Страсти вокруг ЦОДа
В июне завершилась длившаяся полтора месяца эпопея с созданием федерального ЦОДа. Напомним, что 30 апреля 2013-го Минздрав РФ объявил электронный аукцион по выбору подрядчика, который сдаст ему в аренду ЦОД и каналы связи для обеспечения работы ЕГИСЗ до 1 января 2014 г. (на вопрос о том, что будет после этой даты, представители Минздрава отвечают, что прорабатываются разные варианты, в том числе предложения Минкомсвязи с “государственным облаком”). В результате, несмотря на претензии Минкомсвязи и сенатора Руслана Гаттарова, аукцион все же состоялся, а победу в нем одержала компания МТС, в ходе торгов снизившая начальную стоимость контракта более чем в три раза — с 1,74 млрд. до 565 млн. руб. В ЦОДе, который арендует Минздрав, размещаются федеральные прикладные компоненты ЕГИСЗ: сервисы “Интегрированная электронная медицинская карта”, агрегирующая данные из ЭМК со всей страны, и “Электронная регистратура”, система управленческого учета административно-хозяйственной деятельности медицинских организаций, реестр нормативно-справочной информации, сервис идентификации и аналитическая система.
Ряд опрошенных нами экспертов счел критику Минздрава в данной ситуации обоснованной. Так, по словам Андрея Столбова, заместителя начальника Управления информатизации и связи со средствами массовой информации РАМН, государственные информационные ресурсы и системы, особенно обрабатывающие информацию ограниченного доступа, не могут размещаться на базе негосударственных, коммерческих ЦОДов, особенно на такой короткий период. Свою точку зрения он объясняет сложностями решения нормативно-правовых проблем, связанных с обработкой персональных данных, и высокими затратами на развертывание и сворачивание системы в том случае, если конкурс на очередной период выиграет другой провайдер.
Что же касается стоимости аренды, то нужна обоснованная, утвержденная, “публичная” методика расчета “справедливой” цены для услуг ЦОДов и иных провайдеров ИКТ-сервисов, а также утвержденные и сертифицированные стандартные средства, позволяющие измерять уровень предоставления ИКТ-услуг (объем и скорость трафика и т
п.), считает г-н Столбов.
Сходную в целом позицию занимает Алексей Сабанов, заместитель генерального директора компании “Аладдин Р.Д.”, по мнению которого сейчас уже не так важно, кто победил по итогам тендера, а важно понимать, что будет потом, после окончания арендного срока. “В действительности основные риски связаны с тем, что созданное облако начнут наполнять актуальной информацией, в том числе медицинскими данными пациентов, — пояснил он
— Куда денутся данные, как и куда их можно будет перенести без потерь? На мой взгляд, есть всего лишь два варианта развития событий: либо Минздрав продолжит сотрудничество с МТС, либо придется продумывать иные пути решения проблемы. Основная сложность заключается в том, что несмотря на наличие технологий и решений защиты данных, хранимых в облаке, в Минздраве их применяют редко, можно сказать, практически не используют, а отсутствие необходимых методик создает дополнительные риски”.
Его поддерживает Сергей Купцов, генеральный директор компании РИНТЕХ, отмечая, что аукционы готовятся из расчета среднерыночных цен. Заказчик волен назвать цену, а претенденты на исполнение вправе дать предложения исходя из своей стратегии. При этом у кого-то может возникнуть желание за свой счет купить перспективный сегмент рынка, заказчик же не сможет ему отказать потратить свои деньги, полагает г-н Купцов: “В случае аренды ЦОДа Минздравом была очень жесткая борьба за право заключить госконтракт, и конечная стоимость упала намного ниже рыночной. По нашим оценкам, это должен быть убыточный проект как для МТС, победившей в торгах, так и для Ростелекома, у которого МТС будет вынуждена арендовать каналы связи, чтобы выполнить условия госконтракта. Если это стратегия МТС по захвату рынка — понять можно, а если просчет отдельного менеджера, который привел компанию в проект… нужно делать оргвыводы. В любом случае Минздрав в выигрыше”.
Как работает отечественная телемедицина
Телемедицина развивается в двух основных формах взаимодействия: «врач-врач» и «врач-пациент».
- «Врач-врач» — используется для организации и оказания медпомощи при дистанционном взаимодействии медицинских работников между собой, например, когда требуется мнение специалиста, которого нет в конкретной медицинской организации;
- «Врач-пациент» — используется для организации и оказания медпомощи при дистанционном взаимодействии медицинского работника с пациентом и (или) его законным представителем (профилактика, сбор, анализ жалоб пациента и данных анамнеза, оценка эффективности лечебно-диагностических мероприятий, медицинского наблюдения за состоянием здоровья, принятие решения о необходимости проведения очного приёма врача).
Медпомощь с применением телемедицинских технологий можно оказывать стационарно, амбулаторно и вне медорганизации. Условия оказания помощи определяются фактическим местонахождением пациента.
Важное условие — обязательное соблюдение требований, установленных законодательством РФ в области защиты персональных данных, и соблюдение врачебной тайны.
Обратите внимание на п.4. ст.36.2 Закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ
Здесь содержится важная оговорка: дистанционное наблюдение за состоянием здоровья пациента назначается лечащим врачом после очного приёма (осмотра, консультации).
В процессе телекоммуникационной связи данные передаются через защищённые каналы. Несанкционированный доступ и утечка информации, составляющая персональные данные и врачебную тайну исключены.
В целях идентификации и аутентификации участники дистанционного взаимодействия используют единую систему — портал Госуслуг. Оказание телемедицинской помощи осуществляется в ЕГИСЗ. Здесь же размещены Федеральный регистр медработников и Федеральный реестр медорганизаций.
Пациент может получить консультацию через личный кабинет на сайте медорганизации или через специальное медицинское приложение, подключённые к ЕГИСЗ.
До получения телемедицинской помощи пациент должен подписать согласие на обработку своих персональных данных.
Также при оказании телемедицинской помощи необходимо информированное добровольное согласие пациента на медицинское вмешательство. Медработник предварительно должен дать полную и понятную информацию о целях и методах оказания медпомощи, возможных вариантах медицинского вмешательства, рисках, последствиях и предполагаемых результатах оказания такой помощи. Пациент вправе отказаться от медицинского вмешательства или попросить приостановить его. При отказе пациенту также необходимо разъяснить все возможные последствия.
Порядок и формы подачи согласия и отказа прописаны в Приказе Минздрава РФ от 12.11.2021 № 1051Н.
Телемедицинская консультация считается завершённой после получения запросившей организацией (пациентом или его законным представителем) медицинского заключения по результатам консультации или протокола консилиума врачей или предоставления доступа к соответствующим данным и направления уведомления по указанным контактным данным запросившей организации (пациента или его законного представителя).
За рекомендации, предоставленные по результатам консультации с применением телемедицинских технологий, консультант несёт ответственность в пределах данного им медзаключения.
Информацию о проведении консультации с применением телемедицинских технологий, включая внесение сведений в медицинские документы, нужно задокументировать с применением усиленной квалифицированной электронной подписи.
Здравоохранение: понятие и место в отраслевой структуре национальной экономики
Разделение экономики здравоохранения на область независимых научных знаний произошло только во второй половине 20 века.
Произошло это под влиянием ряда причин:
- Двадцатый век — это век беспрецедентного роста объема и социально-экономического значения сектора услуг. И хотя медицина стара как мир, она еще никогда не формировалась в столь крупную отрасль народного хозяйства, привлекающую миллионы людей. А поскольку объект исследования разросся так быстро и значительно, соответственно возрос и научный интерес к нему.
- Здравоохранение одновременно заявило о себе как о необычайно ресурсоемкой отрасли, способной использовать различные материальные, финансовые, трудовые и другие ресурсы.
- В XX веке здравоохранение стало рассматриваться как прибыльное, экономически выгодное направление для вложения средств.
Таким образом, сформировалась новая научная и учебная дисциплина — экономика здравоохранения.
В процессе перехода России к рыночной экономике возникла новая отраслевая экономика здравоохранения. Возникновение новой научной дисциплины — экономики здравоохранения связано с:
- становление здравоохранения как крупнейшей отрасли национальной экономики, что связано с увеличением спроса на медицинские услуги;
- необходимость рационального планирования и эффективного использования материальных, трудовых и финансовых средств здравоохранения, как ресурсоемкой отрасли национальной экономики;
- особое место здравоохранения в системе общественного производства как ресурсосберегающей отрасли;
- повышение экономического значения системы здравоохранения в поддержании и укреплении здоровья населения, что приносит огромный экономический эффект.
Целью экономики здоровья является изучение экономических отношений, экономических (производственных) контактов, которые складываются между людьми в процессе оказания медицинской деятельности.
Здравоохранение, являясь сложной социально-экономической системой и специфической отраслью народного хозяйства, призвано обеспечить реализацию важнейшего социального принципа — сохранение и улучшение здоровья граждан, оказание высококвалифицированной лечебно-профилактической помощи.
Здоровье сегодня стало общественно значимым явлением, по уровню и состоянию которого принято судить о степени развития и благополучия общества. Негативные тенденции и показатели здоровья населения — серьезная социально-политическая проблема, требующая усилий всего общества.
Здоровье населения складывается из здоровья каждого человека в обществе. Состояние здоровья человека определяет его способность обеспечивать собственное благополучие и реализацию потребностей низшего и высшего порядка, и тем самым. Благополучие общества в целом.
Время перемен
Борьба с пандемией идет на пределе возможностей, и дальнейшая жизнеспособность системы здравоохранения требует кардинальных перемен, в управлении и финансировании отрасли, приводят слова Гузели Улумбековой в аналитических материалах «Росконгресса». К началу эпидемии российское здравоохранение, по ее оценке, находилось в ситуации хронического недофинансирования. С 2012 по 2018 год обеспеченность стационарными койками в государственных и муниципальных медицинских организациях сократилась на 15% (на 160 тыс. единиц, оказавшись на 15% ниже, чем в Германии), а обеспеченность практикующими врачами — на 12% (на 46 тыс. человек).
Низкие должностные оклады привели к массовому исходу кадров из отрасли и огромным перегрузкам оставшегося персонала, говорит Гузель Улумбекова. В сельской местности, в малых и средних городах, а также в «первичном звене» здравоохранения врачей меньше необходимого количества в полтора раза (на 36 тыс. человек), среднего медперсонала — в 1,8 раза (на 66 тыс. человек), фельдшеров — в 1,9 раза (на 20 тыс. человек).
Система здравоохранения в России была оптимизирована под эпидемию неинфекционных заболеваний, а сами санитарно-эпидемиологические службы не смогли предотвратить вспышку COVID-19, отмечает Станислав Отставнов: «Поэтому специалисты выступают за изменения в Роспотребнадзоре — именно это ведомство фактически ответственно за борьбу с пандемией».
В частности, авторы резолюции по итогам VIII Международного онлайн-конгресса «Оргздрав-2020» настаивают на создании единой вертикали управления здравоохранением и подчинении Минздраву службы санитарно-эпидемиологического надзора, установлении единых базовых окладов по основным квалификационным группам медицинских работников и законодательно обоснованных норм трудовой нагрузки, а также увеличении госфинансирования отрасли минимум до 6,5 трлн руб. к 2022 году.
Централизация системы здравоохранения — обязательное условие решения проблемы кадрового голода отрасли в регионах, отмечает директор Института экономики здравоохранения ВШЭ Лариса Попович. Также необходимо активнее привлекать частный сектор в систему обязательного медицинского страхования (ОМС), создавая условия референтной цены
«Должны быть единые тарифы за услугу определенного качества, и не важно, кто будет эту услугу предоставлять — государственное или частное медицинское учреждение, они должны находиться в равных условиях. Пациентам нужно предоставить возможность выбирать и платить за выбор врачей, а не страховых компаний», — говорит эксперт
Медицинское сообщество предлагает объединить средства ОМС, федерального и регионального бюджетов, передать функции частных страховых медицинских организаций государственным, территориальные отделения ФОМС сделать финансовыми подразделениями региональных органов управления здравоохранением, а медорганизации перевести на оплату по смете с элементами поощрения за качество и объем услуг. «Это необходимо для обеспечения бесперебойного финансирования медицинской помощи и оптимального планирования потоков пациентов», — говорится в резолюции «Оргздрав-2020».
Похоже, что на фоне пандемии, парализовавшей экономику, во многих вопросах власти и медицинское сообщество будут солидарны. По крайней мере, необходимость трансформации системы реагирования на санитарно-эпидемиологические вызовы обсуждают в правительстве. О том, что необходимо как минимум сохранить резерв созданных для борьбы с COVID-19 оснащенных кислородом больничных коек, сформировать заказ для медицинской промышленности на средства индивидуальной защиты и необходимое оборудование, а также повышать квалификацию медиков, заявила в конце июня вице-премьер Татьяна Голикова. Минздрав намерен создать мобилизационную инфекционную службу. Кроме того, в мае министр здравоохранения России Михаил Мурашко говорил о необходимости повышать прозрачность и объемы финансирования системы обязательного медицинского страхования. О необходимости совершенствования системы ОМС заявляли и в Совете Федерации.
Список литературы
- Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 321 (в ред. От 20 августа 2010 г. № 650)
- Российский статистический ежегодник. 2010: Стат. Сб. / Росстат. — М., 2012
- Экономика здравоохранения: Учебники НИУ ВШЭ / Кораблева Г.В. — М.: ГУ ВШЭ, 2007
- Валентин Кудров: Народное хозяйство России. — М.: Дело АНХ, 2007
- Г.Е. Улумбекова. Здравоохранение России. Что делать. Научное обоснование Стратегии развития здравоохранения Российской Федерации до 2020 года. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012
- Народное хозяйство: Учебник / Под ред. акад. РАНС В.А. Шульги. — М.: Издательство Рос. эконом. акад., 2007
- Реферат на тему: Макроэкономические методы регулирования территориального развития
- Реферат на тему: Экономика фирмы
- Реферат на тему: Экономические школы
- Реферат на тему: Институционализм: истоки и современность
- Реферат на тему: Место и содержание финансовой деятельности казенных учреждений
- Реферат на тему: Слияния и поглощения в мировой экономике
- Реферат на тему: Регулирование экономики в альтернативных экономических системах
- Реферат на тему: Экономические категории
- Реферат на тему: Трудности и противоречия перехода РФ к рыночной экономике
- Реферат на тему: Основные особенности рыночной экономической системы
- Реферат на тему: Уровень безработицы в Германии
- Реферат на тему: Проблемы миграции и безработицы в Российской Федерации
Современное положение и перспективы развития информационных технологий
Замечание 1
На современном этапе развития информационных технологий наблюдается тенденция к объединению разных типов ИТ в единый интегрированный компьютерно-технологический комплекс.
Особое место в этом комплексе занимают средства телекоммуникации, которые обеспечивают огромные технологические возможности для процесса автоматизации деятельности и являются фундаментом для создания разнообразных сетевых вариантов информационных технологий — локальных, многоуровневых, распределенных, глобальных вычислительных сетей, электронной почты, цифровых сетей интегрального обслуживания. Все перечисленные варианты ориентируются на технологическое взаимодействие совокупности объектов.
Телекоммуникационные технологии являются инфраструктурой современной экономической системы. Он обеспечивают дистанционную передачу данных при помощи компьютерных сетей и современных технических средств коммуникации.
Важной тенденцией в развитии информационных технологий является процесс объединения локальных, местных, глобальных компьютерных сетей, что оказывает большое влияние на масштабы экономических процессов, а также деятельность фирм и корпораций. Такое объединение осуществляется при помощи сети Интернет, которая является наиболее удобным средством для осуществления взаимодействия разного рода информационных систем
Конвергенция телекоммуникационной и компьютерной технологии позволяет повысить производительность. Яркими примерами этого является создание сетей банкоматов, видеоконференции, работа из дома, осуществление дистанционной покупки товаров и услуг, проведение финансовых операций, электронные публикации и т.д.
В современных организациях информационно-телекоммуникационные технологии обеспечивают выполнение целого ряда задач, таких как:
- обеспечение доступа к внутренним и внешним базам в режиме прямого доступа с целью получения информации
- передача данных по электронной почте
- использование экспертных систем
- проведение видеоконференций
- дистанционное обучение, работа и т.д.
- хранение документов и целый ряд других задач.
Интернет- технологии, используемые на корпоративном уровне, существенно упрощают работу с большим количеством информации.
Тенденциями развития информационных технологий являются следующие:
- информационный продукт трансформируется в гибрид между результатами расчетно-аналитической работы и специфической услугой
- параллельное взаимодействие логических элементов информационных технологий, совмещение всех типов информации для одновременного восприятия человеком при помощи органов чувств
- ликвидация промежуточных звеньев на пути от источника информации к потребителю
- глобализация информационных технологий в ходе использования спутниковой связи и сети Интернет
- конвергенция.
Таким образом, информационные технологии используются абсолютно во всех сферах деятельности. прогнозируется дальнейшее активное развитие информационных технологий, которое будет сопровождаться процессами интегрирования и конвергенции. Использование сети Интернет позволяет дистанционно совершать множество различных видов действий, что значительно упрощает их, экономит время и средства.
2021
На нацпроект «Здравоохранение» в 2022-2024 годах направят свыше 687 млрд рублей
21 сентября 2021 года стало известно об увеличении финансирования национального проекта «Здравоохранение» на несколько миллиардов. В период 2022-2024 гг. на его реализацию планируется потратить свыше 687 млрд рублей, сказано в пояснительной записке к проекту федерального бюджета.
Как сообщает ТАСС со ссылкой на этот документ, бюджетные ассигнования на финансовое обеспечение реализации нацпроекта «Здравоохранение» запланированы в 2022 году в объеме 254,4 млрд рублей, в 2023-м — в 215,6 млрд рублей, в 2024-м — 217,77 млрд рублей. Затраты по сравнению с утвержденными ранее увеличены на 3,3 млрд, 3,46 млрд, 312,1 млн рублей соответственно.
На нацпроект «Здравоохранение» в 2022-2024 годах будет выделено свыше 687 млрд рублей
Изменение объемов связано с пересмотром некоторых параметров финансирования входящих в нацпроект федеральных проектов. Например, для внедрения Международной классификации болезней одиннадцатого пересмотра (МКБ-11; утверждена ВОЗ в 2019 году, вступит в силу в 2022-м) изменится бюджет федпроекта «Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ)».
Также изменились параметры финансового обеспечения федерального проекта «Борьба с онкологическими заболеваниями» из-за перераспределения бюджетных средств, выделенных на строительство Тульского областного онкодиспансера. Предусмотренные на 2024 год 2,8 млрд рублей перераспределят на 2022 (1,68 млрд рублей) и 2023 годы (1,11 млрд рублей).
Увеличен объем средств на строительство многопрофильной областной детской клинической больницы третьего уровня в Курске в рамках федпроекта «Развитие детского здравоохранения».
К 21 сентября 2021 года проект закона «О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» одобрен на заседании и в составе бюджетного пакета будет внесен в Госдуму до 1 октября.
Минздрав будет вести мониторинг нацпроекта «Здравоохранение» по 25 показателям
Как стало известно в начале мая 2021 года, Минздрав РФ будет проводить мониторинг национального проекта «Здравоохранение» по 25 показателям. Об этом сообщается в составленном Правительством РФ федеральном плане статистических работ мониторинг достижения социально-экономических показателей нацпроектов. Соответствующее распоряжение опубликовано на официальном портале правовой информации.
В перечень показателей, за которыми будет следить Минздрав в рамках «Здравоохранения», включен данные:
- о доле пациентов с болезнями кроовообращения, получивших медуслуги при диспансерном наблюдении;
- о доле людей с инфарктами, шунтированием, ангиопластикой, катетерной абляцией, которые получали лекарственные препараты в амбулаторных условиях;
- о доле людей с онкозаболеваниями, прошедших диагностику или лечение по отношению к общему числу пациентов под диспансерными наблюдением и доле злокачественных новообразований, выявленных на I-II стадии.
Минздрав будет проводить мониторинг нацпроекта «Здравоохранение» по 25 показателям
Также министерство будет собирать информацию о доле пациентов, получивших лечение в НМИЦ вне территории своего проживания и объемах оказания высокотехнологичной медицинской помощи, объеме экспорта медуслуг.
По нацпроекту «Здравоохранение» Минздрав должен отчитываться о количестве «комфортных» детских поликлиник, дооснащенных, с современной инфраструктурой, и о доле их посещений детьми в общем количестве визитов поликлиник.
Еще один блок касается данных об укомплектованности медучреждений врачами и средним медицинским персоналом, включая фельдшерско-акушерские пункты (ФАП). В частности, будут собираться данные о числе посещений ФАП в расчете на одного сельского жителя и доле населенных пунктов с числом жителей до 2 тыс. человек, которым доступна первичная медицинская помощь.
Опыт столицы
Основной удар эпидемии в России пришелся на Москву (плотность населения — почти 5 тыс. человек на 1 кв. км) и Московскую область. Число заболевших в столице по-прежнему самое высокое в стране — свыше 229 тыс., в Московской области — более 60 тыс. Но удельная доля заболевших, приходящаяся на Москву, снижается с каждым днем, отмечают в ММК: доля новых случаев заболевания в столице сократилась с 70–80% суммарного российского показателя в начале эпидемии до примерно 10%.
Фото: Игнат Козлов для РБК+
Фаина Филина,
директор по внешним коммуникациям
и международным отношениям Фонда
Международного медицинского кластера:
В Москве централизованная система оказания медпомощи, что позволяет оперативно перераспределять коечные мощности, и достаточно необходимого для лечения коронавирусных больных оборудования. В столице с самого начала применялись достаточно эффективные инструменты для борьбы с коронавирусом: оперативное принятие карантинных мер и самоизоляция, взаимодействие с населением — информирование об актуальной эпидемиологической ситуации, создание нескольких эшелонов защиты, в том числе с перепрофилированием госпиталей и быстрым строительством новых — например, современного инфекционного госпиталя МКЦИБ «Вороновское» (ГБУЗ им. Демихова). Все это позволило взять эпидемиологическую ситуацию под контроль.
Сотрудники медкластера, в частности, курировали строительство инфекционных блоков инфекционной больницы в поселении Вороновское. Постоянный современный технологичный госпиталь площадью более 80 тыс. кв. м общей вместимостью 800 койко-мест (при уплотнении — до 900 койко-мест) был построен буквально за месяц и оснащен современным медицинским оборудованием, необходимым для борьбы с COVID-19.
Фото: Игнат Козлов для РБК+
Тимур Андрбаев,
директор по строительству
Фонда Международного медицинского
кластера:
«Пандемия повысит востребованность экспертизы в области возведения медицинских зданий по международным стандартам, проектирования их с возможностью быстрой перепланировки, в зависимости от задач и масштабов работы клиники».
Новые блоки больницы в Коммунарке также были возведены с учетом принципов бережливого здравоохранения, отмечает заместитель заведующего лабораторией анализа показателей здоровья населения и цифровизации здравоохранения МФТИ Станислав Отставнов. По его словам, необходимо расширять сети пунктов санитарно-медицинской помощи по стандартам XXI века (с системой воздухоподготовки, с современными условиями для изоляции инфекционных больных) и в других регионах.
Подобные проекты, по мнению Павла Волчкова, вполне смогут стать сетевыми хабами для борьбы с возможными будущими инфекциями и эпидемиями. По его словам, фактически работы по созданию системы противодействия пандемиям и ЧС уже ведутся. Большинство клиник пишут протоколы, как принимать пациентов, тестировать их на входе, говорит он: «Создается алгоритм, какие клиники при каких объемах в будущем будут переключаться с профильной деятельности на инфекционную. Эти процессы сейчас будут отрабатываться».
Понятие, развитие и классификация информационных технологий
Создание, функционирование и развитие информационных систем тесно связаны с активным развитием информационных технологий. Информационные технологии являются основной информационных систем.
Определение 1
Со гласно определению, информационными технологиями называется совокупность методов переработки отдельных исходных данных в оперативную информацию, используемую в процессе принятия решений, при помощи программных и технических средств в целях достижения оптимальных параметров объекта управления.
Предпосылками автоматизации управленческой деятельности, а также для формирования рынка информационных услуг и продуктов стало появление в конце 50-х годов ХХ века электронно-вычислительных машин и их стремительное совершенствование.
Развитие информационных технологий происходило одновременно с возникновением новых технических средств передачи и обработки информации и процессами совершенствования форм применения компьютеров. Параллельно с этим происходило насыщение инфраструктуры новыми средствами связи.
Возрастающий спрос на информационные услуги стал предпосылкой ориентированности технологии обработки информации на использование наиболее широкого спектра технических средств. Главным образом, ими стали компьютеры и средства коммуникации. На их основе разрабатывались и создавались компьютерные системы и сети, которые преследовали цель не только накопления, переработки и хранения информации, но и приближения терминальных устройств к рабочему месту. Это является важнейшим достижением развития информационных технологий.
Дальнейшее развитие рыночных отношений обусловило возникновение новых форм предпринимательской деятельности. Прежде всего к созданию фирм, которые занимаются информационным бизнесом, разработкой, совершенствованием, распространением информационных технологий и их компонентов. В первую очередь программных продуктов, задачей которых является автоматизация вычислительных и информационных процессов. Компонентами информационных технологий также являются компьютерная техника, офисное оборудование, средства связи и специфические виды услуг, такие как информационное, техническое обслуживание, обучение и консультирование.
Развитие информационных технологий предоставило возможность для их быстрого распространения и максимально эффективного использования в различного рода процессах, а также к повсеместному применению.
Информационных технологии классифицируются по многим признакам. К ним относятся способы построения компьютерной сети, тип пользовательского интерфейса, вид технологи обработки информации, область управления социально-экономическими процессами и т.д.
Рисунок 1. Классификация информационных технологий. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ