ВВЕДЕНИЕ
В рамках данной курсовой работы проведена разработка информационной системы для совершенствования процесса бронирования и продаж авиабилетов. В настоящее время создание подобных информационных систем является актуальной задачей в связи с развитием информационных систем, используемых в авиакомпаниях в части обслуживания пассажиров.
В транспортных и авиационных компаниях в настоящее время зачастую наблюдается несогласованность действий подразделений в части организации обслуживания пассажиров, что приводит к ошибкам при планировании рабочего времени специалистов и нарушению регламентов работы. Автоматизация процесса обслуживания пассажиров повышает эффективность координации действий различных отделов, обеспечивая их общей платформой для взаимодействия подразделений, и дает каждому из них доступ к полной информации о них, что способствует повышению эффективности деятельности.
Целью данной работы является разработка информационной системы для совершенствования процесса бронирования и продаж авиабилетов.
Задачи проекта:
— изучение специфики процесса бронирования и продаж авиабилетов;
— анализ организационной структуры ООО «AVIASALES»;
— разработка технического задания;
— анализ бизнес-процессов бронирования и продаж авиабилетов;
— разработка информационной модели согласно поставленным задачам;
— анализ входных и результирующих информационных потоков;
— разработка программного продукта и его тестирование.
Объектом исследования является информационная система агентства по продаже авиабилетов ООО «AVIASALES»,
Предмет исследования – использование информационных технологий в процессе бронирования и продаж авиабилетов.
Метод исследования – изучение текущего состояния бизнес-процессов работы аэропорта, изучение литературы в области информационных технологий, CASE-систем и языков программирования.
Техническое обслуживание и ремонты
Воздушное судно за время полета генерирует огромное количество информации о состоянии различных узлов самолета. Благодаря технологии Big Data авиакомпании и операторы ТОиР (технического обслуживания и ремонта) теперь начинают систематизировать такую информацию, отмечает эксперт группы корпоративных рейтингов АКРА Александр Гущин. В результате задолго до поломки эксплуатант будет знать об износе той или иной детали, необходимых сроках ее замены.
Открыть в полный размер’ href=»/images/4/44/Aquote1.png» target=_blank style=color:white;>Открыть в полный размер’ href=»/images/4/44/Aquote1.png»> | Это поспособствует росту эффективности использования флота, так как сокращает время простоя воздушного судна на время вынужденного ремонта, — поясняет Гущин TAdviser. | Открыть в полный размер’ href=»/images/4/49/Aquote2.png» target=_blank style=color:white;>Открыть в полный размер’ href=»/images/4/49/Aquote2.png»> |
В 2017 году «Аэрофлот» проводил тендер на построение такой системы, хотя в итоге не нашлось желающих в нем участвовать, следует из опубликованного протокола закупки. В авиакомпании рассчитывали, что система позволит «Аэрофлоту» диагностировать и прогнозировать техническое состояние узлов и агрегатов своих воздушных судов с применением инструментов Big Data.
В рамках реализации ИТ-стратегии в 2016 году «Аэрофлот» внедрил систему Digital Optimization for Fleet&Maintenance. Система, разработанная совместно с Sabre, предполагает, что с борта самолета в наземные службы автоматически поступает информация о его техническом состоянии. Это позволяет оперативно формировать план по ремонту и обслуживанию судна.
Открыть в полный размер’ href=»/images/4/4d/9919_(1).jpg» target=_blank style=color:white;>Открыть в полный размер’ href=»/images/4/4d/9919_(1).jpg»>
Проблема планирования экипажей остается одной из наиболее актуальных для гражданских авиаперевозок. (Фото — Аэрофлот)
Как готовиться тестированию на пилота
Тесты на пилотов, помимо профессиональных – это задачи на оценку развития интеллекта, скорость реакции, вычисления в уме и поиск логических последовательностей. Поскольку заучить вопросы или скачать ответы невозможно, единственной действенной подготовкой к трудоустройству считается тренировка на аналогичных примерах.
Для тренировки логических навыков, подготовки к матрицам Равена и заданиям на мышление отлично подходят тренировочные логические тесты способностей. Тренируясь онлайн, кандидат сразу видит правильный ответ и работает над ошибками, что улучшает скорость реакции и навыки решения логических задач.
Чтобы пройти психологические тесты, кандидатам важно понимать, какие качества считаются положительными, а какие – отрицательными. Кроме того, важно понимать, за какое качество отвечает каждое утверждение в задании
Помимо этого, придется выучить правила и особенности тестирования: как избегать «перекоса» в оценочном профиле, как не попасться при проверке честности ответов и т.д. Для этого созданы учебные психологические задачи, руководства и информационные статьи.
Для тренировки математических способностей подойдут числовые тесты и когнитивные тренажеры. Такая тренировка в любом случае не будет лишней: она сохранит когнитивные функции человека и поможет в работе. Нелишним будет и отработка устного счета без использования калькулятора.
2.1. Информационная модель и её описание
На рисунке 8 приведена информационная модель поставленной задачи автоматизации деятельности агентства по продаже авиабилетов.
Рисунок 8 – Информационная модель задачи
Как показано на рисунке 8, информационная модель задачи содержит области:
— Область 1, связанная с работой менеджера, связанной с корректировкой справочников (авиакомпаний, аэропортов, авиарейсов), вводом и корректировкой информации о продажах авиабилетов;
— Область 2, связанная с информационной системой. В данной области происходит обращение к объектам базы данных. Производятся операции добавления, редактирования, удаления, инициированные пользователями;
— Область 3, связанная с формированием отчетности.
Что пилоту писать о себе в резюме
Этот раздел предназначен для того, чтобы дополнить информацию о соискателе, подчеркнуть его профессиональные качества. Расскажите, что способны быстро принимать правильные решения и сохранять спокойствие во время возникновения внештатных ситуаций, можете выполнять одновременно несколько задач. Укажите, что безопасность экипажа и пассажиров для вас на первом месте. В этом разделе можно упомянуть о лицензиях пилота и количестве летных часов, подчеркнуть способность работать в команде и быстро находить общий язык с другими членами экипажа.
Образец грамотного заполнения блока о себе:
О СЕБЕ
В разделе «личные качества» перечисляются черты характера, которые необходимы для успешного выполнения обязанностей пилота: решительность, внимательность, стрессоустойчивость, педантичность.
Не перегружайте резюме лишней информацией. Информацию о семейном положении, наличии детей, домашнем адресе лучше сообщить на собеседовании.
Если вы увлекаетесь историей самолетостроения, чтением технической литературы, в свободное время занимаетесь на симуляторах полетов – упомяните об этом в разделе хобби. Не пишите об увлечениях, которые не относятся к профессии.
Как готовиться?
Как уже стало понятно из короткого описания каждой системы, чтобы с первого раза сдать на операционный уровень английского, вам потребуется наставник. Это может быть как преподаватель на курсах подготовки авиационного персонала в сертифицированном учебном центре, так и опытный тренер на онлайн-обучении.
Что касается моего опыта, я сперва обратился к индивидуальному формату обучения по вечерам, а уж непосредственно перед сдачей посещал курс фразеологии радиообмена на английском языке в учебном центре. Сдал с первого раза!
И пока я готовился, у меня появились некоторые методические трюки, которыми я с радостью поделюсь с вами в формате дистанционного обучения. Кстати, дружу с любой платформой: хоть классический Skype, хоть модный Discord или даже Viber.
Я вам больше скажу: у нас уже целая команда, в которой есть и профессиональный лингвист.
1.1. Характеристика предприятия и его деятельности
Объектом исследования в рамках данной работы является организация, работающая в сфере реализации авиабилетов ООО «AVIASALES», сотрудничающая в ведущими авиакомпаниями и туроператорами России.
В рамках данной работы необходимо разработать провести анализ технологии продаж и бронирования авиабилетов. Технологиями, подлежащими автоматизации в рамках данной предметной области, являются:
— учет авиакомпаний;
— учет данных пассажиров;
— учет бронирования и продаж авиабилетов, заявок от туристических агентств, а также заявок на корпоративное обслуживание в области авиаперевозок;
— формирование отчетности.
В настоящее время в сфере авиаперевозок работает множество компаний, услугами которых пользуются как частные лица, так и туристические агентства и крупные коммерческие компании. Услуги бронирования и продаж авиабилетов предлагает множество онлайн сервисов. Таким образом, актуальность приобретает вопрос взаимодействия между ними, автоматизация бронирования и продаж авиабилетов через представителей. В соответствии с политикой авиакомпаний, стоимость авиабилетов зависит от:
— времени приобретения билета;
— класса авиабилетов;
— также возможны комиссии, связанные со способом оплаты билета.
Таким образом, при раннем бронировании билета, пассажиры смогут выбрать место нужного уровня комфортности и стоимости.
Распределение видов оказываемых услуг по видам представлено на рисунке 1.
Рисунок 1 — Распределение по видам оказываемых услуг
Как показано на рисунке 1, наибольшую долю продаж билетов составляют чартерные перевозки, минимальное количество – продажа билетов в бизнес-класс. На рисунке 2 приведена цепочка создания ценности.
Инфраструктура ООО «AVIASALES» (работа продажи Авиабилетов потребителям различных категорий) |
преимущество |
||||
Управление человеческими ресурсами Работа специалистов по работе с персоналом (через систему подбора, отбора, поощрений, аттестации сотрудников и др.) |
|||||
Разработка технологии Бронирование и продажа Авиабилетов как непосредственно, так и в онлайн режиме |
|||||
Перечень материально-технического обеспечения Кассовое оборудование, информационная система, хозяйственный инвентарь, инфомат, помещения для клиентов |
|||||
Логистика транспорт для служебных поездок сотрудников |
Операции Реализация Авиабилетов |
Исходящее МТО Данные о наличии мест на авиарейсы |
Маркетинг и продажи Реализация и бронирование Авиабилетов |
Предпродажное обслуживание Возможность возврата билетов |
Рисунок 2 — Цепочка создания ценности
Основные ИТ-системы Аэрофлота
B2C
- Интернет и системы развлечений на борту
- Сайт Аэрофлота, в том числе мобильный Web check-in
- Система управления клиентской лояльностью
- Мобильное приложение
- Big Data на базе решений IВМ
- Платформа электронной коммерции
- Голосовая платформа для контакт- центра
- Единое платежное решение
B2B
- Налоговый
мониторинг - Личный кабинет
грузового
агента - Программа
корпоративной
лояльности - Программа лояльности диспетчеров агентств
- Электронное
таможенное
декларирование
ВС - Сайт для
инвесторов
B2P
- Система учета доходов Sirax
- Система управления ТОиР
- Система электронного документооборота и электронной цифровой подписи
- Планшет бортпроводника CrewTablet (SITA)
- Монитор руководителя
- Голосовая платформа для контакт- центра
- Электронный
портфель
для летного
состава
EFB - Система управления предприятием SAP ERP
- Система управления ресурсами в базовом аэропорту
2.3 Описание входной и результатной информации
Для получения отчета по доходам за определенный период времени необходимо обеспечить вывод этой информации на печатающее устройство.
Для получения посадочной ведомости необходимо обеспечить диалог с пользователем для вывода посадочной ведомости для определенного рейса. Номер рейса вводиться с клавиатуры в ответ на сообщение-запрос на экране в процессе решения задачи.
Для получения ответа на запрос пользователя о ближайшем рейсе по заданному маршруту необходимо обеспечить диалог с пользователем для ввода времени ввода запроса и маршрута. Такая входная информация вводится с клавиатуры в ответ на сообщение-запрос на экране в процессе решения задачи.
Для добавления записей в базу данных нужно обеспечить диалог с пользователем (кассиром), в котором он будет вводить все данные о клиенте, удалять и изменять их. Такая входная информация вводится с клавиатуры в ответ на сообщение-запрос на экране в процессе решения задачи
Выходной информацией для пользователя являются следующие документы:
- Посадочная ведомость;
- Отчет за период с группировкой по маршрутам;
Посадочная ведомость и отчет за период с группировкой по маршрутам должны выводиться на экран и печать, остальные только на экран в виде результата на запрос пользователя. Формы выходных документов приведены в формах 1 и 2.
Форма 1. Форма выходного документа задачи с результатом составления посадочной ведомости
Номер рейса
Бортовой номер
Марка самолета
Вид самолета
ФИО клиента
Номер билета
Полный номер паспорта
Место прописки клиента
Вес багажа
Форма 2. Форма выходного документа задачи с результатом вывода отчета по доходам аэрофлота за определенный период с группировкой по маршрутам.
Название рейса
Количество проданных билетов
Выручка по рейсам
Зачем оцифровывать школы
В стратегии перечислено несколько проблем, которые можно решить за счёт цифровой трансформации:
Некачественный и неверифицированный образовательный контент. Бумажные учебники в школы закупает государство, и в стратегии говорится о том, что это большие затраты. В то же время в официальном федеральном перечне учебников, по мнению разработчиков стратегии, много лишнего: встречаются даже экземпляры с фейковыми информационными блоками, с помощью которых создаётся «идеологический подрыв» (цитата из паспорта стратегии). Что касается цифрового образовательного контента, то он сейчас существует на разрозненных платформах, нет единой точки сборки, где размещались бы все верифицированные властями и соответствующие стандартам учебные материалы.
Фото: ESB Professional / Shutterstock
Риски кражи персональных данных учителей, учеников и их родителей. Угрозу кибербезопасности создаёт всё тот же разброс цифровых систем: пользователям приходится регистрироваться на множестве разных платформ, и не все из них хорошо защищены. Кроме того, в стратегии отмечается, что возможности цифровых инструментов дискредитируют «фейковые образовательные порталы — множественные онлайн-школы».
Большие временные затраты педагогов на ручной ввод информации в различные системы и проблемы с качеством этих данных. «До четырёх часов в день тратят в среднем учителя на заполнение различных отчётов, большая часть которых не связана ни с учебным предметом, ни с классным руководством», — утверждается в стратегии. Ресурсов и стимулов, чтобы выверять эту информацию, у педагогов нет, интеграции между разными информационными системами — тоже. Такие данные не могут быть достойной базой для управленческих решений.
Ограниченность и непрозрачность «аналоговых» форматов обучения. Даже за обычный тест с выбором ответа ученик получает оценку только после того, как учитель проверит его вручную. Нагрузка на педагогов огромная, а обратную связь при этом нельзя назвать оперативной. К тому же бумажные учебные материалы сложнее адаптировать для детей, у которых есть проблемы со здоровьем. В стратегии указано ещё одно ограничение — бумажные форматы не дают учителям, родителям и самим ученикам такого количества объективных данных тестирования и результатов для наполнения портфолио, как цифровые.
Интернет и гаджеты для детей — средство развлечения, но не обучения
Цифровые продукты конкурируют со школой за внимание учеников, и их возможности не используются в процессе обучения. Кроме того, родители и ученики зачастую не знают, где в интернете найти полезные конкурсы, записаться на курсы, получить цифровой сертификат на дополнительное образование.
2.2. Используемые классификаторы и системы кодирования
База данных должна удовлетворять информационные потребности и содержать в себе информацию о полетах, самолетах, аэропортах. Также должна содержаться детальная информация о билетах на рейсы. Конкретно — Ф.И.О. пассажира, информация о его рейсе и статус оплаты.
Структура нормативно-справочной информации, используемой для разработки информационной системы агентства по продаже авиабилетов показана в таблице 2.1.
Таблица 2.1
Структура нормативно-справочной информации
№ п/п |
Наименование кодируемого множества объектов |
Значность кода |
Система кодирования |
Вид классификатора |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
Код авиакомпании |
ХХХХХ |
порядковая |
локальный |
2 |
Код авиарейса |
ХХХХХ ХХХ |
Серийно-порядковая |
локальный |
3 |
Код аэропорта |
ХХХ |
порядковая |
локальный |
4 |
Код авиабилета |
ХХХХХ ХХХ |
Серийно-порядковая |
локальный |
В рамках проектирования системы агентства по продаже авиабилетов необходимо реализовать решение следующих задач:
— ведение картотеки аэропортов;
— ведение картотеки авиакомпаний;
— работа с расписаниями авиарейсов;
— ведение картотеки авиарейсов и цен на авиарейсы в зависимости от класса;
— учет проданных билетов.
Описание систем классификации и кодирования.
- Код авиакомпании. Длина кода ХХХХХ, где ХХХХХ – порядковый номер авиакомпании в локальном классификаторе.
- Код авиарейса. Длина кода ХХХХХ ХХХ, где ХХХХХ – порядковый номер авиакомпании, ХХХ – порядковый номер авиарейса.
- Код аэропорта. Длина кода ХХХ, где ХХХ – порядковый номер вида аэропорта в локальном классификаторе.
- Код авиабилета. Длина кода ХХХХХ ХХХ, где ХХХХХ – порядковый номер авиакомпании, ХХХ — порядковый номер авиабилета в локальном классификаторе.
В рамках проектирования базы данных аэропорта определим ключевые сущности базы данных.
- Аэропорт – содержит информацию об аэропортах отправления и назначения;
- Авиакомпания – содержит информацию об авиакомпании – перевозчике;
- Рейсы – содержит информацию о характеристиках рейса (авиакомпаний, модель самолета, количество мест, аэропорт отправления и назначения);
- Расписание – содержит информацию о рейсе, днях и времени вылета;
- Цены – содержит информацию о классах авиабилетов и ценах на них на каждый рейс;
- Авиабилеты – содержит информацию о рейсе, дате и времени вылета, номере места, ФИО и паспортных данных пассажира, стоимости полета.
Связь «Авиакомпания — Рейсей» — «Один – ко — многим», так как одна авиакомпания может иметь множество рейсов.
Связь «Рейс — Ценаей» — «Один – ко — многим», так как на один рейс может быть множество тарифов.
Связь «Рейс — Расписаниеей» — «Один – ко — многим», так как на один рейс приходится множество вылетов.
Связь «Рейс — Билетыей» — «Один – ко — многим», так как на один рейс приходится множество проданных билетов.
Связь «Аэропорт — Рейсей» — «Один – ко — многим», так как на один аэропорт приходится множество рейсов.
ERD-диаграмма приведена на рис.2.1.
Рисунок 9 — Диаграмма «Сущность — связь»
Условия поступления для пилотов
Конечно, приоритетным направлением для этого учебного заведения является повышение квалификации пилотов. Многие профессионалы хотят записаться на обучающий курс по этому направлению. Но сделать это смогут только те, кто будет подходить по указанным в правилах школы критериям:
- Возраст курсанта не может превышать 35 лет.
- Будущий курсант должен иметь высшее техническое образование или быть выпускником гражданского или военного авиаучилища или авиаинститута. Допускаются к обучению студенты 4 и 5 курсов упомянутых учебных заведений.
- Необходимо пройти медицинскую комиссию, по результатам которой абитуриент должен быть признан годным к управлению воздушным транспортным средством.
Развитие информационных технологий в дочерних авиакомпаниях
Модернизация работы всех дочерних авиакомпаний является приоритетным направлением развития Группы «Аэрофлот».
Авиакомпания «Россия» в 2019 году внедрила систему управления обучением персонала, а также систему дистанционного обучения. Это позволило автоматизировать создание и управление учебными курсами и тестами для сотрудников, мониторинг процесса обучения сотрудников и результатов тестирования.
Внедрение автоматизированной системы управления авиационной безопасностью повысило эффективность мероприятий по обеспечению безопасности пассажиров, а также работников. В отчетном периоде авиакомпания также развернула ИТ-инфраструктуру для обеспечения технических мер защиты конфиденциальной информации.
Авиакомпания «Аврора» в отчетном периоде внедрила программный комплекс Safran Analysis Ground Station (AGS) для анализа полетной информации в целях обеспечения авиационной безопасности и управления рисками. На сайте авиакомпании активирована продажа дополнительных услуг, таких как выбор места и покупка сверхнормативного багажа. Благодаря виртуальному туру на сайте «Авроры» пассажиры могут оценить внутреннее пространство воздушных судов Airbus А319 и DHC-8-400.
Авиакомпания «Победа» в 2019 году провела модернизацию оборудования дата-центра и полностью обновила сетевую инфраструктуру.
Значительные результаты показали программы планирования загрузки экипажей Jeppesen Crew Pairing, Jeppesen Crew Rostering, Jeppesen Crew Bid. Благодаря использованию этих программ удалось снизить затраты на создание плана полетов экипажей воздушных судов, повысить соответствие нормы налета и отпуска, сократить количество нерабочих дней и увеличить среднегодовой налет сотрудника.
Большие данные для оптимизации пассажиропотоков в аэропорту
Один из крупнейших в мире и самый загруженный аэропорт по объему международного пассажирского трафика, аэропорт Дубая, собирает данные о рейсах и перемещении пассажиров. Анализ этой информации применяется для оптимизации работы аэропорта и повышения удовлетворенности пассажиров. Аэропорт использует сложные алгоритмы для динамического назначения выходов на посадку и прилет. В частности, если на 2-х рейсах много пассажиров, пересаживающихся с одного борта на другой, их выходы будут назначены рядом друг с другом.
Еще в аэропорту Дубая есть множество магазинов duty free, которые очень любят пассажиры. Увлекшись шопингом, люди опаздывают на рейсы. В этих случаях напоминания по громкой связи не слишком помогают, поскольку пассажиры часто не говорят ни на английском, ни на арабском и не понимают таких объявлений. Аэропорт внедрил систему оповещений в каждом из магазинов duty free, которая сканирует посадочные талоны и направляет пассажиру оповещение на его родном языке. В сообщение указано, к какому выходу ему нужно пройти, по какому маршруту, и сколько на это потребуется времени. Благодаря этой системе количество опоздавших на рейсы существенно снизилось, а уровень удовлетворенности клиентов от сервиса в аэропорту – вырос .
Big Data и Machine Learning помогают аэропортам оптимизировать пассажиропотоки
О других примерах применения больших данных и машинного обучения в аэропортах читайте в нашей следующей статье.
Хотите извлечь выгоду от больших данных и машинного обучения в своем бизнесе? Узнайте, как использовать Big Data и Machine Learning для своих прикладных задач, на наших практических курсах! Осваивайте современные методы и средства управления корпоративной информацией и бизнес-процессами на уровне топ-менеджера, аналитика, инженера или администратора.
Мы подробно расскажем всю необходимую теорию, детально покажем практику настройки программно-аппаратных решений, научим эффективной разработке уникальных моделей и алгоритмов, чтобы внедрение новых технологий принесло вашему бизнесу реальную пользу. Выбирайте нужную образовательную программу, записывайтесь на занятия и приходите в наш учебный центр!
Источники
- http://ru.datasides.com/big-data-в-авиаперевозках-существенный-прор/
- http://www.tadviser.ru/index.php/Статья:ИТ_в_авиации
- http://36.ns-we.ru/blog/2017/03/17/kak-aviakompanii-ispolzuyut-big-data/
- https://habr.com/ru/company/newprolab/blog/318208/
Психологические тесты для пилотов
СМИЛ, используемый в российской практике отбора кадров на работу – это модифицированный вариант международного опросника MMPI. При трудоустройстве встречаются варианты по 566, 360 вопросов, а также экспресс-варианты из 71 вопроса.
СМИЛ считается стандартом психологического тестирования при приеме на работу из-за высокой достоверности и привлекательной, по сравнению с продуктами SHL OPQ32 и talentQ Dimensions, стоимостью.
Онлайн-пример психологического теста:
Хотя в психологических опросниках используются защиты от чрезмерно положительных ответов, кандидаты могут научиться проходить их, показывая наличие качеств, которые интересны работодателю.
СМИЛ проходят на компьютере, в присутствии представителя работодателя. Результаты и психологический профиль формируются автоматически, исключая субъективную оценку рекрутеров.
Тесты СМИЛ для пилотов гражданской авиации оценивают:
- психологический портрет: темперамент, характер, особенности личности, стиль поведения и общения;
- склонность и противопоказания к работе;
- уровень выраженности стресса и эмоциональное состояние;
- устойчивость психологическим нагрузкам, склонность к конфликтам;
- способность к продуктивному анализу и принятия решений.
Кроме СМИЛ используют и другие тесты для пилотов, например, оценку умственных способностей по системе Равена (Райвена). Это одно из наиболее популярных испытаний при приеме на работу пилотов.
Пример Логического теста:
Его цель – оценка уровня IQ («общего» интеллекта), способностей к обучению и обработке абстрактной информации. Тестирование состоит из 5 серий по 12 заданий. Результаты сравнивают с другими кандидатами того же возраста и категории.
Тестирование проходит с ограничением времени или без него. В первом случае кандидату дается от 20 до 30 минут. Тест Равена состоит из матриц последовательностей и аналогичен логическим тестам способностей при приеме на работу.
Задания на счет, реакцию, мышление
Будущим летчикам предложат и дополнительные задачи на выявление когнитивных способностей.
Они предназначены для оценки качеств мышления, например:
- устного счета
- сравнения,
- анализа,
- логического построения,
- поиска закономерностей и различий.
Соискателям предстоит решать математические задачи на время в уме, искать последовательности фигур, решать задания, связанные с работой бортовых приборов, часов и измерительных шкал. Подобные задачи не требуют профессиональных знаний. Единственная сложность – ограничение времени.
- Для контроля пространственного мышления пилота используют тест на работу с показаниями радиокомпаса. Используется восемь направлений четырех частей света.
- Задания с лабиринтами оценивают скорость сенсомоторной реакции и уровень экстраполяции.
- Для исследования произвольного внимания, психомоторной деятельности, работоспособности и сосредоточенностью используются корректурные таблицы или кольца Ландольта.
- Тест военного пилота включает оценку образного (абстрактного) мышления – способности выстраивать пространственные положения летательного аппарата. Для этого используются задания по совмещению вырезов и вращения фигур, таблицы Шульте.
- Нередко летчик, поступающий на работу, проходит также тест структуры интеллекта (TSI) Р. Амтхауэра. Соискателю предлагаются задания на исключение слова, поиск аналогий, обобщения.
В тестирование когнитивных функций летчиков входят:
- арифметические задачи,
- числовые ряды,
- вопросы на пространственное воображение и обобщение,
- задачи на вербальный интеллект,
- задания на математическую одаренность.
- задания на реакцию и скорость мышления