Замглавы минздрава: пандемия подстегнула развитие цифровых сервисов

Как работает отечественная телемедицина

Телемедицина развивается в двух основных формах взаимодействия: «врач-врач» и «врач-пациент».

  • «Врач-врач» — используется для организации и оказания медпомощи при дистанционном взаимодействии медицинских работников между собой, например, когда требуется мнение специалиста, которого нет в конкретной медицинской организации;
  • «Врач-пациент» — используется для организации и оказания медпомощи при дистанционном взаимодействии медицинского работника с пациентом и (или) его законным представителем (профилактика, сбор, анализ жалоб пациента и данных анамнеза, оценка эффективности лечебно-диагностических мероприятий, медицинского наблюдения за состоянием здоровья, принятие решения о необходимости проведения очного приёма врача).

Медпомощь с применением телемедицинских технологий можно оказывать стационарно, амбулаторно и вне медорганизации. Условия оказания помощи определяются фактическим местонахождением пациента.

Важное условие — обязательное соблюдение требований, установленных законодательством РФ в области защиты персональных данных, и соблюдение врачебной тайны.

Обратите внимание на п.4. ст.36.2 Закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ

Здесь содержится важная оговорка: дистанционное наблюдение за состоянием здоровья пациента назначается лечащим врачом после очного приёма (осмотра, консультации).

В процессе телекоммуникационной связи данные передаются через защищённые каналы. Несанкционированный доступ и утечка информации, составляющая персональные данные и врачебную тайну исключены.

В целях идентификации и аутентификации участники дистанционного взаимодействия используют единую систему — портал Госуслуг. Оказание телемедицинской помощи осуществляется в ЕГИСЗ. Здесь же размещены Федеральный регистр медработников и Федеральный реестр медорганизаций.

Пациент может получить консультацию через личный кабинет на сайте медорганизации или через специальное медицинское приложение, подключённые к ЕГИСЗ.

До получения телемедицинской помощи пациент должен подписать согласие на обработку своих персональных данных.

Также при оказании телемедицинской помощи необходимо информированное добровольное согласие пациента на медицинское вмешательство. Медработник предварительно должен дать полную и понятную информацию о целях и методах оказания медпомощи, возможных вариантах медицинского вмешательства, рисках, последствиях и предполагаемых результатах оказания такой помощи. Пациент вправе отказаться от медицинского вмешательства или попросить приостановить его. При отказе пациенту также необходимо разъяснить все возможные последствия.

Порядок и формы подачи согласия и отказа прописаны в Приказе Минздрава РФ от 12.11.2021 № 1051Н.

Телемедицинская консультация считается завершённой после получения запросившей организацией (пациентом или его законным представителем) медицинского заключения по результатам консультации или протокола консилиума врачей или предоставления доступа к соответствующим данным и направления уведомления по указанным контактным данным запросившей организации (пациента или его законного представителя).

За рекомендации, предоставленные по результатам консультации с применением телемедицинских технологий, консультант несёт ответственность в пределах данного им медзаключения.

Информацию о проведении консультации с применением телемедицинских технологий, включая внесение сведений в медицинские документы, нужно задокументировать с применением усиленной квалифицированной электронной подписи.

Кадры для цифровой экономики

В 2020 г. потрачено 5,9 млрд рублей (94,5%)

Подготовку квалифицированных кадров для цифровой экономики поможет обеспечить усовершенствованная система образования. Кроме того, граждане страны смогут получать новую мотивацию для освоения цифровых компетенций. В частности, возможность освоения цифровых компетенций по специальным программам дополнительного образования на условиях полной или частичной компенсации затрат должны получить 200 тыс. россиян. При этом 50 тыс. госслужащих пройдут обучение компетенциям в сфере цифровой трансформации государственного и муниципального управления. Будет увеличен прием на бюджетные места в вузах на программы в сфере информационных технологий до 120 тыс. человек. Кроме того, 80 тыс. преподавателей высшего и среднего профессионального образования пройдут повышение квалификации по новым программам для специальностей в сфере информационных технологий (ИТ) и различных предметных отраслей.

По данным Минцифры, в 2020 году на бюджетные отделения вузов по ИТ-направлениям поступили порядка 62 тыс. человек. Прирост к прошлому году составил 25% (в 2019-м принято 49,5 тыс. человек)

Привлечь внимание молодежи к перспективным профессиям и заинтересовать их новыми ИТ-направлениями помогут программы популяризации ИТ-специальностей, которые российские регионы начали реализовывать в 2021 году. Продолжилась реализация дополнительных профессиональных образовательных программ, включая программы переподготовки антикризисных лидеров и команд цифровой экономики

В 2020-м обучение по ним прошли 5,5 тыс. человек.

В 2019 году была запущена программа дополнительного профессионального образования для различных групп населения с использованием персональных цифровых сертификатов. В 2020-м в реализации программы приняли участие 48 регионов. За два года 38 тыс. человек получили дополнительное профессиональное образование по этой программе.

Для повышения эффективности государственной политики в сфере цифрового развития на государственной (муниципальной) службе организовано обучение работающих специалистов, включая руководителей организаций и сотрудников органов власти и органов местного самоуправления. За 2019–2020 годы обучение прошли 23 тыс. человек.

2021

На нацпроект «Здравоохранение» в 2022-2024 годах направят свыше 687 млрд рублей

21 сентября 2021 года стало известно об увеличении финансирования национального проекта «Здравоохранение» на несколько миллиардов. В период 2022-2024 гг. на его реализацию планируется потратить свыше 687 млрд рублей, сказано в пояснительной записке к проекту федерального бюджета.

Как сообщает ТАСС со ссылкой на этот документ, бюджетные ассигнования на финансовое обеспечение реализации нацпроекта «Здравоохранение» запланированы в 2022 году в объеме 254,4 млрд рублей, в 2023-м — в 215,6 млрд рублей, в 2024-м — 217,77 млрд рублей. Затраты по сравнению с утвержденными ранее увеличены на 3,3 млрд, 3,46 млрд, 312,1 млн рублей соответственно.

На нацпроект «Здравоохранение» в 2022-2024 годах будет выделено свыше 687 млрд рублей

Изменение объемов связано с пересмотром некоторых параметров финансирования входящих в нацпроект федеральных проектов. Например, для внедрения Международной классификации болезней одиннадцатого пересмотра (МКБ-11; утверждена ВОЗ в 2019 году, вступит в силу в 2022-м) изменится бюджет федпроекта «Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ)».

Также изменились параметры финансового обеспечения федерального проекта «Борьба с онкологическими заболеваниями» из-за перераспределения бюджетных средств, выделенных на строительство Тульского областного онкодиспансера. Предусмотренные на 2024 год 2,8 млрд рублей перераспределят на 2022 (1,68 млрд рублей) и 2023 годы (1,11 млрд рублей).

Увеличен объем средств на строительство многопрофильной областной детской клинической больницы третьего уровня в Курске в рамках федпроекта «Развитие детского здравоохранения».

К 21 сентября 2021 года проект закона «О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» одобрен на заседании и в составе бюджетного пакета будет внесен в Госдуму до 1 октября.

Минздрав будет вести мониторинг нацпроекта «Здравоохранение» по 25 показателям

Как стало известно в начале мая 2021 года, Минздрав РФ будет проводить мониторинг национального проекта «Здравоохранение» по 25 показателям. Об этом сообщается в составленном Правительством РФ федеральном плане статистических работ мониторинг достижения социально-экономических показателей нацпроектов. Соответствующее распоряжение опубликовано на официальном портале правовой информации.

В перечень показателей, за которыми будет следить Минздрав в рамках «Здравоохранения», включен данные:

  • о доле пациентов с болезнями кроовообращения, получивших медуслуги при диспансерном наблюдении;
  • о доле людей с инфарктами, шунтированием, ангиопластикой, катетерной абляцией, которые получали лекарственные препараты в амбулаторных условиях;
  • о доле людей с онкозаболеваниями, прошедших диагностику или лечение по отношению к общему числу пациентов под диспансерными наблюдением и доле злокачественных новообразований, выявленных на I-II стадии.

Минздрав будет проводить мониторинг нацпроекта «Здравоохранение» по 25 показателям

Также министерство будет собирать информацию о доле пациентов, получивших лечение в НМИЦ вне территории своего проживания и объемах оказания высокотехнологичной медицинской помощи, объеме экспорта медуслуг.

По нацпроекту «Здравоохранение» Минздрав должен отчитываться о количестве «комфортных» детских поликлиник, дооснащенных, с современной инфраструктурой, и о доле их посещений детьми в общем количестве визитов поликлиник.

Еще один блок касается данных об укомплектованности медучреждений врачами и средним медицинским персоналом, включая фельдшерско-акушерские пункты (ФАП). В частности, будут собираться данные о числе посещений ФАП в расчете на одного сельского жителя и доле населенных пунктов с числом жителей до 2 тыс. человек, которым доступна первичная медицинская помощь.

Информационная инфраструктура

В 2020 г. потрачено 39,6 млрд рублей (98,7%)

В соответствии с задачами федерального проекта планируется развивать инфраструктуру связи и расширять доступ в интернет в малонаселенных и отдаленных пунктах, что должно помочь преодолеть цифровое неравенство и обеспечить гражданам доступ к современным цифровым услугам, дистанционному образованию и телемедицине.

К 2024 году точки доступа Wi-Fi и вышки сотовой связи должны появиться в 26,9 тыс. населенных пунктах с численностью населения от 100 до 500 человек. Кроме того, подводная оптоволоконная линия должна связать Чукотку с материком. К концу 2024-го планируется создать четыре космических аппарата для высокоэллиптической спутниковой системы, обеспечивающей доступ к широкополосному интернету в труднодоступной и удаленной местности, в том числе на территориях Арктической зоны и Дальнего Востока, а также на всей протяженности Северного морского пути. В школьных классах должны быть созданы точки доступа Wi-Fi, а в 10 городах-миллионниках — развернуты сети 5G.

По информации Минцифры, в 2020 году выход в Сеть получили около 26,6 тыс. социально значимых объектов (СЗО), а всего за 2019 и 2020 гг. — порядка 44,3 тыс. СЗО. В прошлом году большая часть подключений (около 8,9 тыс.) пришлась на фельдшерско-акушерские пункты, образовательные учреждения (около 8,4 тыс.), органы государственной власти, местного самоуправления, объекты МЧС, МВД, Росгвардии (около 5,9 тыс.). Также выход в Сеть получили 3 тыс. избирательных комиссий и почти 400 государственных и муниципальных организаций культуры. Кроме того, был обеспечен доступ россиян к интернету при помощи точек доступа Wi-Fi в более чем в 12 тыс. малочисленных населенных пунктах с количеством жителей от 250 до 500 человек. Определены приоритетные диапазоны частот для развертывания сетей 5G с использованием отечественного оборудования.

О проекте:

Национальный проект РФ «Здравоохранение» является развитием одноименного приоритетного нацпроекта, стартовавшего в 2016 году. Паспорт нацпроекта был утвержден 3 сентября 2018 года. Реализация его началась 1 января 2019 года.

Основными целями стали ликвидация кадрового дефицита в организациях, которые оказывают первичную медико-санитарную помощь, обеспечение охвата всех граждан профосмотрами не реже одного раза в год и повышение доступности и качества первичной медпомощи, в том числе в отдалённых местностях.

Национальный проект РФ «Здравоохранение» включает в себя 9 целевых показателей. Среди основных: 

  • снижение смертности населения трудоспособного возраста с 455 случаев на 100 тысяч населения в 2018 году до 350 в 2024 году;
  • снижение смертности от болезней системы кровообращения с 565 случаев на 100 тысяч населения в 2018 году до 450 в 2024 году;
  • снижение смертности от новообразований, в том числе от злокачественных с 199,9 случая на 100 тысяч населения до 185 в 2024 году;
  • снижение младенческой смертности с 5,5 случая на 1 тысячу родившихся детей до 4,5 в 2024 году;
  • охват всех граждан профилактическими медицинскими осмотрами с 39,7% в 2018 году до 70% в 2024 году.

В рамках проекта РФ «Здравоохранение» планируется завершить формирование сети национальных медицинских исследовательских центров. К 2024 году она должна насчитывать не менее 27 центров. Во всех регионах образовать сеть центров амбулаторной онкологической помощи, обеспечивающих своевременность и комфортность прохождения диагностических процедур. Создать федеральные центры протонной терапии (для онкобольных). Развить профилактическое направление в педиатрии. Обучить не менее 10 тысяч врачей-специалистов по профилям «Акушерство и гинекология», «Неонатология» и «Анестезиология и реаниматология» (в 2019-2024 годах). Повсеместно внедрить процедуру аккредитации медицинских специалистов (к 2024 году). Обеспечить гражданам в личном кабинете «Моё здоровье» на едином портале госуслуг доступ к записи на приём к врачу, получению сведений об оказанных медуслугах и электронным медицинским документам (к концу 2024 года).

Планируется, что уже в 2021 году в России во всех без исключения городах с населением более ста тысяч человек будут медицинские организации, оказывающие первичную медико-санитарную помощь. Также в рамках нацпроекта экспорт медицинских услуг вырастет в четыре раза: с $250 млн до $1 млрд.

Цифровые технологии

В 2020 г. потрачено 12,7 млрд рублей (99,7%)

Будут созданы благоприятные условия для развития и внедрения цифровых технологий на основе отечественных разработок. Для этого планируется принять комплексные меры государственной поддержки ИТ-стартапов и разработчиков программного обеспечения, а также стимулировании спроса компаний различных отраслей экономики на ИТ-решения.

Планируется выдать около 100 млрд рублей льготных кредитов на проекты по цифровой трансформации. Кроме того, за счет программы льготного лизинга будет обеспечено внедрение цифровых технологий и платформенных решений преимущественно отечественного происхождения.

По информации Минцифры, с 1 января 2021 года действуют льготы для ИТ-компаний: налог на прибыль 3% вместо 20%; страховые взносы на фонд оплаты труда — 7,6 % вместо 14%; нулевая ставка НДС для российского лицензионного софта. В 2021-м вводится второй пакет мер поддержки, который включит более 60 инициатив, включая льготы на внедрение российских решений, введение гибкого регулирования использования иностранных решений, секторальные меры поддержки.

С 1 апреля 2021 года российское программное обеспечение переустанавливается на мобильные телефоны (смартфоны), планшеты, ноутбуки, компьютеры и телевизоры с функцией смарт ТВ. Предустановка отечественного программного обеспечения поможет российским разработчикам продвигать свои товары на местном рынке и сбалансирует условия эксплуатации зарубежных и российских программных продуктов.

Автоматизация

Автоматизация процессов является самым быстрорастущим сегментом рынка корпоративного программного обеспечения во всем мире, и эта тенденция должна продолжиться в 2021 году. Gartner прогнозирует, что в 2021 году этот рынок достигнет объема $1,89 млрд, что на 19,5% больше, чем в 2020 году. Преимущества таких технологий в сфере здравоохранения были особенно заметны в этом году, с системами автоматизации, развернутыми для помощи в классификации и распространении результатов тестирования на COVID-19 наряду с планированием визитов врачей, вводом данных и другими задачами администрирования в то время, когда ресурсы были очень ограничены.

В каких направлениях развивается современная медицина

Векторы развития современной медицины направлены на повышение удовлетворённости клиентов, улучшение качества и сдерживание расходов на фоне роста населения и увеличения продолжительности жизни.

Исследования мировых экспертов показывают, что 92% медучреждений удаётся добиться повышения эффективности благодаря цифровой трансформации. Это внедрение передовых технологий и цифровых решений, которые помогают оптимизировать рабочие процессы, усовершенствовать инфраструктуру здравоохранения, расширить возможности медработников и повысить доступность медпомощи по требованию.

Справка! Цифровая трансформация в здравоохранении — это высокоэффективная стратегия, направленная на клиентоориентированность и изменение культуры в сторону использования высоких технологий.

Внедрение современных информационных технологий в различные процессы медицинской отрасли называют цифровизацией медицины.

Вот лишь пять преимуществ, которые даёт цифровая трансформация в медицине:

  1. улучшается взаимодействие с пациентами;
  2. создаются безопасные базы данных;
  3. повышается точность;
  4. упрощается управление данными.
  5. повышается производительность.

В качестве примеров цифровизации медицины можно привести следующие достижения:

  • электронные медкарты;
  • системы облачной безопасности;
  • Big Data;
  • приложения для здоровья и психического благополучия;
  • медицинские устройства на базе интернета вещей;
  • мобильные устройства для контроля здоровья;
  • инструменты телемедицины.

Цифровое государственное управление

В 2020 г. потрачено 23,6 млрд рублей (93,6%)

Помимо развития портала Госуслуг — единого окна для взаимодействия между государством гражданами, — 95% социально значимых услуг должны быть переведены в электронный вид. Начиная с апреля 2021 года пользователям стала доступна бета-версия обновленного портала, ключевым отличием которой является наличие интеллектуального помощника — робота Макса, в онлайн-режиме отвечающего на вопросы пользователей, выявляя их потребности.

Кроме того, до конца 2021-го в России должны быть запущены шесть новых суперсервисов — госуслуг нового вида, сформированных вокруг жизненных ситуаций каждого человека: «Уведомление и обжалование штрафов за нарушение ПДД онлайн»; «Правосудие онлайн»; «Рождение ребенка»; «Утрата близкого человека»; «Трудовая миграция онлайн»; «Мое здоровье онлайн».

В настоящее время на портале доступны семь суперсервисов. Среди них: «Поступление в вуз онлайн», с помощью которого во время пандемии выпускники школ подавали документы и дистанционно оформляли зачисление в вузы; «Социальная поддержка онлайн» (с согласия гражданина информирует о возможном возникновении прав на меры социальной поддержки); «Цифровое исполнительное производство» (помогает узнать о ходе исполнительного производства, а также дистанционно подать ходатайство без посещения судебных приставов); «Трудовые отношения онлайн» (позволяют оформить пособие по безработице с использованием базы вакансий «Работа в России», а также получить сведения о трудовой деятельности в электронном виде); «Оформление европротокола онлайн» (мобильное приложение для платформ Android и iOS, предоставляет возможность оформить ДТП без участия сотрудника ГИБДД); «Пенсия онлайн»; «Онлайн-помощь при инвалидности».

В период пандемии выросла аудитория пользователей портала «Госуслуги»: на 12,1 млн увеличилась количество пользователей портала (до 77,5 млн человек), вдвое выросла средняя ежедневная аудитория портала (4,2 млн пользователей), а также увеличилось количество обращений, не требующих очного присутствия.

Сейчас в личном кабинете обеспечен доступ гражданина к 12 видам сведений о себе и истории межведомственных запросов по заявлениям. При этом более двух пользователей оформили заявки на получение финансовых услуг с использованием данных портала «Госуслуги».

Виртуальное медицинское обслуживание

Использование телемедицинских услуг резко возросло в 2020 году в результате ограничений, связанных с социальным дистанцированием, и широко распространено мнение, что теперь этот вид медицинского обслуживания здесь и останется. Помимо снижения риска передачи инфекции, консультации врачей стали более доступны, например, для тех, у кого проблемы с подвижностью, и экономят время как пациента, так и врача.

Внедрение телемедицины и, в частности, удаленного мониторинга пациентов, вероятно, будет расти с проникновением в жизнь людей «умных гаджетов». Также ожидается, что по доходам рынок телемедицины будет ежегодно расти на более чем 28% в период 2019-2025 гг. Такие факторы, как появление роботов и роботизированных платформ в области телемедицины, а также укрупнение телемедицинских компаний и их объединение с другими игроками рынка здравоохранения, вероятно, будут способствовать росту этого рынка.

В 2021 году медицинские организации в развитых странах будут также работать над тем, чтобы решить проблему отсутствия у людей устройств или цифровых навыков, что сделает телемедицину по-настоящему распространенной. 

2019: 969 млн рублей выделено на борьбу с онкологией

Национальный проект «Здравоохранение» к 2024 году поможет спасти жизни 230 тыс. россиян. Об этом заявил 19 февраля 2019 года, директор департамента проектной деятельности Минздрава России Давид Мелик-Гусейнов. По его словам, нацпроект «Здравоохранение» реализуется с начала 2019 года.

В 2018 году до запуска нацпроекта спасли от преждевременной смерти 6,6 тыс. россиян. К 2024 году с учетом нацпроекта этот показатель необходимо увеличить в 40 раз: проект должен помочь сохранить 230 тыс. жизней, — отметил директор департамента проектной деятельности Минздрава.

Давид Мелик-Гусейнов обратил внимание на то, что по состоянию на февраль 2019 года в нацпроект «Здравоохранение» входит 8 федеральных проектов.

Всего на нацпроект «Здравоохранение» выделено 1,7 трлн рублей. Из этих денег 969 млн рублей пойдет на борьбу с онкологией, 166 млн рублей — на обеспечение кадров, 211 млн рублей — на развитие детского здравоохранения, — уточнил чиновник.

Директор департамента проектной деятельности Минздрава также добавил, что для реализации нацпроекта в регионах запущены проектные офисы. Они, по его словам, позволяют ускорить коммуникацию между федеральным центром и субъектами для выполнения поставленных показателей.

Цифровизация и коронавирус

— Павел Сергеевич, действительно ли эпидемия коронавирусной инфекции подстегнула развитие цифрового здравоохранения? 

— Так и есть. Когда инфекция начала стремительно распространяться, решения надо было принимать быстро. А для быстрых и правильных решений нужна актуальная информация. 

Возникло много вопросов: как проследить динамику, сопоставить ее с предыдущими периодами — оказалось, что этой информации в оперативном доступе нет. То есть понимаете, сама по себе она есть, но актуальность ее разная в отношении каждого региона, да даже каждого медучреждения, потому что все привыкли отчитываться с другой частотой. Например, данные за год или по регионам есть, но вот чтобы получить оперативно понимание, что у нас происходит в каждом учреждении в конкретный момент, сколько врачей, какое оборудование и так далее — быстрых ответов не было. А как только выяснилось, что в режиме реального времени нужна информация, которая обычно предоставлялась раз в месяц, в квартал или в год, система оказалась к этому немножко не готова. 

— Какие решения здесь помогли?

— Нам очень помог регистр заболевших, наработки уже были, поэтому регистр заболевших COVID-19 сделали за две недели. На протяжении этих месяцев регистр стал основным инструментом получения оперативных данных для аналитики. Это позволило оценивать распространенность заболевания, нагрузку на коечный фонд и другие показатели.

Сейчас, когда мы получаем статистическую информацию, она максимально обезличена, это абстрактные единицы. Например, количество заболевших из расчета на 100 тыс. населения за какой-то период времени. Но по таким цифрам можно понять далеко не все. И мы не понимаем, например, сколько тестов для этого проведено, сколько коек занято. В конечном счете нам нужны данные, которые позволят буквально в режиме реального времени проверить первичную информацию вплоть до конкретного пациента в конкретной медицинской организации, оценить загруженность отделений реанимации и аппаратов ИВЛ. На примере борьбы с коронавирусом это стало возможно.

— Вы сказали, что наработки по регистру уже были, речь о системе ведения пациентов, у которых выявили злокачественные новообразования? 

— Да, у него логика такая же — в зависимости от уровня доступа можно от обезличенных данных по учреждениям и регионам дойти до каждого конкретного пациента, чтобы отследить схему лечения, маршрутизацию и так далее. По этому же принципу будут организованы системы мониторинга пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями, а также система ведения беременных. В рамках нацпроекта «Здравоохранение» у нас создание таких вертикально интегрированных систем — отдельное направление. Первая такая система в ближайшее время должна выйти на этап внедрения разработок в практику. Основные участники — четыре ведущих национальных медицинских исследовательских центра: Национальный медицинский исследовательский центр онкологии им. Блохина и НМИЦ радиологии им. Герцена в Москве, НМИЦ онкологии им. Петрова в Петербурге и НМИЦ онкологии Минздрава России в Ростове-на-Дону.

Эти системы важны не только для правильной маршрутизации пациентов, но и для внедрения единых стандартов и клинических подходов к лечению пациентов. Для этого ведется мониторинг: какая помощь оказана, какие препараты используются. Такие системы должны помогать врачам выбирать тактику и схемы лечения, поскольку туда «зашиты» постоянно обновляющиеся клинические рекомендации

Важно, чтобы это не был отдельный интерфейс, в который врачу надо будет еще раз перенести информацию, тут нужна «бесшовная» стыковка с региональными и медицинскими системами самой организации. Мы в итоге должны прийти к такому уровню информационного взаимодействия между организациями, когда человек может обратиться к любому врачу в любом регионе и предоставить доступ врачу к своим медицинским документам, результатам обследований без бумажной волокиты и дополнительных манипуляций

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Центр Начало
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: