk.com/ino_syktsu

Мы готовы ответить на все вопросы и будем рады вашему участию! Дополнительная информация по тел. 8 (8212) 390-311, 390-494.

03

мар

Вебинары

Центра развития карьеры СГУ им. Питирима Сорокина продолжает цикл онлайн-мероприятий в рамках проекта «Ты решаешь, кем быть! Карьера с первого курса» с компанией SuperJob.
SuperJob — IT-компания, которая успешно создает технологии для подбора персонала и поиска работы и помогает найти работу миллионам специалистов. Регистрация обязательна

  • 16.03 15:00 “Резюме как VIP-пропуск на собеседование”
  • 23.03 15:00 ”Успешное собеседование”
  • 13.04 15:00 ”Как успеть все: тайм-менеджмент для студентов”
  • 20.04 15:00 ”SELF-менеджмент: личный бренд для успешной карьеры”

24

ноя

Уважаемые коллеги!

АВТОШКОЛА  СГУ им. Питирима Сорокина  приглашает  на обучение по программе профессионального обучения «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ВОДИТЕЛЕЙ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ КАТЕГОРИИ «В»

ПЕРИОД РЕАЛИЗАЦИИ: 06.12.2021 – 11.02.2021

ФОРМА ОБУЧЕНИЯ: очная (теоретическая часть – с 18.00 до 20.00)

СРОК ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ: 190 акад. часов

СТОИМОСТЬ ОБУЧЕНИЯ: 30 000 руб., для школьников и студентов – 28 000 руб.(стоимость бензина включена в стоимость обучения, возможна рассрочка платежа).

Юноши и девушки 16 +! Права в 18 лет – это реальность! 

У вас есть возможность обучиться, получить свидетельство о профессии водителя, сдать экзамен в ГИБДД и в 18 лет получить водительские права.

ЭТО ОТЛИЧНЫЙ НОВОГОДНИЙ ПОДАРОК СЕБЕ И СВОИМ БЛИЗКИМ!

Консультации по т. 55-61-62, 89042706162

Новости

1 — 5 из 14

Кампусная карта

С развитием карточных технологий в Европе и Северной Америке во второй половине прошлого века пластиковые карты достаточно быстро нашли свое применение в кампусах. Сначала в качестве удостоверения личности и пропуска на территорию, а затем и во множестве других сфер внутриуниверситетской (и не только) жизни. Благодаря специфике применения (а не технологии самой карты!) они получили название «кампусные карты», а системы, их использующие, соответственно стали называть «кампусными приложениями».

Из-за недостатка печатной площади на истории развития технологий, применяемых в кампусных картах, останавливаться не будем – перейдем сразу к описанию текущего положения дел.

Сегодня в качестве кампусных карт в подавляющем большинстве случаев используются Java-карты – это тип Smart-карт с достаточно значительным объемом перезаписываемой памяти (36 Кбайт и более), со встроенной поддержкой алгоритмов криптографической защиты (3DES, AES, RSA и т.д.), способных выполнять приложения, написанные на языке Java. Они полностью совместимы с международными стандартами EMV и ISO 7816. Помимо Smart-чипа с контактным интерфейсом, они имеют бесконтактный RFID-интерфейс (программно-аппаратная эмуляция карт Mifare Standard емкостью 1 или 4 Кбайт), а также магнитную полосу и зачастую еще и штрихкод. Такой «букет» интерфейсов позволяет максимально просто интегрировать массу приложений на одной карте при любых требованиях к простоте и универсальности считывания данных или, наоборот, их защиты от несанкционированного копирования (клонирования), чтения и/или записи.

Для университетов решающим фактором может оказаться даже не это. Упомянутая нами во вводной части статьи УЭК (универсальная электронная карта гражданина РФ) – это как раз Java-карта. А значит, кампусные системы, «обученные» работать с Java-картами, почти со 100%-ной уверенностью смогут быстро перейти на использование УЭК в качестве кампусных карт (как только УЭК реально заработает в нашей стране согласно имеющимся на сегодня планам правительства).

Стоит ли вузам ждать того дня, когда УЭК реально окажутся в кармане каждого гражданина? Не уверен.

Даже УЭК (как серьезный правительственный проект) реализуется при активном участии банков (в частности, Сбербанка), потому как УЭК обязательно будет еще и банковской картой.

Абсолютно аналогично поступают и университеты (как минимум в Европе и Северной Америке): они заключают соглашение с каким-нибудь банком на выпуск кампусных карт. В итоге университет получает карты бесплатно (за них платит банк), а банк получает новых клиентов (и за это он готов брать на себя финансирование кампусных проектов). Обе стороны в выгоде!

Иначе при стоимости Java-карты (порядка 500–800 руб.) и количестве таких карт на университет (от 10 000 и более) вузам пришлось бы платить только за сами карты порядка 5–10 млн!

Последние статьи

  •   «Рускеальский экспресс»: что интересного есть внутри роскошного ретро-поезда 19.12.2022, 21:48
  •   Зачем солдаты мотают жгуты на приклады АК и почему на самом деле так делать не стоит 19.12.2022, 19:36
  •   10 продуктов питания, которые категорически противопоказаны котам 19.12.2022, 17:37
  • +1   Что не так было с «липкой» гранатой, которую не любили солдаты в годы Второй мировой войны 19.12.2022, 15:22
  •   В 90-е годы Россия лишилась РСД-10 «Пионер»: что может заменить ракетные комплексы 19.12.2022, 13:34
  •   Древняя часовня на вершине скалы: святилище, окутанное атмосферой духовности 19.12.2022, 11:29
  • +1   Как оформить внутренние и внешние углы в жилище нетривиально и максимально эстетично 19.12.2022, 10:37
  • +1   11 советских вещиц, одна часть из которых все еще актуальна, а вторая – только на свалку 19.12.2022, 09:42
  •   Iran Khordo: стоит ли присматриваться к возвращающейся иранской марке 18.12.2022, 23:38
  • +1   Зачем в эпоху дронов и ракет нужны старые пушечные зенитные орудия 18.12.2022, 21:11

Все статьи

Общая концепция СКУД в кампусах

В исходных данных мы имеем:

  1. СКУД должна быть частью единого кампусного проекта и использовать кампусные карты (это обязательное требование для системы, претендующей на название «Кампусная СКУД»).
  2. В состав кампуса входят несколько учебных и лабораторных корпусов, столовые и точки питания, общежития, спорткомплекс, поликлиника, библиотека и дом культуры. Малая часть зданий объединена архитектурно и имеет общий периметр, в то время как остальные здания расположены на значительных расстояниях друг от друга. Плюс к этому вуз имеет филиальные подразделения в других городах.
  3. Количество пользователей порядка 15 000–20 000 человек.

Целью создания общей концепции СКУД являются:

  1. Определение порядка и технологии использования кампусных карт в СКУД.
  2. Определение задач, решаемых СКУД, а также глубины ее проникновения внутрь кампуса с проработкой перспективных планов расширения системы.
  3. Определение уровня и порядка взаимной интеграции различных кампусных приложений со СКУД.

Как видите, и в исходных данных и в целях создания концепции СКУД на первых местах находятся вопросы, связанные с кампусными картами. Это наиболее важная и принципиальная часть задачи, и от решений, принятых заказчиком по этому пункту, будет зависеть весь остальной ход проработки концепции.

Кампусные приложения

Перейдем к кампусным приложениям, основываясь опять-таки на европейском опыте.

Условно их можно разделить на 2 типа:

  • идентификационные;
  • платежные, транспортные и др.

К первым относятся всевозможные системы автоматизации (деканата, библиотеки, поликлиники), электронные удостоверения личности (студенческий и читательский билеты, зачетная книжка, карта университетской поликлиники и т.д.) и электронная подпись, а также системы логического доступа (к информационным ресурсам внутриуниверситетской сети). Основная часть таких систем – это «математика», то есть программное обеспечение и базы данных, и только для чтения кампусных карт (а они используются исключительно как идентификатор) требуется наличие совместимых считывателей.

Ко вторым относятся банковские приложения, системы безналичных платежей внутри и вне университета, «электронный кошелек», городские транспортные приложения. Они уже гораздо шире используют специализированное оборудование: считыватели с возможностью чтения/записи карт, терминалы, киоски и т.п., а карта работает в таких системах уже не как идентификатор, но зачастую как носитель информации, меняющейся по мере использования карты. Сюда же добавим и международные студенческие скидочные системы (которые по технологии являются идентификационными приложениями, но область их действия находится скорее вне кампуса, чем внутри его, и по цели применения они также ближе к платежным).

Я намеренно не включил в это список СКУД, потому как она совсем не обязательно должна быть в списке идентификационных приложений.

Объяснить это будет проще всего на примере разработки общей концепции построения системы контроля доступа для кампуса гипотетического высшего учебного заведения.

На основании этой концепции уже можно будет создавать детальное техническое задание на СКУД, определять календарный план внедрения и порядок взаимодействия различных кампусных приложений и т.д. (в рамках данной статьи мы, конечно, до этапа разработки ТЗ или тем более проекта не дойдем, да это и не нужно).

За что лишают стипендии в университете

Когда лишают стипендии в вузе или колледже, для многих учащихся это становится неприятным сюрпризом. Правила начисления пособия совпадают в большинстве учебных заведений, поэтому мы ответим на распространенные вопросы и расскажем, в каких случаях студент лишается стипендии.

Причины лишения стипендии

Существует 2 главных условия для получения государственной академической стипендии:

  1. Закрыть последнюю сессию без оценок «удовлетворительно».
  2. Не иметь академических задолженностей («хвостов»).

Если вы не смогли сдать какой-то предмет или получили хотя бы одну тройку, стипендии у вас не будет.

Правила начисления именной стипендии зависят от конкретной стипендиальной программы, их нужно уточнять у администрации вуза или техникума.

Кроме того, выплату академической стипендии могут приостановить на период академического или декретного отпуска. Ее возвратят, если студент восстановится и продолжит учебу.

За что могут лишить социальной стипендии

Вуз или колледж может лишить социальной стипендии при одном из следующих условий:

  • отчисление из вуза;
  • окончание срока действия документа, подтверждающего права на соц. стипендию.

Поэтому всегда делайте для себя копии документов и следите за тем, чтобы они оставались актуальными. Получить новую справку гораздо проще, чем провести половину учебного года без выплат.

Лишают ли стипендии за пересдачу экзамена

Это зависит от конкретного вуза или колледжа. В большинстве учебных заведений оценку за экзамен или зачет возможно исправить, только пересдав экзамен в период сессии, до заседания стипендиальной комиссии. После этого ни закрытие хвоста, ни получение 4 или 5 не повлияет на получение стипендии.

В некоторых институтах и техникумах даже пересдача в период сессии лишает студента права на стипендию. Конкретные условия лучше уточнить в деканате: там обычно хранится положение о начислении стипендии.

На какой срок лишают стипендии

Студенты часто спрашивают «на сколько лишают стипендии за тройку» или «на сколько лишают стипендии за незачет» и т. п. Отвечаем: и академическая, и социальная стипендия назначаются на период семестра.

Поэтому если вы получили тройку, не сдали зачет или экзамен или не смогли подтвердить право на социальную помощь документами, следующий семестр пройдет без стипендии.

Кстати! А чтобы сэкономить, мы предлагаем нашим читателям скидку размером 10% на любой вид работы

Как снова восстановить стипендию? Начать лучше учиться

Особенности Smart Campus

Всестороннее использование новейших технологий, таких как Интернет вещей, большие данные и искусственный интеллект;

Создать интеллектуальную среду восприятия, построить новое учебное пространство в классе и грамотно определить учебную, рабочую среду и индивидуальные характеристики учителя и группы студентов;

Содействовать оптимизации процессов и системной реконструкции преподавания, обучения, управления, жизни и культуры;

Повышение качества образования, подготовки талантов и уровня принятия решений в области управления образованием;

Создайте новую экологию кампуса, которую можно будет распознать, диагностировать, проанализировать и самостоятельно вылечить.

Заявка на умный кампус

Давайте посмотрим на пример «умного» кампуса в кампусе. Как это применить к сценам в кампусе?

Экспериментальная средняя школа озера Суншань:

В здании Чжисинь и Лисинь всего 31 классная комната. Каждая классная комната оборудована внутренним Bluetooth-маршрутизатором S2000 в центре и на потолке. Для промежуточного итога требуется 31 класс. Через систему управления вводом информации Bluetooth школа быстро ввела 1100 браслетов и связала их с учениками и учителями. В настоящее время уроки ходьбы начали использовать в 16 классах средней школы. Будь то курсы математики, китайского, английского, физики, химии, биологии, истории, географии и других гуманитарных наук или курсы искусства, такие как гучжэн, каллиграфия, танцы и т. Д., Через Bluetooth Система невосприимчивой посещаемости позволяет учащимся автоматически записывать посещаемость, отсутствие и уход каждого учащегося из класса без необходимости проводить пальцем по карточке класса, чтобы учителя могли быстро управлять посещаемостью. В то же время, анализируя траекторию поведения ученика, чтобы понять информацию о местонахождении каждого ученика в кампусе в реальном времени, а также траекторию поведения, завуч может понять, в каком классе или районе каждый ученик находится в течение длительного времени, и понять интересы учеников.

Приложение сценария интеллектуального управления кампусом:

  • Нет посещаемости восприятия
  • Отправить SMS по Bluetooth
  • Анализ данных об упражнениях студентов в режиме реального времени
  • Управление доступом студентов
  • Анализ траектории поведения кампуса
  • Управление вводом информации
  • Умное управление общежитием
  • Расширение других функций

С помощью Bluetooth-маршрутизаторов Cassia, контроллеров IoT, бизнес-аналитики и других продуктов вы можете построить кампусную сеть Bluetooth и сотрудничать с интеллектуальными Bluetooth-терминалами для создания интеллектуальной университетской системы.

Редактор объясняет, что такое умный кампус с четырех аспектов: определение умного кампуса, отличие от традиционного кампуса, особенности умного кампуса и примеры применения. Смарт кампусов являются общая тенденция. Все больше и больше колледжей и университетов работают трудно строить «умные кампусы». Считается, что в ближайшем будущем, студенты будут жить и учиться в умнее и более удобных кампусах.

Как восстановить стипендию

Часто студенты интересуются, как вернуть стипендию, если слетели с нее. Главный совет — повысить свою успеваемость.

Можно ли вернуть стипендию в следующем семестре

Список тех, кто получает стипендию, обновляется каждый семестр. Если вы получили тройку на сессии осеннего семестра, перестали получать стипендию, но на сессии весеннего семестра смогли сдать все предметы на «хорошо» и «отлично», осенью следующего курса вы снова будете в списке стипендиатов.

Как восстановить стипендию после пересдачи

Если в вузе или колледже не лишают стипендии за пересдачу зачета или экзамена, вам повезло. Главное — убедиться, что деканат получил новую ведомость с положительной оценкой до заседания стипендиальной комиссии.

Можно ли вернуть стипендию в середине семестра

Правила восстановления стипендии зависят от конкретного учебного заведения. В большинстве универов и колледжей стипендиальная комиссия собирается раз в семестр (после окончания сессии), поэтому оснований для восстановления стипендии посреди семестра нет.

Принстонский университет в Нью-Джерси (США)

Принстонский университет в Нью-Джерси является главой Лиги плюща, в которую входят 8 университетов (Princeton University, США). | Фото: theoryandpractice.ru.


Файн-Холл − здание математического факультета, которое считается самым высоким сооружением кампуса (Princeton University, США). | Фото: ucheba.ru.


На территории кампуса университета есть своя часовня (Princeton University, США). | Фото: ucheba.ru.


В Принстоне с 1893 г. существует «Кодекс чести», который подписывает каждый студент (Princeton University, США). | Фото: ucheba.ru.


Наряду со старинными неоготическими замками территорию кампуса украшают и более современные здания (Princeton University, США). | Фото: ru.wikipedia.org.


Что не так с кампусами сейчас

Кроме стратегической цели сделать что-то новое на отдалённую перспективу, у программы есть и более срочные стимулы. Например, влияние пандемии — чтобы использовать дистанционный формат, пришлось обновлять не только «софты», но и «железо». По-другому теперь проходит приёмная кампания, появляются новые требования к безопасности в учебных корпусах и общежитиях. Есть и более старые накопившиеся проблемы.

Университеты находятся в неравных условиях

Авторы доклада «Университетские кампусы и город: кооперация ради конкурентоспособности» отмечают: после всех процессов реформирования высшего образования последних десятилетий, когда неэффективные университеты и филиалы закрывались, а оставшиеся соревновались за финансирование по федеральным программам, рынок высшего образования так и не стал сбалансированным. Выпускников школ привлекают прежде всего наиболее престижные университеты в Москве, Санкт-Петербурге, за Уралом — в Томске и Новосибирске.

Это справедливо и в отношении иностранных студентов. В 2019 году 21% всех студентов-иностранцев России учились в Москве, 10% — в Санкт-Петербурге, в Омске, Томске и Казани — по 4%. На большей части страны иностранцев менее 1% от всех студентов. Без новых кампусов у вузов в других городах мало шансов привлечь талантливых (и платёжеспособных) студентов.

Инфраструктура сильно устарела

Для университетов, которые претендуют на звание глобальных, современный кампус — это стандарт, подчеркнул в предисловии к докладу заведующий проектно-учебной лабораторией «Развитие университетов» Института образования ВШЭ Олег Лешуков. Вопрос не только в привлечении лучших студентов и преподавателей со всего мира: есть исследования, которые показывают, что в комфортных условиях современных кампусов и образовательные результаты лучше.


Фото: LStockStudio / Shutterstock

Как дело обстоит в российских вузах? Если опираться на данные о государственных университетах, в 2020 году 20% всех площадей требовали ремонта, а 1% находился в аварийном состоянии.

Те здания, техническое состояние которых в порядке, авторы исследования ЦСР тоже считают во многом устаревшими:

«Российские университеты представляют собой „слепок“ требований, образовательных технологий и образа жизни второй половины XX века».

Взять хотя бы общежития с комнатами на 4–8 человек, где не хватает столов на всех жильцов, а общих помещений для занятий вообще не предусмотрено. Или привычный формат расположения корпусов одного вуза в разных районах города. В европейских городах, отмечают авторы доклада, здания университета тоже часто разбросаны по разным точкам — но расстояние между этими точками в среднем гораздо меньше. В условиях российского города-миллионника факультеты в разных зданиях привыкли работать в изоляции друг от друга. Внутри учебно-лабораторных корпусов часто не хватает места для студентов: нормы площади на одного обучающегося в России меньше, чем в известных зарубежных примерах, но и они не соблюдаются.

Университет — закрытая среда

Доступный для местных жителей спортивный или социальный объект на территории университета — в России скорее исключение, чем правило. Даже в библиотеку или музей в учебном корпусе путь лежит через вахту или пост охраны, и для «чужака» без пропуска проход затруднён.

С одной стороны, безопасность очень важна. С другой, большие пространства внутри города оказываются из него исключены. «Фактически города отчуждены от образовательной инфраструктуры, расположенной в них», — делают вывод авторы доклада.

Ещё более сложная тема — закрытость для сотрудничества с бизнесом. Конечно, российские вузы приветствуют участие работодателей в образовательном процессе (по крайней мере, на словах). Но вот вступить в полноценное инновационное партнёрство с вузом, чтобы совместно развивать наукоёмкий бизнес, сложно. Новые федеральные программы по поддержке такого сотрудничества создаются — в докладе упоминаются создание научно-образовательных центров мирового уровня (НОЦ) и инновационных научно-технологических центров (ИНТЦ). Но в любой из этих программ вуз участвует не как самостоятельный партнёр, а как учреждение, подведомственное федеральному министерству. Это сокращает шансы получить инвестиции от бизнеса, считают авторы:

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Центр Начало
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: