Товар лицом
Отсутствие в последние годы среди нобелевских лауреатов россиян поэтому говорит о том, что отечественные ученые за это время либо не создали ничего такого, что заинтересовало бы их коллег за границей, либо «скромничают» и не пытаются продвигать свои открытия на мировую сцену.
Для этого, продолжает он, ученый должен не просто сидеть в лаборатории, но и активно «тусоваться» на всевозможных научных конференциях — чтобы его начали «узнавать в лицо». Никто ведь не станет приглашать читать лекции в ведущие университеты малоизвестного ученого.
А «торговать лицом» (простите за столь неподобающее в научном контексте выражение), в свою очередь, стоит денег — участие в международных конференциях может быть занятием недешевым, учитывая оплату самой поездки, а часто — регистрационные взносы.
Поэтому нет ничего удивительного, что больше всего нобелевских лауреатов дает именно страна, которая не скупится на финансирование науки, — США. Доморощенное «Сколково» тягаться с такими монстрами явно не в силах.
Десять лет спустя
Завлабораторией в Институте биоорганической химии РАН Александр Петренко в течение 15 лет работал в команде немецкого нобелевского лауреата (2012) Томаса Зюдхофа и изнутри наблюдал, как ученый «дорастает» до научного аналога олимпийского золота.
Для того чтобы претендовать на высшую научную награду, исследователь должен в течение этих примерно десяти лет создать свое «портфолио» в виде статей в научных журналах — причем не во всяких, а таких, которое мировое ученое сообщество признает как показатель качества. И не просто опубликовать работу, а чтобы эта работа затем перепечатывалась, цитировалась, чтобы на нее ссылались другие ученые как на авторитетный источник.
Это очень похоже на то, как высчитывается индекс цитируемости автора или СМИ в интернет-сообществе — правда, нобелевскую степень в области блогинга вряд ли когда-либо учредят (Альфред Нобель забыл упомянуть такую номинацию в своем завещании).