Как умные дороги и города меняют действительность и привлекают инвестиции
Автомобильный рынок создает новые вызовы для инфраструктуры. Популярность электромобилей привела к тому, что автомобильные компании начали активно инвестировать в системы зарядки для создания комфортной среды своим потребителям.
Например, Volkswagen к 2020 году построил уже 1 200 зарядных станций на территории Германии и планирует увеличить общее их число до 2 000 к концу 2021-го, а затем развивать систему зарядных станций на дорогах по всему миру.
Развитие беспилотных машин на протяжении длительного времени основывалось на том, что машина оснащается всеми необходимыми датчиками и устройствами для того, чтобы ориентироваться в пространстве. Такой подход связан с большими затратами: радары и лидары существенно увеличивают стоимость автомобиля.
А ряд инцидентов с беспилотными автомобилями поставили под сомнение достаточность текущего уровня развития ИИ для обеспечения безопасности на дорогах. В качестве альтернативы сейчас рассматривается концепция взаимодействия автомобилей с инфраструктурой, при которой сама дорога становится источником информации для управления автономным транспортом.
Датчики и камеры с распознаванием объектов позволяют лучше предсказывать поведение других автомобилей, своевременно получать информацию о препятствиях на дороге, узнавать о приближении пешехода, велосипедиста или животных, пересекающих дорожную полосу.
Существенную роль в развитии технологий умных дорог играет частный сектор. В Европейском союзе действует программа 5G-PPP, обеспечивающая реализацию государственно-частного партнерства для развития и применения технологий связи 5G. Одним из направлений программы является реализация проектов по созданию инфраструктуры и технологий, необходимых для автономного транспорта.
В проекте 5GMED консорциум из 21 компаний средиземноморского региона, специализирующихся в разных сферах (связь, IT, автомобильная промышленность, логистика), финансирует разработку и внедрение инфраструктурных решений для автономного транспорта.
ОБЪЕКТЫ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ, НЕ ПОДЛЕЖАЩИЕ КАТЕГОРИРОВАНИЮ ПО ВИДАМ ТРАНСПОРТА
N | I. Морской транспорт |
1 | Акватории морских портов |
2 | Расположенные вне морских терминалов, акваторий морских портов: центры управления систем управления движением судов; центры управления Глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности |
II. Речной транспорт | |
1 | Участки внутренних водных путей в границах Южного федерального округа |
2 | Береговые пункты диспетчерского регулирования движения судов на внутренних водных путях Российской Федерации, расположенные вне речных портов, судоходных гидротехнических сооружений |
III. Воздушный транспорт | |
1 | Вертодромы, предназначенные полностью или частично для взлета, посадки, руления и стоянки вертолетов |
2 | Посадочные площадки, предназначенные для взлета, посадки или для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов |
3 | Наземные объекты средств и систем наблюдения, радионавигации, посадки и авиационной электросвязи единой системы организации воздушного движения, находящиеся вне аэропортов и аэродромов: трассовые радиолокационные комплексы; обзорные радиолокаторы трассовые; аэродромные радиолокационные комплексы; обзорные радиолокаторы аэродромные; вторичные радиолокаторы; передающие радиоцентры; приемные радиоцентры; автоматизированные приемо-передающие центры |
4 | Здания, сооружения и помещения для обслуживания пассажиров и транспортных средств воздушного транспорта, находящиеся на объектах транспортной инфраструктуры воздушного транспорта, но не отнесенные к указанным объектам либо расположенные на земельных участках на расстоянии менее 200 м от границ объекта транспортной инфраструктуры воздушного транспорта |
5 | Аэродромы, предназначенные для осуществления коммерческих воздушных перевозок на самолетах пассажировместимостью 20 человек и менее |
IV. Железнодорожный транспорт | |
1 | Железнодорожные станции, являющиеся обгонными пунктами, разъездами, путевыми постами, а также промежуточными со средним потоком пассажиров до 50 чел./ч. в течение года |
2 | Железнодорожные станции, расположенные на путях необщего пользования, на которых не производятся грузовые операции с опасными грузами |
3 | Железнодорожные вокзалы со средним потоком пассажиров до 50 чел./ч. в течение года и расчетной (проектной) вместимостью до 200 пассажиров |
4 | Не отнесенные к особо опасным, технически сложным объектам инфраструктуры железнодорожные мосты, не имеющие вертикально-подъемных или раскрывающихся пролетных строений, с максимальной длиной пролетных строений менее 46 м, со временем восстановления движения не более 1 суток |
5 | Пассажирские остановочные железнодорожные пункты, в том числе входящие в состав пассажирских и грузовых железнодорожных станций (пассажирские обустройства железнодорожных станций), находящиеся на железнодорожных участках Одинцово-Лобня, Нахабино-Подольск, Крюково-Раменское, Апрелевка-Железнодорожная Московской и Октябрьской железных дорог в границах Московских центральных диаметров |
V. Автомобильный транспорт и дорожное хозяйство | |
1 | Автовокзалы и автостанции, расположенные в границах населенных пунктов с численностью населения менее 100 тысяч человек, в работе которых в течение двух лет подряд не совершено и/или предотвращено ни одного акта незаконного вмешательства (за исключением заведомо ложных сообщений об угрозе совершения и/или совершении акта незаконного вмешательства) и среднесуточный пассажиропоток которых составляет менее 100 пассажиров в сутки |
2 | Мостовые сооружения (мосты, эстакады, путепроводы, виадуки) и тоннели длиной до 25 м включительно |
3 | Мостовые сооружения (мосты, эстакады, путепроводы, виадуки), не имеющие перемещаемых и (или) подъемных пролетных строений, и тоннели длиной до 100 м включительно, расположенные на автомобильных дорогах, имеющих автомобильные дорожные участки их обхода (объезда) протяженностью до 50 км с аналогичной или более высокой категорией дороги и аналогичными и более высокими установленными параметрами допустимых нормативных нагрузок |
4 | Мостовые сооружения (мосты, эстакады, путепроводы, виадуки) и тоннели, служащие для пропуска пешеходов (пешеходного движения) |
5 | Мостовые сооружения (мосты, эстакады, путепроводы, виадуки) деревянные, наплавные, а также временные |
Цифровой двойник
Еще одно digital-направление, увеличивающее эффективность производства, будь то внедрение, запуск или эксплуатация различных систем, — цифровой двойник. Это виртуальный прототип реальных производственных активов, например скважин, турбин, авиационных двигателей, железнодорожных и автомобильных транспортных систем, медицинского оборудования.
По оценкам MarketsandMarkets, мировой рынок цифровых двойников в 2020 году составлял $ 3,1 млрд, а к 2026-му он вырастет до $ 48,2 млрд. Россия активно занимается развитием этого направления. В середине сентября 2021 года РФ первая в мире утвердила стандарты в области цифровых двойников. Это нормативный технический документ, который определяет порядок разработки, типовые требования к структуре и сопровождению при эксплуатации цифрового двойника изделия, порядок учета, хранения и др.
По планам к 2024 году на цифровых двойников перейдут 250 российских предприятий, сейчас таких единицы. Например, в Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК) уже несколько лет реализуют проект создания цифровых двойников авиационных двигателей. На днях компания «Урбантех» анонсировала программно-аппаратный комплекс, предназначенный для создания цифровых двойников и контроля состояния объектов дорожно-транспортной инфраструктуры. Система под названием «Автодискавери» создана в рамках проекта «Цифровые дороги».
В «Газпромнефть-Оренбург» недавно сделали цифрового двойника Восточного участка Оренбургского нефтегазоконденсатного месторождения (ВУ ОНГКМ). Это 168 скважин, или 40% от общей добычи. Ожидаемый экономический эффект от этого проекта — 3,3 млрд рублей до 2030 года. «Цифровой двойник Восточного участка Оренбургского месторождения объединяет в себе данные о строении залежей, работе сотен скважин и объектов наземной инфраструктуры, — рассказал генеральный директор «Газпромнефть-Оренбург» Евгений Загребельный.
«Ростех» завершил первый этап проекта по разработке цифрового двойника морского газотурбинного двигателя. Его создание завершится в 2023 году. В компании планируют, что умный двойник позволит свести к минимуму затраты на изготовление опытных образцов силовых установок, сократить сам испытательный процесс, поможет управлять жизненным циклом изделия.
«Чем шире практика использования цифровых двойников, тем больше возникает вопросов, с ними связанных, — отмечает руководитель ITPS Леонид Тихомиров. — Это большая интеллектуальная работа, и на основе этой информации формируются различные бизнес-сценарии, которые можно просчитывать и воплощать».
Однако самый большой проект по созданию цифрового дневника осенью прошлого года анонсировал губернатор Петербурга Александр Беглов. Он хочет создать цифровую версию Северной столицы, чтобы контролировать состояние городской инфраструктуры — всего 15 млн объектов. Правда, сроки реализации этой перспективы пока не озвучены.
Как цифровые дороги формируют новую экономику
Уже сегодня мы используем машины, которые в значительной степени поддерживают процесс управления и помогают водителям. Такие минимальные элементы умных автомобилей как парктроники или круиз-контроль есть во многих современных автомобилях.
В будущем полуавтоматические и беспилотные автомобили станут новой реальностью.
По прогнозу экспертов компании «СофтТелематика», к 2035 году на дорогах больше не будет машин, управляемых водителем. Уже сегодня на дорогах Аризоны можно встретить беспилотные такси от Waymo, а в Пекине общедоступными стали Apollo Go, беспилотные такси от компании Baidu.
В России беспилотники от Яндекса курсируют в Иннополисе. Безусловно, на текущем этапе для поездок доступны ограниченные территории и тем не менее это уже не просто тестирование, а полноценные сервисы.
Более того, в мае этого года парламент Германии разрешил движение беспилотных автомобилей по дорогам общего пользования. Можно спорить о конкретной дате, когда автопилоты заменят водителей, но общий тренд вполне очевиден.
То, насколько инвесторы верят в беспилотные автомобили, хорошо показывают внешние инвестиции, которые удалось привлечь компании Waymo. Долгое время финансирование проекта осуществлялось исключительно материнской компанией (Alphabet). Однако в 2020 и 2021 году компания провела два раунда привлечения финансирования на $3,2 и $2,5 млрд соответственно.
А в связи с модернизацией инфраструктуры формируется спрос на умные решения в этом сегменте, причем длительные сроки национального проекта по созданию дорог будущего по всей стране дают уверенность в том, что проекты будут еще долго востребованы, а вложения инвесторов, несмотря на непростые условия — география, инвестклимат и государственное регулирование, — окупятся и принесут им прибыль.
Private LTE/5G
Полноценное внедрение AR требует подготовленной инфраструктуры. На сегодняшний день перспективной технологией является Private LTE/5G. Это выделенная беспроводная сеть предприятия, изолированная от публичных сетей мобильной связи, которая используется для решения технологических задач. В обзоре Comnews о рынке Private LTE/5G-Ready прямо говорится, что более 80% руководителей промышленных компаний рассматривают вопрос развертывания сетей 4G/5G для поддержки производственных задач. По оценкам IDC, рынок инфраструктуры для Private LTE/5G растет более чем на 40% в год.
На днях «Билайн Бизнес» совместно с командой «Иксар» протестировал промышленные AR-очки c 5G. Тестирование проводилось в лаборатории 5G «Билайн» и показало, что скорость загрузки данных в сети 5G почти в 20 раз выше, чем в сети 4G, а выгрузка данных сопоставима с выгрузкой информации со смартфона с поддержкой 5G. Стороны утверждают, что это первый случай проведения таких тестов в России.
Однако и без очков «приватные сети» пользуются большой популярностью среди промышленных предприятий. Этому способствует и прошлогоднее решение Государственной комиссии по радиочастотам (ГКРЧ), позволившее выделять бизнесу полосы частот в миллиметровом диапазоне 24,25-24,65 ГГц как раз для создания внутренних сетей пятого поколения. О пилотных и коммерческих проектах, связанных с Private LTE/5G-Ready, сообщали «Газпром нефть», «КамАЗ», «Сибур», «Евраз», «Росатом» и другие.
«Сети Private LTE являются платформой и катализатором для дальнейшего развития наших разработок в области индустрии 4.0: промышленного интернета вещей, технологий на базе дополненной реальности, мобильных приложений и беспилотных аппаратов. Даже с существующими технологиями передачи данных (проводная сеть, Wi‑Fi) цифровые продукты в прошлом году принесли компании более 3 млрд рублей, а общий потенциальный эффект от цифровизации и трансформации «Сибура» на горизонте нескольких лет составит более 59 млрд рублей, — рассказал исполнительный директор «Сибура» Василий Номоконов. — К концу 2022 года мы покроем частной сетью шесть производственных площадок общей площадью 33,2 млн м2. К 2024 году мы обеспечим непрерывное покрытие беспроводной сетью на всех наших предприятиях».
Недавно «МегаФон», который строит сеть для «Сибура», рассказал о планах построить частную сеть на площадках Магнитогорского металлургического комбината (ММК). К 2022 году оператор развернёт сеть на площади свыше 11 тыс. га, более половины которой занимают производственные помещения. При этом «МегаФон» сразу установит оборудование, которое в перспективе обеспечит бесшовный переход на использование технологии 5G. ММК планирует использовать сервисы Private LTE для внедрения умных складов на базе Oracle WMS, который реализуется в настоящее время. «Применение данной технологии в этом проекте позволит сэкономить на развёртывании дорогостоящей сети Wi‑Fi на открытой площадке около 50 млн рублей», — подсчитал главный специалист по информационным технологиям ММК Вадим Феоктистов.
МТС построил коммерческую LTE/5G-ready сеть для «Полиметалла», а сейчас реализует такой проект для «Северстали» (его планируется запустить в апреле 2022 года). «Мы видим большую востребованность таких решений в добывающей, металлургической, энергетической и транспортной отраслях», — рассказал директор департамента продаж цифровых решений МТС Георгий Джабиев.
«Специфика бизнеса добывающих компаний — работа в сложных условиях в отдаленных районах с ограниченным покрытием сотовой связью. Выделенные сети с высокими скоростями, качественной защитой передаваемых данных и эффективным энергопотреблением позволяют реализовать любые, даже самые требовательные сценарии с использованием передовых технологий виртуализации и искусственного интеллекта», — согласен директор направления технологических сетей компании Ericsson в России Александр Романов.
Как в России развивают инфраструктуру
В России с 2019 года действует национальный проект «Безопасные качественные дороги», направленный на комплексную модернизацию дорожной отрасли: развитие дорожной сети и поддержание ее в нормативном состоянии, обеспечение безопасности дорожного движения, внедрение новых технологий в строительстве и интеллектуальных транспортных систем.
Комплекс стандартов касается широкого спектра вопросов: от используемых при строительстве материалов и до технологий и процесса планирования и строительства. Значительное отставание применяемых стандартов от технологий (некоторым стандартам уже более 30 лет) тормозит развитие отрасли.
Нацпроект утвердит 130 новых стандартов, которые будут отвечать реалиям сегодняшнего дня и позволят применять современные технологии и материалы.
Для решения этой же задачи в России создан Реестр новых и наилучших технологий, материалов и технологических решений повторного применения. В него включена 361 технология, применяемая на различных этапах строительства и эксплуатации дорог.
Для государства использование технологий из реестра при заключении контрактов является обязательным: доля контрактов, предусматривающих применение технологий из реестра постепенно увеличивается, и к 2024 году должна составлять не менее 80%.
Кроме того, национальный проект предполагает активное внедрение фото- и видеофиксации на дорогах и интеллектуальных транспортных систем. По данным Росавтодора, в 2020 году соответствующие работы велись в 22 регионах России, в текущем году их количество вырастет до 25.
Финансирование, которое государство выделяет на реализацию задач по созданию качественных и безопасных дорог (в 2021—2023 годах федеральный центр направит регионам 172,3 млрд рублей на развитие дорог и внедрение интеллектуальных транспортных систем), существенно влияет на развитие отрасли. Но даже предпринимаемые меры по-прежнему не соответствуют тому уровню, на котором находится дорожное строительство в мире.
В то же время уже запущен проект компании «Национальные телематические системы», который позволяет создавать цифровые двойники дорог и отслеживать транспорт на любом участке по всей стране.
За 2019 год компания заработала 339 млн рублей, а масштабирование проекта положительно скажется на финансовом благополучии компании. Ожидается, что вложения в интеллектуальное управление дорожной экосистемой будут только расти.
Не менее востребованы у инвесторов в России и проекты в сфере умных городов.
Например, сервис для навигации внутри помещений Navigin привлек $1,55 млн за пять раундов. А партнерами стали фонд Starta Capital и НП «ГЛОНАСС». По данным на 2017 год, выручка компании составляла $500 тыс.
А стартап AeroStat, занимающийся оценкой состояния воздуха в городах, привлек около полумиллиона долларов от Starta Capital, бизнес-ангела Николая Белых и владельца «Техносилы» Михаила Кокорича.
Сегодня заказчиками компании является правительство Москвы и Яндекс. Компания SmartCity, занимающаяся автоматизацией работы таксопарков, прошла акселерацию во ФРИИ, передав фонду долю в 7% в обмен на инвестиции в 2,1 млн рублей. А по итогам еще одной сделки доля ФРИИ в проекте выросла до 16%, а стартап получил еще 15 млн рублей.
Исполнительный секретарь Европейской экономической комиссии Организации Объединенных Наций (ЕЭК ООН) Ольга Алгаерова считает, что в этом инвесторам поможет блокчейн — который сделает непростую экономическую среду в России более прозрачной.
А главный исполнительный директор Anas SpA Армани Джанни Витторио призывает инвесторов вкладываться не только в умную инфраструктуру, но и в цифровые технологии — в том числе в системы управления материальными ресурсами.
Медицина будущего
С внедрением ИИ и роботов меняется и медицина. Уже сейчас искусственный интеллект помогает врачам с высокой долей точности выявлять болезни, а робосиделки помогают в уходе за пациентами. Но в будущем технологии начнут влиять на все здравоохранение — медицина станет персонализированной, при лечении будут учитываться индивидуальные особенности человека. Люди в будущем будут знать о своем здоровье практически все, а информация из генома позволит свести к нулю вероятность заболеть. Более того, развитие методов генетической инженерии и биотехнологии сделает возможным избавление от наследственных заболеваний. Прогресс в здравоохранении не только повысит качество жизни человека, но и увеличит ее продолжительность.
Отдельное развитие получат медицинские технологии, связанные с созданием биологических протезов и выращиванием в биореакторах человеческих органов. Это избавит от необходимости решать вопрос совместимости органов и тканей при трансплантации, что спасет жизни миллионам людей.
Текущее состояние здоровья человека будет отслеживаться в режиме реального времени и практически мгновенно анализироваться. Современные фитнес-браслеты со встроенными пульсометром и датчиком сатурации (количества кислорода в крови) — одни из первых примеров такого оборудования. В будущем при нарушениях в работе органов человека можно будет определить болезнь на начальной стадии и сразу начать лечение.
Огромными темпами развивается и телемедицина. Уже сегодня можно проконсультироваться с врачом, не выходя из дома или из любого удобного места, где есть интернет. Медицинский специалист может дистанционно проанализировать жалобы, ознакомиться с результатами анализов и дать рекомендации.
Одной из загадок человека остается устройство его головного мозга
Сегодня все большее внимание привлекают технологии, которые позволят напрямую связать мозг человека и компьютер, отдавая ему команды силой мысли. Самый известный пример — американский стартап Neuralink
По замыслу его основателя Илона Маска, проект расширит возможности людей, страдающих неврологическими заболеваниями. Компания уже тестирует свои технологии и показала видео с обезьяной, способной играть в видеоигры.
Транспортная модель – это незаменимый инструмент, позволяющий качественно и количественно оценить последствия реализации тех или иных сценариев развития транспортного и градостроительного комплекса городов и регионов.
В мировой практике общепринято определение 3-х уровней транспортных моделей:
- Микромоделирование – это имитационное моделирование, иными словами визуализация транспортной ситуации на улично-дорожной сети;
- Мезомоделирование – моделирование пассажирских перемещений на уровне города и агломерации;
- Макромоделирование – моделирование пассажирских перемещений на уровне области, региона или страны в целом.
На сегодняшний день транспортные модели широко применяются для помощи органам государственной власти и местного самоуправления для обоснования принятых решений в области транспортного и градостроительного планирования. Наиболее распространенные задачи, решаемые c помощью транспортных моделей:
- Прогноз транспортных и пассажирских потоков по улично-дорожной сети города, региона, области или страны в целом;
- Детальный анализ изменения транспортных/пассажирских потоков при реализации решений по изменению транспортной или градостроительной инфраструктуры
- Формирование предложений по оптимальным режимам светофорного регулирования на объектах улично-дорожной сети;
- Формирование предложений по очередности строительства объектов транспортной и градостроительной инфраструктуры;
- Оптимизация работы общественного транспорта;
- Экономическое обоснование принятых решений и многое другое.
Так же, в последнее время очень актуальным становится вопрос использования транспортных моделей, как основного ядра для интеллектуальных транспортных систем.
Наша компания предлагает следующий перечень работ по созданию транспортных моделей (транспортных моделей городов) любого уровня и детализации:
- Подготовка перечня и уровня детализации всех необходимых исходных данных для транспортной модели, с возможностью разработки методических рекомендаций по каждому пункту;
- Сбор и обработка всех необходимых исходных данных для создания транспортной модели;
- Создание транспортной модели любых уровней и степени детализации для конкретных задач;
- Создание модели на прогнозируемые сроки, включающей разработку прогнозных значений социально-экономической составляющей для транспортной модели;
- Разработка рекомендаций и решений на основе выполненных расчетов на транспортной модели.
Одновременно с этим, наша компания предлагает услуги по сопровождению Вашего проекта создания транспортной модели любого уровня на протяжении всего срока выполнения работ.
В настоящее время наша компания разработала свыше 100 транспортных моделей городов и регионов.
Примеры проектов:
Макромоделирование
- Национальная модель транспортных, грузовых и пассажирских потоков на территории Российской Федерации
- Единая транспортная модель (ЕТМ) автомобильных дорог европейской части России
- Моделировоание транспортного коридора «Европа – Западный Китай» для стран Восточного партнерства
- Транспортные модели Московского транспортного узла, Санкт-Петербурга, Ростовской облаcти, Тверской области, Пермского края, Казани, Краснодара, Алматы.
Микромоделирование
- Моделирование пешеходных потоков на ASTANA EXPO — 2017
- Имитационные модели транспортно-пересадочных узлов в Москве и Санкт-Петербурге
- Создание транспортно-пешеходной концепции для строительства ТРЦ, Митино
- Имитационная модель транспортной ситуации при вводе в строй Малыгинского моста в Брянске
- Имитационная модель транспортной ситуации при изменении организации дорожного движения на Красногвардейской площади, Санкт-Петербург
ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ ОБЪЕКТОВ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ, НЕ ПОДЛЕЖАЩИХ КАТЕГОРИРОВАНИЮ ПО ВИДАМ ТРАНСПОРТА
В соответствии с статьи 6 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 7, ст. 837; 2019, N 31, ст. 4429) и подпунктом 5.2.54(6) пункта 5 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст. 3342; 2020, N 21, ст. 3255),приказываю:
1. Определить объекты транспортной инфраструктуры, не подлежащие категорированию по видам транспорта, согласно приложению к настоящему приказу.
2. Признать утратившим силу приказ Министерства транспорта Российской федерации «Об установлении Перечня объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, не подлежащих категорированию по видам транспорта» (зарегистрирован Минюстом России 14 августа 2014 г., регистрационный N 33589).
Министр Е.И. ДИТРИХ
Приложение к приказу Минтранса России от 28 августа 2020 г. N 331
Документы, необходимые для прохождения категорирования ТС:
- Уставные документы юридического лица, ИП, либо паспорт физического лица – собственника транспортного средства;
- Информация о пассажировместимости, классе опасности и балансовой стоимости ТС;
- Документы, подтверждающие право собственности на ТС, либо иное право законного владения и пользования (аренда, лизинг и т.д.);
- Документы на ТС: ПТС, СТС, ОСАГО.
В связи с тем, что законодатель обозначает только общий перечень необходимых документов для получения уведомления о категорировании транспортного средства, рекомендуем заранее проконсультироваться со специалистами, либо придти лично на прием к инспектору Росавтодора по адресу: г. Москва, ул. Бочкова, д 4.
Умные дороги: от интеллектуальных светофоров до автоматической зарядки электрокаров
Под умными дорогами (Smart Roads, Smart Highways) понимается большое количество различных технологических решений, цель которых — сделать дорожное движение безопаснее, быстрее, выгоднее, экологичнее и удобнее. Умные дороги — это физическая инфраструктура (датчики интернета вещей, солнечные панели) и технологии искусственного интеллекта, обработки данных.
Наиболее понятной и привычной для России умной технологией на дорогах стали камеры фото- и видеофиксации, которые отслеживают нарушение правил дорожного движения.
Такие камеры отслеживают соблюдение скоростного режима, правильного использования полос выделенного движения, дорожной разметки и безопасного вождения. Информация о доходах компаний от реализации проектов по установке и обслуживанию камер, как правило, закрыта, однако о доходности проектов можно судить по косвенным признакам.
Помимо контроля за водителями, новые технологии помогают водителям принимать правильные решения. Различные датчики, устанавливаемые в рамках метеостанций, размещенных на протяжении дороги, а также в ряде случаев и в дорожном полотне, измеряют широкий спектр показателей: от температуры дорожного покрытия, состояния поверхности до толщины водяного слоя, наличия «черного» льда и дорожной видимости.
Умные знаки информируют водителей об актуальном состоянии дороги, а встроенные элементы автомобилей, в том числе беспилотных, могут на основе данных датчиков автоматически корректировать движение.
Кроме того, оперативное получение информации о дорожных условиях (трафике, пробках, метеоусловиях) позволяют в проактивном режиме рационально управлять дорожными и ремонтными службами. Например, в случае выявления или прогнозирования обледенения направлять дорожные службы именно на те участки дороги, где они сейчас требуются.
Датчики, установленные в асфальт автоматически отслеживают приближение общественного транспорта и переключают светофор на зеленый сигнал. А контроль загруженности пересекающихся дорог позволяет оперативно управлять транспортными потоками.
Только в 2021 году на финансирование создания интеллектуальных транспортных систем (ИТС) из бюджета планируется направить 3,9 млрд рублей
Внимание со стороны государства к проектам по созданию и незначительный объем текущего охвата создают растущий рынок для новых проектов. . Классический подход к управлению дорожным движением предполагает предварительный анализ потенциальных транспортных потоков и настройку светофоров на основе прогнозов с учетом пиковых часов
Новые технологии обеспечивают автоматическое регулирование движения на основе фактических данных
Классический подход к управлению дорожным движением предполагает предварительный анализ потенциальных транспортных потоков и настройку светофоров на основе прогнозов с учетом пиковых часов. Новые технологии обеспечивают автоматическое регулирование движения на основе фактических данных.
Встраивание в дорожные полосы оптоволоконных линий позволяет в режиме реального времени получать данные о транспортном потоке, нагрузке на дорогу. Альтернативные данные поступают от камер видеонаблюдения с технологией распознавания транспортных средств, а также из массивов открытых данных (например, сервисов навигаторов), данных об авариях.
Комплексная информация, а также обучение алгоритмов на основе исторических данных о движении, дает преимущество в управлении светофорами в режиме реального времени: максимально избегать заторов и оперативно перенаправлять участников дорожного движения.
С развитием и популяризацией электромобилей существенной проблемой при длительном движении стал вопрос с подзарядкой таких транспортных средств. Для решения этой задачи разрабатываются возможности быстрой зарядки электрокаров.
От ткацкого станка к компьютеру
Каждая промышленная революция меняла мир. Первая, начавшись в XVIII веке в Великобритании, привела к появлению фабрик. Вслед за этим тяжелый ручной труд почти повсеместно сменился машинным. Появились паровые двигатели, а вместе с ними и поезда, открывшие людям неизвестные прежде скорости перемещения и изменившие представление о расстоянии.
Вторая промышленная революция была еще стремительнее. Она подарила человечеству телеграф, автомобиль и новые сферы производства, о которых раньше никто не мог и помыслить: электроэнергетику и нефтехимическую промышленность.
Быстрое развитие общества, экономики и технологий замедлилось лишь в период между двумя мировыми войнами. За это время мир сильно изменился: на месте Российской империи возник СССР, а США пережили Великую депрессию.
Третья революция началась в 1960-е годы и была во многом продиктована необходимостью восстановления, а заодно и переустройства мира после кровопролитной Второй мировой войны. Появились новые отрасли промышленности, мир вступил в эпоху атомной энергии и освоения космоса. Развитие этих сфер требовало сложных расчетов, что в конечном итоге привело к появлению персональных компьютеров. Угроза ядерной войны, в свою очередь, стала причиной создания децентрализованной системы связи ARPANET, которая позже трансформировалась в интернет. Теперь же компьютер и вовсе умещается на ладони, а доступ в сеть у людей есть из любой точки мира.
Предпосылки для четвертой промышленной революции зародились уже в 1990-х годах. Так, еще в середине десятилетия в Японии при конвейерной сборке автомобилей для контроля качества начали использовать дополненную реальность. Но до полноценного внедрения этих технологий оставалось несколько десятков лет.
Четвертая промышленная революция только начинается, но ее первые плоды видны уже сейчас. Современные технологии присутствуют во всех сферах и становятся основой любого бизнеса. Крупнейшие корпорации постепенно трансформируются в IT-компании, чтобы эффективно решать проблемы нового времени.
Интернет вещей и технологии умного дома в будущем позволят переложить рутинные заботы на искусственный интеллект и роботов. У человека появляется возможность получать образование в удобном формате и работать из любой точки мира. При необходимости здоровье человека будет находиться под круглосуточным дистанционным наблюдением.
Активное внедрение этих технологий уже меняет общество.
«Сбер за последние несколько лет совершил огромный шаг вперед с точки зрения технологий. Мы вывели на рынок множество самых передовых решений, которыми пользуются ежедневно огромное количество клиентов», — рассказал «Ленте.ру» исполнительный вице-президент Сбербанка, CTO Сбера, руководитель блока «Технологии» Давид Рафаловский.
«С помощью новейших технологий мы стремимся создать вокруг человека очень удобную систему оказания спектра услуг, необходимых для жизни, для бизнеса, с минимальными потерями времени. Система, где клиент является главным лицом и главным дирижером этой экосистемы. Ваша проблема — это наша возможность. Если мы видим, что у вас появилась какая-то проблема, то мы уже придумываем, как ее решить. У нас в Сбере многие буквально заряжены этой идеей: менять себя и менять окружающий мир к лучшему», — говорит Рафаловский.