Минусы экономических санкций
4. Ограниченная эффективность
Мьянма — хороший пример неэффективности экономических санкций. Эта страна находилась под военным правлением с 1962 по 2011 годы. Сообщения о притеснении политических диссидентов побудили такие страны, как США и Великобритания, ввести санкции против правительства Мьянмы в попытке повлиять на ее внутреннюю политику.
Однако, несмотря на негативные последствия этих санкций для экономики Мьянмы, ее лидеры остались безучастными.
В 2021 году военные Мьянмы вновь устроили переворот из-за предполагаемых массовых фальсификаций во время выборов 2020 года. В стране было объявлено чрезвычайное положение сроком на год. Политическая ситуация в Мьянме показала, что санкции, введенные зарубежными странами, иногда имеют нулевой эффект.
3. Санкциям мешает глобализация
Северную Корею не беспокоят санкции, наложенные западными державами на ее правительство и всю ее экономику. Конечно, северокорейская экономика остается относительно слаборазвитой из-за высокого уровня бедности, а также отсутствия разнообразных и продуктивных отраслей и секторов. Однако причина отказа Ким Чен Ына подчиниться требованиям западных держав заключается в том, что его страна политически и экономически зависима от Китая. И может выжить исключительно за счет помощи Поднебесной.
Северокорейский опыт наблюдается и в других странах, находящихся под санкциями, таких как Иран и Россия. Санкции против Ирана и России нанесли ущерб некоторым областям их промышленности, таким как производство писчей бумаги и автомобилестроение. Однако эти страны остаются устойчивыми к санкциям из-за их доступа к другим политическим и экономическим партнерам.
2. Военное вмешательство может быть более эффективным, чем санкции
Американский политолог Роберт А. Пейп изучил 40 случаев экономических санкций. Его выводы показали, что в 18 случаях ситуацию пришлось урегулировать путем прямого или косвенного применения силы, а в 8 случаях страны-мишени не реагировали на санкции.
Несколько стран ввели санкции против Ирака во время его вторжения в Кувейт. Они были направлены на то, чтобы заставить Саддама Хусейна уйти из Кувейта. Однако почти полгода он отказывался выполнять требования. После этого США начали вооруженную операцию под названием «Буря в пустыне», якобы, чтобы освободить Кувейт от Ирака.
1. Экономические санкции приводят к непредвиденным последствиям для людей
Самый большой и страшный недостаток экономических санкций – они ухудшают жизнь обычных людей. Некоторые политические аналитики даже назвали их оружием массового уничтожения.
В обзорном исследовании Ф. Хабибзаде упоминается, что Резолюция Совета Безопасности ООН 661, которая ввела санкции против Ирака в 1990 году, фактически убила около 1,5 миллиона человек в стране. Это число больше, чем число погибших при бомбардировке Хиросимы.
В исследовании также поясняется, что смерть многих граждан подсанкционных стран наступает в результате ухудшения здоровья. Экономические санкции приводят к недоступности жизненно важных лекарств из-за сокращения поставок зарубежных медикаментов и сырья для их производства.
Поскольку санкции влияют на экономику страны-мишени, их реализация приводит к падению уровня жизни. Мьянма была одной из самых богатых стран Юго-Восточной Азии до военного режима. Санкции фактически поставили людей за черту бедности.
Российско-украинская спецоперация также показала негативное влияние экономических санкций на нецелевые страны и стороны. Запрет на российские углеводороды привел к резкому росту мировых цен на нефть. Некоторым странам, оправляющимся от последствий пандемии COVID-19, угрожают более высокие темпы инфляции и замедление деловой активности. А странам Северной Африки и Ближнего Востока, зависящим от поставок украинского зерна, грозит голод — об этом заявил глава Минсельхоза Франции Жюльен Денорманди.
Энергетика
Одним из главных направлений санкций стал отказ от импорта российских энергоносителей или его сокращение. США ввели полный запрет на ввоз российских энергоносителей – угля, нефти и газа, которые занимали малую долю в структуре импорта Штатов. Для Евросоюза российские энергоносители играют гораздо более значимую роль, поэтому полный отказ от них затруднен в большей степени – на момент публикации доклада запрещен импорт только угля и нефти, причем с исключениями для восточноевропейских стран. Эмбарго на российский газ в настоящий момент не представляется возможным, поэтому ЕС обсуждает другие меры по ограничению импорта, в частности, введение потолка цен. Кроме того, еще 22 февраля 2022 года Германией была приостановлена сертификация трубопровода Nord Stream 2. Многие страны Европы стараются снизить потребление даже разрешенных российских энергоносителей, планируя по возможности отказаться от них к концу декады.
В ответ на данные действия правительство РФ заставило иностранные государства платить за российский газ в рублях через счет в Газпромбанке, отказ от данной схемы привел к прекращению поставок в Польшу, Болгарию и Финляндию.
Также в качестве естественной контрсанкции Газпром имеет возможность использовать сложности с поставкой турбин для газопровода «Северный поток – 1» после их планового ремонта в Канаде. Из-за технических условий прогон газа был снижен, что привело к значительному повышению газовых цен в Европе. Кроме того, пока только предстоит оценить экономический эффект от аварии, произошедшей на трассе «Северный поток» возле датского острова Борнхольм. Вечером 26 сентября были обнаружены множественные утечки газа сразу на трех нитках газопровода. На следующий день рост биржевых цен на газ в Европе резко ускорился.
Какие страны ввели санкции против РФ в 2022 году
Разбираясь, какие страны ввели санкции против РФ в 2022 году, можно уверенно утверждать, что открытая внешняя политика РФ в последние годы принесла свои плоды. В списках «недружественных стран» (об этом явлении можно почитать в нашей специальной статье Недружественные страны России), отсутствуют государства БРИКС. А их роль в геополитическом раскладе сложно переоценить.
Санкции против РФ
Кроме того, нужно понимать: какие санкции были введены, и насколько серьезно они влияют на Россию.
Нейтралитет в общем тренде санкционной политики пока удается держать ЮАР, Азербайджану, Чили, Ираку, Турции, Катару, Ватикану, Киргизии, ОАЭ. Не поддерживают вводящиеся ограничения Китай, Казахстан, Израиль, Армения, Сербия, Египет и многие другие , Индия.
Подробнее о том, какие санкции введены против РФ, мы расскажем далее. А вот список тех, кто их ввел, стоит изучить подробнее.
Также будет интересно: Куда можно поехать в условиях санкций.
В числе лидеров по противостоянию РФ:
- Евросоюз. Полный список входящих в него стран вы можете посмотреть в нашей статье.
- США. Главный спонсор и выгодоприобретатель от затяжного конфликта РФ со странами-соседями.
- Великобритания. И ее государства-сателлиты, от Австралии до Фолклендских островов.
- Япония. У нее также есть свои интересы в торговой и экономической блокаде РФ, а также территориальные споры с нашей страной.
- Страны Скандинавии вне ЕС. Сюда входят Норвегия и Исландия, Шпицберген.
- Швейцария. Ее санкции преимущественно затрагивают финансовый сектор.
- Другие страны Европы вне ЕС. Сюда входит Северная Македония, Республика Косово, Черногория, Монако, Грузия, Молдавия, Лихтенштейн, Албания, Андорра.
- Канада. Одна из крупнейших стран Серверной Америки солидарна в этом вопросе с США.
Здание Европейского парламента, Брюссель, Бельгия
Наименее активны в отношении санкционного вмешательства в дела РФ страны Латинской Америки. Из них ввели ограничения только в Пуэрто-Рико. А вот популярные у инвесторов острова Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, стали неожиданными участниками санкций против РФ. Впрочем, их давняя колониальная история также неплохо объясняет происходящее. Эти страны по-прежнему экономически зависимы от более крупных и влиятельных соседей по региону.
Ключевые тезисы:
- Объем антироссийских санкций, введенных после 22 февраля 2022 года, стал рекордным и по количеству отдельных мер, и по силе давления на экономику. Весенние прогнозы о быстром крахе российской экономики не оправдались: она оказалась более устойчива в краткосрочном периоде. Теперь наиболее вероятным прогнозом влияния санкций кажется продолжительный спад, который растянется на годы.
- Последствия санкций для разных отраслей, как и для разных домохозяйств не будут одинаковыми – кто-то перенесет текущий кризис тяжелее, кто-то легче. Выживаемость отраслей в первую очередь зависит от способности ликвидировать бутылочные горлышки в поставках расходных материалов и обслуживании техники.
Эффективность международных экономических санкций
Экономический эффект от санкций обычно не превышает 2% от годового размера внутреннего валового продукта. Влияние санкций направлено на внесение дисбаланса в действующую политическую систему. Ущерб наносится отдельным субъектам хозяйствования, что ведет к росту социальной напряженности, необходимости пересмотра системы финансовой поддержки предприятий. Сущность запрета можно представить в виде повышенных налоговых выплат, которые неравномерно распределяются в национальном хозяйстве страны, находящейся под запретом.
Последний пример применения экономических санкций относится к 2014 году, когда США и Европейский Союз провели ряд запретительных действий против России. Идея коллективного применения санкций была предложена еще в начале двадцатого века. Считалось, что всеобщий бойкот приведет к капитуляции страны без дополнительных усилий. Но страны могут избежать негативных последствий от наложенных ограничений, либо снизить их отрицательный эффект. Если санкции вносят ограничения в торговую деятельность, то страны могут использовать их для расширения рынков сбыта или выхода на новые рынки. Так же страны, которые выступают в поддержку страны с наложенными ограничениями, могут косвенно выступать против государства, наложившего санкции.
Санкции считаются успешными, если был достигнут экономический или политический результат. Исследование применение санкций в ретроспективе показало, что наибольший урон наносило торговое эмбарго. Они оказывают негативный эффект экспорт, импорт, объем ВВП и приток прямых инвестиций. Даже если санкции не оказали разрушительного влияния, они все равно ведут к замедлению экономического развития и роста.
Сегодня США хотят ввести новые санкции против России. Специалисты прогнозируют, что они скорее приведут к положительным, чем к отрицательным последствиям для России. Например, запрет на инвестирование в государственный долг страны не сможет оказать существенного влияния на стабильность российской экономики, так как она находится в лучшем состоянии, чем в 2014 году. Так же в России были выработаны защитные меры против санкций. Плавающий рубль стал основным поглотителем шоков, российские компании мало зависят от иностранных инвестиций, федеральный бюджет и текущий счет находятся в профиците. Уровень государственного долга достаточно низкий, так же, как и уровень внешнего долга. Центральный Банк России имеет большой объем международных резервов.
Плюсы экономических санкций
4. Продвижение национальных интересов
Одним из главных преимуществ экономических санкций является возможность их использования в качестве элемента внешней политики или стратегии международных отношений.
Примеры: Закон об эмбарго 1807 года, направленный на принуждение Великобритании и Франции к защите прав американцев, и санкции, наложенные на Северную Корею для смягчения угрозы со стороны ее ядерной программы.
Россия также максимально использовала преимущества экономических санкций для достижения своих политических целей. Она ввела санкции против Грузии после того, как Михаил Саакашвили стал президентом страны в 2004 году и выразил желание вступить в ЕС и НАТО. Чтобы защитить свои национальные интересы, Россия активно препятствует вступлению стран бывшего Советского Союза в западные союзы.
3. Влияние на направление внутренней политики объекта санкций
Одним из примеров такого влияния является Всеобъемлющий закон о борьбе с апартеидом 1986 года, который был принят Конгрессом США, чтобы заставить правительство ЮАР положить конец системе апартеида в своей стране. Закон включал пять условий, которые ЮАР должна была выполнить, чтобы США сняли санкции. Среди них освобождение Нельсона Манделы и других политических заключенных.
Другим примером является Резолюция 1970, принятая в 2011 году и продленная в 2018 году Советом Безопасности ООН в ответ на гуманитарные нарушения во время Первой гражданской войны в Ливии. Эти санкции включали эмбарго на поставки оружия в Ливию, и замораживание всех активов, принадлежащих ливийским властям.
2. Укрепление мира и безопасности путем невоенного вмешательства
Одной из популярных форм экономических санкций является эмбарго на поставки оружия. Запрет странам или компаниям продавать военную технику и оборудование стране-агрессору эффективно ограничивает и, возможно, подрывает ее военный потенциал.
Соединенные Штаты неоднократно использовали подобные санкции. Например, с 1989 года они прекратили экспорт оружия в Китай после насильственного подавления протестов на площади Тяньаньмэнь.
Однако есть и пример, когда такие санкции пошли стране лишь на пользу. В знак протеста против войны во Вьетнаме Швеция ввела эмбарго на поставки оружия США в 1966 году. Это, в частности, лишило американскую армию пистолета-пулемета Carl Gustaf M/45, что привело к созданию его американской копии — Smith & Wesson M76.
1. Получение и сохранение конкурентного преимущества на мировом рынке
С 1973 по 1974 год Организация стран-экспортеров нефти или ОПЕК объявила нефтяное эмбарго против США и других стран, поддержавших Израиль в войне Судного дня.
Но у этой санкции была и другая цель. Эмбарго дало ОПЕК возможность продемонстрировать коллективные возможности своих стран-членов и оказать свое влияние на конкретный мировой рынок нефти и глобальную экономику в целом.
Особенности комплаенс в России
Основной особенностью комплаенс в России является отсутствие специального регулирования. Вместе с тем, в отношении отдельных составов правонарушений предусмотрена уголовная ответственность.
Согласно статье 290 УК РФ получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе – наказывается штрафом в размере до 1 000 000 рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, или в размере от десятикратной до пятидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.
Согласно статье 291 УК РФ дача взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации лично или через посредника – наказывается штрафом в размере до 500 000 рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, или в размере от пятикратной до тридцатикратной суммы взятки, либо исправительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до двух лет со штрафом в размере от пятикратной до десятикратной суммы взятки или без такового.
При этом следует различать взятку от подарка.
Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в п. 6 ч. 1 ст. 17 запрещает служащему получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц. Подарки, полученные гражданским служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются соответственно федеральной собственностью и собственностью субъекта Российской Федерации и передаются гражданским служащим по акту в государственный орган.
Указание на применение норм ГК РФ не отменяет запрета на получение подарков, а регламентирует порядок их выкупа в случае, если они получены в связи с официальным мероприятием и их стоимость превышает 3000 руб. Судебная практика в отношении уголовной ответственности складывается не однозначно.
Что такое комплаенс-менеджмент?
Термин «комплаенс» происходит от английского «compliance» – «соответствие». Речь идёт о соответствии самым разнообразным требованиям различных государственных и общественных регуляторов, которые регламентируют рынки в части продуктов, услуг, взаимоотношений компании с потребителями и государством. Тем самым они побуждают компании строить свою финансово-хозяйственную деятельность с учётом этих требований и правил. При всей видимой либеральности глобальной экономики и достаточном объёме свобод, при ближайшем рассмотрении видно, что рынки достаточно жёстко регламентируются. Это могут быть требования к качеству продукции, её срокам годности, контролю за оборотом, защите окружающей среды, нормам труда, технике безопасности и так далее. Комплаенс – это соответствие требованиям, в первую очередь, тем, которые выдвигают различные регуляторы, а также контроль за тем, чтобы это соответствие было полным. С этой целью выделяют отдельную функцию compliance control. В России комплаенс зачастую ассоциируется исключительно с финансовым сектором, хотя это неправильно. Причина такого стереотипа кроется в том, что именно Центральный банк стал первым из регуляторов, выступивших с набором обязательных требований к деятельности организаций. На самом же деле понятие комплаенса гораздо шире. Свои требования к деятельности компаний могут предъявлять не только государственные структуры, но и общественные организации – например, профсоюзы или экологические организации. В свою очередь, комплаенс-менеджмент (compliance management) – это инструментарий и набор процессов, применяемых в компании для соответствия выдвигаемым требованиям.
Зачем комплаенс нужен бизнесу?
На сегодняшний день ни одна компания не может функционировать без комплаенса, к какой бы сфере ни относилась её деятельность. Нравится это нам или нет, в мире идёт ужесточение требований абсолютно для всех отраслей и индустрий. Эта тенденция прослеживается как в отдельных странах, так и на межгосударственном уровне, в рамках международной кооперации. Что это означает для предпринимателей? Новые регламенты появляются быстро и зачастую неожиданно, а расплата за их неисполнение может быть весьма суровой. К примеру, фармацевтические компании обязаны детально отчитываться об обороте рецептурных препаратов и используемых для их изготовления активных субстанций. Любой производитель пищевых продуктов знает, к чему может привести несоответствие требованиям СанПин или ГОСТа. Международная торговля – ещё одна отрасль со строгой регламентацией. Среди юристов даже появилась отдельная категория специалистов по международному торговому комплаенсу (international trade compliance lawers). Но, пожалуй, ярчайшим примером, иллюстрирующим необходимость комплаенса, является действующий в Европейском Союзе закон о защите персональных данных – the General Data Protection Regulation (GDPR). Этот закон стал прямым следствием наступления эпохи Big Data и тотальной цифровизации жизни гражданина, что принесло взрывной рост объёмов различных данных, в том числе персональных и биометрических. Европейские власти быстро осознали, что «цифровой след», оставляемый каждый человеком, легко может быть использован в противоправных целях, и поставили задачу бороться с этим. GDPR вступил в силу только в 2018 году, и за короткое время успел снискать репутацию одного из самых жёстких законов во всём мире. Введённый с целью защиты конфиденциальности персональной информации, он предусматривает жёсткие санкции, если компании допускают утечку подобной информации или обрабатывают её без согласия человека. За нарушение требований GDPR на компанию может быть наложен чудовищный штраф. Его сумма может достигать 20 миллионов евро или 4% от общего оборота компании за весь предыдущий финансовый год (в зависимости от того, какая сумма больше). Речь идёт о суммах, сопоставимых с IT-бюджетом средней компании! Известно, что при формировании бюджета европейские компании заранее закладывают в них в качестве статьи расходов выплату штрафов за несоответствия его требованиям. Цель комплаенса как раз и заключается в предотвращении подобных ситуаций и, в конечном счёте, экономии денег компании. Принцип «сэкономленные деньги – заработанные деньги» в данном случае работает как нельзя лучше. Именно поэтому компании во всём мире разрабатывают собственные комплаенс-стратегии (compliance policy) и тщательно контролируют их соблюдение, формируют в рамках корпоративной структуры отдельные комплаенс-подразделения и активно инвестируют в ИТ-решения, помогающие в выполнении требований регуляторов. Как именно это выглядит на практике, будет рассказано ниже.
Классификация санкций против РФ, введенных после 22 февраля 2022 года
После признания Россией 22 февраля 2022 года ДНР и ЛНР независимыми государствами и начала боевых действий на территории Украины многие страны ввели санкции против РФ. К санкциям присоединились США, ЕС, Австралия, Великобритания, Канада, Южная Корея, Новая Зеландия, Сингапур, Тайвань и Швейцария. Набор введенных разными странами санкций схож, а наиболее жесткие и значимые для российской экономики меры приняты США и ЕС.
Все санкции можно условно разделить на персональные и экономические. Несмотря на то что первые играют важную политическую роль и получают широкое освещение в СМИ, они почти не оказывают влияния на экономику ни стран, вводящих санкции, ни России, поэтому мы в исследовании фокусируемся на экономических санкциях. Их можно разделить на четыре основные категории: финансовые, энергетические, технологические и транспортно-логистические. Некоторые санкции выпадают из этой классификации, но в силу их малых значимости и числа они не являются основными и не играют большой роли в санкционной политике. Кроме санкций, введенных на государственном уровне, значительное влияние на экономику оказывают решения крупных международных компаний о сокращении или приостановке деятельности на территории России.
Функции комплаенс-контроля
Комплаенс-контроль (compliance control) и комплаенс-менеджмент (compliance management) входят в число ключевых корпоративных задач
Здесь очень важно понять, чем директор по комплаенсу отличается от комплаенс-офицера (compliance officer) или комплаенс-менеджера (compliance manager). Офицер или менеджер являются, по сути, обычными контролёрами, и их задача ограничивается тем, чтобы следить, как выполняется тот или иной перечень требований
Поле деятельности директора по комплаенсу гораздо шире. Как правило, он входит в состав совета директоров или является членом правления, и его задача – не просто сделать за выполнением требований, а инициировать и разрабатывать проекты по соответствию. Директор по комплаенсу работает над тем, чтобы требованиям соответствовали все процессы и процедуры компании, а не только конечный продукт. Это подразумевает и менеджмент качества, и процессное управление, ведь зачастую с выходом нового требования или закона компания оказывается перед необходимостью перестроить половину всех бизнес-процессов и полностью перекроить IT-ландшафт. Перестройка компании для соответствия её новым требованиям – одна из наиболее частых задач директора по комплаенсу, и зачастую для её решения создаётся специальный отдел, управление или департамент (compliance department). Правда, такая картина пока что более характерна для западных компаний, но и в России такая тенденция активно набирает обороты.
Судебная практика в России в отношении уголовных наказаний
В настоящее время имеет место достаточно обширная судебная практика, заканчивающаяся приговорами судов в отношении преступлений в виде дачи взятки, причем суммы значительно различаются. Можно встретить «громкие дела» в отношении многомиллионных взяток, а возможно встретить совсем незначительные суммы.
Тихоокеанский флотский военный суд в апелляционном определении по делу №22-39/2016 от 19 апреля 2016 года рассмотрел дело, в котором обвиняемый по статье 290 УК РФ потребовал от этих лиц денежные средства в размере 200000 рублей, которые он получил от них двумя частями по 100000 рублей, соответственно, 1 августа и 10 сентября 2015 года. Апелляционный суд посчитал возможным назначить ему наиболее мягкое наказание, предусмотренное санкцией ч. 5 ст. 290 УК РФ, в виде штрафа.
Советский районный суд Приморского края принял приговор по делу № 1-180/2016 от 18.04.2016 признал, что «И» и «М» совершили ряд преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления. Суд установил, что виновное лицо дало заведомо ложные сведения о заключении между П Ш.Э. и М А.О. брака, за что в период времени с 15 часов 50 минут до 17 часов 35 минут, находясь в помещении своего служебного кабинета по вышеуказанному адресу, лично получила от «М» взятку в виде денег в размере 5 000 рублей.
Судом было решено «И» признать виновной в совершении преступлений, предусмотренных ч.1 ст.292 УК РФ, ч.3 ст.290 УК РФ, ч.3 ст.30 ч.3 ст.290УК РФ и назначить наказание:
- по ч.1 ст.292 УК РФ в виде 6 (шести) месяцев исправительных работ с удержанием из заработной платы в доход государства 10 %;
- по ч.3 ст.290 УК РФ в виде 3 (трех) лет лишения свободы со штрафом в размере 200 тыс. рублей;
- по ч.3 ст.30, ч.3 ст.290 УК РФ в виде 2 (двух) лет 2 (двух) месяцев лишения свободы со штрафом в размере 200 тыс. рублей.
Данное дело свидетельствует о том, что даже за незначительные взятки, наказание может быть существенным. Но уголовное наказание, скорее, является редкостью.
Какие риски помогает минимизировать санкционный комплаенс?
Соблюдать санкционные ограничения обязаны в первую очередь граждане той страны, которая эти ограничения ввела, и зарегистрированные там юридические лица. Но и для российских компаний, не затронутых санкциями напрямую, участие в сделках с подсанкционными лицами может влечь специфические риски.
Например, любое лицо, которое не находится под санкциями США, может подпасть под вторичные санкции, если оно прямо или косвенно участвовало в совершении мошеннических сделок с целью обхода санкций США или оказывало существенное содействие подсанкционному лицу, в том числе финансовое, материальное или техническое, а также предоставляло товары или услуги в поддержку его деятельности1. Вторичные санкции предусматривают распространение на нарушителя санкционного режима: блокировку принадлежащих ему активов в США и запрет на любое взаимодействие с ним как американским, так и неамериканским лицам.
В санкционном регулировании ЕС механизма вторичных санкций нет. Однако и европейские санкции могут привести к сложностям. Так, согласно разъяснениям Европейской комиссии, если денежные средства одно неподсанкционное лицо переводит другому через банк, который находится под санкциями ЕС, такие средства могут быть заблокированы2.