Облачные решения
Большинство интернет-юзеров осознанно взаимодействуют с облаками только для хранения и передачи каких-то файлов, например, на облачном диске от Google. Но по факту облачные решения уже давно невидимо делают нашу жизнь проще на самых разных уровнях.
В частности, бизнес, работающий в сфере IT, нередко покупает место в облачных хранилищах Amazon и аналогичных зарубежных сервисов, чтобы не тратиться на построение своей инфраструктуры. И отключение от этих «облаков» может обернуться настоящим коллапсом для российского интернета. По оценке основателя и гендиректора компании O2xygen Павла Кулакова, рынок российских клиентов Amazon web services (AWS), Google Cloud и Microsoft Azure составляет около $400 млн в год.
«Что будет с доступностью зарубежных, особенно западных, публичных облаков, неясно, поэтому критически важную для бизнес-процессов информацию и инфраструктуру переносят в превентивных целях», — объяснил ситуацию директор по продажам Linxdatacenter Роман Шулимов.
Среди российских облачных сервисов на пользовательском уровне популярнее всего «Яндекс.Диск» и «Облако Mail.ru». Однако облачные сервисы предоставляют все крупнейшие операторы — «Вымпелком», МТС, «Мегафон», «Ростелеком». Есть облако и в экосистеме «Сбера» — SberCloud предлагает пакетные решения для бизнеса и профессиональное управление базами данных на базе российских ЦОД.
Операционные системы
Западные операционные системы, такие как Windows и MacOS, в России пока не блокируются, хотя и Microsoft, и Apple уже ограничила свою деятельность в России. Продолжат ли поступать нужные апдейты для компьютеров — пока вопрос открытый.
Именно поэтому госструктуры и стратегические предприятия уже давно присматриваются к российским аналогам, преимущественно построенным на принципах свободно распространяемой операционной системы Linux с открытым кодом. На пользовательском уровне они пока нераспространены, но появление в продаже гаджетов с предустановленными российскими ОС — вопрос времени.
В качестве решения для серверных операционных систем есть ОС Rosa от научно-технического центра информационных технологий Rosa. Эта ОС позволяет строить инфраструктуру любой сложности с разными контурами безопасности. Она относится к классу Linux.
Для замены привычной «винды» на рабочих местах госслужащих может появиться и операционная система «Альт» от российского разработчика готовых IT-решений «Базальт СПО». «Альт» также работает как платформа для построения серверной архитектуры, совместима со всеми российскими процессорами и основными типами вычислительной техники, в том числе смартфонами, контроллерами и телеком-оборудованием.
Ещё один вариант замены — Astra Linux от НПО «Русские базовые информационные технологии» (РусБИТех). По заверениям разработчиков, Astra Linux Special Edition — единственная программная платформа, сертифицированная одновременно в системах ФСТЭК России, ФСБ, Минобороны РФ и позволяющая безопасно обрабатывать информацию ограниченного доступа даже под грифом «Совершенно секретно».
Пока эти разработки редко выходят за пределы индустриальных и корпоративных систем, однако у них уже есть свои поклонники и среди домашних пользователей.
Big Data против пробок и аварийности
Продолжением темы современной урбанистики стала еще одна дискуссия на площадке MeetUp-2019 — «Умный город. Инновации для городской среды. Как цифровые технологии могут изменить жизнь горожан». Здесь участники детально обсудили способы решения с помощью «умных» технологий вопросов и проблем транспортной системы современного города.
Принявшие участие в дискуссии московские эксперты-урбанисты вновь акцентировали внимание аудитории на том, что зачастую анализ городской логистики страдает из-за отсутствия достоверных и актуальных данных. Это обстоятельство, в свою очередь, негативно отражается на качестве «умных» проектов и не дает ожидаемых эффектов в виде, например, снижения аварийности, разгрузки дорожной сети и, в конечном итоге, повышения уровня комфорта горожан
Вице-президент по развитию цифрового и нового бизнеса «Билайн» (ПАО «ВымпелКом») Артём Трегубов рассказал об опыте компании в подготовке и реализации проектов «умного» общественного транспорта в регионах РФ и выделил основные проблемные «точки» в этом процессе.
Вице-президент по развитию цифрового и нового бизнеса «Билайн» (ПАО «ВымпелКом») Артём Трегубов. Фото: ИА PrimaMedia
«Билайн» сейчас активно занимается оптимизацией пассажирских перевозок, а точнее, определением, как нужно перевозить людей, чтобы это было максимально эффективно и удобно. Ведь многие регионы расходуют свои средства на перевозчиков, по сути, так: они платят деньги за то, чтобы какое-то количество автобусов просто передвигалось по городу. Нет эффективного управления и контроля передвижения транспорта. В итоге – днем, допустим, ездят пустые автобусы, а в часы пик транспорта катастрофически не хватает, — отметил Артём Трегубов. – Решение здесь нужно однозначно комплексное и связанное с анализом «больших данных», чтобы, прежде всего, понять матрицу корреспонденции, то есть кто, когда и куда в городе перемещается.
Дискуссия «Умный город». Фото: ИА PrimaMedia
Дискуссия «Умный город». Фото: ИА PrimaMedia
Дискуссия «Умный город». Фото: ИА PrimaMedia
1 / 3
Спикер также высказал мнение, что наиболее качественную картину городской логистики можно получить, одновременно применяя и старые методы анализа городских потоков, имеющие под собой многолетние научные наработки, и современные технологии Big Data и искусственного интеллекта. По информации Трегубова, сегодня «Билайн» получает большое количество запросов с предложениями проанализировать существующие в регионах маршрутные карты.
Кроме того, отметил спикер, есть запросы и о проведении на основании «больших данных» телеком-оператора исследований экономической эффективности планируемых к созданию объектов городской среды.
Геоаналитика и «умные» города
Участники одного из ключевых мероприятий форума — панельной дискуссии «Цифровое развитие регионов. Единое цифровое пространство городов будущего» — пришли к общему выводу, что развитие технологий «умных» городов требует сегодня исключительно системного, комплексного подхода, основанного на современном анализе с активным использованием Big Data и искусственного интеллекта.
Как отметил врио вице-губернатора Приморья Сергей Максимчук, цифровизация городской среды – это не использование тех или иных решений «для галочки», а создание единой платформы, в которую интегрируются все существующие и создаваемые системы. Главный же вопрос здесь – в сборе и анализе данных о потребностях населенных пунктов края в тех или иных решениях для улучшения качества городской среды.
Панельная дискуссия «Цифровое развитие регионов. Единое цифровое пространство городов будущего». ИА PrimaMedia
Многие идеи и решения в сфере «умного города» должны и могут быть инициированы бизнесом, считает заместитель генерального директора Дальневосточного фонда развития и внедрения высоких технологий Константин Гибало. Именно бизнес, по оценке спикера, станет своеобразным противовесом тому подходу к цифровизации, когда технологии внедряются просто ради технологий – без учета экономического и социального эффекта от их применения.
По мнению директора макрорегионального филиала «Дальний Восток» ПАО «Ростелеком» Александра Логинова и директора управления по работе с региональным госсектором Дальневосточного банка ПАО Сбербанк Андрея Шарафутдинова, значительный потенциал для синергии бизнеса и государства имеют относительно небольшие города в дальневосточном регионе, поскольку они представляют из себя хорошую пилотную площадку как раз для создания комплексных систем и платформ, улучшающих городскую среду. Кроме того, подчеркнул Александр Логинов, такой подход имеет большое значение для решения демографических вопросов на Дальнем Востоке, способствует «закреплению» населения в макрорегионе.
Панельная дискуссия «Цифровое развитие регионов. Единое цифровое пространство городов будущего». Фото: ИА PrimaMedia
Панельная дискуссия «Цифровое развитие регионов. Единое цифровое пространство городов будущего». Фото: ИА PrimaMedia
1 / 2
Директор департамента по работе с госсектором «ПАО «Вымпелком» (бренд «Билайн») Михаил Звягинцев посвятил свое выступление тем существующим уже сегодня инструментам и IT-решениям, которые позволяют создавать аналитическую базу для «умных» проектов.
«Важно отметить, что стратегия развития «умных» городов – достаточно молодая, непроработанная. И те, кто сегодня принимают эти решения, пока имеют вопросов гораздо больше, чем ответов
И для того чтобы этот спектр вопросов сужать, нужно прежде всего качественно анализировать», — отметил Михаил Звягинцев.
В качестве примера технологического решения для такого анализа спикер привел инструмент «Геоаналитика», который «Билайн» первоначально разработал для собственных нужд на основании собственных массивов «больших данных» и разработок в области искусственного интеллекта. Сегодня телеком-оператор расширяет применение этого инструмента, в том числе – и в сфере создания «умных городов».
«Мы с уверенностью можем говорить о том, что «Геоаналитика» позволяет сделать качественный анализ и сделать в конечном итоге так, чтобы, допустим, «умные» остановки общественного транспорта были размещены именно там, где они дадут наибольший эффект для транспортной схемы и удобства людей. То же касается выбора места размещения социальных объектов с учетом их востребованности и транспортной доступности. Большой потенциал использование инструмента на основе «больших данных» имеет и для удобства туристов», — рассказал Михаил Звягинцев.
Представитель ПАО «Вымпелком» напомнил, что сегодня анализ Big Data, имеющихся в распоряжении телеком-оператора из «большой тройки», позволяет компании настолько точно «просчитать» модели поведения больших масс населения, что решение задач по оптимизации городских транспортных потоков или же размещения объектов «умной» инфраструктуры дает гарантированно эффективный результат.
Промышленный софт
Но по щелчку пальцев это не делается. В то время как иностранные разработчики таких решений один за другим уходят с российского рынка и заявляют о прекращении поддержки российских клиентов, попавших под санкции, возрастает риск ошибок систем, которые ранее чинились своевременными апдейтами. Это означает, что какие-то процессы придётся переводить на «ручное управление».
На базе всего 10–15 продуктов иностранных разработчиков сейчас работает почти 300 российских критически важных информсистем. Лишь 60% из них можно заменить отечественными аналогами, полагают в «Цифре», для остального потребуются миллиардные вливания.
Владимир Молодых, технический директор «Цифровой индустриальной платформы», создающей и внедряющей продукты для автоматизации и цифровизации промышленности на срединном уровне (MES), указал, что на многих российских предприятиях, в том числе стратегического назначения, сейчас стоит импортное ПО. Но, несмотря на наличие в России хороших альтернатив, менять его до событий февраля 2022 года никто не торопился — бизнес предпочитал не трогать работающее решение, на внедрение которого уже потратили миллионы рублей, ради перспективы потратить ещё больше на импортозамещение.
Браузеры
Вопрос о замене браузеров встал после того, как в результате санкций перестали работать иностранные сертификаты безопасности (HTTPS) многих российских государственных сайтов. Такие популярные браузеры, как Google Chrome или Mozilla Firefox, российские сертификаты безопасности не поддерживают, поэтому ряд сайтов в них просто перестали открываться.
Российской альтернативой популярному Chrome может стать «Яндекс.Браузер». Он поддерживает похожий набор функций — хранение паролей, сохранение любимых вкладок и закладок при авторизации, почта, облачное хранение данных, встроенный поисковик и своя экосистема сервисов. В отечественный браузер также можно импортировать все данные из Chrome — браузер сам предлагает это сделать без лишних заморочек.
Есть альтернатива и от другой крупной российской IT-компании VK (бывшей Mail.Ru Group). Atom пришёл на смену провалившемуся Amigo, который позиционировался как браузер со «встроенными соцсетями» — а заодно и неотключаемым поиском от Mail.Ru. Обозреватель Atom появился в 2019 году, а его мобильная версия заработала в августе 2020 года. Однако пользовательская база у него пока ещё крайне мала: в феврале 2022 года он делил с десятками других браузеров 0,86% российского рынка.
Оба этих браузера собственным движком не обладают и построены на базе Blink — открытого кода от американской Google. Зато российские сертификаты они по умолчанию поддерживают.
Офисные приложения
Если Microsoft действительно прекратит поддержку своих сервисов, в один прекрасный момент пользователи из России могут остаться без привычных Excel и Word. Но на рынке офисных приложений есть и российские аналоги.
В частности, с 2015 года в России развивается продукт «МойОфис», предоставляющий классические офисные инструменты для работы за компьютером. Он даже включён в список софта, рекомендованного к предустановке на продаваемые в России гаджеты. За последние семь лет «Мой офис» прошёл путь от довольно сырого решения до развитой экосистемы офисного ПО, а изначальная версия, предназначенная для работы в госструктурах, давно приросла продуктами для обычных пользователей. У пакета есть версия для мобильных платформ, доступная во всех магазинах приложений.
Для совместной работы в локальной сети также есть продукт Р7-Офис. Функциональность этой программы позволяет отслеживать действия сотрудников и контролировать рабочий процесс, в то время как они делают свои презентации и документы.
На российском рынке офисных приложений можно найти и более узкоспециализированные продукты, пристойно справляющиеся со своими задачами. Например, автоматический переводчик Promt, когда-то бывший предметом насмешек («переведено промтом»), сейчас работает вполне на уровне и поддерживает около 50 языков.
Как оцифровать контейнер
Применение IT-технологий и анализа на основе Big Data в коммерческих международных грузоперевозках стало темой еще одного мероприятия Русского MeetUp-2019, которое прошло с участием экспертов «Билайна». Панельная дискуссия «Цифровые технологии в транспортной отрасли. Долгосрочные приоритеты развития экономики Приморского края в сфере транспортной инфраструктуры» была посвящена обсуждению нынешнего уровня цифровизации в приоритетных для развития логистического комплекса региона контейнерных перевозках.
Панельная дискуссия «Цифровые технологии в транспортной отрасли. Долгосрочные приоритеты развития экономики Приморского края в сфере транспортной инфраструктуры». Фото: ИА PrimaMedia
Панельная дискуссия «Цифровые технологии в транспортной отрасли. Долгосрочные приоритеты развития экономики Приморского края в сфере транспортной инфраструктуры». Фото: ИА PrimaMedia
1 / 2
Как отметил директор по развитию корпоративного бизнеса «Билайн» (ПАО «ВымпелКом») Вадим Губенко, ассоциация телеком-оператора только с мобильной связью и интернетом уже не актуальна, поскольку то же направление «Билайн Бизнес» предоставляет органам госвласти и бизнес-партнерам компании еще несколько сотен дополнительных услуг.
Панельная дискуссия «Цифровые технологии в транспортной отрасли. Долгосрочные приоритеты развития экономики Приморского края в сфере транспортной инфраструктуры». Фото: ИА PrimaMedia
Панельная дискуссия «Цифровые технологии в транспортной отрасли. Долгосрочные приоритеты развития экономики Приморского края в сфере транспортной инфраструктуры». Фото: ИА PrimaMedia
1 / 2
Сегодня «Билайн» готов стать полноценным участником в процессе цифровизации международных перевозок, продолжил Губенко, и поэтому для компании очень важны прямые диалоги с участниками рынка, представителями иностранных компаний и экспертами для того, чтобы на базе уже имеющихся у ПАО «ВымпелКом» цифровых решений и платформ создавать и предлагать рынку продукты, максимально отвечающие потребностям заказчика.
Напомним, что в этом году на площадке кампуса Дальневосточного федерального университета параллельно прошли сразу два мероприятия: Русский MeetUp-2019 и Дальневосточный цифровой форум (12+). В мероприятиях приняло участие около 3 тысяч человек. К работе площадки были приглашены международные, федеральные и региональные эксперты в области информационных технологий, руководители ведущих предприятий IT-отрасли, представители органов государственной власти, молодые специалисты, бизнес-консультанты, IT-разработчики, стартаперы, инвесторы, представители научного сообщества.
Организаторами мероприятия выступили медиахолдинг PrimaMedia, администрация Приморского края, Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ). Генеральный партнер – ПАО «Ростелеком». Официальный поставщик воды — компания Slavda Group.