Денежно-кредитная политика государства: что это такое и ее инструменты

Что использует государство для функционирования монетарной политики

Государство для поддержания экономики и её регулирования использует следующие методы:

  • Регулирование норм обязательных резервов,
  • Регулирование процентной ставки,
  • Осуществление операций на открытых рынках.

Первый метод подразумевает обязательства банков откладывать в хранилище часть финансов в виде резерва, чтобы обезопасить вклады граждан. Количество откладываемых денег или объем резерва зависит от объема капитала банков и процента обязательных резервов, который устанавливает Центробанк.

Процент больше, чем выше значение ликвидности финансовых инструментов (например, процент обязательных резервов больше для долгосрочных вкладов, нежели для срочных).

При повышении данного процента денежное предложение сокращается и вот почему: при увеличении банками резервов сокращается доля денег, находящихся в обороте, которые банковская организация может представить в качестве кредита.

Второй метод подразумевает увеличение или уменьшение процентной ставки (ее называют еще ставкой рефинансирования). Данная процентная ставка определяет плату по процентам кредитов, которые коммерческие банки берут у Центробанка.

Изменение данного процента влияет на величину денежной массы. Увеличивая процентную ставку, тем меньше кредитов берут коммерческие банки и наоборот. В первом случае коммерческие банки могут предоставить меньше кредитов для населения, т.к. предложение денег уменьшилось.

При уменьшении ставки рефинансирования коммерческим банкам выгоднее брать займы у Центробанка и они увеличивают свою денежную массу и долю резервов, соответственно увеличивают и предложение кредитов для населения.

Стоит отметить, что данный инструмент не является самым эффективным, т.к. коммерческие банки берут у Центробанка займы только на 3-4% от размера собственного капитала. Поэтому Центральный банк просто так не предоставляет кредиты для коммерческих банковских организаций, а предоставляет их в том случае, если банк нуждается в финансовой помощи.

Меняя значение процентной ставки, Центральный банк сообщает намерении провести денежно-кредитную политику. Это намерение говорит о регулировании инфляции. К тому же, размер процентной ставки является ориентировочным размером процентной ставки коммерческих банков, которые предоставляют кредиты населению.

При увеличении ставки рефинансирования, проценты по коммерческим кредитам увеличиваются, что снижает спрос на получение кредитов населением. Соответственно, денежная масса становится меньше. И в точности наоборот, при уменьшении ставки рефинансирования спрос на кредиты растет.

Самым важным и быстродействующим инструментов являются операции на открытых рынках. Здесь центральный банк регулирует денежную массу путем продажи или приобретения ценных бумаг, таких как:

  • Долговые бумаги (облигации),
  • Векселя.

Данные бумаги продаются банковским организациям и населению. Если Центробанк покупает данные инструменты у населения, то это приводит к увеличению денежных масс в коммерческих банках, т.к. средства по договору купли-продажи поступают на банковские депозиты.

Центробанк приобретает данные инструменты в случае замедленного экономического роста в период падения рынка. В случае высоких темпов роста экономики Центральный банк продает ценные бумаги, чтобы избежать перегрева в экономической системе.

Основные инструменты денежно-кредитной политики

Ключевая ставка Банка России. Заимствующие средства у Центрального банка Российской Федерации коммерческие банки с изменением ключевой ставки вынуждены повышать или понижать стоимость кредитов для бизнеса и населения, тем самым влияя на денежную массу.

Денежная база. С целью изменения объема денежной базы Центральный банк Российской Федерации может использовать операции на открытом рынке. Покупка Центральным банком государственных ценных бумаг способствует увеличению резервов коммерческих банков, что ведет к увеличению объемов банковского кредитования и росту денежного предложения. Продажа ценных бумаг приводит к обратным результатам.

Норма обязательного резервирования. Центральный банк Российской Федерации может влиять на денежное предложение путем увеличения норм объемов активов, которые коммерческие банки обязаны хранить в ЦБ. Увеличивая/уменьшая резервные требования, Центральный банк регулирует кредитную активность банков. Повышение норм резервирования способствует сокращению кредитования населения и предприятий, что приводит к уменьшению денежного предложения.

Ставка по федеральным фондам. Обычно это ставка по федеральным фондам или целевая ставка по федеральным фондам. Это целевая процентная ставка, устанавливаемая Федеральным комитетом открытого рынка (FOMC) на его восьми ежегодных заседаниях. Коммерческие банки ссылаются на ставку по федеральным фондам, когда они ссужают друг другу свои избыточные резервы.

Операции на открытом рынке. ФРС покупает и продает государственные ценные бумаги, такие как казначейские векселя и облигации, на открытом рынке. Выкупая ценные бумаги обратно, ФРС фактически увеличивает предложение денег в обращении – и наоборот, продажа ценных бумаг снижает предложение. Исторически операции на открытом рынке являются наиболее часто используемым инструментом для проведения денежно-кредитной политики.

Резервные требования. ФРС внимательно следит за резервными требованиями или суммой наличных денег, которые банки должны иметь под рукой в ​​любое время для соблюдения банковских правил. Эти резервы должны храниться либо в банковских хранилищах, либо на депозите в квалифицированном Федеральном резервном банке, чтобы обеспечить наличие денег на случай, если они потребуются клиентам. Уменьшая количество наличных денег, которые банки должны держать под рукой, ФРС может побудить банки выдавать больше денег. И, повышая это требование, он может сделать обратное.

Учетная ставка. Это процентная ставка, взимаемая ФРС по краткосрочным кредитам финансовым учреждениям. Как правило, эти ссуды предназначены для покрытия резервных требований или проблем с ликвидностью, которые банки не могут решить за счет ссуд от других банков, которые предлагают более низкую ставку по займам из федеральных фондов. Обычно, когда экономика работает на полную мощность, учетные ставки относительно высоки, потому что ФРС не нужно удешевлять заимствования, чтобы стимулировать активность. Однако, когда экономика переживает спад, ФРС часто снижает процентные ставки, чтобы стимулировать выдачу кредитов физическим лицам и предприятиям.

Количественное смягчение (QE). С помощью QE такой центральный банк, как Федеральная резервная система, использует свои огромные денежные резервы для скупки крупных финансовых активов, таких как государственные и корпоративные облигации, а также акций. Это может показаться похожим на открытые рынки, но количественное смягчение часто имеет место в гораздо большем масштабе в более тяжелых обстоятельствах, предполагает покупку большего, чем просто краткосрочные государственные облигации, и обычно происходит, когда процентные ставки уже равны или близки к 0%, то есть ФРС уже полностью расширила одно из своих основных орудий

Однако центральные банки должны проявлять осторожность при проведении количественного смягчения, поскольку продолжение крупномасштабных покупок активов может привести к нежелательным экономическим условиям, которых не хотят лица, определяющие денежно-кредитную политику, например к более высокой инфляции и пузырям активов

Объявления государственной службы. При реализации денежно-кредитной политики страны центральный банк объявляет финансовым рынкам и широкой общественности о своем общем взгляде на экономику и любых принимаемых мерах политики. Сами по себе эти объявления государственной службы могут влиять на рынок и экономику так, как надеется центральный банк.

Валютные интервенции

Валютные интервенции – это тоже один из инструментов ДКП. Преставляет собой операции, которые проводит Центробанк, для того, чтобы повлиять на курс национальной валюты. Соответственно, когда нужно повысить курс рубля, на рынке продается валюта из запасов регулятора. Если речь идет о том, чтобы снизить курс, то осуществляются покупки.

Иногда совсем не обязательно проводить физические операции купли-продажи валюты. Порой рынкам хватает и вербальных интервенций. Например, если некое публичное лицо пообещает, что курс валюты будет сохранен в указанных пределах, то участники рынка могут прислушаться к его обещаниям и прекратят спекуляции на курсе.

В условиях жесткого давления на рынок Центробанк был поставлен в условия тяжелого выбора. Если продолжать поддержку национальной валюты, то можно сжечь практически все валютные резервы страны. При этом нет гарантии того, что рубль получится удержать в заданных пределах. Но и оставлять рубль без опеки тоже опасно.

Но в ЦБ приняли очень разумное и взвешенное решение. Рубль отпустили в свободное плавание, посчитав, что его судьбу должен решать рынок. Впрочем, без поддержки рубль не остался. Одновременно ЦБ повысил ключевую ставку, что мгновенно повысило востребованность рублей. В итоге страна спасла свои резервы и удержала рубль от чрезмерного падения.

После 2015 года Центробанк присутствует на валютным рынке, но не для того, чтобы влиять на курс российского рубля. Он покупает валюту для пополнения резервов. При этом покупки осуществляются очень аккуратно, чтобы не породить существенных изменений валютного курса. В настоящий момент данные покупки и вовсе приостановили до лучших времен.

Почему монетарная политика важна для инвесторов

Монетарная политика оказывает прямое влияние на инвестиционный рынок.  Если регулятор проводит сдерживающую политику, то, как правило, большинство активов (включая акции, облигации, недвижимость и биржевые товары) теряют в стоимости, так как сдерживающая политика означает замедление экономики.

Один из немногих активов, которые показывают рост в этот период, это национальная валюта.

И наоборот – когда ЦБ проводит стимулирующую политику, то большинство активов показывают рост, особенно акции.

Правда, слишком затянувшаяся стимулирующая политика может привести к тому, что инвесторы начнут опасаться роста инфляции, и тогда стоимость активов пойдет вниз.

Таким образом, инвестор должен иметь хотя бы поверхностное представление о том, какую политику проводит государственный регулятор, и в соответствии с этим корректировать состав инвестиционного портфеля.

Выпуск облигаций

Говоря об инструментах ДКП, стоит вспомнить и выпуск облигаций со стороны Центробанка. В мире активно используется данный инструмент, например, в таких развивающихся странах, как Бразилия, Чили, Южная Корея, ЮАР.

С помощью данного инструмента регулятор собирает избыточную банковскую ликвидность. Банки, которые выступают покупателями данных облигаций, могут получить существенные преимущества. Во-первых, это относительно безрисковая возможность для размещения собственных средств и получения прибыли под хороший процент. Во-вторых, облигации всегда можно продать на вторичном рынке, самому ЦБ, или использовать в качестве залога.

Концепции финансовой политики

Инструменты и методы монетарной политики зависят от выбранной концепции. В современных условиях их всего две:

  1. Дешевые деньги, или научным языком — концепция кредитной экспансии.
  2. Дорогие деньги, другими словами, концепция кредитной рестрикции.

Инструменты кредитной экспансии нацелены на рост ресурсов банков, а значит, возможность получения большого количества кредитов для населения и предприятий. При помощи таких действий увеличивается количество денег.

Кредитная рестрикция означает снижение активности банков в кредитовании для уменьшения количества денег.

Выбор концепции определяет набор инструментов и методов, которые будут задействованы для достижения целей в ближайшем будущем и более далекой перспективе. Но задача эта сложная, требующая всестороннего анализа ситуации на рынке финансов и в экономике в целом, согласования действий субъектов денежного рынка с общим курсом политики страны.

Цели регулирования экономики на государственном уровне

Для того чтобы управлять экономикой, надо понимать в какой точке находится система на данный момент и какие цели являются основными. После этого определяются инструменты, которые лучше всего повлияют на текущую ситуацию и приведут к желаемому результату.

Какими могут быть цели экономического регулирования:

  1. Увеличение государственных доходов.
  2. Приближение к полной занятости.
  3. Умеренные темпы инфляции, стабильность цен.
  4. Экономический рост.
  5. Доминирование законов свободной конкуренции.
  6. Стабилизация экономики и т.д.

Для управления экономикой страны используется монетарная и фискальная политика государства. Первая влияет на систему при помощи рынка денег, вторая — бюджетных и налоговых механизмов.

Дополнительные инструменты

Рассмотренные выше способы относятся к традиционным инструментам. Но есть еще несколько средств, например, валютное регулирование и установление границ увеличения объема денег в обращении.

Монетарная политика как вид стабилизационной политики предполагает анализ причин и последствий роста денежной массы. Не только кризисные явления в экономике требуют особых мер, но и резкий рост производства, в результате которого может проявиться неконтролируемая инфляции и деформация рыночных механизмов. По теории циклов, после фазы активного экономического роста начинается резкий и глубокий спад. Чтобы сгладить перепады, не допустить выхода ситуации на рынке из-под контроля, ЦБ ограничивает количество денег и скорость его увеличения.

Валютное регулирование предполагает формирование, прогнозирование и регулирование валютных потоков, курса, внешних платежей. Это важный инструмент, который способен ограничить отток и приток капиталов в страну.

Валютное регулирование может осуществляться прямыми методами: установлением границ колебания курса (валютного коридора), закреплением его на одном уровне и т.д. Но чаще используются косвенные методы, такие как купля-продажа валюты на открытых рынках. Этот механизм похож на операции ЦБ с ценными бумагами. Для укрепления курса валюты он сбывает иностранные денежные знаки, для уменьшения курса – покупает.

Регулирование количества денег и валютного курса способствуют стабильному развитию внешнеэкономической и производственной деятельности фирм, а также финансовой устойчивости банков.

Обязательные требования по резервам

Требования по резервам являются еще одним важным инструментом ДКП. Согласно закону о банках и банковской деятельности все кредитные организации обязаны исполнять данные требования.

Эффект здесь достигается примерно такой же, как в случае с ключевой ставкой. Иными словами, если ЦБ утверждает правила по повышенному объему хранения средств на резервном счете, то банки сокращают кредитование населения, в результате чего в экономику поступает меньше денег. Соответственно, когда ЦБ снижает требования, то свободных денег у банков становится больше, что влечет за собой рост кредитования и риски для ускорения инфляции.

Какие инструменты монетарной политики существуют

Основной инструмент для проведения монетарной политики – изменение ключевой  ставки (ставки рефинансирования), то есть процент, под который ЦБ готов давать деньги коммерческим банкам.

При этом, как отмечает ВШЭ, коммерческие банки получают лишь небольшую часть средств, занимая их у ЦБ. Поэтому изменение ключевой ставки в большей степени является индикатором политики, которую проводит регулятор.

Помимо ключевой ставки центробанк также может:

  • продавать и покупать гособлигации, то есть проводить операции на открытом рынке
  • совершать валютные интервенции, то есть продавать или покупать иностранную валюту
  • устанавливать количество наличных денег, которые банки страны должны иметь в качестве резервов

Что это такое и кем осуществляется монетарная политика

Основный органом, который состоит в финансовой системе, является Центральный банк. Он является основным регулирующим органом. Объектом управления в данной политике являются совокупные финансы государства. Центральный банк страны должен обеспечивать то количество денежных средств, которое необходимо в текущий момент.

При превышении количества денег над необходимым количеством возникает угроза быстрорастущей инфляции. И наоборот, если денежной массы недостаточно, замедляется рост экономики.

Поэтому главная задача государства – проводить грамотную монетарную политику, чтобы обеспечить сильную и здоровую экономику для повышения уровня благосостояния граждан.

Влияние денежно-кредитной политики на акции

Когда центробанк повышает ключевую ставку, компании берут кредиты под более высокий процент. Бизнесу становится сложнее получать прибыль и развиваться. Растут расходы на обслуживание долга и ухудшается финансовый результат по сравнению с периодом с низкой ключевой ставкой.

Ещё по теме:

Научиться инвестировать

10 сентября 2021

Как накопить на пенсию на фондовом рынке

10 минут

Инвесторы реагируют на ухудшение финансовых показателей, поскольку чаще всего у компании есть и акции, и долговые бумаги. Если по облигациям доходность растет, то и требования по доходности к акциям растут. Больше требуемая доходность — ниже цена. Кроме того, если компания получила меньше прибыли — то она выплатит меньше дивидендов, или меньше вырастет в следующем году. Спрос на акции падает и их цена снижается.

Центральные банки принимают решения по денежно-кредитной политике на основе макроэкономического прогноза с учетом анализа широкого круга информации. Для этого они строят математические и экономические модели, которые включают данные макро-, отраслевого и микро- уровня.

В рамках подготовки прогнозов и выработки решений регуляторы оценивают продолжительность действия факторов, влияющих на экономику и динамику цен, и устойчивость сформировавшихся экономических тенденций. Принятые меры не сразу влияют на динамику цен, а со временем.

От чего зависит выбор инструментов политики ЦБ

Монетарная политика, цели, инструменты и последствия ее осуществления зависят от множества факторов. Среди них можно выделить:

  1. Степень свободы рынка. Чем совершеннее рыночные механизмы, больше свободы у предпринимателей и финансовых учреждений, тем мягче будут методы монетарной политики и, соответственно, ее последствия.
  2. Уровень независимости ЦБ. Денежный рынок и монетарная политика неотрывно связаны, но не только показатели рынка капиталов влияют на деятельность ЦБ. Есть более глобальные государственные задачи, и от них будут зависеть инструменты и методы проводимой политики. Если ЦБ имеет большую степень независимости, он реже применяет административные меры регулирования и не отдает предпочтения государственному аппарату в кредитовании. В противном случае ЦБ может стать спонсором для бюджета страны.
  3. Взаимосвязь разных видов государственного управления. Денежно-кредитная система и монетарная политика государства неразрывно связаны с бюджетной и налоговой системой и политикой. Если действия не будут скоординированы, цели будут разнонаправленными, то разбалансированность системы приведет к негативным последствиям для всей экономики.
  4. Гибкость ЦБ. При хорошей организации, минимизации временных лагов и регулярном проведении анализа гибкость действий ЦБ увеличивается, а значит, меняются и подстраиваются под текущую ситуацию цели и методы, увеличивается эффективность работы. Если ЦБ строго следует плану и выработанной стратегии, то результаты будут хуже.
  5. Стабильность финансовой системы. Чем более предсказуемой будет реакция коммерческих банков на те или иные действия ЦБ, тем эффективнее будет монетарная политика.
  6. Индивидуальность конкретной финансовой системы. Одни и те же методы и инструменты в разной экономической и социальной среде дадут разнонаправленные результаты. Поэтому каждый ЦБ должен прорабатывать свою политику индивидуально, а не копировать действия банков в других странах.

Для достижения целей регулирования рынка денежных средств монетарная политика государства должна учитывать все эти факторы, быть гибкой и последовательной.

Неоконсервативный подход (монетаризм) к денежно-кредитному регулированию

Основными теоретиками современного монетаризма являются М. Фридман, известный американский экономист и нобелевский лауреат, и Анна Шварц, американский экономист чикагской школы.

Монетаризм — это школа экономической мысли, которая подчеркивает изменения в количестве денег в обращении как определяющую функцию цен, доходов и занятости

Взгляды монетаристов и кейнсианцев расходятся не только по вопросу о роли денег в экономике, но, что более важно, в их оценке функционирования рыночной экономики в целом. По их мнению, рыночная экономика — это достаточно стабильный механизм, способный самостоятельно восстанавливать экономическое равновесие

Поэтому монетаристы выступают против активного вмешательства государственного регулирования экономики и отстаивают принципы свободной конкуренции. Решающим фактором в развитии производства являются деньги. Чрезмерное вмешательство государства в экономику, по их мнению, может спровоцировать экономический кризис. Они нашли подтверждение этому не только в кризисах середины 1970-х и начала 1980-х годов.

Монетаристы утверждают, что существует определенная взаимосвязь между количеством денег в обращении и общим объемом товаров и услуг, реализуемых в экономике, которая выражается уравнением обмена Фишера, представленным выше.

Анализ деловых циклов и денежного обращения позволил М. Фридману и его единомышленникам существенно модернизировать классическую количественную теорию денежного обращения, особенно для краткосрочных временных интервалов. Таким образом, монетаристы, рассматривая скорость обращения денег как переменную, считают, что предложенная ими теория позволяет предсказать поведение этой переменной. В качестве основных факторов, определяющих скорость обращения денег, они выделяют ожидаемый уровень инфляции и процентную ставку. Монетаристы также выявили взаимосвязь между изменениями темпов роста денежной массы, реального и номинального ВНП и показали, что изменение темпов роста денежной массы влияет на реальный объем производства быстрее, чем цены. Это выражается следующей зависимостью:

kM = PY, где.

k — коэффициент, когда V (скорость обращения денег) остается постоянной.

В рамках делового цикла, например, темпы роста количества денег в обращении вызывают изменения в темпах роста номинального ВНП с определенным запаздыванием, обычно на несколько месяцев.

Монетаристы считают механизм влияния денег на объем ВНП скрытым, поскольку это влияние происходит не через процентную ставку, а напрямую. М. Фридман объясняет этот механизм на основе «портфеля активов», то есть совокупности всех ресурсов, которыми обладает человек. Каждый человек формирует определенную структуру своего богатства: соотношение денежных средств и других видов активов. Когда денежная масса увеличивается, меняется обычное соотношение, и для ее восстановления люди начинают предъявлять спрос на реальные и финансовые активы. Совокупный рост спроса, который, в свою очередь, приводит к увеличению ВНП.

По их мнению, кейнсианская концепция несовершенна и по своей сути противоречива. Поэтому, по их мнению, основным объектом регулирования должна быть не процентная ставка, а темп прироста денежной массы — в пределах 3-5% в год. Центральный банк должен проводить постоянную и предсказуемую денежно-кредитную политику и следовать простому правилу постоянного роста денежной массы. Темпы роста денежной массы должны быть достаточными, с одной стороны, для обеспечения роста реального ВНП, а с другой стороны, чтобы не спровоцировать инфляционные процессы в экономике. Современная монетарная теория все чаще присваивает синтетические модельные формы, содержащие элементы кейнсианства, монетаризма, неоклассической «экономики предложения» и др.

Косвенные методы монетарной политики

Все чаще ЦБ стали отказываться от прямых методов вмешательства в денежное обращение. Жесткие директивы применяются только в условиях серьезного экономического кризиса и тогда, когда нужны быстродействующие меры.

В других случаях ЦБ может влиять на ситуацию более мягкими, косвенными методами. Они стимулируют нужное поведение субъектов рынка, мотивируют на определенные действия.

Недостатки косвенных методов:

  • увеличенные временные лаги;
  • возможная большая погрешность в прогнозах результатов тех или иных мер;
  • эффективность их связана со степенью развитости рыночных механизмов.

Преимущества косвенного регулирования:

  • отсутствие деформации рыночных механизмов;
  • соблюдение прав субъектов рынка;
  • предотвращение перетекания капиталов на теневые рынки;
  • они не приводят к резким, шоковым перепадам количества денег и снижению уровня производства.

Заключение

Таким образом, денежно-кредитная политика является одним из самых мощных инструментов экономической политики, доступных правительству. Основная цель денежно-кредитной политики — помочь экономике достичь совокупного уровня выпуска, характеризующегося полной занятостью и стабильностью цен. Денежно-кредитная политика заключается в изменении предложения денег с целью стабилизации совокупного выпуска (стабильного роста), занятости и уровня цен.

Основной целью денежно-кредитной политики центрального банка является поддержание стабильной покупательной способности национальной валюты и обеспечение эластичной системы платежей и расчетов. В то же время политика центрального банка является одной из важнейших составляющих регулирования всей экономики государства. 

 С помощью таких инструментов, как пересмотр нормы резервирования, изменение учетной ставки и операции на открытом рынке, центральный банк может оказывать определяющее влияние на предложение денег и, следовательно, на реальный национальный продукт, занятость и индекс цен.

Денежно-кредитная политика в значительной степени определяет валютные курсы и тем самым влияет на эффективность внешнеторговых операций по экспорту и импорту. Его можно использовать не только для изменения важных внутренних макроэкономических переменных, но и для управления балансом внешней торговли.

Без правильной денежно-кредитной политики центрального банка экономика не может функционировать эффективно. В периоды экономического спада и роста безработицы, падения объемов производства необходимо увеличить предложение денег, чтобы стимулировать процесс инвестирования финансовых ресурсов в производство, а также потребительские расходы — необходимо увеличить совокупный спрос. В периоды экономического роста, сопровождающегося инфляцией, денежная масса должна сокращаться. Именно этим и занимаются центральные банки эмиссии.

С помощью монетарного регулирования правительство пытается смягчить экономические кризисы и сдержать рост инфляции. Для поддержания ситуации правительство использует кредит для стимулирования инвестиций в различные отрасли экономики.

Государственное регулирование денежно-кредитной сферы может быть достаточно успешным только в том случае, если правительство через центральный банк способно эффективно влиять на размер и характер частных институтов, поскольку в развитой рыночной экономике последние составляют основу всей денежной системы.

Денежно-кредитная политика является чрезвычайно мощным и поэтому необычайно опасным инструментом. Это может помочь выйти из глубочайшего кризиса, но не исключена и печальная альтернатива — усиление негативных тенденций в рыночной системе.    Только взвешенные решения, принятые на высшем уровне управления после серьезного анализа ситуации, рассмотрения альтернативных путей воздействия денежно-кредитной политики на экономику государства, принесут положительные результаты.

К инструментам денежно-кредитной политики относятся, прежде всего, изменение ставки рефинансирования, изменение норм обязательных резервов, операции на открытом рынке ценных бумаг и иностранной валюты, введение кредитных ограничений.

На данном этапе рациональная денежно-кредитная политика в нашей стране должна минимизировать инфляцию и спад производства и предотвратить рост безработицы.

Таким образом, государство должно регулировать денежно-кредитную политику, но в пределах разумного, необходимо либерализовать государственное регулирование в банковской системе, необходимо инвестировать те сектора национальной экономики (перерабатывающий, химический, транспортный, приборостроение), которые позволят развивать отечественное производство, повышать макроэкономические показатели ВВП, процент занятости, уровень реальных доходов населения.

«Если раньше речь шла об определении места денежно-кредитной политики в структуре государственной политики, то сейчас не вызывает сомнений, что денежно-кредитная политика является не ведущей, а основной частью экономической политики в целом, посредством которой осуществляется регулирование экономических процессов, а также влияние через систему коммерческих банков на развитие реального сектора экономики и уровень инвестиций.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Центр Начало
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: