Что такое roi и как его считать?

Что такое ROI и как его рассчитать?

Давайте начнем с основ. Аббревиатура ROI расшифровывается как Return on investment и переводится “возврат инвестиций”. То есть ROI – это показатель прибыли, полученной от каждой инвестиции. Есть достаточно простая формула расчета этого показателя. Вот она:

В итоге вы получаете рентабельность инвестиций в процентах.

Например вы получили доход в 250$, инвестировав 100$. Тогда ваш расчет будет таким:

На первый взгляд все довольно просто. Особенно если у вас малый бизнес с небольшими оборотами.  

Давайте рассмотрим эту ситуацию на простом примере.

Это не совсем точно. Просто потому, что вы не учли стоимость производства того продукта или услуги, который вы продали, и не вычли ее из общего дохода.

И тут появляется второй вопрос:

Что такое ROI

ROI в переводе с английского return of investment — показатель возврата инвестиций. Он покажет, как сработали вложенные компанией деньги, в новый проект, маркетинговую кампанию, новое оборудование или в обучение персонала. Принесли вложения прибыль или убыток. Условно говоря: вложили рубль, а получили два (или минус два).

С помощью ROI можно:

  • оценить выгоду от разных вложений;
  • проанализировать отдельные проекты;
  • снизить динамику затрат;
  • скорректировать цены на продукты и услуги;
  • рассчитать прибыльность компании;
  • оценить эффективность предприятия в целом.

Показатель хорошо использовать там, где прослеживается прямая зависимость от вложений и доходов:

  • моментальные продажи в интернете;
  • программы лояльности;
  • как KPI отдела продаж и маркетинга.

Коэффициент ROI не показателен:

  • В сложной системе маркетинга, так как непонятно какой рекламный канал или активность принесли лучший результат.
  • В стартапах расходов больше доходов и их ROI отрицательный. Но для стартапов это не показательно, так как это этап в развитии проекта.
  • В бизнесах с продуктами с большой разницей в цене: при расчете РОИ не учесть долю продукта в общей прибыли.
  • В бизнесах с долгим циклом принятия решения о покупке товара. Вложения в рекламный бюджет идут в текущем месяце, а покупка состоится только в следующем. Чтобы нивелировать разрыв между тем, когда человек увидел товар и тем, когда его приобрел РОИ рассчитывается за квартал, а не за месяц.

Без знания показателя сложно понять, что происходит в бизнесе и как его развивать. Показатель рассчитывается в процентах: чем он выше, тем бизнес прибыльнее.

ROAS, ROMI и ROI

Все показатели помогают понять, заработало ли предприятие больше, чем потратило. 

Формулы ROI и ROMI, ROAS одинаковые: (Доходы – Расходы)/ Расходы * 100%

Разница в статьях расходов, которые в ней используются.

ROAS (return on ad spend) – возврат на вложения в рекламный бюджет. Коэффициент оценивает прибыль с рекламных мероприятий. Учитывает затраты на рекламу и доходы, которые получила фирма благодаря этой рекламе. ROAS не учитывается затраты на исполнителя, например, на услуги маркетолога, копирайтера или таргетолога. Учитываются только затраты на рекламный бюджет.

ROMI (return on marketing investment) – оценивает окупаемость маркетинговых инвестиций. Учитывает затраты на весь маркетинг.

Например, интернет магазин сумок сделал в августе 78 продаж на сумму 5400 рублей, 

210 рублей заплатили маркетологу и 135 рублей за рекламу в фейсбуке. 

Общий доход магазина: 5400 = рублей

Расходы: 135 + 210 = 335 рублей

ROMI: (5400 — 335) / 335 *100% = 15 %

ROI – оценивает продуктивность всех вложений. Учитывает все расходы компании.

Почему с ROI нужно быть аккуратным

Как бы не приукрашивали значение ROI, стоит знать о нескольких важных моментах, из-за которых этот коэффициент нередко используют только как вспомогательный.

1. Коэффициент возврата инвестиций рассчитывается для уже прошедших периодов. Это означает, что ROI никак не гарантирует аналогичные результаты в последующих периодах. Это частая ошибка начинающих — считать что значение не изменится. Так, например, вполне возможно, что был просто удачный период или же произошло некое масштабное событие, которое позволило достигнуть высоких результатов.

2. Не учитываются риски и прочие аспекты. Коэффициент отражает только полученную прибыль или убыток, и никак не учитывает риски и прочие аспекты. Поэтому его использование, как самостоятельной величины для анализа, возможно только в простых ситуациях.

3. Несмотря на то, что вначале было несколько формул, стоит учитывать следующее: нередко применяются различные виды расчетов. Это означает, что в одних расчетах может считаться доход, во вторых  прибыль, в третьих учитываться только одни виды расходов и так далее. Поэтому стоит уточнять формулу расчета перед анализом (хотя бы тот же пример с рекламой и разницей между ROI и ROMI).

4. Нюансы расчета ROI в периодах. Это как с расходами и затратами, из-за разницы в рассматриваемых периодах, может получится так, что ROI будет выглядеть привлекательно, хотя если рассматривать более длительный период, реальное значение может быть меньше.

Пример для понимания. Допустим, вы инвестировали 1 млн рублей. В течение года вложения уменьшились на 100 тысяч. Однако в следующем году они принесли вам 300 тысяч. Если считать ROI только за второй год, то получится 33,33%  = 300 / 900 * 100% (в первый же год это -10%). Но, если считать ROI за 2 года, то получится уже 20% = (300 — 100) / 1000 * 100%. При этом средняя ROI за год будет только 10%.

5. Может не учитывать дополнительные расходы. Это как с ПИФами, их ROI может выглядеть привлекательно, но только вот коэффициент рассчитывается относительно купленных паев. А ведь ПИФы обычно подразумевают несколько комиссий, так что реальный ROI может быть меньше.

6. Длительные вложения. Чем более длительные периоды вложений, тем меньше толку от ROI. Пример для понимания. Допустим, вы торгуете тракторами. Этот товар приобретают редко и для длительного использования. Поэтому вполне возможно, что причиной приобретения клиентом трактора могла стать рекламная акция, проводившаяся пяток другой лет назад. Банально завалялась брошюрка.

7. Не учитывается дисконтирование. Чтобы лучше понять суть, советую ознакомиться с обзором простой и дисконтированный срок окупаемости.

Как видите, хоть ROI и может быть полезным для анализа, его стоит аккуратно использовать и, желательно, только в комплексе с иными метриками.

И, как обычно, всегда помните про здравую логику и то, что у вас своя голова.

Пример расчёта ROI

Например, фирма продаёт канцелярские товары и рекламирует свою деятельность в местной газете и на одной радиостанции. На рекламную кампанию тратиться 100 тысяч рублей в год. При обращении нового клиента, у него уточняют источники, из которых он получил информацию о фирме. Если из радио или газеты, общая стоимость его покупок заносится на специальный счёт.

По истечении года анализируют результаты. Если выяснилось, что за год все клиенты, которые пришли при помощи рекламы, принесли прибыль компании в сумме 300 тысяч рублей, то, зная эту сумму, можно рассчитать эффективность инвестиций (в этом случае, прибыльность вложений в рекламу):

ROI = Заработанные деньги / Затраты * 100% = 300 000 / 100 000 * 100% = 300%

Следовательно, каждый рубль, потраченный на рекламу, принёс фирме 3 рубля прибыли.

Как посчитать ROI

ROI — информативный показатель, если его регулярно отслеживать, тем больше можно узнать о бизнесе.

О том, как отслеживать метрики бизнеса рассказали в статье про правильный дашборд для эффективного управления.

Рассчитывать ROI можно по разным направлениям в зависимости от задач:

  • по отдельным рекламным каналам: Яндекс Директ,  Instagram, Google Ads и др и вычислить ROI рекламной кампании;
  • по совокупности рекламных каналов реклама в интернете, наружная реклама, на радио, в печатных изданиях;
  • по товарам;
  • по ассортиментным группам;
  • по периоду (за день, неделю, месяц).

При расчете показателя учтите следующие моменты:

1. Расчет метрики ДО инвестиций — это прогноз окупаемости вложений. Расчет ПОСЛЕ инвестиций — отчёт о результатах: как сработали вложенные деньги.

2. Считать ROI для разных периодов. В большей или меньшей степени на бизнес влияет сезонность.  Меняются цены на материалы, увеличивается или уменьшается поток туристов. Все эти переменные могут сильно влиять на прибыль. Поэтому в одно время бизнес может казаться классной идеей, а в другое — настоящим провалом.

3. ROI в продажах — это довольно общий показатель.

Формула расчета РОИ

ROI = доход — затраты/ затраты * 100%

Формула расчета ROI может показаться простой. Но она очень обобщенная. В идеале из расхода надо вычитать рекламу и себестоимость продукции — все затраты на его производство (изготовление, перевозку, зарплаты и т.д.). Для точности вычисления эти параметры необходимо учитывать.

Пример: магазин по продаже обуви запустил контекстную рекламу по продаже женских сапог.

Закупочная цена пары — 3000 руб.

Наценка — 50 %

Бюджет на рекламу — 16 000 рублей.

В месяц продается 20 пар с помощью контекстной рекламы.

Определяем валовую прибыль: 

3000*50%/100% = 1500 с одной пары

Прибыль с 20 пар = 30 000 рублей

Определяем ROI:

ROI = (30000-16000)*100%/16000= 87,5%

Значение говорит о том, что на каждый вложенный в рекламу рубль мы получили 87,5 копеек прибыли.

Purpose[edit]

In business, the purpose of the return on investment (ROI) metric is to measure, per period, rates of return on money invested in an economic entity in order to decide whether or not to undertake an investment. It is also used as an indicator to compare different investments within a portfolio. The investment with the largest ROI is usually prioritized, even though the spread of ROI over the time period of an investment should also be taken into account. Recently, the concept has also been applied to scientific funding agencies’ (e.g., National Science Foundation) investments in research of open source hardware and subsequent returns for direct digital replication.

ROI and related metrics provide a snapshot of profitability, adjusted for the size of the investment assets tied up in the enterprise. ROI is often compared to expected (or required) rates of return on money invested. ROI is not time-adjusted (unlike e.g. net present value): most textbooks describe it with a “Year 0” investment and two to three years’ income.

Marketing decisions have an obvious potential connection to the numerator of ROI (profits), but these same decisions often influence assets’ usage and capital requirements (for example, receivables and inventories). Marketers should understand the position of their company and the returns expected. For a marketing ROI percentage to be credible, the effects of the marketing program must be isolated from other influences when reported to executives. In a survey of nearly 200 senior marketing managers, 77 percent responded that they found the “return on investment” metric very useful.

Return on investment may be extended to terms other than financial gain. For example, social return on investment (SROI) is a principles-based method for measuring extra-financial value (i.e., environmental and social value not currently reflected in conventional financial accounts) relative to resources invested. It can be used by any entity to evaluate the impact on stakeholders, identify ways to improve performance and enhance the performance of investments.

Limitations with ROI usageedit

As a decision tool, it is simple to understand. The simplicity of the formula allows users to freely choose variables, e.g., length of the calculation time, whether overhead cost is included, or which factors are used to calculate income or cost components. The use of ROI as an indicator for prioritizing investment projects alone can be misleading since usually the ROI figure is not accompanied by an explanation of its make-up.[citation needed] ROI should be accompanied by the underlying data that forms the inputs, this is often in the format of a business case. For long-term investments, the need for a Net Present Value adjustment is great and without it the ROI is incorrect. Similar to discounted cash flow, a Discounted ROI should be used instead. One limitation associated with the traditional ROI calculation is that it does not fully “capture the short-term or long-term importance, value, or risks associated with natural and social capital” because it does not account for the environmental, social, and governance performance of an organization. Without a metric for measuring the short- and long-term environmental, social and governance performance of a firm, decision makers are planning for the future without considering the extent of the impacts associated with their decisions. One or more separate measures, aligned with relevant compliance functions, are frequently provided for this purpose.

Рентабельность инвестиций — определение

Рентабельность инвестиций — коэффициент равный отношению балансовой прибыли к сумме среднегодовой стоимости собственного капитала и стоимости долгосрочных заемных средств.

Исходные данные для расчета — Бухгалтерский баланс и Отчет о использовании капитала.

Рентабельность инвестиций рассчитывается в программе ФинЭкАнализ в блоке Анализ и оценка доходности и рентабельности как Рентабельность перманентного капитала..
Скачать программу ФинЭкАнализ

Рентабельность инвестиций — что показывает

Рентабельность инвестиций показывает эффективность использования капитала (собственного и заемного), вложенного в деятельность организации на длительный срок.

Рентабельность инвестиций — формула

Общая формула расчета коэффициента:

Иногда в формуле вместо Прибыли до налогообложения может использоваться Чистая прибыль.

Формула расчета по данным старой бухгалтерской отчетности

где стр.140, стр. 490нач — на начало, стр. 490кон — на конец отчетного периода, стр. 590нач — на начало, стр. 590кон — на конец отчетного периода Отчета о прибылях и убытках (форма №2).

Формула расчета по данным нового Бухгалтерского баланса и Отчета о использовании капитала

где параметрами являются соответствующие строки Формы №1 и Формы №2 на начало и конец отчетного периода.

Рентабельность инвестиций — значение

Рентабельность инвестиций говорит от том, насколько эффективно менеджмент предприятия инвестирует средства в основную деятельность предприятия. Чем выше значение показателя, тем более продуктивно функционирует организация, тем больший доход она может приносить при увеличении размера капитала. Этот показатель используется для сравнения эффективности вложения инвестиций в разные организации.

Средние статистические значения по годам для предприятий РФ

Размер выручки Значения по годам, отн. ед
2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020
Микропредприятия (выручка < 10 млн. руб.) -0.040 0.000 -0.055 -0.072 0.007 -0.127 1.542 0.476 0.059
Минипредприятия (10 млн. руб. ≤ выручка < 120 млн. руб.) -0.011 0.021 -0.034 0.017 0.049 -0.003 0.021 0.073 0.087
Малые предприятия (120 млн. руб. ≤ выручка < 800 млн. руб.) 0.029 0.048 -0.007 0.024 0.057 0.023 0.084 0.052 0.047
Средние предприятия (800 млн. руб. ≤ выручка < 2 млрд. руб.) 0.061 0.042 0.002 0.037 0.067 0.048 0.052 0.061 0.069
Крупные предприятия (выручка ≥ 2 млрд. руб.) 0.092 0.066 0.054 0.069 0.083 0.061 0.175 0.102 0.066
Все организации 0.077 0.057 0.034 0.055 0.076 0.048 0.184 0.103 0.065

Значения таблицы рассчитаны на основании данных Росстата

Перед использованием

В отечественной практике «returnoninvestment» обычно переводят как «рентабельность инвестиций». Этот коэффициент применяют, чтобы определить эффективность денежных вложений в самых разных сферах.

Зная, как рассчитать ROI, можно своевременно совершать необходимые действия, ведущие к увеличению прибыли:

  • покупать и продавать активы;
  • выделять финансы на развитие бизнеса: осваивание новых рынков, модернизацию производства и т. д.;
  • выстраивать правильную рекламную стратегию, способствующую росту продаж;
  • приобретать акции на бирже;
  • получать кредиты на инвестиционные цели.

Чтобы данные были действительно точными и помогали в принятии правильных решений, необходимо понимать, как выявляется коэффициент рентабельности. Чтобы рассчитать ROI проекта, нужно знать:

  • доход, то есть общий объём выручки;
  • затраты, то есть объём потраченных денег;
  • объем инвестиций, то есть вложенных средств.

Получить результаты, адекватно отображающие окупаемость инвестиций, можно только в том случае, если вы используете сопоставимые и находящиеся в пределах релевантного диапазона данные.

Формула, позволяющая рассчитать ROI, довольно проста: это общий доход, который вы получаете благодаря своему вложению, относительно стоимости актива. Для удобства оценки данное соотношение переводят в проценты.

Формула: чистый доход / стоимость инвестиции

К примеру, оценивается доходность акции, приобретённой за 100 рублей. Вы получили от неё дивиденды (10 % от стоимости, то есть 10 рублей), а затем продали за 120 рублей.

Тогда ROI инвестиции составит: / 100 = 30%

А вот если бы акцию удалось продать лишь за 80 рублей, то коэффициент получился бы отрицательным, что говорит об убыточности инвестиции. Таким образом, благодаря этой несложной формуле можно быстро рассчитать, какие активы являются прибыльными, а какие нет.

Инвесторы понимают логику этого расчёта: сначала из суммы полученного дохода необходимо вычесть сумму вложений, чтобы выяснить размер прибыли; затем полученную цифру разделить на объём инвестиций и перевести в проценты. Итоговый результат может быть как положительным, так и отрицательным.

При этом многие задаются вопросом, как рассчитать ROI в маркетинге. На самом деле эффективность рекламной кампании оценивается по той же формуле. Нужно понять, сколько именно товара вы продали благодаря рекламным мероприятиям, вычесть из прибыли стоимость проведённой кампании и разделить вновь на сумму расходов.

Что такое ROI в маркетинге?

Когда кто-то спрашивает вас:

«Работает ли ваш маркетинг?»

Как вы думаете, что в действительности они хотят знать? Они имеют в виду трафик, или процесс созревания целевой аудитории, или непосредственно продажи?

Когда я задаю этот вопрос, я хочу знать не то, сколько получено прибыли, а на сколько эффективно работает ваш маркетинг делая бизнес прибыльным. Это задача маркетинга.

Любой, кто несет ответственность за трату денег на рекламные каналы (например, маркетолог), должен иметь простой способ определить эффективность рекламы. Вот почему возврат инвестиций (ROI) является таким важным показателем для любого бизнеса.

ROI формула уже описана нами выше. Обычно для расчета ROI в маркетинге используется прибыль. Но сейчас давайте использовать доход.

Есть несколько проблем с расчетом ROI для маркетинговой деятельности.

С одной стороны, в зависимости от того, как вы измеряете воздействие различных факторов и затраты, вычисление ROI для маркетинга может оказаться сложным. Крупные корпорации имеют сложные формулы рои и алгоритмы, которые учитывают десятки различных переменных.

Во-вторых, расчет рентабельности инвестиций вручную для каждой маркетинговой кампании требует времени и доступа к финансовым показателям компании.

В-третьих, такой подход требует терпения. Могут пройти месяцы, прежде чем мы узнаем, была ли рекламная кампания прибыльной.

Другими словами, традиционный расчет ROI не всегда практичен. Нам нужен другой метод.

Давайте отложим сложные формулы ROI и сосредоточимся на одной простой метрике: соотношение доходов к затратам.

Достоинства и недостатки ROI

Коэффициент рентабельности инвестиций помогает инвесторам и потенциальным совладельцам бизнеса оценить, насколько эффективен проект. Чем выше коэффициент ROI, тем привлекательнее проект выглядит в глазах других участников финансового рынка.

Коэффициент рентабельности инвестиций помогает инвесторам оценить эффективность проекта

Помимо этого, индекс рентабельности имеет еще несколько ярко выраженных достоинств:

  • учитывает временной фактор, то есть изменение стоимости активов во времени, прибыль, полученную за время измерения;
  • рассматривает сумму всех эффектов от инвестиций, а не только краткосрочную прибыль;
  • позволяет адекватно на одном уровне оценивать проекты с различными масштабами производства или продажи, например, крупный завод и небольшой цех, бутик по продаже модных сумочек и гипермаркет одежды;
  • позволяет учитывать в своей формуле проценты, которые придется отдавать за использование заемных средств;
  • гибкая формула позволяет использовать различные показатели и видоизменять ее в зависимости от необходимости.

Вместе с тем данный коэффициент не лишен недостатков:

  • сам по себе ROI не дает какую-то оценку прибыльности бизнеса или финансового инструмента (что ярко видно на примере акций);
  • коэффициент ROI не учитывает эффект обесценивания денег;
  • невозможно предугадать процент инфляции, так что долгосрочные прогнозы довольно туманны (но можно опираться на среднегодовой процент инфляции).

Значение ROI вкупе с остальными показателями позволяет здраво оценивать, насколько доходным будет финансовый инструмент и стоит ли рисковать своими деньгами и временем для вложения в очередной проект.

Зачем считать ROI

  1. Чтобы оценить рентабельность инвестиций в проект. Проще говоря, РОИ поможет узнать, окупились ли вложения и в каком объеме вернулись потраченные средства. 
  2. Чтобы эффективно спланировать бюджет. Вы сможете выяснить, какие затраты не приносят прибыли, и на основе этих данных перераспределить средства и повысить доходность. 
  3. Чтобы проанализировать рекламные вложения и понять, в каких каналах прибыльнее продвигать свои товары или услуги. 

Расчет ROI поможет вам понять, как инвестиции влияют на ваш бизнес. Это полезный инструмент для оценки ваших прошлых решений и формирования продуктивной стратегии развития бизнеса.

Выводы

Мы привели лишь две формулы для определения коэффициента окупаемости инвестиций, применяемые в интернет-маркетинге. Для вычисления коэффициента ROI специалисты используют и другие формулы, задача которых — показать, какую прибыль принесла каждая вложенная в определенную рекламную кампанию денежная единица, а также есть ли смысл в будущем использовать этот же маркетинговый инструмент. Такая информация поможет спрогнозировать успешность планируемой акции, если вы решите повторить удачный ход. С другой стороны, убыточный или малоэффективный прием можно будет исключить из стратегии продвижения продукции.

А на каких данных основывается ваше решение относительно пользы и эффективности инвестиций в продвижение продукции с целью повышения объема продаж?

Заключение

ROI (ROMI) – это удобный инструмент для того, чтобы понять, правильно ли вы движетесь. Он позволит грамотно распределить бюджет, отключит невыгодные каналы, тем самым сэкономив средства.

Но не везде ROI можно посчитать. Коэффициент не имеет смысла:

  • В длинных циклах продаж, например в недвижимости, покупке авто и пр. дорогостоящей техники. От момента, когда человек увидел объявление, и до совершения им покупки могут пройти недели и месяцы. Значит, и РОИ будет разными, в зависимости от того, когда их считали, хотя в РК не менялась.
  • Товар имеет разную стоимость, которая сильно отличается. Одна случайная продажа сильно дорогой позиции приукрасит коэффициент. Но подобные покупки – большая редкость, а значит, и нельзя адекватно оценить эффективность кампании.
  • Если нет возможности разграничить трафик. В этом случае можно оценить эффективность лишь работы маркетингового отдела, но вычленить прибыльные каналы – нет. 

Как вы видите, ROI – инструмент, который нужно применять не во всех ситуациях и которым необходимо правильно пользоваться. Не стоит на него полагаться как на истину в последней инстанции. Но лучше хоть как-то понимать, как окупается РК, чем слепо тратить бюджет. 

  • LFL – что это такое в торговле 
  • Контекстная реклама: что это и как работает
  • Что такое SEO: основы SEO-оптимизации для чайников

Заключение

ROI (ROMI) – это удобный инструмент для того, чтобы понять, правильно ли вы движетесь. Он позволит грамотно распределить бюджет, отключит невыгодные каналы, тем самым сэкономив средства.

Но не везде ROI можно посчитать. Коэффициент не имеет смысла:

  • В длинных циклах продаж, например в недвижимости, покупке авто и пр. дорогостоящей техники. От момента, когда человек увидел объявление, и до совершения им покупки могут пройти недели и месяцы. Значит, и РОИ будет разными, в зависимости от того, когда их считали, хотя в РК не менялась.
  • Товар имеет разную стоимость, которая сильно отличается. Одна случайная продажа сильно дорогой позиции приукрасит коэффициент. Но подобные покупки – большая редкость, а значит, и нельзя адекватно оценить эффективность кампании.
  • Если нет возможности разграничить трафик. В этом случае можно оценить эффективность лишь работы маркетингового отдела, но вычленить прибыльные каналы – нет. 

Как вы видите, ROI – инструмент, который нужно применять не во всех ситуациях и которым необходимо правильно пользоваться. Не стоит на него полагаться как на истину в последней инстанции. Но лучше хоть как-то понимать, как окупается РК, чем слепо тратить бюджет.

(Visited 1 108 times, 1 visits today)

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Центр Начало
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: