Стабилизационный фонд России
На сегодняшний день Стабилизационный фонд – это главный инструмент сдерживания объемов денежной массы в экономике РФ. При допущении попадания тщательно стерилизуемых в фонде средств в экономику государства, гарантированно произойдет инфляционный скачок. Стерилизация в сложившейся ситуации выступает главным инструментом сдерживания денежной массы, часть которой, фактически, откладывается на черный день.
В результате работы Стабилизационного фонда в распоряжение правительства поступают большие суммы средств, которые выпускаются в обращение при возникновении такой необходимости. Фактически стабилизационный фонд сегодня играет роль главного стерилизатора в экономике РФ, поскольку аккумулирует внутри себя основную часть избыточной денежной массы.
Стабилизационный фонд РФ — не для россиян
Стабилизационный фонд РФ был создан в 2004г. Предполагалось правительством использовать его для сглаживания различных экономических трудностей, а так же поддержки экономики. Разговоров было много и суммы в фонде были накоплены поистине астрономические. Давайте посмотрим как его использовало наше правительство. Что то не шумят о нём последнее время на каждом углу. Видимо шуметь уже не о чем.
И так в 2004г. предполагали в стабилизационном фонде накопить 83,4 миллиарда рублей. Однако к 2005 году средств там оказалось в пять раз больше – более 400 миллиардов рублей. В 2005 году тенденция сохранилась, к концу 2005 года в Стабфонде был триллион рублей, этому способствовали хорошие цены на нефть. Благодаря постоянным отчислениям стабилизационный фонд рос и на 30 января 2008г. составил 3 триллиона 851,80 миллиарда рублей.
Deutsche Bank опубликовал список крупнейших государственных инвестиционных фондов мира по состоянию на 2007 год. В первую тройку вошли: Abu Dhabi Investment Authority (ОАЭ, $875 млрд.), Government of Singapore Investment Corporation (Сингапур, $330 млн.) и Government Pension Fund – Global (Норвегия, $322 млрд.). Стабилизационный Фонд России оказался на восьмом месте по размеру активов – $127 млрд. В первую десятку также вошли структуры из Саудовской Аравии, Кувейта, Китая и Гонконга.
с 1 февраля 2008 г. Стабфонд как таковой исчезнет. Утвержденные правительством правила закрепят его раздел на нефтегазовый трансферт, Резервный фонд и Фонд национального благосостояния.
Российское правительство уже начало залезать в Стабилизационный фонд. По словам вице-премьера и министра финансов А. Кудрина, на так называемые «институты развития» в 2008 году было направлено 640 млрд. руб.: 300 – из Стабфонда и 300 – из дополнительных доходов бюджета. К таким институтам Кудрин относит: Банк развития – на его капитализацию будет дано 180 млрд. руб.; корпорацию по управлению ЖКХ – Фонд содействия реформе ЖКХ, 240 млрд. руб.; корпорацию по нанотехнологиям – 130 млрд. руб.; Инвестфонд – 90 млрд. руб. Что же мы видим? Кто получает помощь от государства? В первую очередь банки, фонды, «нанотехнолог» Чубайс. Всё понятно, у простых Россиян возникает вопрос, куда потратят такие большие деньги? Конечно их сожрёт российский чиновничий аппарат, как и любые государственные и народные деньги. Конечно, стоит отметить, что стабфонд помог рассчитаться со всеми государственными долгами, набранными при Ельцыне, однако это наверное единственное разумное использование этого фонда.
Ещё очень интересная вещь, касающаяся инвестиций, в свою экономику стабфонд средства не инвестирует. В постановлении правительства дословно говорится: «о порядке инвестирования средств Стабфонда» страны, в ценные бумаги правительств которых Минфин может вкладывать денежные средства, расположены в странном порядке. Цитируем по официальному сайту Минфина РФ: «долговые обязательства в форме ценных бумаг правительств Австрии, Бельгии, Финляндии, Франции, Германии, Греции, Ирландии, Италии, Люксембурга, Нидерландов, Португалии, Испании, Великобритании и США, номинированные в долларах США, евро и английских фунтах стерлингов» Если взять все эти страны перечисленные здесь и перевести названия их на английский, то получится строго по алфавиту (по английскому алфавиту) Отсюда простой вывод постановление нашего правительства об инвестициях стабилизационного фонда было первоначально написано на английском. Здорово, правда. На досуге надо будет как нибудь ещё попереводить государственные документы на английский. Может выяснится, какие постановления ещё наше правительство принимает переводя дословно приказы с запада. Получается в Минфине у нас сидят совсем идиоты, у них не хватает ума не публиковать дословные переводы западных указок им. Ну соответственно понятно, что свою страну инвестировать не надо, мы ведь и так богатые.
Вот и получается, что Стабфонд РФ финансирует западные экономики и растаскивается конторками типа Роснано. А сколько крика раньше было – фонд будущих поколений, поможет России на ноги встать и поднять экономику
Сейчас такие крики стихли, зачем привлекать общественное внимание, когда фонд активно разворовывается
Нам конечно, как населению России, ничего тут не светит и не обломится. Все трудности сейчас спишут на кризис – очень удобно.
Как используется ФНБ
Направления использования ФНБ регулируются Постановлением правительства №18 от 19.01.2008 (последняя редакция от 30.04.2022). Согласно документу Фонд может размещать деньги в следующих финансовых активах:
- валюта Российской Федерации;
- валюты иностранных государств;
- золото в обезличенной форме на счетах ЦБ РФ;
- долговые обязательства других государств (кредитные соглашения, ценные бумаги);
- ценные бумаги российских компаний, которые участвуют в реализации проектов государства
- по развитию инфраструктуры;
- депозиты и остатки на счетах банков;
- инвестиционные паи.
Правительство Российской Федерации устанавливает предельные доли размещения средств ФНБ в финансовых активах.
Ещё по теме:
Научиться инвестировать
10 декабря 2021
Доходность и умеренный риск: когда выгодны инвестиционные облигации
11 минут
Доходы от размещения средств в финансовых активах раньше поступали непосредственно на счет Фонда благосостояния. Но в 2015 году в Бюджетный кодекс были внесены изменения: с 1.02.2016 до 1.02.2025 деньги, которые Минфин зарабатывает на управлении Фондом, напрямую поступают в основную часть федерального бюджета для финансирования расходов.
Объем ФНБ сравнивают с ВВП страны. Если он превысит уровень в 7% от прогнозируемого ВВП, то за счет средств фонда можно профинансировать проекты из Перечня правительства РФ. Например, в мае 2022 года более 3 млрд рублей были направлены в облигации Фонда содействия реформированию ЖКХ. Этот фонд является инициатором строительства, реконструкции и модернизации объектов инфраструктуры (№13 в Перечне правительства).
Стабилизационный фонд 2020
Изначально концепция создания стабилизационного фонда кардинально отличалась от основной идеи бюджета развития. В первую очередь власти собирались сформировать финансовый резерв, чтобы профинансировать расходы бюджета при падении цен на нефть.
Второй целью называли стерилизацию получаемых в избытке долларовых доходов, которые поступают в результате экспорта нефти. В частности, контроль над инфляционными процессами планировалось осуществлять через инвестирование сверхдоходов в иностранные активы.
Третья задача, которая ставилась перед стабилизационным фондом – финансирование системы государственного пенсионного обеспечения в среднесрочной перспективе.
ФНБ России
01.07.2017
Вместо двух фондов останется один
Министр финансов России Антон Силуанов объявил о том, что имеется решение объединить Резервный фонд с Фондом национального благосостояния (ФНБ). Две недели назад из Минфина поступала информация, что рассматривается возможность консолидации средств ФНБ и Резервного фонда, а не слияния или объединения их самих. По мнению экспертов, такие планы правительства, в условиях, когда часть средств ФНБ тоже предполагается расходовать на покрытие дефицита бюджета, нельзя назвать неожиданными. Размер фондов на 1 июня 2020: — Резервный фонд — 932 млрд руб. (1,1% ВВП) — ФНБ — 4,2 трлн руб. (4,8% ВВП) Ожидается, что к концу 2017 года в ФНБ останется около 2 трлн руб. Средства Резервного фонда могут быть исчерпаны полностью. 07.09.2016
Минфин расходует Резервный фонд
Министерство финансов продолжает расходовать средства Резервного фонда на финансирование дефицита бюджета страны. В августе на эти цели было потрачено 390 млрд руб., и еще на 80 млрд рублей Резервный фонд уменьшился из-за отрицательной переоценки своих валютных счетов. Таким образом в августе Резервный фонд сократился в процентном выражении почти на 20%. Это самое резкое месячное сокращение за последние полтора года, в настоящий момент размер Резервного фонда составляет немногим более 2 трлн руб. К концу 2016 года в нем останется лишь 980 млрд руб., а в 2020 году его средства уже могут быть полностью исчерпаны. Всего в суверенных фондах России — Резервном фонде и ФНБ — Фонде национального благосостояния, — в настоящий момент остается менее 7 трлн руб. По планам Минфина ФНБ будет задействован для бюджетных целей после исчерпания Резервного фонда.
15.02.2016
Ожидается снижение объемов фондов
В середине января министр финансов России Антон Силуанов предупреждал, что Резервный фонд и неинвестированные средства Фонда Национального Благосостояния могут быть потрачены уже в 2020 году, если меры бюджетной оптимизации окажутся недостаточно эффективными. Ранее в декабре прошлого года Центробанк предупреждал, что к середине 2020 года Россия может полностью потратить Резервный фонд, а к концу 2020 потерять большую части ФНБ. В своем последнем выступлении в феврале, говоря о выпадающих нефтяных доходах, глава Минфина вновь заявил, что при низких ценах за баррель может потребоваться дополнительное использование средств Резервного фонда.
Стабилизационный фонд РФ
Определение 1
Стабилизационный фонд РФ – это созданный в 2004 году специальный государственный фонд Российской Федерации, который использовался для стабилизации экономики.
В 2008 году его разделили на две части, которые в 2018 году были снова объединены. Теперь он называется фондом национального благосостояния.
Организация была создана для выполнения следующих функций:
- Стабилизация экономики.
- Обеспечение дополнительной устойчивости.
- Источник финансирования.
То есть, это совокупность активов, которыми государство могло распоряжаться напрямую.
Разделение стабилизационного фонда в 2008 году предполагало выделение большого и малого фонда. Большой был полностью израсходован и закрыт в 2018 году. Теперь функционирует меньший фонд. Объем зачисляемых туда средств регулируется законодательством страны. Стоит отметить, что размер отчислений зависит и от размера внутреннего валового продукта.
Изначально правило создания и эксплуатации стабилизационного фонда регулировалось Бюджетным кодексом РФ. Далее были внесены изменения в соответствующие главы.
Цель функционирования фонда – обслуживание финансовых и социальных задач государства. Он создан для того, чтобы защитить денежные средства от обесценивания, обеспечить высокую ликвидность. Управлением средствами фонда занимается Министерство финансов РФ. Для этого у него есть два инструмента, а именно, приобретение иностранной валюты, которая предоставляется в пользование Банку России за проценты, приобретение иностранных облигаций.
Политику взаимодействия фонда с другими странами регулирует Правительство, а Минфин разрабатывает нормативные акты, регулирующие порядок расчета, сроки погашения обязательств, начисление процентов, порядок взаимоотношений с Казначейством.
Стабилизационный фонд в бизнесе
Одним из главных постулатов бизнеса можно считать утверждение – деньги должны работать. И поспорить с этим, на самом деле, сложно. Чем больше оборот компании, тем на большую прибыль она может рассчитывать.
С другой стороны, «находятся» компании, работа которых может быть существенно осложнена негативными факторами. Например, предприятия, занимающиеся строительством, медициной или туризмом – то есть направления, в которых вполне возможны форс-мажорные обстоятельства, при которых стабилизационный фонд необходим.
Отсутствие финансовой подушки безопасности может привести к краху компании. На слуху достаточно громких брендов, которые в свое время столкнулись со многомиллионными исками или невыполнением обязательств контрагентов.
Так, осенью 2016 года Московский суд удовлетворил иск «Трансаэро» к туристическому оператору «Натали Турс», «заставив» последнего выплатить почти 6 млн $. Компания от «удара» так и не оправилась, прекратив свою деятельность к сентябрю 2018 года с долгами более 18 млн $.
Несмотря на то, что формирование стабфонда в рамках бизнеса не особо популярно, обходить стороной этот вопрос неправильно, тем более, что современные инвестиционные инструменты позволяют трансформировать понимание классической схемы формирования стабилизационного фонда.
Стабилизационный фонд в форме высоколиквидных ценных бумаг
Еще одной формой стабфонда, не предполагающей собой «мертвое аккумулирование» средств, можно считать высоколиквидные ценные бумаги, доходность которых позволит не только сохранить сбережения от инфляции, но и получить прибыль.
Одним из инструментов формирования такого фонда могут стать купонные облигации, выплаты по которым должны происходить в четко рассчитанные сроки. Например, в состав портфеля подбираются бумаги с учетом того, что выплаты происходят ежемесячно в примерно равных объемах.
Тоже можно сказать и об акциях. Правда, в этом случае на распределение дивидендов рассчитывать вряд ли стоит, но аккуратная игра на бирже некой частью фонда позволит сформировать небольшую доходность, в то время как основная часть сбережений должна быть размещена в высоколиквидных бумагах, например, в акциях из списка голубых фишек.
Стабилизационный фонд в форме страхования
Для небольших компаний стабилизационный фонд в классическом его понимании – роскошь, особенно если предприятие занимается, например, торговлей и его доходность полностью зависит от формирования оборотного капитала.
Однако это не значит, что такой фонд не может проявиться в другом ракурсе. В свое время Джон Рокфеллер сказал: «Никогда не экономьте на рекламе, охране и страховке и ваши дела пойдут в гору». Оспаривать заявление одного из крупнейших финансовых воротил в истории как минимум глупо. В свете рассматриваемой темы нам важен третий фактор, о котором говорил бизнесмен – страховка.
Несмотря на классическое понимание стабфонда, как «горы денег», лежащей где-то в закромах и ожидающей своего часа, современная методика позволяет «обозвать» таким стабилизационным фондом хорошую страховку со множеством дополнительных опций, которая поможет в тяжелое время компании выправить финансовое равновесие.
То есть в таком случае стабилизационным фондом является страховая компания и помимо того, что такая форма не окажется лишней в критической ситуации – она является дополнительным фактором для уверенного выхода на рынок.
Одна из молодых клининговых компаний Ростова-на-Дону сумела за короткое время не только набрать крупных клиентов, но и вытеснить конкурентов за счет банального страхования, которое предусматривало выплаты клиентам компании в случае причинения вреда имуществу ее работниками.
Сегодня это стандартная практика, однако в 2003 году подобные опции в российских страховых компаниях были редки и «создавались» специально под клиента. Руководитель клининга отдал за сертификат более половины заложенного на развитие бюджета, впоследствии ни разу об этом не пожалев и предъявляя его на всех переговорах.
Оценка формирования Резервного фонда и фонда национального благосостояния
Следует отметить, что некоторые СВФ являются публичной информацией, в то время как, например, большинство арабских стран держат эту информацию в секрете. Некоторые страны имеют программы по значительному увеличению существующих резервов. Например, Тринидад и Тобаго, небольшое островное государство (население менее 1,5 млн человек) со значительными запасами нефти и газа, планирует увеличить свой Фонд наследия и стабильности с нынешних $4,8 млрд до $40 млрд к 2020 году. .
Российские фонды национального благосостояния подлежат международному регулированию. Международные требования по ограничению видов и форм инвестиций, раскрытию информации об операциях СВФ закреплены в так называемых «Принципах Сантьяго» , которые, в частности, включают: Правовая база для СВФ должна быть стабильной и способствовать достижению заявленных ими целей; в тех случаях, когда деятельность СВФ может оказывать значительное макроэкономическое воздействие, она должна быть тщательно скоординирована с политикой, проводимой национальными монетарными властями; — статистическая отчетность СВФ должна регулярно представляться государственному владельцу с целью включения этих данных в системы макроэкономических показателей; Публичное раскрытие информации должно быть
Доходы федерального бюджета от нефти и газа складываются из:
Налог на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (нефть, горючий природный газ, газовый конденсат);
Экспортные пошлины на сырую нефть
Экспортные пошлины на природный газ;
экспортные пошлины на товары, произведенные из нефти.
Определенная часть этих нефтегазовых доходов в виде нефтегазовых трансфертов ежегодно используется для финансирования расходов федерального бюджета. Размер нефтегазового трансферта утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в абсолютном размере 3,7% прогнозируемого валового внутреннего продукта на тот год, который указан в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
После полного формирования нефтегазового трансферта нефтегазовые доходы поступают в Резервный фонд.
Нормативная величина резервного фонда утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в абсолютном размере, определяемом исходя из 10% прогнозируемого на этот год объема валового внутреннего продукта. После наполнения Резервного фонда до указанной суммы доходы от продажи нефти и газа перечисляются в Фонд национального благосостояния.
С 1 января 2010 года по 1 января 2015 года нормативная величина Резервного фонда не определяется, нефтегазовые доходы федерального бюджета не используются для финансового обеспечения нефтегазового трансферта и формирования Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, а направляются на финансовое обеспечение расходов федерального бюджета.
Другим источником формирования Государственного фонда является доход от управления его активами.
С 1 января 2010 года по 1 февраля 2015 года доходы от управления активами Фонда национального благосостояния не зачисляются в Фонд, а направляются на финансовое обеспечение расходов федерального бюджета.
Нефтегазовые доходы федерального бюджета, Резервного фонда и Фонда национального благосостояния учитываются на отдельных счетах по учету средств федерального бюджета, открытых Федеральным казначейством в Центральном банке Российской Федерации.
С 1 января 2010 года по 1 января 2015 года отдельный учет нефтегазовых доходов федерального бюджета не ведется.
Расчеты и перечисления, связанные с формированием и использованием нефтегазовых доходов федерального бюджета, нефтегазового трансферта, Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, осуществляются Министерством финансов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
С 1 января 2010 года до 1 января 2015 года приостанавливается порядок расчетов и перечислений, связанных с формированием и использованием нефтегазовых доходов Федерального бюджета, нефтегазового трансферта, Резервного фонда и Фонда национального благосостояния.
Заключение
Первым фондом национального благосостояния в России стал Стабилизационный фонд — специальный государственный фонд Российской Федерации, созданный и используемый для стабилизации экономики.
Стабилизационный фонд Российской Федерации был создан 1 января 2004 года и являлся частью федерального бюджета. Фонд был предназначен для балансирования федерального бюджета, когда цена на нефть падала ниже базовой цены (которая была установлена на уровне 27 долларов за баррель Urals на 1 января 2006 года).
Фонд должен был способствовать стабильности экономического развития страны, стать одним из основных инструментов связывания избыточной ликвидности, снизить инфляционное давление и уменьшить зависимость национальной экономики от неблагоприятных колебаний доходов от экспорта сырьевых товаров.
Фонд просуществовал до 2008 года, когда он был преобразован в Резервный фонд и Фонд национального благосостояния, которые стали современными суверенными фондами благосостояния.
Резервный фонд теперь является частью федерального бюджета. Фонд предназначен для обеспечения выполнения расходных обязательств штата в случае снижения нефтегазовых доходов федерального бюджета. В соответствии со статьей 96.9 Бюджетного кодекса Российской Федерации частью средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету, управлению и использованию в целях обеспечения сбалансированности (покрытия дефицита) федерального бюджета, являются.
Резервный фонд способствует стабильности экономического развития страны, снижая инфляционное давление и уменьшая зависимость национальной экономики от колебаний доходов от экспорта невозобновляемых природных ресурсов.
Резервный фонд фактически заменил собой Стабилизационный фонд Российской Федерации. В отличие от Стабилизационного фонда Российской Федерации, источниками формирования Резервного фонда, помимо доходов федерального бюджета от добычи и экспорта нефти, являются доходы федерального бюджета от добычи и экспорта газа.
Существует риск невозврата средств, выделенных на реализацию крупных инфраструктурных проектов . Это проекты модернизации Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей (150 млрд рублей для ОАО «РЖД»), железной дороги Элегест — Кызыл — Курагино, портового терминала на Дальнем Востоке и угольного комплекса в Тыве (86,86 млрд рублей для ЗАО «Тувинская энергетическая промышленная корпорация»), а также проекты по строительству «умных сетей» (1,1 млрд рублей). (1,1 млрд. рублей) и на устранение цифрового неравенства в малонаселенных пунктах России (27 млрд. рублей) — всего 415 млрд. рублей.
Согласно решению Правительства РФ, в 2014-2016 годах ФНБ инвестирует 150 млрд рублей в привилегированные акции ОАО «РЖД» номиналом 1 000 рублей, держатели которых будут иметь право на ежегодные дивиденды в размере 2% от номинала с 2023 года. SWF станет акционером ОАО «РЖД», купив 5% привилегированных акций компании, и сможет вернуть вложенные средства после приватизации железнодорожной монополии .
Необходимость создания суверенных фондов благосостояния и их расходы являются спорными. Мнение автора совпадает с мнением экономистов и политиков, которые считают, что эффективнее не держать деньги в резерве, а использовать их для развития экономики. Такая тактика позволяет избежать негативных последствий благоприятной экономики, не прибегая к фактическому замораживанию денег в государственном фонде.
Речь идет об обеспечении возврата инвестированных средств, поскольку граждане Российской Федерации должны иметь возможность рассчитывать на социальное обеспечение, предоставляемое государством, а основной целью Государственного фонда является обеспечение устойчивости пенсионной системы в России .
Можно отметить, что средства российских государственных фондов формируются по четко установленным правилам, однако порядок использования средств отсутствует.