Налоговый мониторинг

Организация электронного архива для ВНД

Исходя из ограниченных сроков раскрытия информации и удобства работы, оптимальным решением хранения первичных документов является электронный архив. Он собирает абсолютно все документы — и скан-копии бумажных документов, и электронные документы, полученные через операторов ЭДО. Тогда при работе с витриной данных сотрудник компании или инспектор ФНС смогут перейти в электронных архив и найти необходимые документы по их реквизитам (например, дате, контрагенту) или через полнотекстовый поиск. Это кардинально сокращает время и ресурсы для подготовки разного рода выборок.

Проектный опыт компании «ДоксВижн», которая специализируется на создании масштабных электронных архивов, доказывает, что в современных ECM-системах уже реализованы все необходимые функции для создания таких гибридных электронных архивов — чего нельзя сказать о ERP-системах, которые в основном ориентированы на работу с транзакционными данными. И главное, масштабируемая архитектура ECM-систем обеспечивает гарантированных и безотказный доступ к документам в архиве.

Наличие электронного архива и правильная организация потоков загрузки документов позволяет оптимизировать процесс организации доступа. Это важный фактор для обеспечения бесшовного функционирования системы налогового мониторинга. Повышает эффективность процесса и отказ от хранения бумажных первоисточников документов.

Функции, необходимые для организации единого электронного архива ВНД:

  • Средства оптимизации стоимости хранения контента в архиве; обеспечение резервного хранения и восстановления данных системы;
  • Поддержка работы с разнообразным контентом и инструментов захвата документов (Capturing), включая потоковое сканирование документов и форм, добавление документов, полученных по электронной почте и по другим каналам обмена информацией;
  • Безопасность (защита информации и разграничение прав доступа), поддержка различных моделей безопасности — дискреционной, мандатной, контекстно-ролевой;
  • Управление метаданными и структурой документов, возможность формировать различные учетные формы карточек документов и их реестры без программирования;
  • Поддержка всех видов поиска документов: атрибутивного и полнотекстового. Средства настройки поисковых форм и поддержка современных технологий семантического и интеллектуального поиска;
  • Структурирование информации в архиве, создание классификаторов, тегирование документов и пр.;
  • Работа с юридически значимыми электронными документами: поддержка всех видов электронных подписей и интеграция с операторами ЭДО;
  • Интеграция c другими прикладными системами и приложениями — в частности, с ERP-системой. Наличие средств программного расширения в платформе;
  • Готовые модули для обеспечения долгосрочного хранения электронных документов, реализации архива налогового мониторинга; системы управления рисками, внутреннего контроля и аудита и пр.

Зачем нужен РИВ для вступления в налоговый мониторинг?

Вступление в программу налогового мониторинга начинается с подачи документации, в которой отдельной подготовки требует регламент информационного взаимодействия (РИВ) организации с ФНС. Он содержит информацию о порядке доступа к информационным системам, сроках предоставления документов (информации) в налоговый орган, данные о лицах, ответственных за взаимодействие с налоговиками, сведения о регистрах бухгалтерского и налогового учетов, а также структуру раскрытия показателей налоговой отчетности, способах ее формирования и многое другое.

На сегодняшний день РИВ становится скорее технологическим документом, нежели описательно-методологическим. По сути, он является первым шагом для проектирования налоговой витрины. Описывая в РИВ структуры раскрытия, компания уже начинает проектировать свою будущую витрину, выстраивает связи между показателями отчетности и между различными системами-источниками.

Организации очень сложно самостоятельно сформировать первоначальное представление о налоговой витрине и об уровнях раскрытия отчетности, поэтому для достижения наилучшего результата РИВ лучше разрабатывать совместно с опытной ИТ-компанией, а также с привлечением учетных методологов.

Заявление о проведении мониторинга

Налоговый мониторинг проводится налоговым органом исключительно в заявительном порядке с добровольного согласия плательщика (ст. 105.26 НК РФ). Форма заявления утверждена приказом ФНС России от 21.04.2017 № ММВ-7-15/323@ «Об утверждении форм документов, используемых при проведении налогового мониторинга, и требований к ним».

Заявление подается в налоговый орган по месту нахождения организации не позднее 1 июля года, предшествующего году, в котором будет проводиться налоговый мониторинг. Если организация уже подключена к мониторингу и хочет его продлить, заявление нужно подать не позднее 1 сентября текущего года (ст. 105.27 НК РФ).

К заявлению необходимо приложить комплект следующих документов:

  • регламент информационного взаимодействия. В этом документе указывается порядок учета доходов и расходов, порядок предоставления налоговикам документов и сведений, а также данные о налоговых регистрах организации;
  • сведения об организациях и физлицах, которые прямо или косвенно участвуют в организации (при доле участия более 25%);
  • учетную политику организации;
  • документы, регламентирующие систему внутреннего контроля организации.

Документы представляются на рассмотрение налогового органа. Если у налоговиков возникнут какие-либо вопросы по документам, представленным организацией, они сообщат об этом не позднее 1 месяца со дня получения заявления о проведении налогового мониторинга.

В свою очередь, организация должна будет в 10-дневный срок представить в инспекцию необходимые пояснения (дополнительные документы и информацию). В противном случае в проведении мониторинга будет отказано.

При этом до принятия решения о проведении мониторинга организация вправе отозвать свое заявление. В случае отзыва заявления оно не будет считаться поданным.

Решение по заявлению принимается до 1 ноября текущего года. Решение о проведении налогового мониторинга (решение об отказе в его проведении) направляется организации в течение 5 дней со дня его принятия. При этом сам мониторинг начнется с 1 января следующего года.

Налоговый мониторинг

Практика проведения налоговых проверок сталкивается с таким вопросом, как законность дистанционных надзорных мероприятий. Предполагается удаленный доступ к документам плательщика, что сокращает сроки и упрощает процедуру контроля. Подобные действия получили название – налоговый мониторинг (ст. 105.26 НК РФ).

Посредством дистанционного варианта налогового контроля, снижается объем документов, подлежащих оценке. Проверка сосредотачивается на оценке рисков организации.

Посредством налогового мониторинга возможно предупреждение наступления рисков для юридических лиц, соответственно, будет сокращено число правонарушений.

Заявление на проведение налогового мониторинга

Образец заявления о проведении налогового мониторинга

Организация сама может инициировать дистанционную проверку. Для этого достаточно направить в налоговую службу заявление, но не позднее 01 июля года, который предшествует периоду проведения надзорных мероприятий. До 01 ноября этого же года ИФНС РФ обязано принять решение о вступлении организации в налоговый мониторинг.

При составлении заявления необходимо обращать внимание на его форму. Предусмотрен ряд сведений, которые обязательно должны входить в документ

Относят к ним следующее:

  • наименование и код налогового органа;
  • наименование организации, со стороны которой поступает заявление, ее контактные данные;
  • ИНН, КПП, адрес нахождения юридического лица;
  • общая сумма налога, подлежащего уплате, совокупный размер дохода и активы организации;
  • приложение с перечислением всех документов, передаваемых вместе с заявлением;
  • подпись руководителя организации, а также дата составления документа.

Формируется заявление в соответствии с образцом, который был установлен приказом ФНС России от 21.04.2017 № ММВ-7-15/323@. Найти документ можно на официальном сайте налоговой службы. Документ доступен для скачивания.

Приложение к заявлению на вступление в налоговый мониторинг должно включать в себя определенные документы:

  • сведения обо всех взаимосвязанных лицах в деятельности организации;
  • регламент взаимодействия;
  • учетная политика, предусмотренная в целях налогообложения юридического лица;
  • сведения о системе внутреннего контроля.

Процедура принятия решения о включении организации в налоговый мониторинг осуществляется согласно ст. 105.27 НК РФ.

Проведение налогового мониторинга

Дистанционный налоговый контроль проводится за один конкретный календарный год, что предусмотрено в ст. 105.26 НК РФ. На основании полученных документов инспекция проводит анализ рисков юридического лица и системы внутреннего контроля.

Это позволяет налоговой службе переходит к совместной оценке рисков, что происходит в несколько этапов:

  • Плательщик раскрывает свои риски, путем их идентификации в системе внутреннего контроля. Далее информация передается на анализ в налоговый орган.
  • Инспекция проводит оценку представленных сведений, после чего формирует план налогового мониторинга.

Удаленный вариант налогового контроля также предполагает свои формы реализации. Здесь перечень способов выявления нарушений ограничен.

В ходе мониторинга возможно следующее:

  • потребовать предоставления дополнительных сведений;
  • привлечь организацию для дачи пояснений;
  • пригласить эксперта, специалиста или переводчик в целях всестороннего изучения документации.

По результатам мониторинга составляется мотивированное мнение должностного лица налоговой службы. Данный документ необходим в том случае, если установлен факт нарушения законодательства в части начисления и уплаты налогов.

Кроме того, организация может сама запросить мнение налоговой инспекции, если нарушений выявлено не было. В этом случае документ направляется в течение одного месяца с момента его составления.

Как проводится налоговый мониторинг в рамках 1С

В указанных выше программах 1С для осуществления налогового мониторинга с учетом обновленных требований реализованы такие возможности:

  • новое автоматизированное рабочее место (АРМ) для инспектора ИФНС с конкретными функциями, связанными с анализом информационной базы хозяйствующего субъекта;
  • конструктор налогового контроля хозяйствующего субъекта, позволяющий ИФНС увеличивать типовой функционал. Автоматизированное рабочее место дает возможность инспектору регистрировать запросы на представление документации и пояснений, а хозяйствующим субъектам — вводить ответы и вкладывать в них необходимые скан-копии подтверждающих документов;
  • два способа доступа инспектора ИФНС к информации хозяйствующего субъекта — к рабочей учетной базе и к ее копии. Есть возможность использовать конструктор, чтобы настраивать перечень отражаемых в копии объектов и их реквизитного состава, а также инструменты для отражения информации;
  • новая подсистема «Управление рисками», которая обеспечивает регистрацию рисков, контрольных процедур, инцидентов реализации рисков, мероприятий по их предупреждению и реакций на инциденты. Кроме того, подсистема дает возможность формировать уведомления на основании Приказа ФНС от 25.05.2021 г. № ЕД-7-23/518@;
  • уровни риска определяются в зависимости от их вероятности и оценки ущерба, а также описываются причины рисков и их последствия и фиксируются дополнительные данные;
  • при фиксации рисков в документе формируется список контрольных процедур и реакций на возможный риск.

Данные программные продукты 1С дают возможность эффективно работать с рисками, рассматриваемыми при налоговом мониторинге, а также оперативно передавать информацию в ИФНС и получать ее от налоговиков.

При использовании возможностей программ 1С хозяйствующие субъекты своевременно выполняют требования налоговой инспекции в рамках проводимого налогового мониторинга, а также избегают риска привлечения к налоговой ответственности.

Сервисы, помогающие в работе бухгалтера, вы можете приобрести здесь.

Хотите установить, настроить, доработать или обновить «1С»? Оставьте заявку!

Какая CRM-система подойдет для производства?
Обзор изменений в трудовом законодательстве


Заказать помощь специалиста 1С

Сравнение существующих решений «Налоговой витрины данных»

Базовая функциональность решения «1С: Налоговый мониторинг»

  • АРМ налогового инспектора;

  • раскрытие налоговых показателей;

  • расшифровка налоговых деклараций до документа;

  • сканы первичных документов и ЭДО;

  • публикация и отправка отчетности через 1С:Отчетность;

  • чек-лист закрытия периода;

  • контрольные соотношения деклараций;

  • сравнение первичной и уточненных деклараций;

  • проверка контрагентов через 1С:Контрагент, 1СПАРК Риски;

  • запросная система;

  • отчет о работе налогового инспектора с данными налогоплательщика.

Преимущества — практическое решение предоставляет два варианта, по которым налоговый инспектор может получить доступ к данным налогоплательщика, — доступ к рабочей базе учетной системы или к ее копии. Чтобы легко опубликовать данные информационной базы в ее копию, разработаны специальные инструменты, которые регулируют перечень объектов, которые публикуются, их реквизитный состав, а также непосредственно публикацию данных.

Недостатки — не обеспечивает готовые инструменты для импорта документов из внешних учетных систем других конфигураций и платформ.

Базовая функциональность решения от компании SAP

источник https://assets.dm.ux.sap.com/by-forum-minsk/pdfs/9_pwc_minsk.pdf

  • раскрытие показателей налогового учета в структурированном виде по всем видам налогов;

  • встроенные контроли полноты и непротиворечивости раскрываемых данных;

  • ограничение предоставляемых данных отчетным периодом;

  • удобная настройка интерфейса в зависимости от требований фискального органа;

  • передача скан-копий первичных документов по требованию налогового органа в установленные сроки (например, из электронного архива);

  • раскрытие структуры системы внутренних контролей;

  • раскрытие информации о контрольных процедурах с указанием ответственных сотрудников;

  • раскрытие информации о налоговых рисках и системе управления рисками;

  • возможность обращения со стороны налогового органа с запросом по разъяснению предоставленной налогоплательщиком информации;

  • возможность направления мотивированного мнения (по запросу налогоплательщика и по инициативе налогового органа);

  • интеграция с оператором электронного документооборота;

  • возможность отслеживать действия инспектора.

Базовая функциональность решения «Планета. Налоговый мониторинг» от компании IBS

источник http://planetaibs.ru/nalogi/?tab=nalogoviy-monitoring

  • формирование и представление налоговых деклараций, регистров; обеспечение связи с хозяйственными операциями;

  • ведение матрицы рисков и контрольных процедур; наличие контрольных соотношений, формирование отчетности;

  • наличие связи с хранилищем первичных учетных документов;

  • обеспечение целостности данных и контроль изменений;

  • поддержка расширенных типов коммуникаций с ФНС.

Индивидуальное решение (проектный подход)

Индивидуальная разработка будет обладать тем набором инструментов, который вы в нее заложите. И если мы говорим про базовую функциональность, то она будет повторять функциональность существующих решений.

Из недостатков в первую очередь необходимо назвать сроки: индивидуальная разработка и внедрение требуют большего времени, чем внедрение уже существующего решения. Однако индивидуальная разработка имеет и большое преимущество. Если посмотреть на «Налоговую витрину данных» под более широким углом, то станет ясно, что инспектор ФНС — это не единственный внешний пользователь, который нуждается в удобном и понятном интерфейсе с доступом к определенным данным вашей учетной системы. Очень часто возникает необходимость предоставить доступ аудиторам, банкам, учредителям и т.д. И такая возможность, с учетом специфики каждой из перечисленных потребностей, может быть заложена при разработке индивидуального решения.

Внутренний контроль в компании

В настоящее время большое внимание уделяется системе управления рисками и внутреннему контролю (СУРиВК), которая строится с применением модели COSO, основанной на риск-ориентированном подходе при организации контроля любой деятельности. Риск-ориентированный подход помогает компании экономить деньги и силы, а также дает уверенность при налоговой проверке налоговой инспекцией, помогает экономить трудовые, материальные и финансовые ресурсы

Риск-ориентированный подход помогает компании экономить деньги и силы, а также дает уверенность при налоговой проверке налоговой инспекцией, помогает экономить трудовые, материальные и финансовые ресурсы.

Для того, чтобы оценить СУРиВК вашей организации, мы рекомендуем провести самостоятельное тестирование компонентов модели COSО, для этого надо ответить применяются (да) или не применяются (нет) элементы системы внутреннего контроля (СВК) в вашей компании.

Компоненты системы внутреннего контроля организации:

Вы можете скачать таблицу: Компоненты системы внутреннего контроля организации

Исходя из ответов, возможно определить эффективна или неэффективна система внутреннего контроля вашей организации.

Наша аудиторская компания в своей практике часто сталкивается с ситуацией, когда руководитель компания или собственник бизнеса задает вопрос: «Что происходит в бухгалтерии?». Большая часть информации, что «происходит в бухгалтерии», не доводится до высшего руководства компании, либо доводится в неполном объеме.

Налоговые декларации, которые сдаются в налоговую инспекцию, никто не проверяет кроме бухгалтера. Таким образом, о налоговых рисках руководство узнает только тогда, когда они реализовались, и возникли последствия.

Налоговый мониторинг — это эффективный инструмент системы внутреннего контроля и управления налоговыми рисками. Наша аудиторская компания предлагает услуги по налоговому мониторингу для малого и среднего бизнеса.

Стоимость услуг налогового мониторинга зависит от трудоемкости работ аудитора, от масштабов деятельности компании, от сложности хозяйственных операций, от квалификации персонала бухгалтерии.

Как правило, стоимость услуг определяется на основании технического задания. Минимальная стоимость налогового мониторинга одной организации в нашей аудиторской компании составляет 85 тыс.руб. за квартал.

В осуществлении налогового мониторинга должны быть заинтересованы в первую очередь собственники бизнеса и высшее руководство компании, потому что налоговый мониторинг — это система выявления налоговых рисков и управления этими рисками.

Корпоративное управление и корпоративная культура компании определяют общие установки для сотрудников компании, которые влияют на контрольную среду. Для того, чтобы понимать какая в компании сложилась корпоративная культура, надо ответить на вопросы:

  1. Какое отношение в компании к нарушениям действующего законодательства?
  2. Осуществляется ли в компании стратегическое планирование и постановка целей для бизнес-процессов?
  3. Применяются ли в компании схемы уклонения от налогов?
  4. Какое отношение в компании к воровству, мошенничеству, обману, злоупотребления, взяткам?

Успех любого бизнеса зависит от того насколько шагов вперед смотрит высшее руководство компании. Если говорить о будущем, связанном с налоговым администрирование, то это будущее уже наступило для предприятий крупного бизнеса.

Важные аспекты развертывания витрины налоговых данных

Разработка грамотной архитектуры системы налогового мониторинга на основе оценки уровня автоматизации налоговой отчетности и ее расшифровки — это важнейшая задача на старте. Решив ее, компания оптимизирует ресурсы, выделенные на проект, и минимизирует возникновение непредвиденных ситуаций при разработке системы.

По результатам обследования можно понять, какие регистры лучше отражают деятельность компании и уже через них раскрывать информацию для ФНС. Часть регистров, которые формируются вручную, можно переложить в функционал витрины данных. Это позволяет повысить уровень автоматизации компании в целом. И чем он выше — тем проще выстроить связи между декларациями и регистрами-расшифровками.

При этом даже в случаях, когда при формировании отчетности множество процессов осуществляется вручную, налоговая витрина позволяет раскрывать такие области с помощью загрузки дополнительных файлов-расшифровок, полученных из ERP-систем или сформированных вручную сотрудниками компании. Поэтому удобный интерфейс по загрузке Excel-файлов является очень полезной функциональностью при внедрении витрины.

При оценке уровня автоматизации учетных систем компании важно обратить внимание на выбор исполнителей, способных не только грамотно сформировать модель данных, но имеющих опыт разработки ERP-систем и электронного архива. В большинстве случаев этот блок работ остается на стороне заказчика, а осуществить его без рекомендаций экспертов затруднительно. Дело в том, что проекты внедрения налоговой витрины принципиально отличаются в разных организациях — у каждой своя структура бизнеса, с уникальной моделью данных для расшифровки

Как следствие, исполнитель должен хорошо разбираться в теме автоматизации налогового и бухгалтерского учета, а таких специалистов внутри зачастую нет

Дело в том, что проекты внедрения налоговой витрины принципиально отличаются в разных организациях — у каждой своя структура бизнеса, с уникальной моделью данных для расшифровки. Как следствие, исполнитель должен хорошо разбираться в теме автоматизации налогового и бухгалтерского учета, а таких специалистов внутри зачастую нет.

Особую важность имеет методология раскрытия данных. Проектный опыт RAMAX Group в различных отраслях позволяет эффективно выявлять слабые места в бизнес-процессах заказчиков и формировать оптимальные решения по их устранению

Работа внешнего методолога в этом случае сводится к предоставлению объективного стороннего мнения на основе лучших практик и опыта взаимодействия с ФНС.

На этапе проектирования налоговой витрины необходимо составить и утвердить максимально подробные проектные решения. В них должны быть учтены не только рекомендуемые подходы к разработке системы, но и отражены бизнес-процессы компании, ведь только так можно выполнить основную задачу проекта — показать налоговому органу открытость вашей компании. Как правило, одновременно с подготовкой проектных решений проводится разработка прототипа системы, это позволяет решить не только первичную задачу — показ в ФНС, но и помогает максимально полно сформировать требования к разрабатываемой системе.

При разработке ядра системы и интеграции с системами заказчика внутренней команде рекомендуется как можно глубже погружаться в процесс разработки. Чем больше сотрудники компании участвуют в ходе проекта — тем лучше прорабатывается интеграция с налоговой инспекцией, выстраиваются партнерские взаимоотношения и на выходе получается не просто налоговая витрина, а продукт, который является консолидацией и расшифровкой всех бизнес-процессов компании.

Как развернуть налоговую витрину в семь этапов

При планировании следующего за внедрением витрины данных этапа — взаимодействия с налоговым органом — компании важно учесть интеграцию с АИС «Налог-3». Это единая информационная среда ФНС России, которая автоматизирует деятельности ведомства по всем выполняемым функциям

ИТ-инфраструктура компаний зачастую не готова к такой интеграции. Данная проблема решается с помощью налоговой витрины: в нее изначально заложена модель данных, которая позволяет использовать инструмент не только для раскрытия налоговых показателей, но и как автоматизированную прослойку для передачи данных в ФНС.

Реализация налогового мониторинга в решениях фирмы «1С»

Давайте начнем с обсуждения термина, который очень часто возникает при разговоре о налоговом мониторинге – что такое «налоговая витрина», или просто «Витрина».

В общем случае, Витрина состоит из нескольких частей:

Первая часть — интерфейс, в котором налоговый инспектор видит нужные налоговые декларации и способы их расшифровок через налоговые регистры и бухгалтерские отчеты. Это та часть, которая является типовой для большинства решений фирмы «1С». Например, если предприятие полноценно работает в программах «1С:Бухгалтерия 8», «1С:ERP», «1С:Управление холдингом», то уже сейчас в системе есть регламентированная отчётность, налоговые регистры, экспресс-проверки ведения учета и т.д.; есть возможность хранить историю по декларациям, функционал для их сравнения и расшифровки.

Вторая часть витрины – совокупность Рабочего места инспектора и Запросной подсистемы.

Рабочее место инспектора – интерфейс, в котором инспектор видит проверяемые декларации, способы расшифровки показателей декларации (регистры, оборотно-сальдовые ведомости и т.д.).

Запросная подсистема – это механизм формализованного взаимодействия инспектора и налогоплательщика. Если для уточнение каких-то показателей отчетности необходимо запросить у налогоплательщика дополнительную информацию, запросная система позволяет это сделать с указанием основания, конкретных показателей, анализ которых требует уточнения. Налогоплательщик должен получить запрос и в согласованный в Регламенте информационного взаимодействия срок предоставить ответ.

Рабочее место инспектора и Запросная подсистема являются специализированным функционалом, и реализованы в четырех решениях фирмы «1С»:

  • «1C:Налоговый мониторинг. Бухгалтерия КОРП МСФО»,
  • «1С:Управление холдингом»,
  • «1С:ERP Управление холдингом»,
  • «1С:ERP Управление предприятием 2» (разработано ВЦ «Раздолье» на основе «1С:Налоговый мониторинг. Бухгалтерия КОРП МСФО»).

Таким образом, если в организации стоит одна из выше перечисленных программ 1С, настройка Витрины сводится к организации корректного обмена между рабочей базой и Витриной, первоначальной загрузке данных в Витрину, настройке прав доступа и доработке Витрины под специфику конкретной ситуации, описанной в Регламенте информационного взаимодействия.

Если же предприятие работает в других системах, то задача усложняется и требует более тщательного анализа.

Часто встречающиеся ошибки 1С и общие способы их решения Промо

Статья рассчитана в первую очередь на тех, кто недостаточно много работал с 1С и не успел набить шишек при встрече с часто встречающимися ошибками. Обычно можно определить для себя несколько действий благодаря которым можно определить решится ли проблема за несколько минут или же потребует дополнительного анализа. В первое время сталкиваясь с простыми ошибками тратил уйму времени на то, чтобы с ними разобраться. Конечно, интернет сильно помогает в таких вопросах, но не всегда есть возможность им воспользоваться. Поэтому надеюсь, что эта статья поможет кому-нибудь сэкономить время.

Что из себя представляет «Налоговая витрина данных» и зачем она нужна? Какие готовые решения уже есть?

Налоговая витрина данных — единое цифровое пространство для информационного взаимодействия налогоплательщика и ФНС.

Основная задача «Налоговой витрины данных» — позволить налоговым инспекторам контролировать деятельность компании онлайн, вплоть до анализа конкретных проводок и первичных документов.

С помощью внедрения на предприятии Налоговой витрины данных можно решить следующие задачи:

  • оптимизация и цифровая трансформация бизнес-процессов;

  • предоставление фискальным органам защищенного online-доступа к информационной системе;

  • масштабирование точек взаимодействия с фискальными органами;

  • снижение рисков получения санкций, штрафов, дополнительных начислений и претензий;

  • формирование практичной в использовании электронной предметно-ориентированной информационной базы данных;

  • произведение контроля доступа инспекторов ФНС в системе протоколирования активности;

  • реализация системы внутреннего контроля, чтобы максимально снизить налоговые риски;

  • оперативный поиск необходимых документов и показателей, используя инструменты «умного» поиска​;

  • гарантия точной, целостной и прозрачной информации;

  • реализация функциональной настройки прав доступа.

Данные информационной базы, к которым получает доступ налоговый инспектор:

  • налоговая и бухгалтерская отчетность;

  • учетные документы;

  • сканы первичных документов;

  • аналитические регистры налогового или бухгалтерского учета;

  • контрольные отчеты.

На сегодняшний день уже есть несколько готовых программных решений «Налоговой витрины данных» от лидеров разработки программного обеспечения по автоматизации бизнеса на российском рынке:

  • «1С: Налоговый мониторинг» для конфигураций «1С: Управление холдингом», «1С: Управление холдингом. ERP» и «1С: Бухгалтерия предприятия КОРП. МСФО» от компании 1С.

  • «Central Finance (CFIN)», «Advanced Compliance Reporting (ACR)» и «Tax Compliance» от компании SAP.

  • «Планета. Налоговый мониторинг» от компании IBS.

Любая из перечисленных платформ способна обеспечить:

  • удаленный доступ сотрудника ФНС к декларациям и регистрам с возможностью расшифровки вплоть до первичного документа;

  • доступ к документам СВК;

  • поиск и запрос первичных учетных документов;

  • информационное взаимодействие, коммуникации.

Так как ключевые возможности решений на 1С, SAP и Планета практически идентичны, то при выборе подходящего решения стоит в первую очередь ориентироваться на платформу, на которой реализована ваша учетная система.

Изменения в структуре налоговых органов

Современная налоговая система сложилась после введения в действие Постановления Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе».

В ней выделяются четыре уровня – федеральный, федерально-окружной, региональный и местный, что соответствует уровням государственного управления и административно-территориальному делению Российской Федерации.

Высшими звеньями в системе налогового администрирования являются Министерство финансов РФ и аппарат Федеральной налоговой службы России. Основная задача этих органов – разработка мер по повышению собираемости налогов, в том числе, на основе совершенствования налогового законодательства. Также они осуществляют планирование налоговых поступлений в бюджет, ведут разъяснительную работу среди налогоплательщиков и т.д.

По уровню подчиненности далее следуют Управления ФНС России по субъектам РФ, межрегиональные инспекции ФНС; инспекции ФНС межрайонного уровня и инспекции ФНС по районам, районам в городах, городах без районного деления.

Кроме центрального аппарата и территориальных органов, в настоящее время ФНС России имеет в своем подчинении ряд структур, осуществляющих выполнение научных, учебно-методических, информационно-аналитических задач, необходимых для совершенствования теории и практики налогового администрирования:

  • Государственный научно-исследовательский институт развития налоговой системы (ГНИИРаНС)
  • учебно-методические центры УМЦ
  • печатные издания «Налоговая политика и практика»
  • «Вестник регистрации»

и др.

Налоговая система РФ подстраивается под экономические тенденции, и деятельность органов налогового администрирования также непрерывно совершенствуется.

С 2016 г. начинается изменение структуры низовых звеньев, пока в форме эксперимента.

В соответствии с приказом Минфина РФ от 14.09.2015 г. № 142н «О проведении в 2016 г. эксперимента по оптимизации системы управления и структуры территориальных налоговых органов» с 01.01.2016 г. по 31.12.2016 г. проводится эксперимент по оптимизации системы управления и структуры территориальных налоговых органов по Республике Алтай и Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по Сибирскому федеральному округу.

Согласно п.3.1 данного Приказа целями эксперимента являются «определение возможности повышения качества налогового администрирования за счет увеличения количества работников, деятельность которых связана с осуществлением аналитических, контрольных функций и оказанием сервисных услуг за счет снижения численности руководителей и обеспечивающих специалистов».

Очевидно, по результатам эксперимента будут сделаны выводы о перераспределении обязанностей между работниками в целях формирования оптимально работоспособной внутренней структуры ФНС.

На 2016 г. намечено реформирование центрального аппарата ФНС – выделение из него Налогового агентства и изменение назначения и функций ряда подразделений.

Меняется структура и некоторых других налоговых администраторов: согласно Указу президента РФ от 02.02.2016 г. № 41 «О некоторых вопросах контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере» Росфиннадзор, выполнявший функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, по валютному контролю, а также по внешнему контролю качества работы аудиторских организаций, объединен с Федеральным Казначейством.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Центр Начало
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: