История развития и становления полевых учреждений Банка России
Современные военные финансы представляют собой систему экономических денежных отношений, посредством которых на основе распределения доходов происходит использование финансовых ресурсов, предназначенных для обеспечения потребностей Вооруженных Сил России.
Они выполняют две важнейшие функции: распределительную и контрольную. Образование, распределение, перераспределение и использование фондов денежных средств осуществляется на основе использования бюджетных ресурсов и внебюджетных средств. Важнейшими структурными элементами финансово-кредитной системы Вооруженных Сил являются финансовые органы и полевые банки.
Обслуживание войск специальными денежно-кредитными учреждениями началось в России во время русско-турецкой войны 1877-1878 гг. Эти учреждения назывались полевыми казначействами и были в составе действующей армии. Приказом по военному ведомству № 333 от 8 ноября 1876 года было определено «Временное положение о казначейской части при армии в военное время», которым утверждалась структура, функции и основные обязанности должностных лиц полевых казначейств. Создавалась сеть: при «главной квартире» — главное полевое казначейство; при каждом корпусе -корпусное; при каждом отряде — отрядное казначейство1. Основной и единственной задачей казначейств являлось удовлетворение потребностей армии в наличных деньгах. Операции сводились к производству платежей войскам в счет открываемых по сметам Военного министерства кредитов. Полевые казначейства ещё назывались «военно-походными кассами».
Коречков Ю.В. Полевые банки России. -Ярославль, 1996. — с. 8. Двадцать четвертого апреля 1895 года приказом по военному ведомству № 94 было утверждено «Положение о деятельности полевых казначейств», явившееся приложением № 7 к изданному в 1890 году «Положению о полевом управлении войск в военное время». После реорганизации в ноябре 1904 года Маньчжурской армии на три армии при каждой из них были созданы главные полевые казначейства. Кроме них функционировало еще 25 казначейств, в том числе 17 корпусных1. Полевые казначейства по вопросам военной организации подчинялись командованию русских войск, а по вопросам деятельности -Государственному банку и Департаменту Государственного казначейства. Основной задачей казначейств было удовлетворение войск в деньгах. Большое распространение получили «позаимствования из наличности казначейств». Они осуществлялись, когда расходы разрешалось производить при отсутствии кредитов (в случае экстренной потребности войск при условии письменного требования командования). Новизной в деятельности казначейств стало введение банковских операций: перевод денежных сумм из армии, операции сберегательных касс, операции по текущим счетам войсковых частей, реализация облигаций второго пятипроцентного внутреннего госзайма 1905 года и т.д.
Значительно расширился круг операций в годы первой мировой войны. Задачами полевых казначейств были: прием, хранение и отпуск сумм Государственного казначейства, специальных средств и депозитов, продажа гербовых марок, переводные операции, выдача денег, прием денежных вкладов на счета и производство операций сберегательных касс, ведение счетоводства и предоставление отчетности, прием подписки на внутренние займы и продажа билетов благотворительной лотереи 1914 года. Бывшее главное казначейство стали представлять два отдельных органа: главная бухгалтерия полевых и крепостных казначейств фронта и казначейство при полевом управлении фронта. Сеть русских полевых казначейств разворачивалась также при корпусах и отрядах, при штабах армий, при управлениях, подчиненных
С лета 1918 года полевые казначейства успешно функционировали в составе Красной Армии. В целях упорядочения финансирования войск и обеспечения их денежной наличностью приказом РВСР от 24 октября 1918 года № 146 было утверждено новое «Временное положение о полевых казначействах», а приказом РВСР от 25 декабря 1919 года № 2271 -«Инструкция полевым казначействам действующей армии». Этими документами регламентировалась деятельность полевых казначейств Красной Армии и определялась их структура: при фронтах — главные полевые казначейства, при армиях и дивизиях — армейские и дивизионные полевые казначейства, при отдельных отрядах фронтового подчинения — отрядные полевые казначейства2.
class2 АНАЛИЗ ОБСЛУЖИВАНИЯ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ ПОЛЕВЫМИ
УЧРЕЖДЕНИЯМИ БАНКА РОССИИ
class2
Чем могли пользоваться простые граждане
Основной вид банковских услуг для населения в СССР – это вклады, которые, как сказано выше, принимались в Сберкассах. Минимальная сумма вклада составляла 5 рублей, пополнять их также можно было дистанционно (через работодателя), а оформлялись они сберегательными книжками.
Но до этого периода в истории советской банковской системы были интересные предложения. Например, в 1920-е годы существовало жилищное кредитование, когда можно было получить практически настоящий ипотечный кредит по ставке 1% в год на 45-60 лет (правда, что стало с этими кредитами после отказа от НЭПа, история умалчивает).
Был и прообраз современного потребительского кредитования – рассрочка. Запустил этот механизм Совмин СССР в 1959 году, разрешив покупать товары длительного пользования в кредит (из специального перечня товаров). Это было нужно – хоть зарплаты советских граждан и росли, их потребности росли быстрее.
Сам по себе механизм рассрочки был удобным, при покупке можно было заплатить совсем небольшую часть стоимости товара, а остальное погасить за несколько месяцев. При желании, можно было вычитать эти деньги сразу из зарплаты.
Проценты за рассрочку взимались совсем небольшие, по состоянию на 1959 год это было 2% годовых. Требований к заемщикам было немного, достаточно было предоставить справку с работы или доказать наличие доходов каким-то еще способом. Новую рассрочку могли выдать только тем, кто погасил предыдущую (это прообраз кредитной истории).
Существовало жилищное кредитование. Можно было взять заем на строительство собственного дома под 1-2,7% годовых, также можно было получить кредит на реконструкцию пустующего жилья. Погашать такой заем можно было с третьего года от даты получения, а молодым семьям давали деньги под еще более низкие процентные ставки.
Отдельная история – жилищно-строительные кооперативы, можно было заплатить около 40% стоимости квартиры, а остальную сумму погасить в течение нескольких лет (при этом уже проживая в этой квартире).
Наконец, небольшие ссуды выдавали и в сберкассах – их суммы не могли превышать 4 месячных зарплат заемщика, а на счете в сберкассе он должен был хранить минимум 25% от суммы займа.
На предприятиях создавались кассы взаимопомощи, где тоже можно было попросить ссуду, но они никак не относились ни к банкам, ни к государству.
Кроме того, существовали и ломбарды, которые выдавали займы под залог ценного имущества.
Чеки вместо валюты
Как известно, в СССР хождение иностранной валюты было запрещено. Причин было несколько – это и «железный занавес» (мало кто выезжал за границу, и валюта была не нужна), и искусственно завышенный курс советского рубля. За любые операции с иностранными валютами следовало наказание согласно Уголовному кодексу.
Но, как и многие другие ограничения, запрет на валюту можно было обойти. Еще с 1930-х годов советская власть начала задумываться о торговле с иностранцами. Тогда создается «Торгсин», который продавал иностранцам различные ценные вещи за валюту. После закрытия «Торгсина» зарубежным работникам начали выдавать зарплату безналичным способом, они могли выбирать себе товары в специальных отделах магазинов.
С 60-х годов Советский Союз активно развивает сотрудничество с другими странами, и за границу отправляется множество советских граждан. Им нужно было выплачивать зарплату в местной валюте, а иностранным работникам – как-то продавать товары внутри СССР за их валюту.
Проблему решила система сертификатов – их получали советские работники по возвращению из заграничных командировок. Сертификаты можно было обменять на товары в специальных магазинах – «Березка», «Каштан» и других. Сертификаты отличались по внешнему виду в зависимости от страны, на валюту которой они были обменяны. Самыми ценными были сертификаты для работников из капиталистических стран.
Магазин «Березка» (фото – pastvu.com)
С 1974 года сертификаты заменили на чеки, которые выдавались на конкретную сумму (то есть, выдавались на сумму зарплаты работника). На них можно было приобрести разного рода дефицитные товары в закрытых для остальных граждан магазинах.
Система прекратила сове существование в 1988 году, но еще несколько лет в «Березках» можно было купить товары по безналичному расчету, а потом – только за иностранную валюту.
Однако официально владеть иностранной валютой советским гражданам разрешили только в 1991 году.
Данные оборотной ведомости по счетам бухгалтерского учёта
Форма 101
2016 год
2015 год
2014 год
2013 год
2012 год
2011 год
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
на 1 января
на 1 февраля
на 1 марта
на 1 апреля
на 1 мая
на 1 июня
на 1 июля
на 1 августа
на 1 сентября
на 1 января
на 1 февраля
на 1 марта
на 1 апреля
на 1 мая
на 1 июня
на 1 июля
на 1 августа
на 1 сентября
на 1 октября
на 1 ноября
на 1 декабря
на 1 января
на 1 февраля
на 1 марта
на 1 апреля
на 1 мая
на 1 июня
на 1 июля
на 1 августа
на 1 сентября
на 1 октября
на 1 ноября
на 1 декабря
на 1 января
на 1 февраля
на 1 марта
на 1 апреля
на 1 мая
на 1 июня
на 1 июля
на 1 августа
на 1 сентября
на 1 октября
на 1 ноября
на 1 декабря
на 1 января
на 1 февраля
на 1 марта
на 1 апреля
на 1 мая
на 1 июня
на 1 июля
на 1 августа
на 1 сентября
на 1 октября
на 1 ноября
на 1 декабря
на 1 января
на 1 февраля
на 1 марта
на 1 апреля
на 1 мая
на 1 июня
на 1 июля
на 1 августа
на 1 сентября
на 1 октября
на 1 ноября
на 1 декабря
на 1 января
на 1 февраля
на 1 марта
на 1 апреля
на 1 мая
на 1 июня
на 1 июля
на 1 августа
на 1 сентября
на 1 октября
на 1 ноября
на 1 декабря
на 1 января
на 1 февраля
на 1 марта
на 1 апреля
на 1 мая
на 1 июня
на 1 июля
на 1 августа
на 1 сентября
на 1 октября
на 1 ноября
на 1 декабря
на 1 января
на 1 февраля
на 1 марта
на 1 апреля
на 1 мая
на 1 июня
на 1 июля
на 1 августа
на 1 сентября
на 1 октября
на 1 ноября
на 1 декабря
на 1 января
на 1 февраля
на 1 марта
на 1 апреля
на 1 мая
на 1 июня
на 1 июля
на 1 августа
на 1 сентября
на 1 октября
на 1 ноября
на 1 декабря
Информация Центра эксплуатации платежной системы
- Информация для участников обмена о выполнении/изменении графиков функционирования платежной системы Банка России, системы передачи финансовых сообщений и системы быстрых платежей
- Регламенты по тестированию
-
Информация о новых версиях программного обеспечения
- Программные средства клиентов Банка России
- Предоставление отчетности по формам 325 и 701
- Прикладные программные интерфейсы СКЗИ
- Обновления для СКАД Сигнатура
- Информация о работе платежной системы Банка России
- Информация для клиентов Банка России при подключении к электронному обмену
- Информация для клиентов Банка России при подключении к сервису быстрых платежей ПС БР
- Информация для клиентов при подключении к СПФС
- Информация для клиентов Банка России, формирующих «Отчет об операциях на валютных и денежных рынках» (форма 0409701)
- Ответы на часто задаваемые вопросы
- Классификатор валют
История развития и становления полевых учреждений Банка России
Современные военные финансы представляют собой систему экономических денежных отношений, посредством которых на основе распределения доходов происходит использование финансовых ресурсов, предназначенных для обеспечения потребностей Вооруженных Сил России.
Они выполняют две важнейшие функции: распределительную и контрольную. Образование, распределение, перераспределение и использование фондов денежных средств осуществляется на основе использования бюджетных ресурсов и внебюджетных средств. Важнейшими структурными элементами финансово-кредитной системы Вооруженных Сил являются финансовые органы и полевые банки.
Обслуживание войск специальными денежно-кредитными учреждениями началось в России во время русско-турецкой войны 1877-1878 гг. Эти учреждения назывались полевыми казначействами и были в составе действующей армии. Приказом по военному ведомству № 333 от 8 ноября 1876 года было определено «Временное положение о казначейской части при армии в военное время», которым утверждалась структура, функции и основные обязанности должностных лиц полевых казначейств. Создавалась сеть: при «главной квартире» — главное полевое казначейство; при каждом корпусе -корпусное; при каждом отряде — отрядное казначейство1. Основной и единственной задачей казначейств являлось удовлетворение потребностей армии в наличных деньгах. Операции сводились к производству платежей войскам в счет открываемых по сметам Военного министерства кредитов. Полевые казначейства ещё назывались «военно-походными кассами».
Коречков Ю.В. Полевые банки России. -Ярославль, 1996. — с. 8. Двадцать четвертого апреля 1895 года приказом по военному ведомству № 94 было утверждено «Положение о деятельности полевых казначейств», явившееся приложением № 7 к изданному в 1890 году «Положению о полевом управлении войск в военное время». После реорганизации в ноябре 1904 года Маньчжурской армии на три армии при каждой из них были созданы главные полевые казначейства. Кроме них функционировало еще 25 казначейств, в том числе 17 корпусных1. Полевые казначейства по вопросам военной организации подчинялись командованию русских войск, а по вопросам деятельности -Государственному банку и Департаменту Государственного казначейства. Основной задачей казначейств было удовлетворение войск в деньгах. Большое распространение получили «позаимствования из наличности казначейств». Они осуществлялись, когда расходы разрешалось производить при отсутствии кредитов (в случае экстренной потребности войск при условии письменного требования командования). Новизной в деятельности казначейств стало введение банковских операций: перевод денежных сумм из армии, операции сберегательных касс, операции по текущим счетам войсковых частей, реализация облигаций второго пятипроцентного внутреннего госзайма 1905 года и т.д.
Значительно расширился круг операций в годы первой мировой войны. Задачами полевых казначейств были: прием, хранение и отпуск сумм Государственного казначейства, специальных средств и депозитов, продажа гербовых марок, переводные операции, выдача денег, прием денежных вкладов на счета и производство операций сберегательных касс, ведение счетоводства и предоставление отчетности, прием подписки на внутренние займы и продажа билетов благотворительной лотереи 1914 года. Бывшее главное казначейство стали представлять два отдельных органа: главная бухгалтерия полевых и крепостных казначейств фронта и казначейство при полевом управлении фронта. Сеть русских полевых казначейств разворачивалась также при корпусах и отрядах, при штабах армий, при управлениях, подчиненных
С лета 1918 года полевые казначейства успешно функционировали в составе Красной Армии. В целях упорядочения финансирования войск и обеспечения их денежной наличностью приказом РВСР от 24 октября 1918 года № 146 было утверждено новое «Временное положение о полевых казначействах», а приказом РВСР от 25 декабря 1919 года № 2271 -«Инструкция полевым казначействам действующей армии». Этими документами регламентировалась деятельность полевых казначейств Красной Армии и определялась их структура: при фронтах — главные полевые казначейства, при армиях и дивизиях — армейские и дивизионные полевые казначейства, при отдельных отрядах фронтового подчинения — отрядные полевые казначейства2.
class2 АНАЛИЗ ОБСЛУЖИВАНИЯ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ ПОЛЕВЫМИ
УЧРЕЖДЕНИЯМИ БАНКА РОССИИ class2
Функции ЦБ
Центробанк выполняет следующие основные функции:
- Вместе с Правительством России разрабатывает, а потом реализует денежно-кредитную политику. Я хочу остановиться на ней более подробно в завершении этой статьи.
- Имеет монопольное право на выпуск (эмиссию) денег в обращение, в т. ч. разрабатывает дизайн монет и бумажных купюр. Изъятие из обращения старых или испорченных денег тоже находится в ведении только Центробанка.
- Регулирование и контроль деятельности кредитных и нефинансовых организаций (выдает им лицензии, приостанавливает или отзывает их). Центробанк не работает с физическими лицами. Посредниками выступают коммерческие банки и другие финансовые организации.
- Управляет золотовалютными резервами страны.
- Осуществляет валютное регулирование и валютный контроль. Устанавливает официальный курс рубля по отношению к иностранным валютам. Разрабатывает меры по стабилизации курса.
- Разрабатывает правила проведения банковских операций. Может издавать свои нормативные акты, которые обязательны к исполнению всеми участниками банковского рынка, государственными органами, юридическими и физическими лицами.
- Анализирует и прогнозирует развитие российской экономики.
- Является банкиром Правительства. Обслуживает государственный долг и бюджет.
Функций значительно больше, но я представила основные и понятные для большинства граждан нашей страны. На некоторых остановлюсь подробнее, потому что они могут повлиять на жизнь конкретного гражданина или организации.
Мы можем и не следить за развитием мировой экономики и плохо представлять себе, что такое денежно-кредитная политика. Но исполнение ЦБ некоторых своих функций в один прекрасный день перевернет жизнь с ног на голову.
Контроль деятельности коммерческих банков
Немного статистики:
- за 2015 год ЦБ отозвал лицензию у 90 банков;
- в 2016 году – у 94;
- в 2017 – у 47;
- в 2018 – пока у 38.
И это далеко не только мелкие региональные банки, но и крупные, которые входили в топ-50. Например, банк Югра. Не будем вдаваться в подробности, за что с ними так обошлись. Для нас гораздо важнее, как это повлияло на рядовых граждан. Физические лица получили вложенные в эти банки средства с помощью Агентства по страхованию вкладов (АСВ) в пределах максимальной суммы в 1,4 млн. руб. А кто вложил больше, встали в очередь за оставшимися деньгами.
Сложнее ситуация с юридическими лицами, кто открыл в ликвидированных банках расчетные счета для обслуживания своего бизнеса. Их сразу поставили в очередь и неофициально объявили, что вероятность получить назад хранящиеся на счетах деньги близка к 0. А ведь за каждым бизнесом стоят конкретные люди. Для некоторых сложившаяся ситуация стала настоящей катастрофой.
Установление ключевой ставки
В последние годы за новостями о повышении или понижении ключевой ставки стало следить чуть ли не все сознательное население нашей страны. Что это за ставка и как она может повлиять на нашу жизнь?
Что значит дешевые кредиты? Население и коммерческие организации получают доступ к деньгам. Одни начинают больше покупать, а другие – больше производить. Растет спрос, начинают расти цены и инфляция. Центробанк повышает ставку, чтобы сбить этот рост.
С помощью ключевой ставки ЦБ регулирует денежно-кредитную политику, основной целью которой является снижение инфляции и повышение покупательской способности населения.
Регулирование валютного курса
У нас установлен плавающий курс рубля по отношению к иностранным валютам. Курс определяется по итогам торгов на межбанковском валютном рынке. Как это может отразиться на нас?
Во-первых, многие продолжают делать свои накопления именно в валюте. А меняющийся курс делает такую форму сбережения денег не всегда привлекательной.
Во-вторых, рост долларов или евро приводит и к росту цен на товары и услуги внутри страны. Почему? Потому что мы, к сожалению, до сих пор зависим от импорта оборудования, материалов, технологий, продуктов питания. Чем быстрее переведем страну на импортозамещение, тем меньше будем зависеть от валютного курса.
Новости банковского мира и экономики
Аккредитация Государственного Банка СССР в ООН
В лице Государственного Банка СССР, рады сообщить, что в результате проведенной работы 21 сентября 2019 года Госбанк СССР успешно прошёл аккредитацию в ООН, став Организацией, зарегистрированной в 26 основных Организациях и Комиссариатах ООН, в результате чего Госбанку СССР присвоен регистрационный номер UN ID 640352.
19.10.2019
На строительство нового лагеря в «Артеке» направили 2 миллиарда рублей
Общий объем финансирования проекта составит 10 миллиардов рублей, что делает его самым крупным детским инвестпроектом России последних лет, отмечается в сообщении.
20.03.2018
Серьезное оздоровление экономики государства
В сравнении с январем-февралем 2017-го г. за аналогичный период текущего года объем продаж на первичном рынке Новой Москвы прибавил 80%.
20.03.2018
Лица, под контролем либо значительным влиянием которых находится кредитная организация*
на 31.08.2016
Ещё +Свернуть —
* Данная информация опубликована на основании представленной банком информации. Банк России не несет ответственности за достоверность публикуемой информации.
Направить жалобу
Ликвидация кредитной организации
13.03.2019
Сведения о ходе конкурсного производства
13.12.2018
Сведения о ходе конкурсного производства
18.09.2018
Сведения о ходе конкурсного производства
18.06.2018
Сведения о ходе конкурсного производства
16.03.2018
Сведения о ходе конкурсного производства
20.12.2017
Сведения о ходе конкурсного производства
15.09.2017
Сведения о ходе конкурсного производства
19.06.2017
Сведения о ходе конкурсного производства
09.06.2017
Сообщение об итогах инвентаризации имущества
12.01.2017
Сведения о ходе конкурсного производства
12.01.2017
Объявление о банкротстве
27.12.2016
Приказ о прекращении деятельности временной администрации
22.12.2016
Отчет временной администрации о расходовании денежных средств
22.12.2016
Заключение временной администрации о финансовом состоянии
30.11.2016
Приказ об уточнении персонального состава временной администрации
16.11.2016
Приказ об уточнении персонального состава временной администрации
10.11.2016
Информация о финансовом состоянии
10.11.2016
Объявление о принятии АС заявления
03.11.2016
Объявление о возврате ценных бумаг
02.11.2016
Приказ об уточнении персонального состава временной администрации
26.10.2016
Приказ об уточнении персонального состава временной администрации
26.10.2016
Приказ об уточнении персонального состава временной администрации
18.10.2016
Приказ об уточнении персонального состава временной администрации
14.10.2016
Извещение о возможности предъявления требований
10.10.2016
Приказ об уточнении персонального состава временной администрации
03.10.2016
Приказ об уточнении персонального состава временной администрации
26.09.2016
Приказ о назначении временной администрации
(Руководитель временной администрации — Демина Светлана Вячеславовна – главный экономист отдела по работе с ликвидируемыми кредитными организациями № 2 Управления лицензирования деятельности и ликвидации кредитных организаций ГУ Банка России по Центральному федеральному округу)
26.09.2016
Приказ о прекращении деятельности
26.09.2016
Приказ об отзыве лицензии
16.09.2016
О возложении функций ВА на ГК АСВ
(Руководитель временной администрации — представитель государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов»)
Из истории ГОСБАНКА СССР
Во второй половине 20-х годов функции и направления деятельности Госбанка коренным образом изменились. Это было связано в основном с ускоренными темпами проведения индустриализации, которые требовали крупных вливаний в тяжелую промышленность в течение короткого времени.
Проведение индустриализации в СССР традиционными путями, т.е. за счет накопления денежных средств внутри страны и внешних займов, было невозможно. У населения необходимые накопления отсутствовали, а займы не могли быть осуществлены ни по экономическим (мировой экономический кризис), ни по политическим причинам. В результате индустриализация в стране проводилась за счет эмиссионного финансирования. Поиск способа, который позволил бы государству в наиболее простой форме перераспределять денежные средства между секторами экономики, продолжался в течение всего периода свертывания НЭПа.
В июне 1927 г. в связи с усилением регламентации движения краткосрочных капиталов на Госбанк была возложена обязанность непосредственного оперативного руководства всей кредитной системой при сохранении общего регулирования ее деятельности за Наркоматом финансов. Госбанк должен был наблюдать за деятельностью остальных кредитных учреждений в соответствии с правительственными директивами в области кредитной политики. Спецбанки должны были хранить свободные средства и кредитоваться только в Госбанке, которому предоставлялось право участвовать в их советах и ревизионных органах. Кроме того, Госбанк должен был увеличить свою долю в акционерных капиталах спецбанков.
В феврале 1928 г. в связи с реорганизацией банковской системы в Госбанке начал сосредоточиваться основной объем операций по краткосрочному кредитованию. При этом в его ведение перешла большая часть филиалов акционерных банков, которые стали играть вспомогательную роль в кредитовании хозяйства. Операции по долгосрочному кредитованию осуществлялись в основном в специально созданном Банке долгосрочного кредитования промышленности и электрохозяйства (БДК), Центральном банке коммунального хозяйства и жилищного строительства (Цекомбанке) и отчасти в Центральном сельскохозяйственном банке (ЦСХбанке).
В августе 1928 г. на Госбанк была возложена обязанность кассового исполнения госбюджета, что позволило сосредоточить в нем кассовые операции cоциалистического хозяйства.
Финансовые рынки
-
Развитие финансового рынка
- Стратегия развития финансового рынка
- Финансовая доступность
- Финансовая стабильность
- Конкуренция
- Инициативы участников финансового рынка
- Развитие финансовых инструментов
- Развитие сегментов финансового рынка
- Справочник финансовых организаций
- Сведения из реестра эмиссионных ценных бумаг эмитентов, не являющихся кредитными организациями
-
Регулирование финансовых рынков
- Информационные письма
- Государственная пошлина и реквизиты для оплаты
-
Надзор за участниками финансовых рынков
- Рынок ценных бумаг и товарный рынок
- Субъекты рынка коллективных инвестиций
- Субъекты страхового дела
- Микрофинансирование
- Саморегулируемые организации
- Актуарии
- Кредитные рейтинговые агентства
- Аттестация специалистов финансового рынка
- Банкротство
- Административное производство
- Операторы инвестиционных платформ
-
Защита прав потребителей финансовых услуг и инвесторов
- Деятельность
- Обращения потребителей финансовых услуг и инвесторов
- Практики, рекомендации, разъяснения
- Финансовое просвещение
-
Эмиссия ценных бумаг, корпоративное управление и раскрытие информации эмитентами
- Информационные сообщения по вопросам эмиссии ценных бумаг, корпоративного управления и раскрытия информации эмитентами
- Экспертные советы
- Перечень часто выявляемых нарушений
-
Противодействие неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком
- Законы, нормативные акты и иные документы по вопросам противодействия неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком
- Рекомендации и разъяснения Банка России
- Недобросовестные практики поведения
- Выявленные случаи неправомерного использования инсайдерской информации и манипулирования рынком
- Аннулированные аттестаты
- Порядок проведения проверок Банком России
- Пресс-релизы
- Международное сотрудничество
-
Отчетность некредитных финансовых организаций
- Отчетность субъектов рынка ценных бумаг и товарного рынка
- Отчетность субъектов рынка коллективных инвестиций
- Отчетность субъектов страхового дела
- Отчетность субъектов рынка микрофинансирования
- Отчетность саморегулируемых организаций
- Отчетность кредитных рейтинговых агентств
- Отчетность бюро кредитных историй
- Отчетность организаторов торговли
- Информация о сбоях при представлении электронных документов в Банк России
- Архивы сайтов СБРФР, ФСФР и ФКЦБ
-
Открытый стандарт отчетности XBRL
- Таксономия XBRL
- Российская юрисдикция XBRL
- Рабочая группа по вопросам внедрения XBRL в Банке России
- Глоссарий
- Литература по тематике XBRL
- События и информационные материалы
- Вопросы и ответы
- Контакты
- Решения Банка России в отношении участников финансового рынка
- Решения Банка России в отношении финансовых инструментов
- Решения Банка России в отношении субъектов страхового дела
- Приказы в отношении участников финансового рынка после отзыва (аннулирования) лицензии
- График публикации официальной статистической информации
- Международная неделя инвесторов
- О проведении добровольной квалификационной оценки деятельности аудиторских организаций
- Маркетплейс
- Реестры
- Предписания
- Оптимизация регуляторной нагрузки
Сберкассы и Сбербанк
Самый крупный российский банк – Сбербанк – называет датой своего создания 1841 год, когда был утвержден устав сберегательных касс (сами кассы появились годом позднее).
В СССР сберкассы играли крайне важную роль – аккумулировали деньги населения, поэтому система Государственных трудовых сберегательных касс появляется в СССР уже в 1922 году.
Сберкассы продолжали работать практически независимо от реорганизации банков в 1930-е годы. Они выполняли поставленные планы по увеличению объемов привлеченных вкладов и предлагали своим вкладчикам до 8-9% годовых. Также они проводили для населения безналичные переводы и продавали страховки, а до середины 1930-х даже выдавали зарплаты и продавали трамвайные билеты.
Денежная реформа 1947 года усилила интерес населения к сберкассам, тем более что после этого был принят новый устав, которым государство гарантировало сохранность денег вкладчиков.
Число сберкасс в СССР росло очень быстро: если в 1924 году их было 4544, то в 1933 – уже 56108, а в 1977-м – 80400. Благодаря такой обширной сети сберкассы охватывали всю страну и полностью заменили для населения банки. В 1963 году сберкассы вывели из ведения Минфина, и теперь они подчинялись Госбанку.
Сберкасс было много (фото – pastvu.com)
Во второй половине XX века советская экономика стабилизировалась, и сберкассы заметно снизили ставки по вкладам. Всего их было 5 видов:
- до востребования – по ним давали 2% годовых (сейчас по ним дают лишь около 0,1% годовых);
- срочные – со сроком от полугода и больше, по ним давали 3% годовых;
- условные – деньги по ним выплачивали после наступления определенного события (совершеннолетие ребенка или свадьба), ставка составляла 2% годовых;
- на текущие счета – за это тоже давали 2% (а сейчас почти все банки по обычным счетам не дают ничего);
- выигрышные – процентной ставки по ним не было, но вклады были своего рода лотереей.
Сберкассы превратились в Сбербанк СССР только в 1987 году, тогда он назывался «Банк трудовых сбережений и кредитования населения СССР». Впоследствии он стал тем Сбербанком, который мы знаем сейчас.
Его достаточно странная работа с отделениями и региональными банками («где карту открывали – туда и идите!») имеет происхождение именно с периода сберкасс, когда каждая касса была, по сути, отдельной единицей.
Кстати, Сбербанк даже не получил лицензию под номером 1 – ее получил Международный московский банк, открытый в 1989 году и переименованный в 2007 году в Юникредитбанк. Вторым стал ленинградский банк «Патент», который сейчас называется «Викинг», а третий – Московский кооперативный банк – закрылся в кризис 2008 года.