Валютный контроль

Организация контроля валютных договоров

В число основных органов в РФ, ответственных за исполнение законодательных норм, входят Правительство, ЦБ, а также федеральные органы власти.

Отнесены к агентам по контролю структуры, участвующие в деятельности по ценным бумагам, регистраторы реестров, уполномоченные банки. В своей деятельности агенты подотчетны ЦБ и федеральным органам власти.

Правительством обеспечивается согласование работы и взаимодействие агентов и органов контроля в ходе исполнения полномочий, их подотчетность ЦБ РФ.

В рамках полученных полномочий контролирующие структуры (агенты, органы власти) осуществляют изучение соглашений, соблюдения компаниями и гражданами законодательно определенного порядка перемещения валюты сквозь таможенные рубежи страны.

Важно! Налоговая служба и таможенная структура с 2017 года освобождены от осуществления агентской деятельности, поскольку теперь решением Правительства РФ они отнесены к органам контроля. Надзорные полномочия за ведением операций с валютой ЦБ распространил на некредитные организации, включив их в подотчетные структуры и тем расширив сферу своего влияния

Используете практики Data Governance

Методология стратегического управления данными Data Governance подразумевает каталогизацию всех данных и метаданных в компании, назначение ответственных за данные, внедрение оргструктуры офиса CDO, бизнес-процессов, ИТ-платформы для управления данными и метаданными. Метаданные – это данные о данных (в какой системе они были созданы, как были обработаны, куда перемещены, какие правила качества к ним были применены). Каталогизация метаданных в рамках Data Governance позволит при необходимости легко находить источник сведений и определять его надёжность.

Также важно создать единый реестр правил проверки качества данных. Правила проверки качества должны быть понятны не только инженерам по данным, но и бизнес-пользователям

Все проверки качества должны быть каталогизированы, изменения в правилах проверки нужно фиксировать.

Качество данных играют важнейшую роль для любой кредитной организации. Именно от качества данных зависит, насколько эффективно будет выстроена коммуникация с клиентами, как хорошо банк сможет оценить риски и насколько аккуратной будет отчётность. Новые требования ЦБ помогают банкам сделать значительный шаг вперёд, главное – грамотно этим шансом воспользоваться.

Электронные медицинские сервисы

Онлайн-продажа лекарств

Предложение: Внесение изменений в НПА в целях развития продажи лекарств дистанционным способом, в том числе введения возможности продажи и доставки лекарственных препаратов, отпускаемых по рецепту.

Ожидаемый эффект: введение возможности продажи и доставки лекарственных препаратов, отпускаемых по рецепту на лекарственный препарат.

Комментарий аналитиков РАЭК: РАЭК с 2018 года занималась лоббированием вопроса дистанционной продажи безрецептурных лекарственных препаратов. Легализация онлайн-продажи безрецептурных лекарственных препаратов, произошедшая в 2020 году стала большим шагом по обеспечению жителей России широким ассортиментом доступных лекарств и дало стимул для развития онлайн-рынка. По данным DSM Group, объем заказов медикаментов через интернет в 2020 году достиг более 72 млрд руб., а общий объем продаж онлайн-аптек, включая нелекарственный ассортимент, составил 93,2 млрд руб. Создание возможности для дистанционной продажи и доставки лекарственных препаратов, отпускаемых по рецепту — следующий важный шаг в этом направлении.

Доступ к медицинским данным, доступ ИИ-разработчиков к дата-сетам

Предложение: Внесение изменений в НПА об ЭПР в целях обеспечения возможности для граждан предоставлять доступ к своим электронным медицинским данным из ГИС поставщикам электронных медицинских сервисов, а также в целях обеспечения регламентированного доступа российских разработчиков решений в сфере ИИ к деперсонализированным (обезличенным) государственным дата-сетам (наборам данных) и сведениям из электронных медицинских карт.

Ожидаемый эффект: обеспечение с согласия пользователя возможности доступа поставщиков электронных медицинских сервисов к электронным медицинским документам из ГИС в целях разработки новых ИТ-продуктов и предоставления медицинских услуг и сервисов; увеличение количества и повышения качества отечественных ИТ-решений в области медицины, в том числе посредством закрепления в рамках законодательства возможности передачи и агрегирования деперсонифицированных медицинских данных (без необходимости получения согласия).

Комментарий аналитиков РАЭК: доступ к данным о состоянии здоровья необходим для разработки современных медицинских ИТ-решений, в том числе, решений с использованием ИИ, а также для развития персонализированной медицины. В настоящий момент данные о состоянии здоровья защищены не только положениями 152-ФЗ “О персональных данных”, который относит их к данным специальной категории, но и положениями  №323-ФЗ “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации”, который относит сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, а также иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении, к врачебной тайне. На обработку таких данных накладываются особые требования, которые существенно затрудняют использование данных о состоянии здоровья пациентов для обучения систем ИИ. Снятие существующих барьеров и облегчение доступа разработчиков к данным о состоянии здоровья, а также создание условий для доступа разработчиков к государственным наборам обезличенных медицинских данных станут существенными стимулами для развития российских решений на основе ИИ в сфере медицины.

Телемедицинские сервисы

Предложение: запуск пилотного проекта по внедрению и применению для постановки пациентам диагноза (назначения лечения) телемедицинских сервисов.

Ожидаемый эффект: Применение телемедицинских сервисов в медицинской организации, в том числе для организации консультаций и мониторинга за состоянием здоровья пациентов.

Комментарий аналитиков РАЭК: события 2020 года стали дополнительным стимулом для развития телемедицинских сервисов. Только за 1 квартал 2020 года объем инвестиций в цифровое здравоохранение, по данным VEB Ventures, вырос на 72%. Вместе с тем, действующее законодательство предусматривает возможность получения удаленных консультаций с применением телемедицинских технологий, но не позволяет ставить диагноз и назначать лечение. Запуск пилотного проекта должен стать важным шагом по снятию существующих ограничений

Развитие телемедицины особенно важно для тех пациентов, которые по каким-либо причинам не имеют возможности лично посещать врача. 

Структура валютного контроля в России

Базовая характеристика системы приводится в ст. 22 закона 173-ФЗ. Роль главного координатора парламентарии закрепили за Правительством РФ. Федеральные чиновники распределяют надзорные функции между государственными службами, утверждают регламенты, наделяют ведомства специфическими полномочиями. На этом уровне устанавливаются лимиты и нормативы (статья 6 закона 173-ФЗ).

Следующим звеном в иерархии является Центробанк России. Регулятор осуществляет валютный контроль в отношении кредитных и финансовых организаций. Для них он издает инструкции, вводит правила, стандарты. Курирует ЦБ РФ и профессиональных игроков рынка. К нарушителям применяются санкции вплоть до отзыва лицензии. Активно участвует регулятор и в информационном обмене. Так, таможенные органы передают Банку России сведения о задекларированных товарах (). Анализ сведений необходим для оценки достоверности отчетности, оценки ситуации в комплексе. Основные задачи ЦБ РФ заключаются в недопущении несанкционированного оттока капитала за рубеж и обеспечении экономической безопасности страны.

Особый статус имеют агенты валютного контроля. Этой категории посвящен п. 3 ст. 22 закона 173-ФЗ. Агентами норма называет банки, обладающие универсальной лицензией, профессиональных игроков рынка ценных бумаг, а также государственную корпорацию «ВЭБ.РФ». Их обязанностью является надзор за валютными операциями клиентов – резидентов и нерезидентов. С этой целью агенты формируют специальные структурные подразделения – службы, отделы, бюро.

Последним звеном валютного контроля следует считать государственные органы. Надзорными функциями Правительство России наделило сразу два ведомства:

  1. Налоговая служба РФ. Полномочия инспекций определены правительственным постановлением № 506 от 30.09.04. К компетенции органа относится контроль соблюдения валютного законодательства резидентами и нерезидентами в сделках на территории России. Ведомство вправе утверждать формы извещений об открытии счетов за рубежом, разрабатывать инструкции по их заполнению. Для реализации поставленных задач ФНС РФ проводит проверки, запрашивает у обслуживающих банков и участников валютных операций документы. В перечень могут входить контракты, таможенные декларации, выписки о движении валюты по счетам, справки и др. Служба наделена правом применения к нарушителям мер ответственности. Подробно компетенция описана на официальном портале. Перечень нормативных актов, на соответствие которым проводится оценка, закреплен распоряжением ФНС РФ № ММВ-7-2/278@.
  2. Таможенная служба России. Полномочия ведомства сводятся к контролю валютных операций при перемещении товаров, услуг и работ через границу. Надзор охватывает проверку заявленной стоимости ценностей, их происхождения, верности исчисления пошлин (ст. 313, 314, 315 ). Таможенная служба следит за соразмерностью расчетов при импорте/экспорте и трансграничном бартере. Деятельность органа регламентируется ведомственными приказами № 615 от 02.04.12, № 289 от 18.02.13 и прочими актами. Полный перечень нормативных актов представлен на сайте ФТС РФ.

Важно понимать, что ни налоговая, ни таможенная службы не вправе проводить проверку в отношении агентов валютного контроля (банков, финансовых объединений). Оценка соблюдения этими участниками закона 173-ФЗ остается в ведении ЦБ РФ

Компетенция агентов валютного контроля во многом схожа с полномочиями государственных органов. Так, ст. 23 закона 173-ФЗ наделяет обе группы следующими правами:

  • проведение проверок на предмет соблюдения валютного законодательства;
  • оценка достоверности учета операций;
  • запрос документов, связанных с транзакциями или открытием счетов в иностранных денежных единицах.

Минимальный срок исполнения запросов норма устанавливает на отметке в 7 рабочих суток. Правилами банка или распоряжением государственного органа этот период может увеличиваться.

Налоговая и таможенная службы наделены дополнительными полномочиями (п. 2 ст. 23 закона 173-ФЗ). Они вправе выдавать участникам ВЭД обязательные предписания и налагать санкции за нарушения. Банк же при неисполнении требования может лишь отказать в проведении платежа. Кроме того, о признаках нарушения кредитная организация уведомляет государственные структуры. Самостоятельно агент валютного контроля наказания не применяет.

Сходство полномочий не означает единого правового регулирования. Инструкции для банков и финансовых объединений утверждает ЦБ РФ. Государственные органы должны руководствоваться постановлениями Правительства России и ведомственными актами.

Система выявления сомнительных валютных операций заработает в 2022 году

Ключевая инициатива Правительства — это введение механизма сомнительных валютных операций и внедрение риск-ориентированного подхода к контролю за такими операциями. Этот механизм призван в будущем заменить традиционную систему валютного контроля в российских банках и ослабить государственный контроль за валютными правонарушениями.  Еще в 2018 году Минфин предлагал ввести в Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее — 173-ФЗ) понятие «сомнительной валютной операции». Напомним, что к признакам сомнительных операций (Положение ЦБ РФ от 02.03.2012 N 375-П), относятся, в частности, запутанный или необычный характер сделки, не имеющей очевидного экономического смысла или законной цели, излишняя озабоченность клиента вопросами конфиденциальности, необоснованная поспешность в проведении операции, внесение изменений в сделку непосредственно перед началом ее реализации и т. д.

При выявлении сомнительной валютной операции предлагалось разрешить ЦБ РФ приостановить операцию и обязать передавать соответствующие сведения в контролирующие органы. В списке ведомств, которые должны были заниматься контролем и обработкой сведений о сомнительных валютных операциях, значились ФНС, ФТС, Росфинмониторинг, МВД, Генпрокуратура, СК, ФСБ и уполномоченные банки.

Сейчас та же инициатива, но уже с другим набором вводных, содержится в Плане по восстановлению экономики. Здесь механизм «сомнительных валютных операций» объясняется введением риск-ориентированного подхода к валютному контролю. Это подход, по словам Силуанова, даст возможность отойти от практики тотального контроля за участниками ВЭД.

Что изменилось в 2022 году

В 2022 году в валютное законодательство вносились изменения, направленные на корректировку отдельных положений ввиду введённых в отношении РФ санкций (таблица 1.)

Таблица 1. Изменения в валютном регулировании и валютном контроле 2022

Изменение

Суть изменения

Нормативные акты

1. Ограничили валютные операции.

С 1 марта 2022 года российским резидентам: (организациям, ИП и гражданам) запретили ряд операций в иностранной валюте:

  • предоставлять в инвалюте кредиты, займы и иные виды заёмных средств в пользу нерезидентов РФ;
  • переводить (перечислять, зачислять, перенаправлять и т.д.) иностранную валюту на свои заграничные банковские карты, счета или вклады;
  • переводить денежные средства без открытия банковского счёта с помощью иностранных электронных средств платежа.

Исключение составляет ряд предусмотренных законодательством иностранных банков. В их числе Азиатский банк инфраструктурных инвестиций, Международный банк экономического сотрудничества, Международный инвестиционный банк, Новый банк развития, Российско-Кыргызский Фонд развития.

п. 3 Указа Президента РФ от 28.02.2022 № 79; п.п. «а» п. 1 Указа Президента РФ от 15.10.2022 № 738.

2. Ввели особый порядок для сделок между резидентами и иностранными лицами из недружественных стран.

Особый порядок действует со 2 марта 2022 года. Он распространяется:

  • на рублёвые кредиты и займы лицам иностранных государств;
  • на сделки с иностранными лицами в результате совершения которых происходит возникновение права собственности на финансовые инструменты (ценные бумаги) и недвижимые активы.

По новым правилам работы, разрешения на кредитование иностранных лиц выдаёт Правительственная комиссия по контролю за осуществлением иностранных инвестиций. Сделки с акциями и недвижимостью можно совершать на организованных торгах, но только с разрешения, полученного от Центробанка по согласованию с Минфином РФ.

п. 1 Указа Президента № 81 от 01.03.2022; Постановление Правительства РФ от 06.03.2022 № 295, Распоряжение Правительства РФ от 05.03.2022 № 430-р.

3. Ограничили вывоз иностранной валюты.

Со 2 марта 2022 года действует запрет на вывоз из РФ наличных средств в иностранной валюте и (или) денежных инструментов в иностранной валюте на сумму, свыше 10 тысяч долларов США. Запрет распространяется не только на американские доллары, но и на любую иностранную валюту. Размер ограничения устанавливается по курсу доллара США, установленного ЦБ РФ на дату вывоза.

пп. «ж» п. 1 указа Президента РФ от 01.03.2022 № 81.

4. Ввели процент по продаже валютной выручки резидентами.

Резидентов обязали продавать 80% от валютной выручки, зачисленной начиная с 1 января 2022 на их счета по внешнеторговым контрактам. С 9 июня 2022 года резиденты — участники ВЭД обязаны продавать иностранную валюту в размере, определяемом Правительственной комиссией по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ.

Указ Президента РФ от 28.02.2022 г. № 79; Указ Президента РФ от 09.06.2022 № 360.

С 1 января 2024 года вступит в силу Федеральный закон от 14.07.2022 № 353-ФЗ. Документом также внесли ряд изменения в валютное регулирование и валютный контроль. Отдельные положения закона действуют уже с 14 июля 2022 года.

5. Расширили перечень операций, которые допустимо проводить между резидентами.

Разрешили операции, совершаемые за пределами РФ, между находящимися за пределами страны филиалами российских медицинских организаций и физическими и юридическими лицами — резидентами РФ в рамках договоров об оказании услуг в сфере здравоохранения (за исключением наличных расчётов с юридическими лицами — резидентами).

Федеральный закон от 14.07.2022 № 353-ФЗ.

6. Скорректировали порядок определения налогового органа по месту учёта резидента.

Если у резидента — физлица нет места жительства (места пребывания), недвижимого имущества на территории РФ, уведомления об открытии (закрытии) счетов (вкладов) и об изменении реквизитов счетов (вкладов) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории РФ, он может представить в любой налоговый орган по своему выбору.

Федеральный закон от 14.07.2022 № 353-ФЗ.

Пример экранной формы квитовки СОП и ПП Рисунок 1

Структурированные, верифицированные и сквитованные документы поступают на валидацию экспертам УК. На этом этапе реквизиты соответствуют формальным критериям (форматы, соответствие справочникам, связи), но для одобрения еще необходимо проверить, что документ не противоречит нормативным правилам, не нарушает целостность ВБК и оцифрованные реквизиты соответствуют скан-копии в случае ее наличия.

Проверки такого рода довольно трудоемки и чреваты ошибками ввиду длительности и многообразия допустимых бизнес-сценариев жизненного цикла контракта (некоторые контракты длятся десятилетиями и переживают несколько поколений нормативных инструкций Банка России).

Автоматизация исторических контролей по ВБК позволяет существенно удешевить процесс и выступает важным фактором ускорения и повышения качества процессов обработки документов ВК. Однако обязательным условием эффективности таких проверок является актуальная объединенная модель исторических учетных и документарных операций клиентов.

Автоматические контроли могут быть мягкими и жесткими. Для успешного принятия документов необходимо, чтобы все жесткие контроли были пройдены успешно, а мягкие контроли либо успешно завершились, либо были явно проигнорированы на форме автоконтролей. Автоконтроли группируются по типам обрабатываемых документов, таким как:

  • постановка контракта на учет;
  • переоформление контракта;
  • снятие контракта с учета;
  • досыл документов;
  • регистрация и корректировка СПД;
  • регистрация и корректировка сведений о платежах.

В зависимости от уровня автоматизации и внутренней методологии банка целесообразно реализовать от 100 до 300 автоконтролей. Для примера в табл. 2 приведена выборка типичных автоконтролей.

Таблица 2

Что предлагают изменить в валютных операциях

Предполагается, что физические лица смогут спокойно зачислять на свои зарубежные счета денежные средства, которые ни получили от нерезидентов. Правда для этого придется выполнить ряд условий, а именно:

  • банк, в котором открыт счет, должен находиться на территории государства, которое входит в ОЭСР или FATF;
  • государство, которое относится к ОЭСР или FATF должно заключить многостороннее соглашение об автоматическом обмене финансовой информацией – первый вариант;
  • государство, которое относится к ОЭСР или FATF должно заключить с Россией двухстороннее соглашение об автоматическом обмене финансовой информацией – второй вариант;
  • общая сумма на зарубежных счетах за год не должна превышать 600 000 рублей или столько же, но в валюте либо остаток средств на конец года не должен быть больше 600 000 рублей.

ОЭСР —  это организация экономического сотрудничества и развития, в нее входят 36 стран.

FATF – это группа разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег, в нее входят 40 стран.

В настоящий момент физические лица могут получать денежные средства от нерезидентов на свои зарубежные счета, только в ограниченных случаях, например, при сдаче в аренду зарубежной недвижимости, либо продажи зарубежной недвижимости и т.д. После принятия поправок ситуация изменится. Новый проект также предлагает уменьшить отчетность по иностранным счетам физических лиц. В настоящий момент, те резиденты, у которых есть счет за рубежом, должны постоянно отчитываться в налоговые органы, как минимум раз в год.

Сразу нужно сказать, что не все страны подойдут в качестве тех, куда можно перечислять свои деньги. Страна не только должна состоять в ОЭСР или FATF, но также должна осуществлять автоматический обмен информацией с Россией. Не все страны отвечают двум этим требованиям, например, США хоть и состоит в ОЭСР, но не присоединилась к международному обмену информацией, а вот Кипр обменивается информацией с Россией, но при этом не является членом ОЭСР. Из стран популярных у россиян, обоим требованиям отвечают Германия, Великобритания, Франция, Дания.

Ключевые точки автоматизации и их влияние на снижение себестоимости процессов ВК

Точка автоматизации

Результат

Влияние на снижение себестоимости процессов ВК

Специализированный интерфейс ввода первичных документов ВК с контролем значений реквизитов по маскам ввода и общим справочникам.

Подключение интерфейса к системе «клиент-банк»

Идентификация простых ошибок и опечаток в момент первичного заполнения. Исключение пересылки заведомо ошибочных документов между клиентом и банком

25%

Интеграция с каналами ДБО. Интеграция с платежной системой для доставки платежей. Доставка документов на рабочее место валютного контролера с учетом ролевой модели и распределением задач по шагам процесса. Удобное представление очереди задач с возможностями группировки задач по клиентам, группам клиентов, типам документов, экспертам, группам экспертов.

Использование стандартного формата обмена сообщениями ВК ISO 20022.

Интеграция с системами АСВКБ/ТБСВК

Единое окно обработки документов ВК и платежных поручений, подпадающих под ВК, минимизирует или исключает работу с бумагой, файлами, почтовый документооборот.

Разделение процесса обработки на шаги позволяет эффективно специализировать сотрудников отдела ВК. Например, более опытные принимают операционные решения по сложным клиентам, менее опытные занимаются обогащением отчетных реквизитов. Использование единого стандарта ISO облегчает верификацию документов и позволяет единообразно обрабатывать документы, поступающие как из системы «клиент-банк», так и из ERP-систем клиентов по каналам Host2Host.

Исходящая интеграция с АСВКБ/ТБСВК исключает двойной ввод данных, а входящая обеспечивает автоматическое поступление внешних документов (переводные ВБК из Банка России, таможенные декларации из ФТС)

25% + сокращение печати на 90%

Объединение документарной и учетной модели ВБК в досье ВК.

Сразу после принятия документ становится частью учетной модели и влияет на расчет сальдо и другие контроли при обработке последующих документов

Позволяет в реальном времени реализовать автоквитовку и полную модель автоконтролей не только в рамках совокупности реквизитов текущего документа, но и с учетом всей истории операций ВБК или беспаспортного контракта

20%

Дополнительные возможности рабочей очереди задач по группировке документов в рамках однотипных изменений.

Массовое редактирование, принятие и подписание документов в рамках однотипных изменений

Позволяет обрабатывать массовые однотипные запросы клиентов как один запрос. Примеры таких запросов:

  • массовое переоформление или закрытие учетных контрактов в связи со сменой реквизитов, пролонгацией контрактов, сменой контрагента;
  • массовые платежные поручения, появляющиеся, например, по причине ограниченного права подписи уполномоченного лица клиента на сумму одного поручения

10%

«Бонусом» объединенной документарной и учетной модели процессной системы ВК является готовность к выполнению требований новых Указаний N 4512-У <1> и N 4498-У <2> о представлении скан-копий оригинальных документов ВК. Соблюдение этих Указаний относится скорее к отчетным процессам ВК, но системы АСВКБ и ТБСВК, в отличие от документарного архива процессной системы ВК, не хранят скан-копии оригинальных документов и не могут в полной мере обеспечить поддержку этих задач.

<1> Указание Банка России от 30.08.2017 N 4512-У «Об объеме и порядке передачи уполномоченными банками как агентами валютного контроля информации органам валютного контроля».<2> Указание Банка России от 16.08.2017 N 4498-У «О порядке передачи уполномоченными банками, Государственной корпорацией «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» органам валютного контроля информации о нарушениях лицами, осуществляющими валютные операции, актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования».

В завершение перечислим ключевые факторы эффективной автоматизации операционных процессов ВК:

  • использование промышленной базовой платформы документооборота;
  • объединение документарной и учетной модели;
  • создание специализированного интерфейса в системе «клиент-банк» для раннего обнаружения ошибок в первичных документах;
  • использование промышленного стандарта ISO 20022 для обмена сообщениями ВК;
  • интеграция с каналами ДБО и бэк-офисными системами (АСВКБ/ТБСВК, АБС);
  • поддержка массовых операций для обработки однотипных документов.

А. Лаврентьев

Исполнительный директор

компания «Амрусофт»

Принятие решения и обновление учетной модели

При внедрении системы автоматизации особое внимание должно быть уделено удобству навигации и оптимизации поиска данных. Должны быть предусмотрены функциональные фильтры по клиентам в привязке к экспертам и удобная группировка документов по типам процессов

Группировка документов позволяет экспертам быстро фокусироваться на документах «своих» клиентов и в некоторых случаях выполнять массовые операции по приему и отклонению групп документов, что существенно ускоряет процессы обработки ВК для однотипных запросов и массовых переоформлений.

На рис. 2 приведен пример типичного экрана очереди задач валютного контролера, иллюстрирующий ключевые возможности по структурированию и группировке потока задач.

С 1 марта 2018 года для того, чтобы заключить договор с нерезидентом и перевести ему деньги, придется оформить паспорт сделки по валютным операциям

Это касается предпринимателей и фирм, которые занимаются импортом или экспортом. Например, продают товары за границу, оказывают услуги иностранным компаниям или сдают в аренду имущество за рубежом. Расчеты по таким контрактам оформляют по особым правилам.

Нельзя просто так заключить договор с нерезидентом и перевести ему деньги. Придется подключить отдел валютного контроля, предоставить в банк документы и оформить паспорт сделки. Иначе законно рассчитаться не получится — банк не имеет права проводить платеж.

Правила такие: чтобы собрать документы и оформить паспорт сделки, нужно время. Еще за это нужно заплатить по тарифам банка.

В паспорт сделки вносят данные из документов, которые предоставляет клиент. Когда стороны выполнят свои обязательства, паспорт сделки закрывается. Потом банк передает данные о сделке в ЦБ.

Если с документами не все в порядке, паспорт сделки не оформят и расчеты не проведут. У банка есть такое право по закону.

Сейчас паспорт сделки нужно оформлять для всех контрактов на сумму больше эквивалента 50 000 $.

Как изменится ответственность за нарушения валютного законодательства

С 14 мая вступают в силу поправки в закон «О валютном регулировании и валютном контроле» (Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ), а также в статью 15.25 Кодекса об административных правонарушениях РФ, посвященную нарушениям валютного законодательства.

Рассмотрим самые важные нововведения:

  1. Во всех внешнеторговых контрактах обязательно должны быть прописаны сроки, в которые иностранная сторона обязана оплатить товар или услуги российскому экспортеру, либо вернуть аванс, если речь идет об импортном контракте
    Чтобы снизить риски нарушения требований о возврате валютной выручки, стороны и до этого чаще всего прописывали такие условия в контрактах. Поэтому для большинства компаний ничего особо не изменится. Просто теперь банку надо будет сообщать не об ожидаемых, а о точных сроках получения и возврата валютной выручки по контракту. Иначе банк может отказаться принять контракт на обслуживание.

  2. Расширился список причин, по которым банки вправе отказать в валютной операции
    Раньше банк мог отказать компании, которая представила все документы по сделке, если заподозрил ее в отмывании доходов. С 14 мая причин для отказа будет больше. Так, например, банк сможет отказать в валютной операции, если подозревает компанию в предоставлении недостоверных документов и нарушении требований валютного законодательства. При этом решение об отказе банк должен письменно сообщить не позднее одного рабочего дня со дня его вынесения.

  3. Штрафы за валютные нарушения для «ответственных сотрудников»
    Если раньше за незаконные валютные операции и нарушение порядка репатриации денежных средств штрафовали только копанию, то с 14 мая к ответственности можно будет привлечь также директора, главбуха или финдира. Штраф за нарушение валютного контроля в 2018 году для ответственных сотрудников составит от 20 тыс. до 30 тыс. руб. За повторное нарушение будет грозить дисквалификация.

***

Итак, на наш взгляд, процедуры оформления сделок с иностранными контрагентами изменились, но незначительно.

Паспорт сделки с 2018 года отменен, но вместо этого вводится регистрация валютного договора в банке (постановка контракта на учет) с присвоением уникального номера. Данная процедура проще оформления паспорта сделки, быстрее, и позволяет поставить на учет контракт, основываясь на его проекте, или сведений о контракте (оригинал можно предоставить позже, это очень удобно, если сроки «поджимают»). В остальном все так же – сохраняется необходимость представления документов, связанных с проведением валютных операций в полном комплекте, в зависимости от ситуации. Валютный контроль не исчезнет, лишь по-новому будут оформляться документы отчетности: фиксировать необходимую для учета информацию будет не компания-резидент, а банк.

За первый месяц работы после отмены паспорта сделок с 1 марта специалисты нашей компании на практике не столкнулись с какими-то серьезными «подводными камнями». В то же время проявилась самая главная сложность – в разных банках по-разному применяются нововведения по оформлению измененных документов.

Например, не очень удобна перемена, связанная с заменой справки о валютных операциях на заполнение сведений о валютных операциях. Справка имела форму документа, закрепленную законодательно, а сведения – это произвольный документ, и в некоторых банках нет возможности распечатать подготовленные (принятые банком) сведения о валютных операциях.

Расставьте мониторы качества данных на всём жизненном цикле данных

У любых корпоративных сведений есть цикл жизни: информация создаётся, перемещается между разными ИТ-системами и обрабатывается. На разных этапах этого цикла ИТ-специалисты или инженеры по данным должны выставить мониторы качества данных (Data Quality Monitor). По сути, такие мониторы – это датчики качества данных, которые будут замерять долю пропусков, выбросов, аномалий в данных, а также долю отклонения от требуемого уровня качества данных.

Каждый банк сам определяет оптимальное для себя количество мониторов качества. У лидеров в области обеспечения качества данных может стоять 200-400 контролей. Обычно в первую очередь мониторы ставятся для самых критичных систем и данных.

Также нужно постоянно собирать статистику по тому, на каких этапах цикла жизни данных чаще всего происходит ухудшение качества. На этих этапах мониторы качества также будут очень нужны. Так, если у вас данные передаются из ERP-системы в хранилище через коннектор, то вероятность ухудшения качества данных в коннекторе выше, чем непосредственно в самом хранилище.

Важно, чтобы ИТ-команда банка постоянно получала обратную связь от бизнес-подразделений при внедрении новых мониторов или ИТ-решений для мониторинга и контроля качества. Эта обратная связь обязательно должна учитываться

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Центр Начало
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: