Умный город. новые вызовы

Как Ростех и партнеры делают города умными

Госкорпорация Ростех является участником проекта «Умный город», а ее холдинги разрабатывают и производят оборудование для цифровизации городской экономики. На сегодняшний день компании радиоэлектронного комплекса Ростеха, в частности Национальный центр информатизации и холдинг «Швабе», в партнерстве с ПАО «Ростелеком» реализуют проекты по безопасным и умным городам в различных регионах. Эти проекты включают системы управления большими данными, координации работы служб и ведомств, интеллектуального видеонаблюдения, мониторинга сетей ЖКХ, комплексного мониторинга окружающей среды и другие. 

Притом что во всех этих сферах Ростех обладает значительной самостоятельной компетенцией, кооперация с другими участниками проекта также играет важную роль. Примером тому может служить успешная работа с «Ростелекомом», в рамках которой создано совместное предприятие «Цифромед». Оно занимается созданием и поддержкой информационной системы в сфере здравоохранения, которая станет базой для оказания широкого спектра цифровых медицинских услуг населению. Госкорпорация отвечает за развитие и поддержку Единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ). Система обеспечивает доступ населения к цифровым медицинским сервисам, таким как электронные медкарты, онлайн-запись, личный кабинет на портале госуслуг и другие. Одной из подсистем ЕГИСЗ является информационно-аналитическая система госзакупок лекарств.

Еще одним успешным примером кооперации является взаимодействие Ростеха с «Ростелекомом» по развитию сетей связи пятого поколения 5G, распространение которых станет важным шагом в цифровизации городов. Для эффективной совместной работы создан архитектурный совет – управляющий консультативный орган, в который вошли руководители Госкорпорации, «Ростелекома» и Правительства РФ. В Национальном центре информатизации, входящем в Ростех, разработаны дорожные карты, которые лягут в основу реализации проекта сетей 5G.

Другое важнейшее направление взаимодействия Ростеха и «Ростелекома» − совместная работа по системам хранения данных, которые сейчас активно внедряются во всех отраслях экономики. Работа ведется в альянсе с многопрофильной ИТ-структурой «ИКС Холдинг». Разработки альянса по своим характеристикам не уступают зарубежным аналогам и позволяют отечественным компаниям организовывать сбор и хранение данных в соответствии с федеральными законами.

Новикомбанк, опорный банк Госкорпорации Ростех, активно поддерживает программы, реализуемые холдингами Госкорпорации в рамках проекта «Умный город». На данный момент банк уже выделил предприятиям Ростеха кредиты на общую сумму более 15 млрд рублей для разработки и внедрения информационных технологий и интернета вещей. 

Достижения в цифровизации городов

Итоговой оценкой эффективности внедрения технологий «умного города» является индекс «IQ городов», внедрённый Минстроем России в 2018 году. Это комплексная и сложная оценка, рассчитанная по десяти направлениям на основе 47 показателей. Со стороны трудно оценить точные причины положения отдельных городов России в рейтинге, так как Минстрой представляет только итоговое значение индекса, не раскрывая деталей. Но можно отметить, что скорость внедрения цифровых технологий во многом зависит от состояния инженерной инфраструктуры города и не может проводиться в отрыве от неё.

Тормозит же внедрение цифровых технологий недостаток финансирования, сложность смены старых программных обеспечений в государственных учреждениях, а также банальный страх перед новым.

Алексей Крыловский, управляющий директор Консорциума «Леонтьевский центр — AV Group», отметил, что Краснодар может стать лидером smart-направления. Об опыте цифровизации некоторых городских сервисов рассказала Светлана Салтанова, заместитель министра экономики Краснодарского края. Муниципальные власти воспользовались цифровизацией городского хозяйства для отлаживания работы социальных учреждений и аварийных служб. Например, геоинформационная система городского «Водоканала» помогает сократить временные затраты при проведении ремонтных работ.

Также, благодаря внедрению электронной системы передачи личных данных, удалось сократить временные затраты для получения удостоверения ветерана труда. Раньше горожанину потребовалось бы 100 дней для оформления данного документа, но после применения новой системы этот срок сократился до 56 дней. Это пока самый яркий пример цифровизации «для людей» на уровне города.

Михаил Мартыненко, заместитель начальника управления инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодара, начальник отдела развития цифровой экономики, рассказал о системе бесконтактной оплаты в общественном транспорте, QR-кодах, предоставляющих информацию об автобусах прямо на остановках, а также о телеграм-ботах, извещающих горожан об отключении горячей воды в домах.

Однако есть и неудачные разработки. Так, например, сетевой сервис, созданный для заявок горожан об улучшении городской среды, оказался невостребованным. За год там накопилось всего 13 обращений. Сейчас в Краснодаре запустили новую опцию обратной связи от горожан на базе сайта Госуслуг. Этот механизм работает в том числе и для повышения эффективности управляющих компаний.

Не только Краснодар задаёт на Юге тон в цифровизации городского управления и хозяйства. Результатами работы поделился Евгений Азизов, руководитель проекта «Умный город Новороссийск». Здесь процесс начался с анализа инфраструктуры города: безопасности транспорта, городской среды, потребительских и информационных сервисов. Сейчас в городе внедряют информационную систему для отслеживания объектов, не внесённых в кадастровый учёт. Использование этой системы поможет пополнить городской бюджет. В Новороссийске создали специальный центр при администрации, куда стекаются все заявки, жалобы и предложения горожан. Отработка этих обращений ставится на контроль специальной системой, которая в режиме онлайн отслеживает решение проблем.

Определение “Умного города”

Концепция “Умного города”, сформировалась в начале 2000-х годов. В ее фокусе лежали технологические и инфраструктурные инновации, которых со временем становилось все больше и больше (крупные центры обработки данных, умные датчики, автоматизированные электросети и т.д.). Вместе с этим пришло понимание того, что даже самые прорывные технологические решения могут не найти востребованности у жителей и/или не оказать заметного влияния на их повседневную жизнь.

McKinsey Center for Government, 2018

Так сформировалась новая модель умного города, которая включала не только способы применения умных технологических решений, но и активное вовлечение жителей в их развитие. Таким образом, речь шла не просто об “умном”, но об “умном устойчивом” городе (“smart sustainable city”, “SSC”).

Современный умный город — это не просто муниципальное образование с хорошо развитой технологической инфраструктурой, это пространство, в котором жизнь человека обретает новое качество благодаря умным решениям. Технологии и цифровизация традиционных услуг позволяют жителям использовать свои ресурсы и время более рационально и производительно .

McKinsey Global Institute (MGI) провел исследование современных городов трех типов, различающихся как устройством существующих инфраструктурных систем и исходным уровнем развития и оценил, как 60 современных решений для умного города влияют на различные аспекты качества жизни. Оказалось, что они обеспечили целый ряд положительных результатов: в частности, они позволяли снизить смертность на 8–10%, повысить оперативность реагирования на чрезвычайные ситуации на 20–35%, сократить среднее время в пути на работу и с работы на 15–20%, снизить заболеваемость на 8–15%, а также сократить выбросы парниковых газов на 10–15%.

Все существующие концепции и определения умного города подчеркивают различные аспекты функционирования городской экосистемы, уделяя особое внимание развитию информационных технологий, транспортной и телекоммуникационной инфраструктуры, инициатив, направленных на повышение экономической и политической эффективности и позволяющих максимально эффективно реализовать социальный потенциал. Системы умного города обеспечивают сбор, хранение и обработку полученных данных, отраслевую и кросс-отраслевую аналитику, позволяют прогнозировать развитие ситуаций и поведение отдельных объектов физической инфраструктуры, технических систем и социальных конгломераций, а также города в целом как глобальной распределенной многоуровневой системы

Использование ИКТ ведет к оптимизации городских процессов, причем эта оптимизация обычно достигается путем объединения различных элементов и участников в интерактивную интеллектуальную систему, драйвером которой выступают технологии интернета вещей .

По мнению экспертов ЦСР “Северо-Запад”, сегодня следует формулировать перспективные задачи создания умных городов нового (“третьего”) поколения. С технологической точки зрения умный город 3.0 является городом, управляемым данными (“data-driven city”, “DDC”), с гораздо более высокой степенью автономности работы систем, чем “умный устойчивый” город 2.0 (SSC) и является результатом цифровой революции и интенсивной цифровизации общества, а также повсеместного распространения интернета. Ключевым элементом системы являются данные (собираемые и получаемые в результате функционирования города), технологии их обработки и механизмы принятия решений. Данные и программные продукты, таким образом, выступают главным инструментом создания добавленной стоимости и ключевым механизмом управления всеми технологическими процессами.

Также эксперты приходят к выводу, что для городов разного типа, по всей видимости, не удастся выработать универсальный шаблон цифрового перехода. Поэтому, например, применительно к различным типам российских городов, обозначаются три модели цифрового перехода:

  • децентрализованная (Москва, Санкт-Петербург, города-миллионники), когда цифровая трансформация осуществляется при участии большого количества бизнес-игроков и большой емкости рынка для внедрения технологий умного города;
  • централизованная (крупные и средние города), когда процесс цифрового перехода координируется на уровне органов местного самоуправления, мобилизующих максимальное число доступных ресурсов и вовлекающих в процесс значительное число акторов;
  • модель локальных действий (средние и малые города), когда из-за недостаточности ресурсов цифровой трансформации подвергаются отдельные, наиболее проблемные инфраструктурные сектора или сферы городской экономики.

Основное стремление — к полезности и своевременности

Прежде чем переходить к цифровизации, необходимо последовательно решать проблемы «осязаемой» городской инфраструктуры.

Цифровизация будет эффективной только в том случае, если полученные с её помощью данные будут верно интерпретированы компетентными специалистами, отмечает генеральный директор Аналитического центра «Эксперт ЮГ» Владимир Козлов.

«Но нужно признать: большой шаг был сделан по внедрению системы безналичной оплаты в городском транспорте», — считает руководитель ростовского городского отделения межрегиональной общественной организации «Город и транспорт» Александр Семёнов. По его словам, сегодня нужна межмуниципальная структура на основе той, что создана в Ростове, которая бы объединяла разные системы в сфере общественного транспорта. «Нам не надо ничего выдумывать, всё уже придумано, берите и действуйте», — говорит г-н Семёнов.

Сергей Смагин, инженер подразделения «Автоматизация в энергетике» компании «Сименс» в России, отмечает, что внедрение технологий сбора и анализа больших данных — ключ к реализации потенциала города, но подход требуется комплексный, учитывающий состояние существующей инфраструктуры.

Города включают в себя большое количество различных инфраструктурных систем: электроснабжение, здания, транспорт, коммунальное хозяйство. Для каждой из них характерна тенденция к использованию тех данных, которые ежедневно производятся инфраструктурными объектами. Распространённая схема: данные собираются на полевом уровне (трансформаторный пункт, датчики умного здания, зарядки электротранспорта и т. д.) и передаются через специальные шлюзы в «облако», где производится их анализ и визуализация результатов для пользователя.

Скажем, для системы электроснабжения это позволяет организовать мониторинг состояния энергообъектов без развёртывания сложных и дорогостоящих систем. «Умные здания» могут быть интегрированы в систему электроснабжения, в результате их нагрузка может регулироваться в зависимости от текущей нагрузки питающей сети и тарифов на электроэнергию. «Облачные» решения позволяют обеспечить прозрачность процессов, происходящих в инфраструктурных объектах, а также экономить на их обслуживании.

Драйвером цифрового развития городов, с одной стороны, выступают жители, которые предъявляют растущие требования к общей комфортности городской среды, удобству предоставления городских сервисов, справедливости ценообразования этих услуг, оптимальности функционирования и развития инфраструктур. С другой стороны, стоимость внедрения решений, основанных на анализе и обработке данных, постепенно падает, что тоже способствует ускорению цифровизации.

«Для выбора оптимальных технологий развития города необходимо использовать комплексный подход. В первую очередь нужно понять, как каждое решение, связанное с инфраструктурой, повлияет на создание рабочих мест и рост конкретного сектора», — говорит г-н Смагин. По его мнению, необходимо проанализировать строительные, транспортные и энергетические технологии в городе, подготовить отчёты об экологических и экономических ключевых показателях эффективности в транспортном, строительном и энергетическом секторах. Только после определения комплексного сценария развития города можно говорить о дальнейшем внедрении конкретных технологий, согласованном со всеми сторонами — бизнесом, властью и городскими жителями.

Приоритет отечественному

«При устранении пробелов в нормативном регулировании той части умных городов, в которую вовлечено государство, спрос на решения будет высоким, а подавляющую их часть составят отечественные разработки», – считает Сергей Сахненко.

Большая часть данных, которые будут обрабатываться в умных городах, относится либо к данным об инфраструктуре, либо к персональным данным. И обе эти категории должны быть хорошо защищены

Поэтому использование отечественного оборудования, исключающего внешнее воздействие, критически важно для умного города.

Кроме того, задача реализовать лучшие технологии в области создания безопасной и комфортной среды обитания поставлена Правительством РФ в том числе и с учетом реализации политики импортозамещения. Также развитие умных городов позволит увеличить долю оборудования и технологий двойного назначения на отечественных предприятиях.

Создание и внедрение систем комплексной безопасности обеспечит работой научно-исследовательские организации и производственные предприятия. По словам Сергея Сахненко, уже сейчас сформированы условия для развития научных и технологических возможностей в интересах обеспечения безопасности людей и территорий в самых различных производственных отраслях − от микроэлектроники, радиоэлектроники, микросхемотехники, приборостроения до телекоммуникаций, аппаратного и прикладного программного обеспечения.

«Новые системы создадут новые люди»

— Вы уже упомянули о том, что Череповец заявился в проект Минстроя. Какую помощь оказывает министерство городам?

— К сожалению, никакой. У Минстроя есть банк решений на сайте: можно посмотреть, кто и что делает в других городах. Но федеральной финансовой поддержкой ни одно из мероприятий «Умного города» не обеспечено. Город сам ищет финансирование.

— А зачем тогда было заявляться?

— Мы заявились и тем самым взяли на себя обязательства. Мы понимаем: мир стал цифровым, и нам тоже нужно двигаться в этом направлении

Неважно, будут нас поддерживать или нет. К тому же у нас есть хороший пример, когда наша заявка сработала

В Росавтодоре запустили проект по созданию интеллектуальных транспортных систем. А поскольку мы были в базе «Умных городов», нам пришло предложение поучаствовать в проекте «интеллектуальная транспортная система». В мае мы подали заявку и получили финансирование 240 млн рублей на 3 года. В этом году получим 80 млн.

— Кто будет исполнителем этого проекта?

— Одному предприятию его не потянуть. Нужно модернизировать сети, контроллеры светофоров, монтировать новые светофоры, закупать серверное оборудование, разрабатывать программное обеспечение. Думаю, будет задействовано большое количество подрядчиков.

— Много ли на рынке организаций, способных оказывать такие услуги?

— В основном присутствуют точечные предложения. А компаний, которые могут собрать все услуги в комплекс — единицы.

— У ЦМИРиТа есть такие компетенции?

— Есть. Часть модулей мы будем разрабатывать своими силами. У нас сейчас 74 сотрудника и несколько видов деятельности. Мы обслуживаем городское видеонаблюдение, геоинформационную систему, ведение кадастров, реестров, договоров, документов — всего 69 систем. Сейчас создали новый отдел по разработке программного обеспечения. Покупать программы по цифровизации дорого, к тому же почти все системы уникальные. Мало их  купить, нужно ещё настраивать и обслуживать. Города все разные, сбор данных везде — разный, интерфейсы тоже. Комплексных предложений ни у кого нет. Самым «умным» городом считается Москва. Но на неё тяжело равняться — бюджеты несопоставимые.

— Но хотя бы на архитектуру уже существующих систем можно равняться?

— Можно. Мы изучаем опыт Казани, Екатеринбурга, Нижнего Новгорода, Москвы. Хотим посмотреть зарубежный опыт, например, Сингапура — он сейчас на первом месте в мире по роботам на душу населения.

— Какую часть проблемы цифровизации Череповца способен решить ваш Центр?

— Думаю, треть. Но придётся набирать специалистов.

— Где планируете брать программистов?

— Это будут выпускники ЧГУ. Нужна молодёжь. Есть успешный опыт на «Северстали» — там я за 2–3 года набрал больше 40 сотрудников, около 30 из них были студентами. Это фантастические люди. У них свежий взгляд, они не зашорены, открыты миру. Я ищу увлеченных ребят. ИТ-среда — это всегда бег. Но опытные люди тоже нужны, потому что системы не только надо создавать, их надо обслуживать и развивать. Новые системы создают либо новые люди, либо люди с опытом, но которые не сидят на месте, а развиваются. Будем привлекать подрядчиков. Я очень ориентирован на представителей вологодского и череповецкого бизнеса…

— Последний, возможно, главный вопрос, чтобы нам подвести итог разговора: чего нам ждать от «умного» Череповца в 2024 году, когда Минстрой будет подводить итоги своих «Умных городов»?

— Будет развита программа «Активный горожанин». Появится цифровой двойник города, где оцифровано всё — улицы, карты, электронные согласования, личные кабинеты. Будут интеллектуальный центр городского управления и интеллектуальный учёт коммунальных ресурсов, нацеленный на сокращение потребления ресурсов. Будут новое городское освещение и архитектурно-художественная подсветка — это тоже элементы «умного города». К этому времени мы наладим автоматизированный контроль за работой коммунальной дорожной техники. Развернём повсеместно публичные wi-fi-сети. Заработает автоматическая видео-фиксация нарушений правил безопасности, правонарушений, дорожного движения. Видимо, со временем будем переходить к платным парковкам, вся инфраструктура для этого тоже будет создана. Ну, и интеллектуальное управление городским общественным транспортом, исходя из реального трафика.

Беседовал Юрий АнтушевичСамолётЪ

Понравился материал? Поблагодари автора

Между «Яндексом» и Госуслугами

— Хорошо, с принципами «Умного города» мы разобрались, а какие сферы жизни города затронет программа?

— Всего 28 направлений. Если разбить их на крупные блоки, то это городское управление, это «умное» ЖКХ, это инновации для городской среды всё, что связано с энергетикой, это «умный» городской транспорт, это — интеллектуальная система общественной безопасности, а также интеллектуальная система экологической безопасности. Кроме того, речь идёт об инфраструктуре сетей связи и проекте, связанном с туризмом и культурой.

— Туризм тоже может быть «умным»?

— Это электронный проект, в котором три конкретных направления. Первое — это система электронных карт для жителей и гостей города, позволяющих использовать госуслуги и городские сервисы, оплачивать проезд в городском транспорте, совершать покупки. Во-вторых, это создание городского информационного портала сервиса услуг для туристов и жителей города. И, наконец, это внедрение системы информирования и поддержки для инвалидов по зрению и других маломобильных групп населения.

— Кто все это будет делать?

— В ЦМИРиТе есть группа, которая занимается «Умным городом». Из 28 направлений мы выбрали 16 — обязательные и ряд дополнительных. Частично мы делаем их сами, своими силами, с участием департаментов мэрии, которые помогают решить оргвопросы. Часть работ мы передаём подрядным организациям.

— На какие-то результаты этой работы уже можно посмотреть?

— Уже работает платформа «активного горожанина». Называется «Мой Череповец». Предназначена для информирования граждан о разных событиях — можно подписаться и получать все уведомления по вашему району и даже дому. В эту систему интегрированы все поставщики энергии, сейчас заканчивается этап подключения управляющих компаний и ТСЖ. Если на вашем доме нужно провести работы, УК обязана будет через эту систему разослать объявление подписчикам. Вообще «Умный город» будет состоять из множества таких вот ИТ-сервисов. Не у всех из них, правда, будут приложения.

— То есть речь не идёт о каком-то одном приложении, в котором будут все городские сервисы и информация о городе?

— Думаю, через 3-4 года платформа «Мой Череповец» разовьется в большую программу. Там будет спорт, муниципальные услуги и пр. Но это не будет «мультикомбайн» по типу «Яндекса». Практика показывает, что такие монстры со временем умирают. Это должен быть простой ресурс, с помощью которого можно куда-то записаться или что-то узнать. Хотя платформа «Мой Череповец» будет интегрирована с порталом госуслуг. Недавно мы запустили там сервис по голосованию.

— Что ж, выглядит логично: сделать свою муниципальную подструктуру в федеральных госуслугах…

— Да. Есть простое объяснение, почему весной в приоритете был запуск системы «общественных слушаний» в он-лайне — коронавирус. Нельзя собирать граждан и проводить слушания в формате личного присутствия. Создание этого портала началось весной, он в активной фазе. Нам помогают в этой работе коллеги из Костромы.

Препятствия на пути цифровизации

Но наряду с успехами специалисты сталкиваются и с рядом проблем, препятствующих развитию «умного города». Игорь Ежков, руководитель направления интеллектуальных транспортных систем (ИТС) компании Softline, говорит, что «Умный город» — это генератор бизнеса. Однако роль драйвера этого процесса, как правило, берёт на себя городская администрация. То есть управленцы сами должны решать, какие им нужно разрабатывать сервисы. Продуктивность такого подхода вызывает массу нареканий. Кроме того, по его мнению, не хватает существенного элемента — центра (проектного офиса), способного осуществлять координацию работы цифровых сервисов.

Заместитель директора Краснодарского филиала ПАО «Ростелеком» Евгений Матвеев выделяет три главных препятствия на пути цифровизации: недостаток финансирования, страх людей перед новыми технологиями, сложность смены старого программного обеспечения в государственных учреждениях. Проблему с финансированием отмечали также Евгений Азизов и Михаил Мартыненко.

Несколько выступающих, среди которых Сергей Грабский, директор Ассоциации цифрового развития Краснодарского края, отмечали значимость централизации и необходимость межмуниципального взаимодействия для развития городов

Важное значение, по словам г-на Грабского, имеет наличие площадок, на которых могли бы обсуждаться проблемы и возможные решения. Наличие такого ресурса позволило бы обмениваться опытом и оптимизировать работу по конкретному направлению.

Проблемы умных городов в России

По словам индустриального директора радиоэлектронного кластера Ростеха Сергея Сахненко, самым главным препятствием для развития умных городов в нашей стране является отсутствие нормативной базы и регулирования. До сих пор концепция умного города не учитывает различные требования заказчиков на муниципальном уровне.

Одним из вариантов решения проблемы может быть использование в качестве базы для развития умного города той инфраструктуры, которая уже создана и создается в рамках программы «Безопасный город». Эта программа реализуется последние несколько лет в Москве и регионах и призвана автоматизировать наиболее важные задачи обеспечения безопасности городских жителей.

С учетом того, что в «Безопасный город» входят системы мониторинга, анализа, прогнозирования и управления всеми видами рисков и угроз, характерных для территории конкретного региона, а также системы управления всех муниципальных служб, этот проект может стать отличным фундаментом для дальнейшей цифровизации городской экономики.
 

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Центр Начало
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: