Двоевластие: россия на перепутье

Дело Корнилова

Политическая поляризация была тем, с чем Керенский не мог справиться. И привел к его следующей большой ошибке: делу Корнилова. После провала наступления Керенский заменил Алексея Брусилова на посту главнокомандующего армией генералом Лавром Корниловым.

Его замена оказалась человеком, с которым трудно иметь дело. Корнилов презирал политиков вообще и социалистов в особенности. Это не было мудрым назначением.

После массового неповиновения, сорвавшего июньское наступление, Керенский восстановил смертную казнь. К 18 июля лидер кадетов, Павел Милюков, призвал к военной диктатуре. В этом контексте следует рассматривать дело Корнилова, попытку государственного переворота.

Керенский сформировал второе коалиционное правительство 24 июля. В котором, хотя и было социалистическое большинство, по-прежнему доминировали кадета. В августе он созвал государственную конференцию представителей левого и правого крыла в Москве. Конференция не приняла никаких решений, но Керенский снова стал доминирующей личностью. Генерал Корнилов, новый главнокомандующий, стал любимцем буржуазии.

Точные детали “корниловского восстания” остаются неясными. Но очевидно, что генерал собирался использовать надежные войска для подавления слухов о восстании большевиков. Восстановления порядка в столице и дисциплины в армии.

Похоже, что Керенский одобрил это действие, но, кажется, пришел к выводу, что Корнилов намеревался заменить его. Соответственно, Керенский перешел на другую сторону, мобилизовал Петроградский совет, вооружил красногвардейцев и большевиков. Корнилов был сбит с толку этим “предательством”, но был полон решимости идти дальше. Однако его войска бросили его, и 1 сентября он был арестован.

Если подробности дела остаются неясными, последствия очевидны. Керенский был дискредитирован: он участвовал в заговоре, а затем предал своего сообщника. Потеряв поддержку правых, но не завоевав поддержки левых.

Развитие бизнеса

Далее премьер-министр России Михаил Мишустин встретился с представителями малого и среднего предпринимательства Карелии. Встреча прошла в центре «Мой бизнес», созданном на базе Корпорации развития республики в декабре 2019 года. В ней также участвовали министр финансов РФ Антон Силуанов, министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров и глава региона Артур Парфенчиков. Мишустин в начале совещания заявил, что предпринимательство очень необходимо для развития каждого региона страны.

«Конечно же, для формирования климата в регионах очень важно достойное, эффективное, успешное предпринимательство. Собственно говоря, это национальная цель, которую поставил перед нами президент

Эти цели мы декомпозируем, соответственно, на каждый регион, на каждый федеральный орган исполнительной власти для того, чтобы сделать всё возможное, чтобы тот самый достойный труд и эффективное предпринимательство у нас было.

И, конечно, малое и среднее предпринимательство сегодня — это важнейшее направление деятельности во всех регионах страны

Вы занимаетесь совершенно различными делами, различными услугами, направлениями в этой сфере — очень важно услышать, что можно сделать для вас из того, чтобы это помогло вам более эффективно работать

Также хочу сказать еще, что мы выделили миллиард рублей на развитие Карелии, в том числе на социально-экономическое развитие. Очень надеюсь, что это будет помогать республике пройти все точки, необходимые для того, чтобы здесь было комфортно жить, удобно и качественно работать», — заявил Михаил Мишустин.

Напомним, 18 декабря 2019 года на базе Корпорации развития Карелии заработал центр «Мой бизнес». Специалисты предоставили уже более 5 500 услуг малому и среднему предпринимательству республики, а также гражданам, которые планируют начать свое дело. Конкретная поддержка оказана 2 676 субъектам МСП. Благодаря центру «Мой бизнес» за год в Карелии открыли дело 52 предпринимателя.

Михаил Мишустин. Фото: «Республика»/Сергей Юдин

Конституционная реформа

В ходе ежегодного послания Федеральному собранию 15-го января Президент предложил внести изменения в Конституцию РФ, которые, в итоге, могут несколько сместить баланс ветвей власти.

Что касается исполнительной и законодательной ветвей, то Владимир Путин считает необходимым ввести новый порядок утверждения членов Правительства, расширив тем самым полномочия парламента.

Если сейчас Президент просто получает согласие Государственной Думы на назначение вице-премьера, а затем по представлению главы Правительства назначает также его заместителей и всех министров, то с изменением Конституции Государственная Дума будет утверждать кандидатуру председателя Правительства, а после по представлению премьер-министра — и кандидатуры всех членов Кабинета.

Отклонить утвержденные кандидатуры Президент при этом не сможет. За ним останется только право назначать руководителей силовых ведомств, и то по итогам консультаций с Советом Федерации. Такой же принцип будет введен и для региональных прокуроров (сейчас они назначаются по согласованию с Законодательным собранием субъекта РФ), что должно обеспечить их независимость от местных властей.

Вместе с тем глава государства подчеркнул, что такое изменение не означает, что Российская Федерация станет парламентской республикой.

«Убежден, что наша страна с ее огромной территорией, сложным национально-территориальным устройством, многообразием культурно-исторических традиций не может нормально развиваться и, скажу больше, просто существовать стабильно в форме парламентской республики. Россия должна оставаться сильной президентской республикой», — уточнил Владимир Путин.

Так, измененная Конституция все-таки сохранит за Президентом право отстранять от должности вице-премьера и других членов Правительства в случае ненадлежащего исполнения обязанностей или в связи с утратой доверия.

В отношении судебной ветви власти Владимир Путин предложил расширить поле деятельности Конституционного суда, наделив его возможностью проверять законность принятых законопроектов до их подписания главой государства и вступления в силу.

В то же время он считает, что Федеральное собрание, которое сейчас может отрешить судью Конституционного суда по представлению самого суда, должно делать это по представлению Президента. То же самое касается и членов Верховного суда.

При этом Владимир Путин предложил, по сути, внести в Конституцию новый орган власти — Государственный Совет, который с 2000-го года действует при Президенте и имеет лишь консультативные полномочия.

Кроме того, глава государства считает необходимым закрепить более жесткие требования к тем, кто занимает высшие государственные должности: депутаты, сенаторы, главы регионов, вице-премьер, его заместители и министры, судьи не должны иметь иностранного гражданства, вида на жительства и т.п., что позволяет постоянно проживать на территории иностранного государства.

Такое же требование должно предъявляться к кандидатам в президенты. При этом Владимир Путин подчеркнул, что иностранное гражданство должно отсутствовать не только на момент выборов, но и вообще когда бы то ни было ранее. Президентом страны также сможет стать только тот, кто на протяжении не менее 25лет постоянно проживал на территории России.

Однако самым значительным обещает стать поправка в Конституции, которая ограничит президентство двумя сроками, а не двумя сроками подряд, как сейчас закреплено в главном законе. Владимир Путин не исключил такой возможности.

«Знаю также, что в нашем обществе обсуждается конституционное положение о том, что одно и то же лицо не должно занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд. Не считаю этот вопрос принципиальным, но согласен с этим», — отметил Владимир Путин, чей срок в должности Президента является уже четвертым по счету.

Образование двоевластия

27 февраля 1917 года сформирован Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов. Он имел эсеро-меньшевистский состав. Возглавил совет меньшевик Н. Чхеидзе. Орган издавал газету «Известия». Петроградский Совет имел революционно-социалистическое течение. Он повлиял на создание местных Советов.

2 марта 1917 года образовано Временное правительство. Оно состояло из кадетско-октябристского, а с 5 мая кадетско-эсеро-меньшевистского состава. Изначально правительство возглавлял князь Г. Львов. 24 июля его сменил эсер А. Керенский. Временное правительство было результатом буржуазно-либерального течения. Для контроля губерний, уездов были назначены комиссары Временного правительства.

II. Создание Директории (Совета пяти)

ДИРЕКТОРИЯ» («СОВЕТ ПЯТИ») — орган государственного управления, коллегия из пяти министров Временного правительства во главе с А.Ф. Керенским. Он просуществовал всего 25 дней. В основу функционирования данного органа был  положен опыт Великой французской революции: в конце XVIII века во Франции существовало правительство республики , включавшее в себя пять человек и именовавшееся Исполнительной Директорией. 1 сентября в Зимнем дворце собралось заседание правительства. На совещании присутствовали Керенский, Авксентьев, Скобелев, Зарудный, Прокопович, Терещенко и Карташов. Из этого числа только Керенский и Терещенко сохраняли министерские портфели, остальные формально уже находились в отставке. На совещании не было вновь назначенных министров — Верховского и Вердеревского. Первый из них не успел прибыть из Москвы, второй из Гельсингфорса. В полночь во дворец приехали представители ВЦИКа во главе с Церетели. Привезенная ими информация была неутешительной — ВЦИК отказывался пересмотреть свою резолюцию о невозможности сотрудничества с кадетами.

Керенский выслушал гостей молча. У него уже было готовое решение на этот случай. В третьем часу ночи заспанным журналистам, дежурившим во дворце в ожидании новостей, было сообщено, что выход из кризиса наконец найден. С согласия ВЦИКа вся полнота власти была передана вновь образованному «совету пяти».

В директорию Керенского помимо него самого вошли также члены предыдущего состава правительства – М.И.Терещенко и А.М.Никитин, а также генерал-майор Л.И.Верховский и контр-адмирал Д.Н.Вердеревский. Большевистский «Рабочий путь» негодующе констатировал: «…«директория» из пяти – такова «новая» власть, избранная Керенским, утвержденная Керенским, ответственная перед Керенским». Вообще, первое сентября было богато на события: Россию, наконец, официально провозгласили республикой, Керенскому было поручено сформировать новый состав Временного правительства, который оказался и последним. Мандат на формирование этого кабинета был предоставлен Александру Федоровичу в ночь с 1 на 2 сентября на продолжавшемся двое суток совещании руководителей эсеров и меньшевиков, имевших широкое представительство в Советах. Решению задачи формирования нового правительства должен был способствовать и верховный форум общественных сил России, вскоре организованный в северной столице.

Исполнение обязанностей

Владимир Путин положительно оценил работу Правительства Дмитрия Медведева. «Я со своей стороны тоже хочу вас поблагодарить за все, что было сделано на этом этапе нашей совместной работы, хочу выразить удовлетворение теми результатами, которые были достигнуты», — сказал Президент на встрече с Кабинетом министров. «Не все удалось сделать, но все никогда не получается в полном объеме», — подчеркнул глава государства.

Владимир Путин поручил уходящему Правительству исполнять свои обязанности до формирования нового Кабинета. «Прошу вас исполнять обязанности в полном объеме до формирования Правительства в новом составе», — сказал глава государства.

Кроме того, Владимир Путин заявил, что намерен провести встречи с каждым министром и вице-премьером нынешнего состава Правительства. «Надеюсь, что мы с вами в ближайшее время увидимся, я встречусь с каждым из вас. Мы увидимся в самое ближайшее время», — сказал он.

Позже Владимир Путин подписал указ об отставке Кабинета министров, а затем во время рабочей встречи с главой ФНС Михаилом Мишустиным предложил ему занять должность премьер-министра. Получив согласие, Президент внес кандидатуру Михаила Мишустина на рассмотрение в Государственную Думу, сообщила пресс-служба Кремля.

Новый хирургический корпус БСМП

Кроме того, по словам премьер-министра, Карелия получит деньги на строительство нового хирургического корпуса Петрозаводской БСМП. В новом семиэтажном здании разместятся 12 основных операционных, в том числе две интегрированные операционные с ангиографом и компьютерным томографом, и малые операционные для эндоскопии. В новый корпус переведут также лабораторию и расширенное отделение реанимации. Таким образом, в больнице решится проблема нехватки площадей.

«В нашей больнице каждый год около шести тысяч пациентов получают реанимационно-анестезиологическую помощь. Число пациентов растет, но, к сожалению, количество коек на сегодняшний момент не соответствуют такому потоку, — рассказал Мишустину завотделением анестезиологии-реанимации Валерий Ясинский. — Палаты реанимации занимают 130 квадратных метров, и на этой площади развернуты семь коек, что в три раза ниже норматива. Аналогичная ситуация в оперблоке: хирургическая активность достаточно высокая, и приходится даже оперировать пациентов в одном операционном зале на двух столах. Строительство нового хирургического корпуса позволит решить проблему нехватки площадей, что в свою очередь повысит качество медицинской помощи. Очень рассчитываем на вашу помощь в решении этого вопроса».

Подрядчик готовит проектно-сметную документацию, к лету власти рассчитывают получить документ, прошедший госэкспертизу. На строительные работы потребуется более 3,6 миллиарда рублей, и, по словам Михаила Мишустина, эти средства Карелия получит.

«Очень важно, чтобы люди, которые будут делать проектно-сметную документацию и заниматься строительством, честно и профессионально исполняли свои обязанности», — подчеркнул премьер-министр, попросив главу Карелии Артура Парфенчикова лично проконтролировать этот момент

Михаил Мишустин в Петрозаводской БСМП. Фото: «Республика» / Лилия Кончакова

Во время визита в больницу Мишустину рассказали о том, что уже сделано для развития учреждения. Так, премьер-министр осмотрел пристройку, в которой разместится приемное отделение. Работы завершатся весной, и после прохождения экспертиз в помещениях начнут принимать пациентов. Кроме того, подходит к концу ремонт эндоскопического отделения. В последние годы БСМП получила большое количество современного эндоскопического оборудования, и после ремонта его можно будет задействовать в полную силу.

Отметим, что впереди у больницы еще один этап развития: в 2024 году должна начаться реконструкция стационара с надстройкой пятого этажа. Предполагаемый объем финансирования составит порядка 2,9 миллиарда рублей.

Техника «Амкодор-Онего»

Глава кабмина осмотрел площадку Соломенского лесозавода, на которой, в частности, вниманию Мишустина представили образцы харвестеров и форвардеров, выпускаемых на заводе «Амкодор-Онего». Это первый в России проект импортозамещающего производства лесозаготовительной техники. Проект реализуют в рамках специального инвестиционного контракта, заключенного 6 июня 2019 года с Министерством промышленности и торговли России и карельским правительством.

Стоимость проекта превышает 18 миллиардов рублей. За 2019-2020 годы на заводе создали 54 рабочих места, закупили и поставили технологическое оборудование, освоили производство харвестеров АМКОДОР 2561, АМКОДОР 2561-01 и форвардеров АМКОДОР 2662-01, Амкодор 2682-01. Вложенные инвестиции превысили 150 миллионов рублей, продали 67 лесозаготовительных машин.

«Мы на себя взяли обязательство до 2028 года выйти на показатели производства 400 машин в год, — рассказал премьер-министру генеральный директор предприятия Александр Шакутин. — Ведется подготовка инструкторов, технологов, и мы уверены, что уже в течение пяти лет созданными нами машинами будут гордиться не только в Карелии, но в России. Запланированные продажи на этот год в два раза превышают прошлогодние продажи, то есть мы планируем выйти на продажи порядка ста машин в год. При существующих мерах поддержки себестоимость лесозаготовки на 30 процентов дешевле, чем у конкурентов. При поддержке Минпромторга лизинговые программы могут быть дешевле до 15 процентов в зависимости от региона. Кроме того, мы подали заявку в Минпромторг на участие в корпоративной программе повышения конкурентоспособности на шесть миллиардов рублей, сейчас ее рассматривают».

Фото: «Республика»/Сергей Юдин

«Это один из примеров сотрудничества с Белоруссией, во вторник, 26 января, встречались с председателем правительства Белоруссии, обсуждали, как расширить число наших совместных проектов, какие могут быть соответствующие льготы, чтобы активизировать этот процесс, — заявил Михаил Мишустин. — Этот проект замечательный, техника новая, современная, очень хорошо, что это вклад в импортозамещение. Будем помогать».

ООО «Амкодор-Онего» входит в индивидуальную программу социально-экономического развития республики на 2020-2024 годы. Предусмотрено строительство завода лесозаготовительной техники — харвестеров и форвардеров среднего и тяжелого класса, создание производственного комплекса по изготовлению агрегатов для собственных нужд, а также поставки российским и зарубежным производителям дорожно-строительной и лесозаготовительной техники. Срок реализации проекта — 2019-2028 годы.

«Должен заботиться о гармоничном развитии России»

Как считает первый заместитель председателя комитета Совета Федерации по экономической политике Сергей Калашников, говорить о направлении деятельности правительства можно будет уже после назначения министров, поскольку «от личности каждого зависит много нюансов».

Также по теме


«Человек сильной руки»: что известно о Михаиле Мишустине

Госдума 16 января одобрила предложенную Владимиром Путиным кандидатуру Михаила Мишустина на пост председателя правительства. Как…

«Моё мнение очень простое, я думаю, оно совпадает с точкой зрения многих: нельзя понять вкус фрукта, пока его не укусишь», — пояснил Калашников.

При этом он отметил, что Михаил Мишустин, возглавляя ФНС, «действительно сделал очень многое».

Как заметил руководитель политической экспертной группы Константин Калачёв, в ходе своего выступления перед депутатами теперь уже новый премьер-министр России вёл себя весьма сдержанно.

«Для него приоритетными будут нацпроекты, цифровая экономика и снятие барьеров для бизнеса. Политических претензий к нему со стороны депутатов нет. Он производит впечатление хорошего администратора, управленца, технократа, человека дела, который в первую очередь считает необходимым повысить качество государственного управления через большую организованность, дисциплину, контроль, учёт и новые технологии», — заявил собеседник RT.

По мнению политолога Сергея Михеева, главной задачей Михаила Мишустина во главе правительства будет обеспечение применения инструментов, которые позволят достигать поставленных целей.

«Было бы правильно, чтобы его подходы были бы максимально деидеологизированными и недогматичными, здесь не должны быть во главе угла ни либерально-рыночная парадигма, ни государственно-плановая. На мой личный взгляд, глава правительства должен заботиться о гармоничном развитии страны в сфере экономики, создать рабочие места для граждан России в максимальном количестве, создавать форматы для реализации людей, чтобы у них была возможность получать образование и заниматься любимым делом, при этом за достойную зарплату», — сказал он в разговоре с RT.

В свою очередь, директор Центра политической конъюнктуры Алексей Чеснаков отметил, что пока не стоит высказывать ни хвалебные, ни негативные комментарии относительно нового главы правительства, поскольку ещё предстоит узнать, как будет выстроена его система работы.

«Перспективы работы Мишустина будут зависеть от того, как быстро и насколько эффективно кабинет министров начнёт выполнять послание президента. Путин поставил чёткие задачи перед властью в целом и перед обществом по повышению благосостояния граждан. Судя по выступлению Мишустина в Госдуме, он очень хорошо понимает эти задачи и знает, как их реализовать. Нужно дать возможность правительству реализоваться, чтобы произошли все назначения всех министров и это заработало как единая команда. Дать им время, чтобы они могли «разогнаться» для того самого прорыва, о котором говорил президент. И только после этого уже оценивать перспективы и возможности», — заметил эксперт в беседе с RT.

Кризисы Временного правительства

18 апреля министр иностранных дел Павел Николаевич Милюков выступил с заявлением о продолжении войны и выполнении всех пунктов договора царского правительства. Разразился первый кризис Временного правительства.

Милюков был сторонником империалистических захватов. Главной целью на посту главы внешнеполитического ведомства он видел присоединение к России значительных территорий: черноморских проливов Босфор и Дарданеллы, земель Армении, Кенигсберга и Голицы. Однако воевать за это народ уже не хотел. Солдаты Петроградского гарнизона потребовали отставки министра иностранных дел. В итоге, не получив поддержки ни внутри правительства, ни даже от собственной партии, Милюков ушёл в отставку. Но митинги на этом не прекратились. Недовольство правительством росло. Люди начали понимать, что новые министры, как лебедь, рак и щука, тянут воз в разные стороны. Тогда внутри Временного правительства была создана коалиция либералов и социалистов и принято соломоново решение — борьба с германским милитаризмом до победного конца и отказ по итогам войны от любых аннексий и контрибуций.

Военного министра Гучкова также отправили в отставку. Его место занял бывший министр юстиции Керенский. Внутри Временного правительства во главе с ним образовалась крепкая тройка, которая фактически правила страной вплоть до Октябрьского переворота. Остальными двумя были вышеназванный Михаил Иванович Терещенко и Николай Виссарионович Некрасов.

С началом лета в массах начало проявляться недовольство уже не отдельными министрами, а всем Временным правительством. В июне народ снова вышел на улицы. Демонстранты несли лозунги: «Долой министров-капиталистов!», «Хлеба, мира, свободы!», «Долой войну!», «Вся власть Советам!». Во главе этих выступлений стояли большевики.

Временное правительство понадеялось, что, одержав крупную победу на фронте, оно успокоит митинги. Керенский бросил 8-ю армию генерала Лавра Георгиевича Корнилова в наступление. Это была последняя наступательная операция российских войск. Она провалилась с крупными потерями. В июле Петроград лихорадило ещё больше. Большевики вывели на улицы толпы недовольных. Все они были вооружены. Мятеж с трудом удалось подавить. Лидеры большевиков, среди которых был и Владимир Ильич Ленин, скрылись в подполье.

Однако Керенский, после отставки Львова занявший пост премьер-министра, боялся новых митингов. Чтобы справиться с большевиками, ему требовалась армия, большая часть которой уже давно находилась в деморализованном состоянии. Керенский решил бросить на подавление петроградской оппозиции оставшиеся боеспособные части и верного военачальника, коим, на его взгляд, был генерал Корнилов.

Хронология событий с сентября по 25 октября 1917 года

Осенью позиции Временного правительства постепенно ослабевали. Наблюдалась большевизация Советов. Большевистская партия постепенно завоевала большинство депутатских мест. Важные события:

  • 1 сентября сформировалась Директория или «Совет пяти». Новое правительство состояло из пяти человек. Возглавлял его министр А. Керенский.
  • 1 сентября Россия провозглашена республикой.
  • 5 сентября Московский Совет принял резолюцию «О власти».
  • С 14 по 22 сентября в Петрограде прошло Всероссийское демократическое совещание политических партий и общественных организаций. Главный вопрос – как ослабить влияние подконтрольных большевикам Советов.
  • 21 сентября создан Временный совет Российской республики. Предпарламент возглавил эсер Н. Авксентьев. Задача органа – подготовить созыв Учредительного собрания.
  • 25 сентября сформировано 3-е коалиционное правительство. Его состав: кадеты, эсеры, меньшевики. Во главе стоял эсер А. Керенский.

24 октября в Петрограде началось вооруженное восстание. Уже на следующий день были арестованы министры Временного правительства. Само правительство прекратило деятельность.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Центр Начало
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: