Экономический базис
После окончания бума авторынка дилеры были вынуждены обратить внимание на потери прибыли из-за ухода клиентов после завершения гарантии. Дальнейшее снижение платежеспособного спроса привело к тому, что начали «уходить» даже гарантийные авто
Дилеры реагировали и проделали большую работу по возврату клиентов, но возможности традиционных методов, похоже, приближаются к исчерпанию. И это не только российская история – это мировая тенденция.
IT-решения дают автопроизводителям и дилерам мощный технический и маркетинговый инструментарий для увеличения прибыли. При этом отпадает необходимость заваливать клиента спамом из неактуальной информации и доставать его «холодными» звонками. Современные телематические системы позволяют удаленно понять, что происходит с авто (а в перспективе и провести диагностику онлайн). Дилер заранее знает, что сломалось, когда подходит время ТО, где удобнее всего клиенту его пройти, и может настраивать свои бизнес-процессы для максимального снижения издержек и повысить глубину планирования по мере аккумулирования данных.
В результате клиент получает именно то обслуживание, которое ему нужно, и именно там, где ему удобно, а обратная связь позволяет лучше понять его пожелания и интересы. Это и есть первый шаг в эволюции автомобилей в сторону «подключенности», которая после нынешнего кризиса будет становиться все более массовой.
Фото: Unsplash
Будущее индустрии
Ускорение, которое кризис придал процессу изменений в индустрии, мотивирует автопроизводителей искать готовые решения. Это работает в том числе и на российские компании, которые их могут предложить здесь и сейчас.
В ближайшее время автопроизводителям придется еще больше «прогибаться» под давлением Google и Apple. В России же есть своя качественная картография, свои навигационные сервисы, поиск и голосовые помощники, которые очень конкурентоспособны как минимум на русскоязычных рынках.
С другой стороны, мы видим, что, к примеру, в случае с технологиями «умного дома» мировые гранды далеко не всегда оказываются на высоте и во многом отказались от производства собственных устройств, довольствуясь включением существующих успешных компаний в свою экосистему. Участие в такой модели ― хорошая возможность занять свою нишу в области «железа».
Перечень потенциальных участников будущих автоцентричных экосистем выходит далеко за пределы современной автоиндустрии. Это финтех, умное страхование, автосервис, навигация, заправка (зарядка), доставка, каршеринг и даже сфера торговли и услуг в широком смысле, поскольку водитель ― это, как правило, весьма платежеспособный потребитель. Во всех этих направлениях в России есть сильные игроки, предлагающие хорошие технологические продукты, которые надо лишь адаптировать к «автомобильному» применению.
В практическом плане отечественным компаниям сейчас стоит сделать все, чтобы занять место в глобальных цепочках разработки, производства и сервиса, пройдя между Сциллой автопроизводителей и Харибдой мировых IT-гигантов. На формирующемся рынке это сделать намного проще. И тут стоит выделить несколько факторов, которые могут этому способствовать, если ими грамотно распорядиться:
У российского рынка есть ряд естественных защитных барьеров. Это язык, география и сформировавшийся набор пользовательских привычек, который несколько отличается от международных в силу существования сильных местных игроков. Этот фактор стоит использовать для создания локальных экосистем, которые смогут претендовать на равноправную интеграцию в глобальную индустрию.
Большое значение будут иметь массовость и темп перехода на автомобильные платформы. Учитывая взаимосвязанность современных сервисов, их концентрация в автомобильных приложениях будет иметь кумулятивный эффект для развития всего русскоязычного сегмента.
Для успеха в переходе на автомобильные платформы потребуется концентрация финансового и человеческого капитала
Все это есть у крупных российских IT-компаний, важно этим правильно распорядиться.
Перспективы рынка Connected Car в России глазами «Лаборатории Умного Вождения»
«Лаборатория Умного Вождения», разработчик и интегратор connected car технологий и услуг, приняла участие в XII Международном навигационном форуме, который прошел 24-25 апреля 2018 г. в Москве в рамках Российской недели высоких технологий
На форуме ведущие игроки навигационного и смежных рынков представили свои разработки на базе ГЛОНАСС/GPS, акцентировали внимание также на возможностях применения GNSS технологий для беспилотных и подключенных автомобилей.
Перспективам и возможностям развития рынка Connected Car в России на XII Международном навигационном форуме уделил свое внимание и Тимур Кузеев, директор по развитию телематики в «Лаборатории Умного Вождения». В своем выступлении на сессии, посвященной достижениям проектов «Автонет 2.0», Тимур рассказал о текущем состоянии российского рынка подключенных автомобилей, представил существующие проекты в этой области и поделился планами «Лаборатории» на будущее
Технологии connected car – это естественная эволюция автомобильного рынка, которая диктует свои требования как автопроизводителям, так и страховым и телематическим операторам. Все больше автомобильных брендов стараются внедрять «подключенные» технологии еще на этапе производства автомобилей, а телематика становится не просто оценкой манеры вождения, но и способом подключить автомобиль к сети. По прогнозу PricewaterhouseCoopers к 2022 году в России будет 2,26 млн подключенных автомобилей по сравнению с 0,64 млн шт. по состоянию на 2018 г.
Такие перспективы роста обусловлены, в первую очередь, высокой востребованностью сервисов connected car, как среди автовладельцев, так и автодилеров и производителей. Так, среди преимуществ, которые получают автовладельцы — возможность быть 24 часа на связи со своим автомобилем, удаленно им управлять, контролировать состояние и местоположение, экономить с помощью скидок на каско и разумного потребления топлива, а также защищать автомобиль от угона. В силу специфики российского рынка наибольшим спросом у автовладельцев пользуются противоугонный функционал, системы автозапуска и возможность управления автомобилем в мобильном приложении, все это реализовано в телематической системе «Элемент», с помощью которой любой автомобиль превращается в connected car.
Для автодилеров connected car сервисы – это возможность увеличить продажи, в том числе за счет развития направления продаж б/у автомобилей, повысить ремонтный поток, возвращая клиентов на ТО, и увеличить доход от продажи каско. Данные, полученные при помощи connected car технологий, позволяют более плотно коммуницировать с клиентами, разрабатывать и внедрять новые сервисы, формировать индивидуальные предложения и повышать качество оказываемых услуг. Даже в условиях падения продаж автомобилей спрос на connected car сервисы будет расти, так как это выгодно для всех участников автомобильного рынка.
Среди решений в сфере подключенных автомобилей на российском рынке сегодня особенно выделяются разработки «Лаборатории Умного Вождения» — connected car система «Элемент» и умные платформы Lifan Connect и Lada Connect, разработанные «Лабораторией» специально для автопроизводителей LIFAN и «АвтоВАЗ». В основе этих решений лежит connected car платформа smartdriving, которая позволяет предоставлять автовладельцам connected car сервисы без подключения дополнительного оборудования.
«Направление connected car привлекает все больше внимания и прогнозируемо ожидает большой рост, как в России, так и во всем мире. Съемные магнитолы ушли в прошлое, сегодня уже многие автопроизводители премиум брендов наполняют свои машины сервисами, объединяя информацию в единую платформу, и выпускают connected car уже с конвейера. Пользователи массовых брендов в то же время могут дооснастить свой автомобиль противоугонными, телематическими и другими решениями с помощью систем сторонних производителей. Но, благодаря таким решениям, как connected car платформа smartdriving, в данной отрасли наметилась переломная тенденция, когда автопроизводители массового сегмента также получили возможность предлагать своим клиентам подключенные автомобили. Первыми стали «АвтоВАЗ» и Lifan и мы гордимся, что именно «Лаборатория Умного Вождения» стала разработчиком connected car систем для этих автопроизводителей», — прокомментировал Тимур Кузеев.
«Подключенный» автомобиль
Что такое connected car или, говоря по-русски, «подключенный автомобиль»? Если совсем просто, то это авто, взаимодействующее с внешней средой: своим владельцем, другими машинами, пешеходами, дорожными службами и т.д. Если проводить аналогию с телефонным рынком, то появление connected car — это нечто вроде перехода с «кнопочных» мобильных телефонов на смартфоны. Автомобиль превращается в платформу для сервисов, которые могут серьезно менять и настраивать его возможности для каждого пользователя. Как это может происходить, авторынок не без удивления наблюдал на примере Tesla, обновившей прошивки автомобилей, пока они «ночевали» в гаражах своих хозяев, которые, проснувшись, получили новые функции.
Пока мы только в начале пути. Еще нет устоявшихся стандартов, не появились глобальные гиганты вроде Android и iOS с их магазинами приложений, контролирующими рынок. Традиционные автопроизводители слишком большие и консервативные, чтобы самостоятельно обеспечить потребности развития в этой сфере. Их опыт в создании собственных штатных головных устройств (те самые экраны на панелях ваших авто) ― наглядное тому подтверждение.
Подключение систем автомобиля к интернету позволит в полной мере перейти к модели отношений производителя и пользователя, которая называется «функции по требованию». Это работает примерно как приложения в смартфоне, вычислительные возможности которого являются базой для выполнения ряда нужных конкретному пользователю задач. Мы сможем подключать дополнительные функции или настраивать существующие в удобном для нас режиме.
Уже сейчас можно удаленно контролировать состояние автомобиля, заводить его и отслеживать статистику использования. Но это лишь начало – каждый год автомобильные системы контроля и телеметрии собирают все больше данных и со временем дадут пользователю больше возможностей настраивать работу функций авто под себя. Для этого необходим переход на новые автомобильные платформы.