Все начиналось с сервисных роботов
«Эвокарго» специализируется на разработке и внедрении логистических вертикально интегрированных сервисов с использованием электрического беспилотного транспорта собственного производства. Основал компанию Андрей Большаков, который собрал коллег и единомышленников, много лет разрабатывающих продукты в сфере беспилотного транспорта, в том числе в совместных проектах.
В области создания робототехнических систем Андрей работает более десяти лет, пройдя путь от разработки небольших сервисных роботов до производства полноразмерных логистических платформ и транспортных автобусов. В основе этих роботов лежит зрительный искусственный интеллект, позволяющий роботизированным системам воспринимать окружающую обстановку подобно человеку и животным.
Перевозка грузов на беспилотниках с такой системой питания потенциально более экономичная, чем с помощью обычных грузовиков с водителем, работающих на нефтепродуктах, или беспилотников, оснащенных только системой питания от электричества
В 2013 году на международном форуме «Открытые инновации» Андрей стал победителем программы УМНИК. Его проект был посвящен разработке биологически обоснованного модульного алгоритма выделения информативных объектов в реальном окружении на основе высокоуровневых и низкоуровневых факторов внимания. Алгоритм может использоваться для предобработки входного изображения для определения объектов окружения, к которым в последующем будут применены более тяжелые для вычисления алгоритмы. Проект был представлен в 2014 году на Всероссийском форуме молодых ученых U-NOVUS и занял там третье место.
В 2017 году Андрей Большаков стал генеральным директором компании «Визиллект». Это дочернее предприятие Института проблем передачи информации (ИППИ) им. А. А. Харкевича РАН, занимающееся разработкой индустриальных распознающих систем с использованием новейших научных результатов в области технического зрения. «Визиллект» находится в тесном партнерстве с лабораторией зрительных систем ИППИ РАН, привлекая сотрудников института для выполнения текущих проектов. Это ведущая компания в России и мире по распознаванию номеров и контролю автомобилей на платных трассах.
«Эвокарго» Большаков основал в 2020 году. Сейчас в его команде несколько десятков молодых ученых, инноваторов и инженеров с огромным опытом работы в области робототехники, индустриального компьютерного зрения и автономного транспорта.
Основатель компании «Эвокарго» Андрей Большаков
«Эвокарго»
2020
Выпуск EVO-1
11 ноября 2020 года компания «Эвокарго» сообщила TAdviser о выпуске на рынок беспилотного грузовика. Малотоннажник EVO-1 полностью основан на российских разработках, оснащен гибридной системой питания от электрических батарей и водородных топливных элементов, поддерживает технологии взаимодействия с подключенной инфраструктурой «умной дороги» (V2X).
В России создан беспилотный электро-водородный грузовик
Это автоматизированное транспортное средство со степенью автономности 4+ по стандартной международной классификации.
Готовятся к производству несколько малотоннажных электрических автономных грузовиков «Эвокарго» по предзаказу, которые начнут поставляться в апреле 2021 года. Первые покупатели беспилотника — предприятия нефтегазовой отрасли, владельцы складских комплексов и логистические компании.
На первом этапе грузовики «Эвокарго» будут использоваться на закрытых территориях, обеспечивая высокую степень безопасности.
На 11 ноября 2020 года грузовик «Эвокарго» проехал по интеллектуальному сегменту ЦКАД, продемонстрировав готовность беспилотной платформы к эксплуатации при магистральных перевозках. В этом случае машина передвигается при активном взаимодействии с подключенными элементами дорожной инфраструктуры (V2X) и системой умной дороги по безопасному протоколу.
Данный продукт — часть будущей экосистемы, которую создает «Эвокарго», согласно своей бизнес-модели предоставления сервисов по перевозке грузов с помощью электрических беспилотников (Driverless-Truck-as-a-Service). Компания одной из первых в мире разрабатывает сервис электрической беспилотной тяги, который начнет предоставлять во второй половине 2021 года. Клиенты смогут обойтись без покупки грузовика и капитальных затрат, оплачивая транспортные услуги по подписке или за километраж.
Перевозка грузов с помощью беспилотников, как сервис, выгодна клиентам, у которых, как правило, нет специалистов, готовых к обслуживанию автономного грузовика и управлению им. Это одно из главных препятствий развития рынка беспилотного транспорта по традиционной модели, которая подразумевает, что предприятие покупает машину и эксплуатирует ее самостоятельно, обращаясь к производителю лишь за технической поддержкой и обслуживанием. Создавая экосистему вокруг логистической услуги на основе беспилотных технологий, мы решаем эту проблему для клиентов, Андрей Большаков, глава и основатель «Эвокарго». |
Грузовик «Эвокарго» был разработан с нуля, как беспилотный. В нём отсутствуют дорогостоящие системы, рассчитанные на водителя: кабина, кресло, рулевая система управления. Грузовики «Эвокарго» экономически более выгодны и окупаются быстрее, чем переделанные из обычных. Встроенные системы безопасности нацелены на заботу о пешеходах и других участниках дорожного движения.
Машина оснащена гибридной системой питания — от электрических батарей и от водородных топливных элементов. При полном заряде аккумуляторов и заправке водородом, которая занимает всего пять минут, машина может проехать до 1000 км без остановки
Гибридная система питания позволяет повысить утилизацию машины за счет уменьшения времени простоя, что важно при магистральных перевозках. Совокупность факторов, снижающих стоимость машины «Эвокарго» без влияния на продуктивность и безопасность, позволяет существенно сократить расходы — до 60% от себестоимости перевозки.
Технологии «Эвокарго» обладают экспортным потенциалом, благодаря целому ряду особенностей по сравнению с аналогами. Компания планирует старт активной международной экспансии в 2021. В том числе готова начать предоставлять услугу магистральных перевозок по сервисной бизнес-модели в 2022 году в странах, где это позволит нормативная база, включая Россию.
Технические характеристики EVO-1
На ноябрь 2020 года EVO-1 имеет следующие характеристики:
- Грузоподъёмность: 1,5 — 3 тонны в зависимости от модели.
- Емкость батареи: LiFePo 36 кВтч
- Электродвигатели: синхронный электрический двигатель без постоянных магнитов.
- Адаптирован для использования водородных топливных элементов.
- Запас хода от одной зарядки без использования водородного топливного элемента: 250 км.
- Скорость зарядки от электрической сети: 40 минут («быстрая зарядка»).
- Скорость заправки водородом: 5 минут (увеличивает пробег до 1000 км).
Современный водород не нужен экономике будущего
Есть несколько способов получить водород. Первый — переработать углеводородное сырьё (природный газ или уголь). Это энергоёмкий процесс, при котором выделяется значительное количество углекислого газа — основного парникового газа, вызывающего изменение климата. Полученный таким методом водород нельзя считать экологичным, поэтому его называют «серым».
Есть «зелёный» водород — его получают электролизом воды (разложения вещества на составные части под воздействием тока). Если электричество для этого процесса вырабатывают из возобновляемых источников, такое производство считается безвредным для природы. Когда говорят о водороде как о топливе будущего — имеют в виду именно его. Промежуточный вариант — «голубой», когда при производстве «серого» водорода улавливают углекислый газ.
«Водород, произведённый с минимальными выбросами парниковых газов (“зеленый” или “голубой”), становится несравненно лучшим энергоносителем по сравнению с нефтью или газом — по критерию влияния на глобальные климатические изменения, по “углеродному следу”, — говорит старший аналитик Центра энергетики Московской школы управления Сколково Юрий Мельников. — Природный газ и нефть по своей природе не могут сравниться с водородом по этому показателю — при их добыче, транспортировке и использовании непрерывно выделяются парниковые газы (метан, СО2), и свести все эти выбросы к нулю невозможно».
Если ли место для России в водородном будущем
«Основные водородные технологии находятся в начале кривой обучения (это линия, которая показывает рост совершенства технологии и уменьшение её стоимости по мере распространения и масштабирования. — Прим. «Секрета»), — говорит Юрий Мельников. — Применяются они в ограниченных масштабах, и потому дороги. Ключом к их удешевлению является глобальное масштабирование технологий — в сотни, тысячи раз — и здесь важна роль мер поддержки со стороны государств».
Вообще водород можно производить почти везде. Надежды на экспорт связаны с ожиданиями, что производимый в стране «безуглеродный» водород будет настолько дёшев, что его будет выгодно продавать в другой стране за сотни и тысячи километров от места производства, объяснил Юрий Мельников.
«Добиться такой конкурентоспособности будет непросто: ресурсы для производства водорода действительно распределены по планете равномерно, а логистические решения пока находятся на очень ранней стадии развития», — добавил эксперт «Сколково».