Государственная и муниципальная власть в системе единой публичной власти россии

Введение

Цифровизация стала мировым трендом. С развитием и освоением цифровых технологий связываются возможности достижения ключевых целей социально-экономического развития России . Для их реализации принципиальное значение имеет адекватная цифровизация госуправления.

В настоящее время основные мероприятия по цифровизации государственного управления сформулированы в рамках разработанного федерального проекта «Цифровое государственное управление» (далее— федеральный проект), включенного в состав национального проекта «Цифровая экономика Российской Федерации»  .

В пояснении к  федеральному проекту отмечается, что «он направлен на достижение национальных целей, определенных п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 “О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период

до 2024 года”, и, прежде всего, оказывает прямое влияние на обеспечение

ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике и социальной

сфере за счет использования цифровых технологий и платформенных ре-

шений в сферах государственного управления и оказания государственных

услуг, в том числе в интересах населения и субъектов предпринимательства,

а также обеспечивает качественное улучшение ряда показателей, отражаю-

щих рост национальной экономики и социальной сферы»3.

В рамках федерального проекта выделено два основных направления:

(1) внедрение цифровых технологий и платформенных решений в сферы

государственного управления и оказания государственных услуг, в том числе в интересах населения и субъектов предпринимательства;

(2) разработка и  внедрение национального механизма осуществления согласованной политики государств–членов Евразийского экономического союза при реализации планов в области развития цифровой экономики.

Современная система мониторинга и оценки цифровизации государ-ственного и  муниципального управления является важным элементом

управления развитием цифровой экономики в публичной сфере и должна строиться на основе комплексного подхода с одновременным учетом объективных и субъективных критериев цифровизации.

Технологический стек

В ЕТП описан рекомендованный технологический стек в части языков программирования, используемых СУБД и т. д. Поскольку технологии быстро меняются, привести стек «к одному знаменателю» невозможно, даже после унификации он окажется довольно «широким».

«При формировании перечня технологий мы ориентировались, в первую очередь, на использование свободно распространяемого программного обеспечения и ПО из Единого реестра российских программ», — говорит Алексей Карапузов.

Важен еще один аспект. В ведомствах уже привыкли к тем или иным средствам разработки и продуктам, поэтому обсуждение того, что войдет в рекомендованный список – «самый сложный момент» дискуссии, по словам Алексея Карапузова, и чаще всего реакция на сужение стэка технологий довольно болезненная.

С тем, что начинать надо не с выбора конкретных технологий, согласен и Михаил Петров. «Нужна методичная работа по выстраиванию общей архитектуры информационных систем, использующихся государственными органами. В первую очередь, должны быть правильно распределены роли — кто за что отвечает, должны быть определены и разграничены роли исполнителей, которые создают данные, и контролера, который производит независимую оценку качества и обладает полномочиями по наведению порядка в данных, — говорит он. — Должен быть определен архитектор, который принимает решения о том, какая информация в какой системе будет рождаться, храниться и обрабатываться». И только потом, считает Михаил Петров, можно говорить о том, какой инструментарий надо применять, какой технологический стэк класть в основу. «Иначе можно создать технологически великолепный инструмент, которым никто не будет пользоваться», — резюмирует он.

Что даст Единая технологическая политика

Если предпосылки создания ЕТП — большое количество разрастающихся государственных ИТ-систем и необходимость их согласованного развития, соблюдения всех установленных требований к ним, то цель создания техполитики — создание методической основы для унификации архитектурных подходов, технических решений и показателей «цифровой зрелости» предъявляемых к информационным системам ведомств. Внедрение Единой технической политики обеспечит унификацию архитектурных подходов и технических решений, используемых при создании и развитии органами власти своих информационных систем. Документ вводит требования к унификации пользовательских интерфейсов и опыта взаимодействия органов власти с гражданами и бизнесом посредством информационных систем, надежности и безопасности информационных систем, технологической независимости информационно-технологической инфраструктуры.

Александр Губинский, Самараавтожгут: Как мы получали грант на внедрение компьютерного зрения
Поддержка ИТ-отрасли

«Техполитика направлена на вновь создаваемые информационные системы или сервисы существующих ИС. Поэтому необходимость приведения к требованиям уже созданных ИС и их сервисов отсутствует», — говорит Алексей Карапузов.

Среди ключевых принципов Единой технической политики — обеспечение комплексного подхода к развитию сервисов на основе жизненных ситуаций и потребностей пользователя; обеспечение онлайн-доступа к услугам и «единого» пользовательского опыта при взаимодействии граждан и бизнеса с государством; обеспечение приоритетности и юридической значимости цифровых каналов взаимодействия, юридической значимости цифровых госуслуг. При этом гражданин не должен очно посещать госорганы более одного раза для получения госуслуги или результата ее оказания. Из технологических принципов Алексей Карапузов отметил технологическую независимость от проприетарных зарубежных технологий, гарантированную доступность всех значимых сервисов и защищенность данных граждан и бизнеса, использование единых компонентов ИТ-архитектуры и технологий.

По части технологий при этом наблюдается некоторый консерватизм. Все требования к используемому стэку технологий носят рекомендательный характер, за исключением требований к импортозамещению и использованию единых государственных систем и платформ, таких как ЕСИА, СМЭВ, Единая биометрическая система, Государственная единая облачная платформа (ГЕОП) и других. Рекомендовано использование микросервисной разработки и контейнеризации. Однако, как сказал Алексей Карапузов, преждевременно устанавливать данный подход как обязательный для всех ФОИВ до подведения итогов по эксперименту в рамках создания единой среды разработки.

Что такое Единая техническая политика

По мнению Правительства, цифровая трансформация органов власти и создание эффективных инструментов цифровой экономики требуют унификации технологий и архитектуры создаваемых государственных платформ, правил их использования, приведения госуслуг к современным «цифровым стандартам». Основой такой унификации должна стать Единая техническая политика (далее — техполитика, ЕТП), создаваемая Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

«Единая техническая политика — это свод общих принципов и требований, предъявляемых к информационным системам ведомств на этапе их создания и развития. Документ включает пять ключевых разделов: принципы взаимодействия с пользователем и проектирования будущей системы, государственные услуги и контрольно-надзорная деятельность, межведомственное взаимодействие, управление государственными данными и требования к технологической независимости и надежности информационных систем», — рассказал CNews Алексей Карапузов, заместитель директора департамента развития архитектуры и координации информатизации Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

Ключевые разделы единой технической политики

«Сейчас имеется довольно большое количество отраслевых нормативных правовых документов, методической документации, которые вводят требования к различным фазам жизненного цикла информационных систем. Требования регулярно расширяются и обновляются, создаются новые государственные платформы, с которыми необходимо предусмотреть взаимодействие, вводятся показатели цифровой зрелости отраслей, госуслуг и контрольно-надзорной деятельности. Органам власти непросто отслеживать все эти изменения, — продолжает Алексей Карапузов. — Помимо общих архитектурных принципов и правил, мы постарались в одном документе привести основные требования к информационным системам органов власти, ориентированные на критерии цифровой зрелости госуслуг, контрольно-надзорной деятельности, а также достижение показателей ведомственных программ цифровой трансформации и нацпроекта “Цифровая трансформация госуправления”».

Получившийся документ, по его словам, должен стать опорой для руководителей цифровой трансформации для проверки соблюдения действующих требований при создании новых информационных систем или сервисов. Кроме того на соответствие положений техполитики министерством будут проверяться концепции создания государственных информационных систем и технические задания на их создание и развитие.

Задачи единой технической политики по созданию, развитию и эксплуатации информационных систем, рассмотрения архитектуры и принципиальных технических решений для приоритетных массовых государственных услуг были определены в положении о Межведомственной рабочей группе по архитектуре базовых информационных ресурсов и принципам обработки данных, созданной в марте 2019 г. Рабочая группа включает около 20 представителей федеральных ведомств: представителей регуляторов и органов власти с наиболее развитыми ИТ-ландшафтом — «ИТ-тяжеловесов».

Как рассказал CNews Алексей Карапузов, «в настоящее время рабочая версия Единой технической политики проходит обсуждение с органами власти, в том числе с участниками межведомственной рабочей группы по архитектуре. В документ вносятся предложения по доработке, обсуждаются предложения по ее дополнению. Планируется, что до конца года техполитика будет вынесена на утверждение президиумом Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности.

Большие данные в государственном управлении

Ценность больших данных — в возможности переходить к прогностической аналитике.

Данные становятся ключевым активом, что порождает вопросы регулирования, приватности, безопасности.

Важна экосистема обмена данными и роль государства как регулятора в этой области.

Цифровая экономика занимает все большее место в мире: более 15,5% мирового ВВП. В развитых странах цифровая экономика занимает в среднем 18,4% ВВП (от 10 до 35%), а в развивающихся — от 2 до 18%15 . Доля цифровой экономики в России, по последним данным, составляет около 3% ВВП16 . Мир цифровой экономики — это мир данных. Сейчас рынком правят технологические корпорации, и бизнес большинства из них основан на данных: данные о потребителе собираются из различных источников и используются для монетизации.

Так называемые data-корпорации (Google, Microsoft, Facebook) зарабатывают на массовых потребителях: рекламные продукты (сбор данных и стратификация), нишевые продукты (для финансового рынка), специализированные продукты, связанные с интернетом вещей, искусственным интеллектом и т. д.

Параллельно с этим существует государство, которое является владельцем и потребителем больших данных, а также регулятором, устанавливающим новые правила цифровой жизни.

Работа с данными в России

В России тема данных включена в программу «Цифровая экономика» и заявлена в форме Национальной системы управления данными (НСУД) в поручении Минэкономразвития. Главная сложность обсуждаемых в России инициатив по данным — это их фрагментированность, и тот факт, что до сих пор не делаются попытки разработки целостной модели.

Для того чтобы иметь возможность плодотворно работать над созданием НСУД, ее следует в первую очередь рассматривать как совокупность правил, по которым должно существовать государство, а лишь затем говорить о технической инфраструктуре.

В эти правила обязательно должны входить следующие основополагающие принципы:

• приватность, защита прав граждан;

• открытость, публикация государственных данных, платформа публикации данных,

Data Sharing;

• защита качества данных;

• культура обучения работе с данными

Названные принципы следует реализовать без отрыва от контекста цифровой трансформации в целом, в тесном взаимодействии с потребителями данных: гражданами, бизнесом, научным сообществом и органами власти.

Массовый космический туризм

Первый космический турист отправился на орбиту Земли еще в 2001 году, но с тех пор этот вид отдыха так и не стал массовым. За четырнадцать лет подобным статусом может похвастаться всего восемь человек.

Массовый космический туризм

Но уже в ближайшие десятилетия ситуация может существенно измениться. Сразу несколько компаний работают над реализацией идеи массового космического туризма. В будущем могут появиться даже частные орбитальные отели и ночные клубы.

Наиболее перспективным вариантом для частной персоны полететь в Космос в ближайшие годы является сотрудничество с компанией Virgin Galactic. Она оперирует космическими челноками, которые могут подниматься на высоту в сто с лишним километров, доставляя пассажиров на несколько минут в состояние невесомости.

Космический челнок SpaceShipTwo

Компания SpaceX уже упомянутого в данном обзоре Илона Маска сейчас занимается отправкой на Международную космическую станцию полезных грузов, но в будущем планирует осуществлять и пилотируемые полеты с туристами на борту. Летательный аппарат для этого уже создан, скоро начнется его эксплуатация.

Космический челнок Dragon V2 от компании SpaceX

Космический челнок Dragon V2 от компании SpaceX

Обеспечение качества работы с данными.

Государство должно обеспечивать потребителей актуальными качественными данными, для которых должна осуществляться проверка правильности, объективности и точности. Другой вариант — это организация живой обратной связи, на которую реагирует государство, когда частично контроль качества данных будут выполнять сторонние организации, эксперты, общество. Культура обучения работе с данными — один из важнейших аспектов стратегии в области данных. Для ее реализации в госструктурах должны быть специалисты по данным: это и CDО , и разного рода аналитики, и IT-специалисты. Также должны развиваться практики обучения государственных служащих работе с данными, что, кстати, позволит избежать размещения в открытом доступе «плохих данных». Параллельно с разработкой принципов НСУД необходимо провести инвентаризацию источников данных.

В инвентаризацию входят распределение полномочий (к какому органу государственной власти какие данные относятся), систематизация реестра ГИС, данных унаследованных систем, данных коммерческих организаций и т. д. Реестр Федеральной государственной информационной системы координации информатизации (ФГИС КИ) содержит сведения о полномочиях, финансировании, форматах данных, информационных ресурсах 550 федеральных государственных информационных систем, 79 органов государственной власти. Однако он не включает в себя ссылки на общедоступные ресурсы, ссылки на госконтракты, техническую документацию; соответственно, ФГИС КИ — это далеко не полные данные. Следует проанализировать и другие источники данных, например, реестры ГИС в регионах, которые в зависимости от субъекта устроены по-разному — детальнейший реестр в Калининградской области и файлы Excel со списками в Камчатской области. Также есть много унаследованных систем, не зарегистрированных в ГИС, которые трудно выявить — по косвенным признакам, анализом архивных баз госконтрактов, анализом закупок малого объема, аудитом работы органов государственной власти. Удобный способ инвентаризации данных — это создание карты данных для определенной области (экология, законотворчество и др.) с указанием источников данных за пределами организации.

Инвентаризация источников в такой карте осуществляется по уровням: первый уровень — задачи и цели инвентаризации, второй — реестр источников данных, третий — БД, далее — режимы доступа к данным и дальнейшая детализация.

Существуют в России и вполне успешные примеры государственных проектов, основанных на данных. Несколько из них рассмотрены ниже.

ГАС «Управление» Государственная автоматизированная информационная система «Управление»29 представляет собой единую государственную информационную систему, обеспечивающую сбор, учет, обработку и анализ данных, содержащихся в государственных и муниципальных информационных ресурсах, аналитических данных, данных официальной государственной статистики, а также иных сведений, необходимых для обеспечения поддержки принятия управленческих решений в сфере государственного управления. Система предназначена для поддержки принятия решений органами государственной власти и местного самоуправления; мониторинга и анализа процессов, происходящих в реальном секторе экономики, финансово-банковской и социальной сферах, а также социально-экономического развития субъектов РФ. Есть открытая для всех, в том числе физических и юридических лиц, и закрытая часть данных. Закрытая часть доступна для органов власти.

Портал мониторинга трудоустройства выпускников Портал мониторинга трудоустройства выпускников является проектом Министерства образования.

Портал предназначен для оценки результативности трудоустройства выпускников по показателям: доля трудоустройства выпускников, доля ИП, география трудоустройства, уровень заработной платы, средний возраст для каждой образовательной организации. На портале обрабатываются данные о трудоустройстве выпускников, предоставленные Пенсионным фондом России, Рособрнадзором и образовательными организациями: государственными, муниципальными, частными.

Нанотехнологии в одежде

Давайте по порядку.

Нановолокна сделают одежду чрезвычайно удобной и долговечной. Кроме того, изделие будет отвечать вашим личным предпочтениям еще до того, как вы его наденете.

Наногенераторы на основе нановолокон смогут вырабатывать электрическую энергию в одежду от ваших движений, ультразвуковых волн и даже кровотока. Если удастся объединить подобные волокна в двух- или трехслойной одежде, можно будет создать гибкий, складной и носимый источник питания, который позволит людям вырабатывать электричество при ходьбе.

Гидрофобные (водостойкие) нановолокна позволят сделать полностью непромокаемую одежду. Она сможет пролежать в воде два месяца и останется сухой на ощупь. Чего еще изволите?

Мировой опыт по разработке стратегий работы с данными

В мире давно идут дебаты о роли государства в открытости данных, доступности данных, о том, какие данные может собирать государство, какие — нет.

Ключевыми направлениями этих дискуссий являются: • Защита потребителей, которыми являются обычные граждане.

• Поддержка бизнеса, потому что бизнесу необходим доступ к данным.

• Открытость государства: налогоплательщики и ответственность государства перед ними, прозрачность принятия решений.

• Этические вопросы (манипуляция данными, можно ли эти данные использовать, не приведут ли они к дискриминации некоторых групп граждан).

• Доступ академического сообщества, ученых к данным для научных исследований. Во многих странах сейчас разрабатываются стратегии работы с данными: это может быть специальная модель на всю страну (США, Австралия) или часть общей стратегии по цифровой трансформации (Швеция, Мексика, Колумбия) . В большинстве государственных стратегий и реформ данных обычно закладываются два ключевых аспекта по работе с данными государства:

• Data Release — данные публикуются в открытом доступе, они общедоступны.

• Data Sharing — включает в себя инициативы по доступу к тем данным, которые не могут быть открыты по разным причинам (например, персональные данные, данные негосударственные, на которые государство оказывает влияние, и т. д.), инструменты для доступа научных организаций к этим данным. Такая практика достаточно распространена в мире: например, в Великобритании исследователи могут получить доступ к подобным данным в закрытых помещениях без доступа к интернету.

Дополненная реальность

Анонс очков дополненной реальности Google Glass вызвал огромную реакцию во всем мире. Оказалось, что Человечество уже не первое десятилетие мечтает о чем-то подобном. Но реальное воплощение данной идеи оказалось невероятно далеким от ожиданий потенциальных покупателей. А потому в Google оперативно прекратили выпуск своих «умных» очков, чтобы переформатировать проект и дать ему новый старт.

Умные очки Google Glass

Пока корпорация Google находится в замешательстве из-за неудачи своего проекта Glass, Microsoft представила собственный вариант очков дополненной реальности – устройство с названием HoloLens.

Очки дополненной реальности Microsoft HoloLens

Корпорации Microsoft в очках HoloLens удалось достичь именно того результата, о котором мечтают потребители. Судя по демонстрационным роликам и тестовым испытаниям, эти «умные» очки именно дополняют реальность, соединяют виртуальный и физический мир в единое целое. Так ли это, будет ясно после начала массовых продаж данного устройства.

Очки дополненной реальности Microsoft HoloLens

Очки дополненной реальности Microsoft HoloLens

Цифровая трансформация самого государственного управления

В этой области уже проделана гигантская работа: например, растет число активных пользователей Единого портала госуслуг (ЕПГУ).

По числу пользователей Россия сопоставима с лидерами цифровой трансформации — Великобританией и Австралией. Но для решения задачи перехода к государственному управлению, основанному на данных, потребуется много усилий. Безусловно, это повлечет перестройку всех процессов на государственной стороне, а не только тех сервисов, которые государство предоставляет бизнесу и гражданам.

Министерством цифрового развития определены 25 ключевых прорывных пакетов государственных услуг (суперсервисов).

Цифровая трансформация государственного управления открывает гигантские возможности, связанные с кастомизацией сервисов, с индивидуализацией решений для каждого гражданина или организации, с абсолютно новой работой с точки зрения управления по моделям рисков, распределения ресурсов, использования предиктивной аналитики.

Россия очень далеко продвинулась в сегменте G2C8 (Government to Citizen), а в сегменте G2G9 (Government to Government) значительно отстала, и необходимо двигаться дальше: формировать государственный сервис в платформенном виде, создавая бесшовную интеграцию как между государственными (федеральными и региональными), так и муниципальными информационными системами, а также с бизнес-сервисами. Такая интеграция приведет к повышению эффективности с двух сторон: как государство сможет на основе открытых интерфейсов предоставлять возможности поиска решений, том числе программных решений для работы с данными, так и частный сектор сможет для государственных процессов в публичном секторе предоставлять огромное количество данных и огромное количество решений, которые можно использовать. В партнерстве с российскими цифровыми лидерами, такими как «Сбербанк», «Яндекс», Mail, Rambler, государство будет способно двигаться очень быстро, когда сможет разрешить вопрос качества и обмена данными.

Значительное количество государственных информационных систем управляется частными операторами

Очень важно, чтобы режим подключения сторонних приложений к этим системам, режим недискриминационного доступа к данным, регулирование доступа субъекта данных к своим же данным в этих информационных системах не приводили бы к рождению искусственных цифровых монополий, потому что данные должны служить обществу — постольку, поскольку государство требует от граждан или организаций предоставлять их в государственные системы

Для изменения системы государственного управления имеет значение развитие «сквозных технологий»: не только больших данных и искусственного интеллекта, но и интернета вещей, распределенных реестров, виртуальной и дополненной реальности.

Силы и средства РСЧС

К силам и средствам РСЧС относятся специально подготовленные силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений, предназначенные и выделяемые (привлекаемые) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Состав сил и средств единой системы определяется Правительством РФ. В состав сил и средств каждого уровня единой системы входят силы и средства постоянной готовности, предназначенные для оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации и проведения работ по их ликвидации (далее – силы постоянной готовности).

Основу сил постоянной готовности составляют аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования, иные службы и формирования, оснащенные специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментом, материалами с учетом обеспечения проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайной ситуации в течение не менее 3 суток. Перечень сил постоянной готовности федерального уровня утверждается Правительством РФ по представлению МЧС России, согласованному с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и организациями. Перечень сил постоянной готовности территориальных подсистем утверждается органами исполнительной власти субъектов РФ по согласованию с МЧС России. Состав и структуру сил постоянной готовности определяют создающие их федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, организации и общественные объединения исходя из возложенных на них задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Координацию деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, общественных объединений, участвующих в проведении аварийно-спасательных работ и действующих на всей или большей части территории РФ, а также всех видов пожарной охраны осуществляет в установленном порядке МЧС России. Координацию деятельности аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований на территориях субъектов РФ осуществляют в установленном порядке главные управления МЧС России по субъектам РФ. Координацию деятельности аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований на территориях муниципальных образований осуществляют органы, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны при органах местного самоуправления.

Привлечение аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований к ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется:

  • в соответствии с планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на обслуживаемых указанными службами и формированиями объектах и территориях;
  • в соответствии с планами взаимодействия при ликвидации чрезвычайных ситуаций на других объектах и территориях;
  • по решению федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений, осуществляющих руководство деятельностью указанных служб и формирований.

Привлечение профессиональных аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований к ликвидации чрезвычайных ситуаций за пределами территории РФ осуществляется по решению Правительства РФ в соответствии с нормами международного права на основе международных договоров РФ. Общественные аварийно-спасательные формирования могут участвовать в соответствии с законодательством РФ в ликвидации чрезвычайных ситуаций и действуют под руководством соответствующих органов управления единой системы. Специально подготовленные силы и средства ВС РФ, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны, привлекаются для ликвидации чрезвычайных ситуаций в порядке, определяемом Президентом РФ. Силы и средства органов внутренних дел РФ, включая территориальные органы, применяются при ликвидации чрезвычайных ситуаций в соответствии с задачами, возложенными на них законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Распространяется ли отсрочка от частичной мобилизации на призывников

Чтобы ответить на этот вопрос, надо понять, кого всё-таки будут призывать в рамках частичной мобилизации. В официальном обращении от 21 сентября президент РФ заявил, что мобилизовывать будут только запасников, и прежде всего тех из них, кто:

  • проходил службу в Вооружённых силах РФ;
  • имеет определённые военно-учётные специальности;
  • имеет соответствующий опыт.

Однако в указе «Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации» не уточняется, какие именно категории граждан подлежат призыву.

В любом случае отсрочка IT-специалистам, которым грозит призыв на срочную службу, будет предоставляться на тех же основаниях, что и раньше:

  • наличие у специалиста гражданства РФ;
  • возраст от 18 до 27 лет;
  • нормальная продолжительность рабочего дня;
  • высшее образование по специальностям из перечня;
  • продолжительность работы в аккредитованной организации не менее 11 месяцев — или менее 11 месяцев, если специалист устроился в аккредитованную IT-компанию в течение года после окончания вуза.

Заметьте, что решение об отсрочке от службы по призыву принимается на основе мартовского перечня IT-специальностей, а не нового, расширенного.

Компании, которые хотели уберечь сотрудников от осеннего призыва, должны были представить списки с их данными через «Госуслуги». Форма для подачи списков была открыта до 11 августа — после этой даты отсрочку от осеннего призыва уже не оформить. Решение о предоставлении отсрочки принимает призывная комиссия — она будет рассматривать заявления с 1 октября по 31 декабря.


Скриншот: «Госуслуги»

Заявления IT-специалистов на получение отсрочки от весеннего призыва будут приниматься в 2023 году — до 9 февраля. При этом IT-компания, которая будет подавать списки с данными сотрудников, также должна получить аккредитацию не позднее 9 февраля 2023 года. Призывная комиссия будет принимать решения о предоставлении отсрочки с 1 апреля по 15 июля.

Заключение.

Цифровизация может стать базой дальнейшего освоения государством принципа управления по результатам, поскольку позволяет преодолеть ранее выявленные для управления по результатам ограничения. Так, использование «больших данных» позволяет получать информацию о достигаемых результатах в режиме, близком к реальному времени. Искусственный интеллект не ограничен в восприятии несколькими показателями и помогает обрабатывать тысячи параметров и выбирать оптимальные решения. Интернет вещей позволяет корректировать действия автоматически. Технологии распределенного реестра обеспечивают невозможность искажения данных.

Например, использование «больших данных» позволяет учитывать при принятии решений в государственном управлении и для планирования, мониторинга и оценки результативности, помимо «традиционных» источников – данных официальной статистики и административных данных органов власти также следующих источников:

Для решения многих задач важно одновременное использование нескольких источников «больших данных». Важно синхронизировать цикл работы с данными с циклом государственного управления

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Центр Начало
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: