«карт-бланш на кадровые решения»: мишустин утвердил структуру и состав аппарата правительства

Что такое цифровая экономика сегодня

Понятие «цифровизация» (или digitalization) обозначает переход к современным моделям и способам действий, которые базируются на информационных технологиях. В качестве примеров можно привести общение с помощью видеосвязи и мессенджеров, реализацию идеи «умного города», переход на электронный документооборот. Граждане всё чаще пользуются интернетом для онлайн-консультаций со специалистами и совершения покупок.

Только до25 декабря

Пройди опрос иполучи обновленный курс от Geekbrains

Дарим курс по digital-профессиям
и быстрому вхождения в IT-сферу

Чтобы получить подарок, заполните информацию в открывшемся окне

Перейти

Скачать файл

Если дать простыми словами определение цифровой экономики, это экономическая деятельность, которая основана на создании, распространении и применении цифровых технологий, а также связанных с ними продуктов и услуг. Развитие digital economy оказывает влияние в первую очередь на:

  • форму работы компаний;
  • жизнедеятельность, получение образования и труд людей;
  • способы коммуникации государства и граждан, в том числе оказание значимых услуг.

Количество инноваций увеличивается, запускаются принципиально иные модели управления бизнесом и новые способы осуществления инвестиционных стратегий. Финансовая индустрия является лидером цифровизации, что проявляется в появлении и развитии

  • онлайн-банкинга;
  • электронных платежей;
  • краудфандинга;
  • скоринговых моделей для оценки кредитных рисков;
  • инвестиционных роботов-советников;
  • облачного хранения информации;
  • криптовалют, блокчейна;
  • P2P-кредитования.

Предприятия используют цифровые технологии для управления, контроля и анализа бизнеса, а также реализации своих услуг или товаров. Большинство финансовых продуктов можно получить онлайн, например, оформить кредит, оплатить счёт или инвестировать средства.

Общество привыкло к тому, что можно заплатить налоги и провести оплату по квитанции ЖКУ с помощью смартфона. Чтобы получить кредит, достаточно зайти на сайт банка и оставить заявку. Можно покупать акции онлайн. Наличие интернета позволяет управлять финансами независимо от места и времени.

Всякая экономическая деятельность, осуществляемая через интернет, является примером цифровизации экономики. Каждая компания, стремящаяся вести свой бизнес онлайн (целиком или частично), может называться цифровой. Формированием электронной экономики занимаются все те предприятия, которые управляют делами с помощью цифровых технологий, предоставляют услуги или продают товары через интернет, применяют digital-маркетинг.

Пример цифровых компаний – это «Яндекс. Такси» или Uber . Они применяют инновационные технологии взаимодействия с потребителями. Организация предоставления услуги в этих компаниях требует гораздо меньше затрат по сравнению с традиционной системой, в итоге для клиента поездка на такси становится дешевле.

Иногда к цифровой экономике обращаются компании, до этого работавшие традиционными методами. Примером может служить сеть магазинов «Пятёрочка». До 70 % средств уходило на обслуживание. Поняв это, администрация перешла на новые технологии, внедрив цифровую трансформацию с помощью партнёра – компании IBS. Это улучшило модель бизнеса сети супермаркетов.

Роль цифровой экономики в управлении современными социально-экономическими отношениями

Цифровая экономика, как новый тип хозяйствования с преобладающим значением информации и методов управления ею во всех циклах производства и потребления, является базовым элементом развития экономики в целом. Неоспоримо ее воздействие на финансовую сферу, страхование, коммерцию, медицину, образование и другое. Передовые технологии способствуют возникновению новых способов кооперации участников рынка для совместного решения задач.

Цифровой сектор экономики представлен двумя кластерами:

  1. Электронная индустрия, создание микрочипов, компьютеров, устройств персональной связи, бытовых электронных приборов.
  2. Компании, оказывающие методические и практические услуги в технологической сфере управления данными.

Инвестиции в развитие инновационных технологий стали важным показателем деятельности компании, функционирования государства в целом.

Если столетие назад рейтинг крупнейших мировых корпораций возглавляли энергетические, машиностроительные гиганты, то сейчас первые позиции занимают компании цифрового сектора экономики (Apple, Google, Microsoft).

Критерии анализа электронной экономики:

  • показатель занятости в сфере услуг (сложность в ведении статистики по числу занятых);
  • пространственный (взгляды экспертов расходятся в вопросе разграничения видов сетей и скорости передачи данных);
  • экономический (подвергается критике из-за недостаточного изучения влияния работы с данными на результат деятельности компании);
  • технологический (новые технологии называют драйвером экономической эволюции, но сложность в измерении степени развития электронных технологий).

О реструктуризации экономики в направлении цифрового развития свидетельствует достижение определенного уровня количественных характеристик.

Роль современных технологий в управлении экономическими процессами:

  • автоматизация процесса принятия решений;
  • возможность анализа и прогнозирования на макроуровне, уровне регионов, отраслей, хозяйствующих субъектов;
  • получение сведений напрямую от экономических агентов позволяет создавать цифровые модели потребителей, отдельных процессов.

Работа с большими данными (Big Data) дает неограниченные возможности для науки и менеджмента. Облачные технологии в ближайшее время будут использоваться для моделирования и прогнозирования социально-экономического развития регионов, государств, общества в целом.

Сработавшаяся команда

Руководитель Фонда развития гражданского общества Константин Костин отмечает, что в состав аппарата правительства вошли экс-коллеги Мишустина.

Напомним, Михаил Мишустин ранее возглавлял Федеральную налоговую службу. Из этого ведомства на должности заместителей руководителя аппарата правительства пришли экс-замглавы ФНС Светлана Андрющенко, экс-начальник управления интерактивных сервисов ФНС Ольга Чепурина и экс-глава управления кадров ФНС Игорь Шевченко. Кроме того, пресс-секретарём премьера, директором департамента пресс-службы стал Борис Беляков, бывший ранее советником руководителя налогового ведомства по вопросам взаимодействия с прессой. Бывший глава правового управления ФНС Евгения Боженова возглавила департамент обеспечения регуляторной политики аппарата. Руководить протоколом нового премьер-министра будет Наталья Савина, которая ранее также являлась сотрудницей ФНС.

«Это люди из его команды, те, с кем он работал раньше и считает, что они подходят для работы на более высоких должностях. Соответственно, у него есть личные представления об их профессиональных качествах

И это, конечно же, очень важно для дальнейшей работы», — добавил эксперт

Цифровая экономика за рубежом

Несмотря на технологический прорыв, доля цифровой экономики составляет лишь 22% мирового ВВП. Наилучшего результата добился Китай – 30% от ВВП, благодаря развитому рынку криптовалют. Великобритании удалось повысить этот показатель до 15%. Усредненное значение доли виртуальной экономики в национальном ВВП для развитых стран составляет 5,0-5,5%.

Многие страны, осознавая неизбежность и важность технологических изменений, намеренно взяли курс на цифровизацию экономики и госсектора. Возглавляют неформальную цифровую «гонку» США и Китай

Программы развития виртуальной экономики приняли вслед за ними Великобритания, страны Европы, Австралия и другие.

Основные направления зарубежных программ цифровизации:

  • инфраструктура;
  • человеческий капитал;
  • экономические секторы;
  • государственные услуги.

Принятые концепции различаются акцентами. Например, в Дании программа не затрагивает производственный сегмент, но датчане, имея цифровые паспорта, могут обращаться со структурами власти только через интернет. Канада, напротив, не ставит в приоритет переход на оказание электронных госуслуг.

С 2015 года в стране постепенно проходят цифровизацию экономическая сфера, власть, общество.

История[править]

Институт основан в 1970 году, как факультет «экономической кибернетики» при МИНХ им. Г. В. Плеханова. С течением времени его задачи неоднократно сменялись, а сам университет активно расширялся, что привело к его укрупнению факультетов, которым и стал институт цифровой экономики и информационных технологий. Укрупнение сферы деятельности, а также охватываемых областей института происходит по сей день, благодаря чему в 2013 году он также был объединён с факультетом информатики, а в сентябре 2015 года с Московским государственным университетом экономики, статистики и информатики.

Нормативное регулирование

Для успешного выполнения мероприятий нацпрограммы требуется плотное взаимодействие представителей бизнеса и чиновников при формировании нормативной базы для цифровизации экосистемы. Корпорациями-лидерами по применению высоких технологий учреждена автономная некоммерческая организация. АНО «Цифровая экономика» под руководством Е. Ковнира обеспечивает подготовку и общественное обсуждение проектов законодательных актов.

В Российском союзе промышленников и предпринимателей действует постоянный Комитет по виртуальной экономике.

В связи с постоянным обновлением понятийного аппарата в области электронных технологий, отсутствием правовых норм, регулирующих деятельность IT-компаний, нужна помощь экономистов и юристов при работе над законопроектами.

С целью ускорения изменения законодательства разрешено не согласовывать законопроекты в сфере цифровой экономики с Правительством РФ, а лишь получить одобрение бизнес-сообщества на совместных совещаниях бизнеса и власти, заседаниях проектных офисов.

Разработчики НПА и поправок в них:

  • центры компетенций (далее – Центры);
  • ответственные органы власти;
  • бизнес.

Например, в марте 2019 года принят ФЗ № 424632-7 о цифровых правах в России, изменяющий Гражданский кодекс РФ.

Инновационный центр «Сколково» принимает активное участие в реализации федерального проекта и обеспечивает:

  • сбор предложений по разработке и корректировке планов мероприятий по реализации ФП;
  • подготовку и направление проектов планов мероприятий заинтересованным сторонам для рассмотрения;
  • выполнение планов мероприятий и представление отчетности о степени достижения показателей.

Центр под руководством председателя Правления Фонда «Сколково» И. Дроздова работает в 14 направлениях. Среди них:

  • электронный гражданский оборот;
  • большие данные;
  • киберфизические системы;
  • интеллектуальная собственность;
  • стандартизация;
  • интеграционное регулирование;
  • цифровая среда доверия и другие.

В состав Центра вошли признанные крупные российские корпорации и научные центры, являющиеся членами сразу нескольких подгрупп. К ним относятся:

  • АНО «Агентство по технологическому развитию»;
  • Ассоциация содействия участникам ВЭД;
  • Группа Киви;
  • Институт права и развития НИУ ВШЭ;
  • РАНХиГС;
  • ООО «ЯНДЕКС»;
  • ПАО «Ростелеком»;
  • Российский Университет Транспорта;
  • Российская таможенная академия и другие.

Рабочая группа принимает участие в оценке эффективности реализации мероприятий нацпроекта. Приведение деятельности ИТ-компаний в правовое поле и установление специальных режимов налогообложения позволит им выйти из теневого сектора экономики, легализовать деятельность.

СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

Платформенная концепция

Цифровая платформа – это новая, лишь для цифровой экономики характерная бизнес-модель, суть которой заключается в предоставлении бизнесам и населению специфической услуги по координации деятельности различных участников рынка.

Платформа предоставляет участникам ряд удобств, автоматически формирует рейтинги доверия между ними, а главное – позволяет продавцам и покупателям товара/услуги быстро найти друг друга, быстро заключить сделку и произвести расчеты.

Функционирование платформ ускоряет и удешевляет процессы производства и обмена, устраняет из них лишние посреднические звенья, резко повышает эффективность рынков и производительность труда.

При этом многие платформы могут обслуживать участников сделок без каких-либо географических ограничений, практически по всей планете. Примерами цифровых платформ являются Uber, Airbnb, Amazon, Alibaba и многие другие.

Сегодня различные цифровые платформы объединяются во взаимосвязанные, основанные на обмене данными «экосистемы». На повестке дня – создание и запуск цифровых платформ нового поколения, охватывающих огромное количество разных рынков и предприятий.

Индустрия 4.0 и Умная фабрика

Если платформенная концепция разрабатывалась и реализовывалась преимущественно в сегменте торговли и логистики, то в промышленности драйвером цифрового развития является концепция «Индустрия 4.0» и «умная фабрика» как технологическое ядро «Индустрии 4.0».

Умная фабрика:

  • Все звенья «умной фабрики» предельно автоматизированы
  • Удельный вес и значимость НИОКР при выпуске серийной продукции приближается к значимости НИОКР для сложных технических изделий по индивидуальным заказам
  • Производство-трансформер, производственные линии которого способны быстро обновляться и перестраиваться Все звенья и подсистемы управляются автономной системой благодаря промышленному интернету вещей
  • На всех этапах жизненного цикла изделия функциональные звенья «умной фабрики» работают как единое взаимосвязанное целое, регулируемое потоками обратных связей в режиме онлайн
  • Объектом управления становится весь жизненный цикл изделия (PLM- управление), включая интеграцию с логистикой, сервисными центрами и получение обратной связи

Концепция «Киберфизической системы»

Близка по смыслу к «умной фабрике» технологическая концепция «киберфизической системы», понимаемой как единый комплекс вычислительных ресурсов и физических процессов.

К киберфизическим системам относятся датчики, оборудование и информационные системы, охватывающие как отдельные предприятия, так и комплексы предприятий, реализующих последовательные переделы в цепочках создания стоимости.

Что такое цифровая экономика?

Цифровая экономика относится к экономике, основанной на цифровых компьютерных технологиях, хотя мы все чаще воспринимаем ее как ведение бизнеса через рынки, основанные на Интернете и Всемирной паутине. Цифровая экономика также называется «интернет-экономикой», «новой экономикой» или «веб-экономикой». Цифровая экономика все больше переплетается с традиционной экономикой, что затрудняет четкое ее разграничение.

Изначально термин «цифровая экономика» был впервые упомянут в Японии в разгар японского кризиса 1990-х годов. Позже термин «перекочевал» на запад и в 1995 году был упомянут в книге Дона Тапскотта «The Digital Economy: Promise and Peril in the Age of Networked Intelligence» (Цифровая экономика: возможности и угрозы в эпоху сетевых данных). Это была одна из первых книг в которой рассматривалось то, как Интернет изменит способ ведения бизнеса.

Тапскотт впервые раскрыл, как новые технологии и бизнес-стратегии преобразовывают бизнес-процессы, создают новые способы продажи различных продуктов и услуг, формируют новые структуры предприятия, правила ведения бизнеса. Он показал, как простой реинжиниринг, «простота» которого весьма условна, превращается в широкомасштабное ИТ-преобразование предприятия. Среди важнейших последствий цифровизации Тапскотт называет, обращаясь к институциональной теории фирмы Рональда Коуза, возможность радикального снижения транзакционных издержек, прежде всего издержек поиска информации и заключения договоров, а в качестве следствия — появление новых форм бизнеса, исключение посредников и прямое взаимодействие потребителя и поставщика. Главный вывод, вытекающий из теории Коуза, — перемещение бизнеса из традиционных фирм в медиа.

Многие зарубежные и отечественные исследователи отождествляют «цифровую экономику» (digital economy) с такими категориями, как «информационная экономика» (information economy), «экономика знаний» (knowledge economy), «интернет-экономика» (internet economy), «сетевая экономика» (net-economy), «электронная экономика» (e-economy), «новая экономика» (new economy) и др. Зачастую данные термины используются как синонимы для обозначения новых феноменов в экономике, предопределенных формированием глобальной информационной сети, всеобщим распространением персональных компьютеров, разработкой и постоянным совершенствованием программного обеспечения, продвижением цифровых технологий, производством нематериальных продуктов и услуг информационно-коммуникационных компаний. Все эти понятия неразрывно связаны с формированием единого информационного пространства — совокупности банков и баз данных, технологий их сопровождения и использования, информационных телекоммуникационных систем, функционирующих на основе общих принципов и обеспечивающих информационное взаимодействие организаций и граждан, а также удовлетворение их информационных потребностей.

На текущий момент наиболее популярными являются следующие определения понятия «цифровая экономика».

Направление 1. Нормативное регулирование

Цель этого направления заключается в формировании новой регуляторной среды, обеспечивающей благоприятный правовой режим для возникновения и развития современных технологий, а также для осуществления экономической деятельности, связанной с их использованием (цифровой экономики). Это подразумевает:

  • создание постоянно действующего механизма управления изменениями и компетенциями (знаниями) в области регулирования цифровой экономики;
  • снятие ключевых правовых ограничений и создание отдельных правовых институтов, направленных на решение первоочередных задач формирования цифровой экономики; 
  • формирование комплексного законодательного регулирования отношений, возникающих в связи с развитием цифровой экономики; 
  • принятие мер, направленных на стимулирование экономической деятельности, связанной с использованием современных технологий, сбором и использованием данных; 
  • формирование политики по развитию цифровой экономики на территории Евразийского экономического союза, гармонизацию подходов к нормативному правовому регулированию; 
  • создание методической основы для развития компетенций в области регулирования цифровой экономики.

Показатели успешного выполнения задач к 2024 году:

  • успешное функционирование не менее 10 компаний-лидеров (операторов экосистем), конкурентоспособных на глобальных рынках; 
  • успешное функционирование не менее 10 отраслевых (индустриальных) цифровых платформ для основных предметных областей экономики (в том числе для цифрового здравоохранения, цифрового образования и «умного города»); 
  • успешное функционирование не менее 500 малых и средних предприятий в сфере создания цифровых технологий и платформ и оказания цифровых услуг.

Центр компетенции по направлению: фонд «Сколково».

Ответственный от центра компетенций: Игорь Дроздов, Председатель Правления.

Ответственный федеральный орган исполнительной власти: Минэкономразвития России.

Руководитель рабочей группы: Руслан Ибрагимов, Вице-президент по корпоративным и правовым вопросам ПАО «МТС».

Вызовы сотрудничеству в сфере цифровой экономики

Иван Данилин: Диалог России и Китая в сфере инновационных технологий

Хотя цифровое экономическое сотрудничество на евразийском пространстве обладает большим потенциалом, для его успешной реализации необходимо преодолеть ряд препятствий. В отличие от развитых цифровых держав страны Евразии сталкиваются со сложностями в процессе цифровизации, к наиболее распространенных и заметных среди которых относятся следующие.

Во-первых, цифровые экономики евразийских государств находятся в растущей зависимости от развитых стран. Цифровая платформа — одна из основ развития цифровой экономики, однако их рентабельность в странах Евразии, за исключением России, крайне ограничена, и цифровые платформы развитых стран имеют тенденцию к монополизации евразийского рынка. 40% самых популярных платформ в странах Евразии принадлежат компаниям с американским капиталом. Например, в 2019 г. выручка составила 160,77 млрд долл., выручка YouTube — 15 млрд долл., а выручка российского Яндекса — 2,5 млрд долл.

Во-вторых, возможности стран Евразии по проведению независимых исследований и разработок невелики, стандарты государств в цифровой сфере существенно различаются, а издержки цифрового сотрудничества высоки. В период СССР Россия, Украина, Беларусь, Армения и другие евразийские страны обладали сильной технической и математической базой. После распада Союза, в связи с отсутствием благоприятной среды для исследований и инноваций и серьезной нехватки высококвалифицированных специалистов, большинство евразийских государств стали полагаться на иностранные цифровые технологии. Это не только снизило их способности к проведению независимых исследований, но и привело к серьезным различиям в национальных цифровых стандартах, повысив стоимость сотрудничества.

В-третьих, развитие цифровой экономики требует цифровизации отраслей, что окажет существенное влияние на рынок труда. По мере внедрения цифровых технологий в производственные цепочки многие рабочие места будут ликвидированы. Это затронет преимущественно население с низкой конкурентоспособностью на рынке труда. В связи с этим государства — члены ЕАЭС разработали ряд защитных мер по переобучению сокращенного персонала и работников традиционной промышленности, что будет способствовать успешной цифровизации производственных отраслей.

Несмотря на многочисленность проблем в цифровой экономике, стратегическая синергия крайне важна для развития Евразийского региона. В настоящее время цифровое экономическое сотрудничество между КНР и евразийскими странами осуществляется в основном на двустороннем уровне, а взаимодействие Китая с ЕАЭС находится на стадии запуска. 9 июля 2020 г. министр коммерции КНР Чжун Шань и министр по торговле ЕЭК Андрей Слепнев провели телефонные переговоры о ключевых направлениях сотрудничества в рамках сопряжения «Одного пояса, одного союза», которые включают таможенные процедуры, транзитные перевозки, электронную торговлю, продукты питания и деловое сотрудничество.

Китаю и России необходимо укреплять сотрудничество в сфере цифровой экономики на многостороннем уровне, ускорять интеграцию цифрового взаимодействия в сопряжение «Одного пояса, одного союза» и отдавать приоритет следующим направлениям. Во-первых, представляется целесообразным совершенствовать механизмы сотрудничества в данной области и создать систему контроля и управления цифровой экономикой, предполагающую выработку общих стандартов, содействие цифровой торговле, устранение барьеров и защиту прав цифровых предприятий. Во-вторых, на основе принципов открытости, инклюзивности и транспарентности следует создать цифровой рынок капитала, отвечающий потребностям стран Евразии. Ключевые меры на данном направлении должны включать осуществление интеллектуализации и автоматизации рынка цифрового капитала, повышение его открытости и гибкости.

Таким образом, взаимодействие в сфере цифровой экономики крайне важно для развития Евразии, и только с помощью международного сотрудничества и диалога можно сократить цифровой разрыв между странами. Подобный подход позволит увеличить цифровые дивиденды для государств Евразии и даст им больше возможностей в будущей цифровизации

Программа развития цифровой экономики в России

После избрания на четвертый президентский срок В.В. Путин подписал Указ по регулированию отношений в формате программы для 13 нацпроектов на перспективу до 2024 года по трем направлениям:

  • Человеческий капитал;
  • Комфортная среда для жизни;
  • Экономический рост.

Российская программа «Цифровая экономика Российской Федерации» утверждена 4 июня 2019 года протоколом заседания президиума Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и нацпроектам (далее – Президиум Совета). В нее вошли шесть федеральных проектов.

Важность темы В. Путин подчеркнул в ежегодном послании Федеральному Собранию в феврале 2019 года.. Регионы разрабатывают собственные программы по развитию виртуальной экономики (Московская область, Пермский край и другие)

Федеральные субсидии регионы будут получать в рамках заключенных с федеральным центром Соглашений.

Регионы разрабатывают собственные программы по развитию виртуальной экономики (Московская область, Пермский край и другие). Федеральные субсидии регионы будут получать в рамках заключенных с федеральным центром Соглашений.

Эксперты в области электронной экономики объединяются в сообщества (Лига цифровой экономики).

Зачем IT включили в Конституцию?

После внесения поправок в Конституцию РФ в 2020 году IT-индустрию добавили в список видов деятельности «в ведении Российской Федерации»

Как отметил Михаил Стеценко (юридическая компания Legit), эта поправка сигнализирует о важности отрасли для государства

«Внесение IT-индустрии в Конституцию говорит о том, что сфера информационной безопасности имеет большое значение и требует регулирования федеральным законодательством. Но пока не созданы соответствующие нормативные акты, это скорее декларативная вещь. Реальная имплементация возможна только через законы», — указал эксперт.

Государство декларирует, что предпринимаемые меры нацелены на стимуляцию IT-сектора. Для этого запускаются национальные программы, одна из ключевых — «Цифровая экономика».

Суть в том, чтобы к 2024 году оцифровать экономику и социальную сферу России. Для этого власти совершенствуют законодательство, развивают инфраструктуру, внедряют новые технологии в ключевых сферах экономики и готовят кадры для работы в цифровой среде.

«Экономика России стагнирует. Нужны новые драйверы роста, и сегодня не вызывает сомнений, что они во многом сосредоточены вокруг IT».

Михаил Стеценко,юридическая компания Legit

Власти рассчитывают довести долю IT-сектора в ВВП страны до 2%. Для сравнения, сейчас этот показатель составляет менее 1%, хотя в странах Западной Европы он достигает 3%.

Что входит в программу «Цифровая экономика»

В программу «Цифровая экономика» включили 6 федеральных проектов, непосредственно с этими направлениями связаны:

Как отмечает Михаил Стеценко (юридическая компания Legit), в программе заявлены совершенно понятные и правильные вещи.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Центр Начало
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: